Элективный курс "Родной край - Хакасия"
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Фыркальская средняя общеобразовательная школа № 13
Программа элективного курса
«Родной край – Хакасия»
Автор: Котюшева Наталья Валерьевна
учитель русского языка и литературы
МБОУ Фыркальская СОШ №13
с. Фыркал Ширинского района
Республики Хакасия
с. Фыркал
2014
Пояснительная записка
Программа элективного курса «Родной край - Хакасия» носит меж предметный интегрированный характер. Она помогает установить ассоциативные связи между известными учащимся фактами из окружающей их действительности и изучаемым программным материалом по географии, биологии, химии, экологии.
Программа связана с изучением природы, хозяйства, населения и экологии Хакасии. При этом учащиеся овладевают основами понимания взаимосвязей между физико-географическим объектом природы и обществом.
Содержание программы дает возможность лучше изучить свой край, помогает усвоению школьной программы по ряду предметов, воспитывает бережное отношение к природе, способствует накоплению краеведческой информации, которая приобретается в результате проектной и исследовательской деятельности. Она способствует установлению в сознании учащихся связи между изучаемыми географическими, биологическими, химическими, экологическими понятиями и закономерностями и их проявлениями на территории Хакасии.
Цель:
Последовательная организация краеведческой работы по комплексному изучению Хакасии и формирование сознательного и бережного отношения к природе и истории родного края.
Задачи:
1. Развивать умение работать с разнообразными источниками информации;
2. Обучить приёмам постижения природных закономерностей;
3. Изучить имеющийся краеведческий материал;
4.Применять информационно-коммуникативные технологии;
5. Прививать навыки природоохранной и исследовательской деятельности;
6. Развивать познавательную и общественную активность учащихся;
7. Способствовать развитию творческих способностей личности ребенка.
Основные принципы программы
1. Принцип систематичности последовательности. При изучении материала усвоение проходит несколько этапов: восприятие – представление – понятие, т. е. от простого к сложному
2. Принцип устойчивости вариативности. К уже известной информации добавляется какая – то новая (вариативная).
3. Принцип наглядности. Данный принцип реализуется при участии в научно- исследовательской деятельности кружка, в ходе которой члены кружка наблюдают происходящие явления, описывают их, используют наглядные средства обучения (картины, фотографии и т. д.).
4. Принцип взаимосвязи глобального, национального и краеведческого подходов. Предполагает рассмотрение вопроса изучения родного края на трех вышеперечисленных уровнях.
5. Принцип активности и деятельности в процессе изучения. Предполагает активную деятельность членов кружка при руководящей роли педагога при организации работы с научной, справочной литературой. Реализации этого принципа будет способствовать методы проблемно – поискового значения.
6. Принцип развития личности. Реализуется в процессе научно – исследовательской деятельности на занятиях кружка, т. е. дети учатся владеть методами сравнения, синтеза, обобщения, выделения главного, что способствует развитию логического мышления и творческих способностей.
7. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
8. Принцип связи с жизнью. Данная программа содержит информацию, которая способствует познанию своего родного края.
Критерии отбора материала
1. Критерий практической значимости.
2. Критерий соответствия содержания программы и имеющейся учебно - методической базы.
Возраст, на который рассчитана программа
Школьники основной общеобразовательной школы, с 5 по 8 класс (10 – 15 лет).
Объём программы в часах и продолжительность курса:
Программа рассчитана на 1 год обучения, по одному часу в неделю, 35 часов за год.
Формы проведения занятий
1. Лекция – используется на занятиях тема, которых связана с ознакомлением с основными положениями.
2. Практические занятия.
3. Игровая форма (КВН, викторина)
4. Экскурсия.
5. Конференция.
Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.
Методы работы
1. Репродуктивный метод – выполнение действий по алгоритму;
2. Частично- поисковый метод, члены кружка осуществляют поиск решения проблемы, а педагог задаёт гипотезу, ставит задачу;
3. Индуктивный метод (от частного к общим положениям, явлениям);
4. Дедуктивный метод (от общего к частным фактам);
5. Метод учебного анализа, синтеза, аналогии, выявления причинно- следственных связей;
6. Картографический метод.
Ожидаемые результаты:
Способность применять полученные знания в повседневной жизни, в школьной жизнедеятельности;
2. Вовлечение учащихся в научно – исследовательскую деятельность и проектную деятельность;
3. Проведение наблюдений и фиксирование их;
4. Участие в различных (по уровню ) исследовательских проектах;
5. Творческие работы членов кружка;
6. Решение экологических задач, тестирование.
Содержание программы
Основные модули программы
Теоретический блок
Практический блок
Коммуникативный блок
Исторические и
Культурные особенности республики Хакасия
11 часов
Археологическое наследие края.
Первые поселения. История их возникновения.
История родной деревни.
Хакасия в годы Гражданской войны.
Хакасия в годы ВОВ. Имена героев.
Лучшие люди района.
Топонимия родного края
Проектные работы: «Моя малая Родина», «Их именем названы улицы»
Обновление стенда «Деревенька моя»
Проект «Герои живут рядом».
«Дети войны»
Экскурсия в районный краеведческий музей.
Беседа: «Личностный смысл изучения своего края»
Физико – географические особенности природы Хакасии
18 часов
Физико – географические особенности положения Хакасии, района, села.
Геологическое строение и рельеф.
Климат. Времена года.
Особенности климата Хакасии.
Внутренние воды. Реки.
Озера. Болота.
Почвенный покров.
Флора и фауна края.
Редкие виды флоры и фауны. Лекарственные растения.
Создание картосхем (озера, болота, водопровода и т.д.) Творческие работы: «Минеральные ресурсы края»
Составление розы ветров для района проживания.
Составление графиков годового хода температуры.
«Комплексное исследование объектов гидросферы: озеро Шира, Беле, Тус, река Енисей»
«Характерные типы почв нашей местности»
Составление схемы взаимодействия и взаимосвязи флоры и фауны степей»
Викторина «Народные приметы о погоде»
Лекция
«Вода, которую мы пьём»
КВН
«Познай свой край»
Экология родного края
6 часов
Экологическое состояние местности
. Экологические проблемы и пути их решения.
Мониторинг экологического состояния ближайшей местности
Экологические сказки
Экскурсия
«Экологическая тропа»
Итоговая конференция
Тематическое планирование на 2013-2014 учебный год
№ п\п
Раздел. Тема.
Количество
часов
Дата
1
1.1
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
1.6.
1.7.
Исторические и
культурные особенности края
Беседа: «Личностный смысл изучения своего края»
Археологическое наследие края.
Первые поселения. История их возникновения. История родной деревни.
Хакасия в годы Гражданской войны.
Хакасия в годы ВОВ.
Лучшие люди района.
Топонимия родного края
11
1
1
2
1
2
2
2
2
2.1.
2.2.
2.3.
2.4
2.5.
2.6.
3.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
Физико – географические особенности природы Хакасии
Физико – географические особенности положения Хакасии, района, села.
Геологическое строение и рельеф.
Климат. Времена года.
Особенности климата родного края. Викторина «Народные(хакасские, русские) приметы о погоде»
Внутренние воды. Реки.
Озера. Реки. Лекция.
«Вода, которую мы пьём»
Почвенный покров. Характерные типы почв нашей местности.
Флора и фауна края.
Редкие виды флоры и фауны. Лекарственные растения. КВН «Зеленая аптека»
«Познай свой край»
Экология родного края
Экологическое состояние ПК местности.
Мониторинг экологического состояния ближайших ПК.
Экологические сказки
Экскурсия «Экологическая тропа»
Итоговая конференция Экологические проблемы и пути их решения.
18
1
2
5
4
2
4
5
1
1
1
1
1
Список использованной литературы:
1. Бутанаев В.Я. Традиционная культура и быт хакасов. – Абакан, 1996;
2. История Хакасии с Древнейших времён до 1917 года/ редактор Л.Р. Кызласов – Абакан, 1993;
3. Кильчичаков А. Животный мир Хакасии. – Абакан, 1995;
4. Медведев В.И., Алдашева А.А. Экологическое сознание. – М., «Логос», 2001;
5. Прокофьев С.М. Природа Хакасии. Пособие. – Абакан, 1993.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории география:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ