Финляндия
Финляндия
Характеристика экономико-географического положения.
Экономическая и политеская оценка границ.
Положение страны по отношению к транспортным путям международного значенеия.
Положение по отношению к физико-географическим объектам имеющим экономичесое значение.
Площадь территории в сравнении с площадью других стран.
Изменение ЭГП во времени (в связи с изменнением социально-экономического строя, состава территории, развития средств транспорта и другими факторами).
Характеристика населения.
Численность и естественный прирост в сравнении с другими стпранами.
Миграции.
Размещение и плотность населения.
Соотношение городского и сельского населения.
Возрастно-половой состав.
Структурав занятости.
Классовый состав.
Национальный состав.
Религиозный состав.
Общая характеристика хозяйства.
Место страны в международном географическом разделении труда (в капиталлистическом и социалистическом).
Производственные отношения и форма собственности.
Уровень и темпы экономического развития.
Структура экономики.
Размещение.
Характеристика промышленности.
Хозяйственная оценка природных рессурсов для развития промышленности (запасы, качество, горно-геологические условия залегания полезных ископаемых, водные и лесчные ресурсы, размещение ресурсов готносителтно экономических центров.
Источники топлива и энергии.
Сырье для черной металлургии.
Сырье для цветной металлургии.
Ископаемое сырье для химической промышленности.
Общий вывод – как обеспечена страна природными ресурсами для промышленности, что импортирует.
Господствующие формы собственнности.
Структура промышленности.
Размещение различных важнеших отраслей промышленности, главные промышленные центры, узлы, районы и их специализация.
Характеристика сельского хозяйства.
Оценка природных условий для сельского хозяйства.
Обеспечение растений влагой.
Обеспечение растений теплом.
Различие в показателях увлажнения и тепла на территории страны.
Тип климата.
Природные зоны и почвы.
Основные природные различия на территории.
Главные природные трудности страны для сельского хозяйства и возможные хозяйственные мероприятия для их преодоления.
Что можно развивать в данных условиях.
Аграрные отношения. Их влияние на агротехнический уровень сельского хозяйства.
Структура сельского хозяйства.
Размещение главных отраслей сельского хозяйства, сельскохозяйственные районы.
Характеристика транспорта.
Хозяйственная оценка природных условий. (Конфигурация и состав территории для развития отдельных видов транспорта).
Уровень развития транспорта. Значение отдельных отраслей транспорта в экономике страны.
Размещение главных транспортных путей, железнодорожных узлов, портов и аэропортов.
Международное значение транспорта.
Внешние экономические связи.
Главные формы внешних экономических связей.
Состав экспорта, импорта и направление внешней торговли.
Экономическая и политическая оценка границ.
Финляндия—государство на севере Европы. Граничит с Швецией на северо-западе (586 км) и Норвегией на севере (716 км). На Юге и 3ападе берега Финляндии омывают воды Балтийского моря, его заливов — Финского и Ботнического. Длина береговой линии (без учёта извилистости) 1100 км. Площадь 339 тыс. км2 (около 1/4 её за Полярным кругом). Около 1/10 территории Финляндии—внутренние воды, главным образом озёра. Населения 5,06 млн. человек (1993). Столица — г. Хельсинки.
В административном отношении Финляндия разделена на 12 губерний (laani), которые подразделяются на уезды (kihiakunta).
Табл. 1.—Административное деление
Губернии (laani)
Площадь, тыс.
Км2
Население, тыс. чел.
(1974)
Административный центр
Ахвенанма
(Ahvenanmaa) ....
1,5
22,0
Марианхамина
(Maarianhami-
па)
Васа (Vaasa)
26,8
422,2
Васа (Vaasa)
Кески-Суоми
(KeskiSuomi)...
19,3
240,5
Ювяскюля
(Jyvaskyla)
Куопио (Kuopio) ...
19,9
250,7
Куопио (Kuopio)
Кюми (Kymi)
12.8
345,2
Коувола (Kouvo-la)
Лаппи (Lappi)
99,1
195,1
Рованиеми
(Rovaniemi)
Миккеля
(Mikkeli) . .
21,6
211,1
Миккели
(Mikkeli)
Оулу (Oulu)
61,1
400,9
Оулу (Oulu)
Похьойс-Карьяла (PohjoisKarjala)…
18,0
177.1
Йоэнсу
(Joensuu)
Турку-Пори (Turku-Pori)
21,5
693,5
Турку (Turku)
Усима (UuSimaa) . . .
10,4
1079,4
Хельсинки
(Helsinki)
Хяме (Hame)
19,8
656,0
Хяменлинна
(Hameenlinna)
Характеристика населения.
Национальный состав населения Финляндии сравнительно однороден, св. 91% жителей составляют финны. В южных и западных прибалтийских районах живут шведы (около 390 тыс. чел., 1973, оценка), на Севере страны — св. 3 тыс. саамов (лопарей). Официальные языки — финский и шведский. Подавляющее большинство верующих принадлежит к евангелическо-лютеранской церкви, имеются православные. Официальный календарь — григорианский. Население увеличивается медленно, главным образом из-за небольшого естественного прироста (3,3-чел.на 1000 в 1972—74, в среднем за год) и традиционной эмиграции (в 1945—74 из страны выехало 400 тыс. чел.). Экономически активное население, по данным 1974, составило 2,2 млн. чел., из них занято в сел. и лесном х-ве 16,2% (45,8% в 1950), в промышленности 27,5% (20,8% в 1950), в строительстве 8,4% (6,3%), в торговле и финансах 20,1% (9,3%), на транспорте и в связи 6,9% (5,4%), в др. сферах обслуживания 20,9% (10,8%). В составе экономически активного населения (1970) около 74 тыс.— предприниматели, применяющие наёмный труд. Из лиц, которые живут своим трудом, 321,8 тыс. крестьян, 665,6 тыс. служащих и 986,9 тыс. рабочих. Лиц наёмного труда 1,75 млн. (1973).
Средняя плотность населения 14 чел. на 1 км2, 9/10 всего населения живёт в южной половине страны. Процесс урбанизации ведёт к росту старых городов и гор. посёлков, к образованию новых городов, к обрастанию крупных городов городами-спутниками. Городского населения 58,1% в 1974 (32,3% в 1950). Наиболее крупные города: Хельсинки, Тампере, Турку, Эспо, Ванта, Лахти, Оулу. Для сельских местностей характерно хуторское расселение.
Общая характеристика хозяйства.
Финляндия.— индустриально-аграрная страна с высоким уровнем развития капитализма. В промышленности и строительстве создаётся 45% валового национального продукта, в сельском и лесном х-ве 11,6% (собственно в сельском хозяйстве 6,1% ), в торговле и банковском деле 13,4%, на транспорте 6,8%, в сфере обслуживания 18,3% (1975).
Экономическое развитие Финляндии в послевоенные годы проходило в основном в благоприятных условиях, чему в значительной степени способствовало развитие связей с Россией и др. социалистическими странами, ослабившими зависимость Финляндии от капиталистических рынков. В послевоенные годы была создана многоотраслевая экономика, характеризующаяся более быстрым темпом роста промышленного производства, чем в ряде др. капиталистических стран (к началу 1970-х гг. довоенный уровень был превышен в 4 раза). Сельское хозяйство достигло высокой степени механизации и интенсификации (производство зерна и продуктов животноводства превысило собственные потребности). Экономика Финляндии в значительной степени ориентирована на внешние рынки; Финляндия активно участвует в международных хозяйственных связях; она является крупным поставщиком бумаги, целлюлозы, продукции машиностроения — судов, машин и оборудования для деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности и др. Доля экспорта товаров и услуг составляет 31% (1974) валового национального продукта (против 20% в 1950, 23% в 1960, 27% в 1970). Для экономики Финляндии характерна высокая степень централизации и концентрации капитала и производства. Определяющее влияние в экономике принадлежит двум десяткам семей крупных собственников, у которых находится более 70% частного акционерного капитала. Они же занимают ключевые позиции в 2 крупнейших коммерческих банках (Объединённый банк Финляндии и Национальный банк), сосредоточивающих 85% банковского капитала. В начале 1970-х гг. на 30 крупнейших монополистических объединений приходилось 54% промышленной продукции, 46% рабочей силы, 70% собственности в промышленности, 60% инвестиций и 81% экспорта.
Доля государственного сектора в промышленности составляет около 20% , на государственных предприятиях занято около 18% рабочей силы (1974). Наиболее значит. доля государства в горнорудной, металлургической, химической промышленности, нефтепереработке, машиностроении. Государству принадлежит 34% земельной площади и 24% лесов. Крупнейшими промышленными объединениями являются смешанные концерны с преобладанием государственного капитала: «Несте» (нефтепереработка и нефтехимия), «Энсо — Гут-дайт» (лесопереработка и машиностроение), «Кемира» (химия), «Валмет» (машиностроение) и частные: «Вяртсиля» (судостроение), «Нокиа» (электротехника и электроника), «Раума — Репола» (судостроение и др. отрасли машиностроения), Тампелла» (производство бум. машин), <Кюмин» и «Юхтюнет паперитехтат» (производство бумаги), «Кеми», Серлаккиус», «Коне» (производство лифтов и подъёмно-транспортного оборудования). Значит, часть их продукции идёт на экспорт. Главные монополии тесно связаны с иностранным капиталом. Эти компании имеют предприятия за границей. Иностранные капиталовложения в Финляндии невелики (около 6% акционерного капитала), они имеются в электротехнической, пищевой промышленности, в ряде отдельных металлообрабатывающих и машиностроительных, а также текстильных предприятиях. Участие иностранного капитала в финской экономике выражается также в форме займов (от США, Швеции, ФРГ и др. капиталистических стран). Кредиты Финляндия представляет и Россия на взаимовыгодной основе. О некоторых кризисных явлениях, переживаемых финской экономикой в сер. 1970-х гг., свидетельствует довольно большая безработица: число безработных на январь 1977 достигло 120 тыс., что составило около. 4% всего самостоятельного населения.
Характеристика промышленности.
Подавляющую часть промышленной продукции производят около 15% промышленных предприятий (с числом занятых от 100 и более), на которых сконцентрировано около 70% всего промышленного персонала. В 1975 в промышленности было занято 609 тыс. чел. (против 364,5 тыс. чел. в 1959). В структуре промышленности в послевоенные годы произошли существенные сдвиги (см. табл. 2). По стоимости продукции группа отраслей металлообрабатывающей промышленности получила такое же значение, как и лесобумажная промышленность, занимавшая до 2-й мировой войны доминирующее положение и сохранившая по-прежнему 1-е место в экспорте (43% всего вывоза в 1976). Это произошло благодаря модернизации и расширению, а в ряде случаев и строительству новых машиностроительных предприятий, что было вызвано как возросшим потреблением металлоизделий, машин и оборудования в самой Финляндии, так и выполнением репарационных поставок, а впоследствии заказов СССР и других социалистических стран.
Табл. 2.—Структура промышленности
Отрасли промышленности
Число занятых, тыс. чел.
Стоимость валовой продукции, млн. финских марок
1959
1973
1959
1973
Всего .....
364,5
532,8
10682
54649
В том числе
Горнорудная
5,0
6,7
123
565
Металлургическая . .
7,5
17,0
640
3836
Металлообрабатывающая и машиностроительная
99,8
154,0
1595
9705
Деревообрабатывающая.. •
44,5
58,0
727
4610
Бумажная
34,85
50,3
1740
8795
Пищевая . .
40,9
62,6
2703
10323
Керамическая, стекольная, стройматериалов
13,9
22,3
240
1507
Химическая
11,3
37,3
494
5287
Кожевенная и обувная
11,2
10,0
158
486
Текстильная и швейная
63,4
64,7
787
3362
Полиграфическая.. •
21,4
29,9
367
1985
Электро, водо и газоснабжение
14,0
21,6
840
3992
Добывающая промышленность и энергетика.
Финляндия обладает значительными ресурсами минерального сырья, добыча которых после войны увеличилась. В 1974 добыто 934 тыс. т. железной руды (концентратов и окатышей), 38 тыс. т. меди, 92 тыс. т. цинка. Кроме того, добывают никель (Нивала), хромиты, кобальт, ванадий, свинец, пириты, графит, полевой шпат, асбест.
Энергетическая проблема — одна из острых в Финляндии; страна не обладает минеральным топливом, другие энергетические ресурсы ограничены. Собственные её потребности в горючем покрывает импорт. О структуре топливно-энергетического баланса смотрите в табл. 3. Ввозится главным образом сырая нефть, а также нефтепродукты; производство нефтепродуктов в Финляндии в 1974 составило св. 8,3 млн. т.. Гидроэнергетический потенциал св. 20 млрд. квт.• ч, из которых освоено 11 млрд. квт.• ч (1973). Основные источники — на Севере, где в послевоенные годы были сооружены каскады ГЭС на pеках: Оулу-Йоки и Кеми-Йоки. Общая мощность электростанций на 1974 составила 6,79 млн. квт., в том числе мощность ГЭС 2,32 млн. квт.. В общем производстве электроэнергии доля ГЭС св. 40%, наиболее крупные ГЭС—«Иматра» (мощность 156 МВт. ), «Оулукоски» (110 МВт.), «Пюхякоски» (110 МВт.). Строится АЭС в Ловисе (при техническом содействии Советского Союза пуск 1-го энергоблока состоялся в 1977). Часть электроэнергии (3,6 млрд. квт.• ч в 1974) импортируется, в том числе из СССР. С 1974 из СССР в Финляндию по трубопроводу поступает природный газ.
Обрабатывающая промышленность. Группа отраслей металлопромышленности включает металлургию, металлообработку и машиностроение, в т. ч. электротехническую промышленность, производство средств транспорта (и судоремонт). Основное место в этой группе принадлежит транспорту и общему машиностроению, электротехнике.
Металлургическая промышленность значительно увеличилась в 1960—70-х гг.
благодаря расширению сырьевой базы и вводу в строй новых предприятий, из них наиболее крупные — государственный металлургический комбинат «Раутарукки» (в Рахе и Хяменлинне) и работающие в основном на ломе заводы в городах Иматра, Турку, Ковер-харе. В цветной металлургии развита выплавка электролитной меди и цинка (заводы в г. Коккола).
Финляндия производит в широком ассортименте машины и промышленное оборудование; по производству и экспорту машин и оборудования для целлюлозно-бумажной промышленности Ф. занимает видное место в мире (7% производства всех капиталистических стран и 10% экспорта). Основные центры производства: Лахти, Васа, Кархула, Раума, Тампере. Развиты отрасли машиностроения, специализирующиеся на выпуске подъёмно-транспортного оборудования (грузовые лифты, краны и др.), сельскохозяйственных машин, машин для лесной промышленности, для дорожных и строительных работ. Электротехническая промышленность специализируется преимущественно на выпуске энергосилового оборудования (генераторы, трансформаторы, электродвигатели и др.) и изготовлении кабеля, производстве телефонных аппаратов, ручных и автоматических телефонных станций, радиоприёмников, телевизоров и многое др.; главный центр — Хельсинки, а также Турку, Сало, Порво. Развито судостроение; имеется 9 верфей, наиболее крупные — в Турку, Хельсинки, Рауме; строят в основном специальные суда, в том числе крупнейшие в мире дизельные ледоколы, платформы с буровыми установками для морской добычи нефти, паромы, мор. и озёрные буксиры, пасс. и грузовые суда.
Сохранилось деревянное судостроение (парусники, шхуны, катера, моторные лодки). Б. ч. судов строится по иностранным заказам.
Автомобилестроение (преимущественно из импортных деталей сборка легковых машин шведско-финской фирмы «Сааб — Валмет»;
производство грузовых машин и автобусов) и тракторостроение; центры—гг.Хельсинки, Хяменлинна, Тампере, Ювяскюля.
Лесоперерабатывающая промышленность имеет многоотраслевую структуру и включает деревообработку (в т. ч. лесопиление, производство мебели, стандартных домов и строительных деталей) и целлюлозно-бумажную промышленность (в том числе производство древесной массы, сульфитной и сульфатной целлюлозы, бумаги, картона). Финляндия обладает менее чем 1% мировых запасов леса (0,6% ), но она стоит в первом ряду капиталистических стран, производящих и экспортирующих продукцию лесопереработки. Деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность дают более 1/4 стоимости валовой промышленной продукции страны, а продукция этих отраслей составляет почти 1/5 стоимости финского экспорта. Крупные лесопильные. заводы размещены главным образом в низовьях сплавных рек. Имеется производство фанеры, древесностружечных плит, спичек и др.; развита мебельная промышленность (основной центр — г. Лахти); изготовление домов, бань, бараков и др., гл. р-н деревянного домостроения — озёрный край (гг. Варкаус, Йоэнсу), гг. Раума, Турку, Кеми. Целлюлозно-бумажная промышленность даёт наибольшее количество экспортной лесопромышленной продукции. Основное место занимают выпуск бумажной массы, главным образом целлюлозы (5% мирового производства и 7% экспорта) и бумаги — газетной (соответственно 6% и 11%), писчей и печатной (4% и 22%). Эта промышленность работает частично (примерно на 30%) на отходах лесопильных и деревообрабатывающих предприятий. С этим связано её размещение. Главными районами являются Юго-восток (долина реки Кюми-Йоки) и побережье Ботнического зал. Важнейшие лесопромышленные и экспортные центры — гг. Котка, Кеми и Пори.
Химическая промышленность развивается быстрыми темпами, намного опережая среднегодовые темпы роста промышленности в целом. Св. 2I3 химического производства приходится на нефтепереработку, св. 1/3 — на продукцию пластмасс, удобрения — азотные и фосфатные, краски и синтетические волокна, 1/5 — на продукцию бытовой химии. Важное значение имеет производство серной кислоты, используемой в целлюлозно-бумажной промышленности. Центры химический промышленности — Хельсинки, Турку, Тампере, Оулу; нефтепереработки — гг. Порво и Нантали. Лёгкая и пищевая промышленность б. ч. ориентированы на внутренний рынок. Развиты текст., швейная, кожно-обувная, стекольно-фарфоровая промышленность; производство стройматериалов. Главный текст, центр — г. Тампере. Предприятия пищевой промышленности, в частности по производству масла и сыра, размещены по всей стране, но особенно на Юго-Западе.
Характеристика сельского хозяйства.
Финляндия— одна из самых северных стран с развитым сельским хозяйством. Его особенность — связь с лесным хозяйством. Основное направление сельского хозяйства — животноводство, преимущественно молочное, оно даёт 75% стоимости сельскохозяйственной продукции. В сельском хозяйстве используется 8,1% территории страны — 2,7 млн. га (1973), из них почти все земли обрабатываются. О посевных площадях, сборе сельскохозяйственных культур, поголовье скота и продукции животноводства. Подавляющая часть крестьянских хозяйств — мелкие. Из 266 тыс. хозяйств (1973) 176 тыс. имели менее 5 га пашни. Поскольку практически жизнеспособны хозяйства, имеющие более 10 га. пашни, большое значение для крестьян имеют доходы от эксплуатации леса (в среднем 35 га на хозяйство) и приработки на стороне. Лишь в 5% хозяйств применяется наёмный труд. Хозяйства, которые имеют менее 10 га пашни каждое, составляют 77,4% ферм и занимают около 45% пахотных земель; хозяйства, располагающие 10—20 га пашни, составляют около 17% всех хозяйств и имеют 32% пахотных земель; крупных хозяйств (св. 20 га пашни каждое)—св. 5% всех хозяйств, они сосредоточивают 23% пахотных земель. Нарастающими темпами идёт процесс разорения мелких хозяйств и концентрация земли у крупных собственников. В период 1969—74 разорилось 39 тыс. крестьянских хозяйств, в основном таких, у которых площадь пашни не превышала 10 га. В южном и центральных, районах наряду с животноводством важное значение имеет зерновое хозяйство. Сбыт и переработка сельскохозяйственной продукции в сильной степени монополизированы. В посевных преобладают кормовые культуры — овёс, ячмень, сеяные травы. Сельское хозяйство высокомеханизировано (175 тыс. тракторов и 34 тыс. комбайнов в 1974), значит, урожайность зерновых (пшеницы 29,4 ц/га, ржи 18,3 ц/га в 1975) и удойность коров (3974 кг на одну корову в год в 1974). В северных районах — оленеводство.
Лесное хозяйство — старейшая отрасль финской экономики. Под лесом 18,9 млн. га, общий объём запасов 1,5 млрд. м3 древесины, в т. ч. 44% сосна, 38% ель, 18% берёза и др. лиственные породы (1974).
2/3 лесов находится в частном владении, а с акц. об-вами — 3/4. Ежегодная вырубка около 50—55 млн. м3. В лесном х-ве вместе с лесосплавом занято 65 тыс. чел., кроме крестьян, составляющих основной контингент занятых в этой отрасли.
Звероводство. Получило развитие разведение (в клеточных условиях) норки (3,5 млн. голов в 1974), серебристой лисы, песца. Звероводческие фермы 6. ч. размещены в прибрежной полосе, особенно вдоль Ботнического залива В 1970-х гг. Ф. заняла одно из первых мест в капиталистическом мире по экспорту продукции пушного звероводства.
Рыболовство. Улов рыбы ежегодно около 100 тыс. т, в том числе 80% в море. Основные промысловые рыбы — салака, щука, мор. окунь, лосось, сиг.
Характеристика транспорта
Протяжённость железных дорог около 6 тыс. км (1976), на их долю приходится 2,8% пасс. и 26,4% грузовых перевозок (1970). Длина шоссейных дорог около 40 тыс. км. Автопарк насчитывает 1,1 млн. машин (1975), в основном легковых. Автотранспортом перевозится 27,3% пассажиров и 53,6% грузов (1970). Возрастает значение Сайменского канала, часть которого проходит по территории СССР и арендуется Ф. Б. ч. пасс. и грузового сообщения с другими странами осуществляется морским путём. На конец 1975 тоннаж торгового морского флота — св. 2 млн. брутто per. т. Главные морские порты — Хельсинки (грузооборот 5,8 млн. т в 1975), Турку (3 млн. т), Котка (2,6 млн. т), Хамина (1,8 млн. т), нефтяные порты — Шёльдвик (10 млн. т) и Нантали (5 млн. т). Благодаря ледоколам морская навигация круглый год. 2 авиакомпании «финн эр» и «Кар эрг>.
Внешние экономические связи.
Доля Финляндии во внешнеторговом обороте капиталистического мира — около 1%. Однако в экспорте продукции деревообработки и целлюлёзо-бумажной промышленности она занимает 3-е место после Канады и Швеции. В составе экспорта (1976) продукция деревообработки, целлюлоза и бумага — 44 % , продукция металлообработки — 34% , текстильной и швейной промышленности — 8%, химической промышленности —7%, сельского и лесного хозяйства—3%. В импорте на долю сырья приходится 62%, топлива и смазочных материалов — 6% , на готовые промышленные изделия, в основном оборудование и машины, — 17%, потребительские товары — 14%. Импорт превышает экспорт. Дефицит внешней торговли покрывается в основном за счёт займов.
Главное место во внешней торговле Финляндия принадлежит капиталистическим странам Европы (61% экспорта и 58% импорта), доля социалистических стран по экспорту — 23,7%, по импорту—21,8%, доля США соответственно — 2,8% и 5,2% (1976). Основные внешнеторговые партнёры Финляндии — Россия, Швеция, ФРГ, Великобритания. Растут связи Финляндии с развивающимися странами. Экономическое сотрудничество Финляндии с Россией основывается на долгосрочных торговых соглашениях, заключаемых на 5 лет (первое пятилетнее торговое соглашение было подписано в 1950 на период 1951—55), и Перспективной программе развития торгово-экономического сотрудничества, производственной кооперации и специализации, принятой в 1972. Россия — крупный покупатель финских судов, промышленного оборудования, изделий электротехнической промышленности, целлюлозы, бумаги и др. Россия экспортирует в Финляндию нефть, газ, нефтепродукты, уголь, кокс, хлопок, корма и удобрения, а также металлы, автомобили, машины и различное промышленное оборудование. Между Финляндией и Россией осуществляется производственное и техническое сотрудничество, совместное сооружение энергетических и др. промышленных объектов на территории России и Финляндии с 1977 начато осуществление долгосрочной программы развития и углубления торгово-экономического, промышленного и научно-технического сотрудничества между Финляндией и Россией до 1990.
Денежная единица — финская марка (с 1973 плавающий курс).
В экономико-географическом отношении на территории Финляндии условно выделяют 3 части: Юго-3апад, Приозерье и Север. Юго-Запад — часть страны с наиболее благоприятными природными условиями (около 25% площади Финляндии и св. 60% её населения), главный экономический район страны. Отрасли промышленности, связанные преимущественно с привозным сырьём и топливом. Юго-Запад — самая урбанизированная часть Финляндии (св. 70% её городского населения). Здесь сосредоточены крупнейшие финские гг.— Хельсинки, Турку, Тампере. Приозерье (основная часть Озёрного плато и долина р. Кюми-Йоки — 25% территории Финляндии и 26% её населения) — ярко выраженный лесопромышленный район (24% всей промышленной продукции Финляндии). Сельское хозяйство невысокой интенсивности. Преобладают мелкие крестьянские хозяйства, 3/4 надела которых занимает лес. Наиболее индустриализованы берег оз. Сайма и побережье Финского залива. Основные отрасли — гидроэнергетика, лесная промышленность, металлургия, химия. Около 21% городского населения Финляндии, главные города—Котка, Куопио, Ювяскюля. Север (около 50% территории, 13% населения Финляндии) — район потенциальных ресурсов, лесного хозяйства и новых (в том числе металлургических, химических) отраслей промышленности (около 9% обще-финской промышленной продукции; 7% занятых в промышленности страны). Около 8% гор. населения; главные гг.— Оулу, Кеми, Рованиеми.
Автор Рудык Маша 10 “Б” класса
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории география:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ