Интегрированный урок в 6-м классе (география, русский язык, литература) с использованием ИКТ "Ветер, ветерок, ветрище"
Интегрированный урок в 6-м классе
(география, русский язык, литература)
с использованием ИКТ "Ветер, ветерок, ветрище"
Попова Надежда Владимировна, учитель географии,
Мартынова Ирина Юрьевна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ п.Новореченский Питерского района Саратовской области»
Цель урока: обеспечить усвоение знаний о ветре и отражение этого явления в русском языке и художественных образах.
Задачи:
Образовательные:
сформировать представление об образовании ветра, познакомить с видами ветров (бризы, муссоны);
научить описывать ветры разной силы; сформировать представление о значении ветра, ознакомить с розой ветров;
повторить правописание слов данной тематической группы, показать отражение образа ветра во фразеологии и художественной литературе.
Развивающие:
развивать логическое мышление на основе причинно-следственных связей, объясняющих образование ветра;
развивать умение определять направление ветра и построения «розы ветров»;
развивать устную речь учащихся, умение строить рассказ по картинке, навыки мелодекламации, навыки правописания.
Воспитательные:
воспитывать любовь к природе и родному языку, научить видеть красоту окружающего мира, воспитывать глубокое уважение к науке, открывающей загадки окружающего мира.
Тип урока: интегрированный урок
Формы учебной деятельности: сочетание фронтальной, индивидуальной работы.
Методы и приемы.
Методы: по источнику передачи и восприятия учебной информации – словесные, наглядные и практические;
по характеру познавательной деятельности обучающихся – частично-поисковый, объяснительно-иллюстративные, ролевая игра, проблемный, сравнительный;
по характеру управления учебной работой – совместная с учителем и самостоятельная работа обучающихся.
Приемы. Прием «Как бы вы прокомментировали эпиграф», «Корзина идей, понятий, имен…», ролевая игра, работа со словом, работа со словарем, работа с таблицей, использование ИКТ в форме презентации, созданной к уроку, наглядные средства – иллюстрации приборов, картин, опорных слов.
Средства обучения урока. Учебники географии и русского языка, словари, сказка Н.Абрамцевой “Сказка о ветре”, запись песни о ветре из к/ф “Дети капитана Гранта”, иллюстрации приборов, картин, опорных слов, презентация к уроку, “Музей ветра” (флюгер, анемометр, мельница, ветряной двигатель, картины художников с изображением ветров, пословицы и поговорки, фразеологизмы).
План урока.
География:
Причины возникновения ветров.
Бризы и муссоны.
Значение ветра.
Определение направления и силы ветра.
Филология:
“Ветер” с точки зрения науки лингвистики.
“Ветер” в русской фразеологии.
“Ветер” в языке поморов.
“Ветер” в художественной литературе.
Ход урока
Слайд № 2
Эпиграф урока:
Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме Бога одного…
А.С.Пушкин
I. Организационный этап - 1мин.
Учитель приветствует учеников, проверяет их готовность к уроку.
Учитель географии:
-Ребята, а какое настроение у вас? Покажите тот символ, который соответствует вашему настроению.
II. Вводно-мотивационный этап - 4 мин.
Звучит песня о ветре из кинофильма “Дети капитана Гранта”.
Учитель географии:
- О каком природном явлении пойдет речь на уроке? Что вы представили, слушая музыку?
Объяснение целей и задач урока, сообщает план работы на уроке.
III. Операционно-познавательный этап- 25 мин.
Учитель литературы:
-Соединение сегодня в одном уроке разных предметов неслучайно. Ведь каждое явление природы, каждое явление нашей жизни, каждое событие изучается разными науками. Только соединение усилий разных наук даёт целостную картину окружающего мира.
Ветер же – это не только интересное природное явление, но это ещё и излюбленный образ народной поэзии и всей художественной литературы. Образ ветра отразился и в языке русского народа, во многих фразеологизмах. Ветер и будет сегодня героем нашего урока.
Слайд № 6
Кому не знакомы с детства эти слова:
Ветер на море гуляет,
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах,
На раздутых парусах…
Или в другом варианте:
Ветер весело шумит,
Судно весело бежит,
Мимо острова Буяна,
В царство славного Салтана –
И желанная страна,
Вот уж издали видна…
Конечно, это любимая всеми “Сказка о царе Салтане” А.С.Пушкина. Но есть о ветре и много других сказок. Одну из них сочинила писательница Наталья Абрамцева.
Мелодекламация сказки Н.Абрамцевой “Сказка о ветре” ( 3 обучающихся)
Декламация сказки учениками, сопровождаемая музыкой.
Наталья Абрамцева. Сказка о Ветре.
Жил-был Ветер. Хорошо жил. Весело. Время было жаркое, а потому везде и всюду Ветру радовались. Подует Ветер с поля – запах горячих колосьев принесёт. Люди довольны. Ну, а уж если с моря Ветер влажную солёную прохладу принесёт – люди радуются, нарадоваться не могут.
Ветер умел делать множество вещей. Он дружил с мельницей: помогал молоть золотое зерно. Умел надувать парус лодки и гнать её по синему морю. Умел сушить стираное бельё не хуже солнца. И даже страницы книг умел листать Ветер. Правда, не всегда в нужную сторону.
Так было летом, но вот пришла осень. Холодная, сердитая осень. Небо затянулось серыми тучами. Полил сильный дождь. Все по домам попрятались. И люди, и кошки, и собаки, и зайцы, и волки. Вот только Ветер на улице остался. Не было у него дома.
“Попрошу людей пустить меня в дом погреться”, – решил Ветер.
Подлетел Ветер к самому красивому дому, постучал в окно:
– Пустите меня, пожалуйста! Это я, Ветер! вспомните, как мы дружили летом. сейчас мне холодно…
Но люди плотнее закрывали рамы и отходили от окон.
“Они не узнали меня”, – подумал Ветер. Снова постучал в окно, снова пожаловался на осенний холод и дождь, снова попросил пустить его в дом погреться.
Но люди не понимали слов Ветра. Им казалось, что он просто гудит за окнами.
Вдруг кто-то окликнул Ветер. Слова то звенели, как острые холодные льдинки, то казались мягкими и тёплыми, как снежное одеяло. Конечно, это был голос Зимы
– Ветер! – позвала Зима. – Не плачь, Ветер! Я подарю тебе накидку из снежинок. Лёгкую, красивую…
И Зима бросила Ветру накидку из прекрасных снежинок. Ветер примерил накидку и остался очень доволен.
Когда люди посмотрели в окна, они увидели Ветер в снежной накидке и не узнали его. Таким красивым он был.
– Какая красивая новогодняя метелица, – говорили они.
А Ветер летал по заснеженному лесу, размахивал накидкой из снежинок, и ему было немножко обидно, что не ему радовались люди, а красавице метелице.
Учитель географии:
-Что же такое ветер? Найдите определение понятия ветер в толковом словаре. Толковый словарь утверждает, что ветер – это движение, поток воздуха в горизонтальном направлении. Но Толковый словарь знает о ветре не всё. Предоставим слово науке Географии, которая рассказывает о ветре подробнее, точнее…
Проблемный вопрос.
– Представьте, что вы находитесь в загородном доме. Зимний вечер, за окном вьюга. Вы сидите перед камином, в котором горят дрова. Куда девается дым? Почему он не заходит в комнату? (Дым выходит в трубу, вытягивается в трубу).
– Почему дым вытягивается в трубу? (На уровне топки и вершины трубы разное давление воздуха. На уровне топки атмосферное давление больше, а на вершине трубы меньше. ( При подъёме на каждые 10,5 м давление уменьшается приблизительно на 1мм) Дым движется из области высокого давления в область низкого).
Такое явление – движение воздуха из области высокого давления в область низкого проявляется не только в вертикальном, но и в горизонтальном направлении)
– Назовите пример такого явления. (Ветер)
Слайд №7
– Известна шутка “Отчего ветер дует? Оттого, что деревья качаются.” На самом деле главная причина возникновения ветра – неравномерное нагревание земной поверхности и поэтому атмосферное давление над различными ее участками тоже неодинаково.
Слайды № 8-11
С учетом многих местных признаков разработана 12-бальная шкала, которая позволяет определить скорость ветра в метрах в секунду или силу в баллах. При помощи прибора анемометра определяется сила ветра.
Задание:
Подчеркните значения пониженного давления одной линией, повышенного – двумя:
1. 765мм 755 мм
2. 741мм 770 мм
Покажите стрелками, в каком направлении будет дуть ветер в этих двух случаях.
765 мм > 755мм
741мм < 770 мм
– Где ветер будет сильнее? (Во втором случае).
– Почему? (Чем больше разность давления, тем сильнее ветер, тем больше его скорость).
Слайд №12
Задание: Вставьте в предложение пропущенные слова:
Чем больше … , тем больше сила (скорость) ветра.
Показ слайда с ответом.
Обращение к эпиграфу урока.
-Как бы вы прокомментировали эпиграф урока?
Учитель литературы:
Слайд №13
-У Владимира Высоцкого в одной из песен есть такие слова: “Мы говорим не ветры, а ветра…” Скажите, а как надо говорить правильно с точки зрения литературных норм? Ветры или ветра? Оказывается, обе формы допустимы, только “ветра” подчёркивают суровость – о тёплых, ласковых ветрах не скажешь “ветра”.
Слайд №14
Итак, если говорить о ветре с точки зрения русского языка, то мы отметим, что от существительного “ветер” можно образовать целый ряд однокоренных слов. Давайте посоревнуемся. Кто за тридцать секунд составит самое большое гнездо однокоренных слов к слову “ветер”.
Учитель географии:
Слайд №15
– Мы с вами говорили о скорости ветра. Теперь поработаем с картинами, описываем местные признаки одного из ветров: штиль, слабый ветер, сильный ветер, шторм, ураган.
Нам поможет таблица имён существительных, которые обозначают объекты наблюдения:
шест
дым
деревья
дом
небо
Задание: Подберите прилагательные и глаголы к данным существительным, чтобы получилось словесное описание из ветров.
Формулирование вывода обучающимися. Скорость и сила ветра зависит от разницы в атмосферном давлении.
Учитель географии:
-Попутного ветра желали тем, кто отправлялся в дальнюю дорогу по морю. Очень важным становится поведение ветра для человека, оказавшегося в море… Особенно зависели от ветра жители северного края, поморы, ведь их промыслы всегда были связаны с морем.
Учитель литературы:
Слайд №16
-В нашем уроке ещё одна лирическая страница.
Ветер – это излюбленный образ многих поэтов. Например, Пушкин пишет о ветре “чуть дышит ветерок, уснувший на листах”, “грустен ветра дальний вой”, а у Колычева находим такие строки “люблю листвой расцвеченные ветры”, “ветер то снег обрывает с небес, то скулит, вцепившись замёрзшими пальцами в мой подоконник”, “ветер с сопок слизывает снег, как сметану кот, как дети сладости”, о Севере поэт говорит “хмурый край на семи ветрах”. В книге Колычева “Гармония противоречий” в разделе “От моря Белого – до моря Баренца” из 45 стихотворений 15 связаны с образом ветра.
А какие эпитеты-прилагательные к слову “ветер” можете добавить вы к названным в слайде?
Слайд №17
Слабый – сильный (антонимы), тихий, лёгкий, попутный, перелётный, тёплый, прохладный, жестокий, суровый, порывистый, шквалистый, штормовой, ураганный, страшный, буйный – из народной поэзии ).
Учитель географии:
С ветром вы имеете личный опыт, но в жизни мы можем встретиться с ураганным ветром, который может принести вред человеку.
Слайд № 18 «Торнадо»
– Ребята, а вы знаете , как человек использовал силу ветра в прошлом? Как использует её сейчас?
-Зачем нужен ветер?
Слайды №19-20. Значение ветра
– Кроме скорости, ветры отличаются по направлению.
Слайд№HYPERLINK "http://literature.area7.ru/?link=64.1" 21HYPERLINK "http://literature.area7.ru/?link=64.1". Как образуется ветер?
-Давайте попробуем вместе разобраться, как образуется ветер, который возникает на берегу моря. Представьте, что вы находитесь на берегу моря в жаркий летний день. Мы видим участок моря и участок суши.
-Скажите, над какой из этих поверхностей воздух будет нагреваться быстрее и почему?(Воздух на суше нагревается быстрее, чем вода)
-Что будет происходить с нагревающимся воздухом? (Чем выше температура воздуха, тем легче он становится, при этом воздух устремляется вверх. У поверхности Земли создается область низкого давления)
-Какими свойствами обладает воздух над поверхностью моря, опишите его.
Известно также, что для нагревания 1см воды требуется в 3 раза больше тепла, чем для нагревания того же количества песка. Следовательно, вода будет нагреваться медленнее. И над поверхностью воды воздух будет тяжелее и холоднее. Здесь образуется область высокого давления.
Именно поэтому более холодный воздух со стороны моря устремляется на сушу: из области более высокого давления в область более низкого давления.
-Кто знает, как называется такой ветер? (этот ветер называется бриз).
Слайд № 22-23
-Давайте попробуем теперь разобраться, какие изменения происходят с воздухом над сушей и морем с наступлением ночи.(Ночью все наоборот: суша остывает быстрее, чем вода. Холодный воздух над ней уплотняется. Здесь образуется область высокого давления. А над морем нагретая за день поверхность воды отдает свое тепло гораздо медленнее. Воздух остывает не так быстро, как над сушей. Здесь образуется область низкого давления.)
-Как вы думаете, в каком направлении будет двигаться воздух? (Воздух будет устремляться из области высокого давления в область низкого давления, т.е. с суши на воду. Так возникает ночной бриз. Чем больше разница в давлении между сушей и водой, тем быстрее перемещается воздух и тем сильнее ветер.)
– Какова же главная причина возникновения ветра?
– Сформулируйте определение понятия «бриз»?
В тетрадях записывают определение понятия.
-Прослушайте стихотворение и приготовьтесь ответить на вопросы.
Муссоны
Зимой дует с суши на море он,
Ветер, который зовется муссон.
А летом все делает наоборот-
С моря на сушу берет разворот.
-Как называется ветер?
– Что такое муссон?
– В чём сходство муссона и бриза? (Периодичность – дважды меняют своё направление, возникают на берегу океана, моря. Ветры, сходные с бризом, наблюдаются и на берегах больших рек)
– В чём различие? (Районы распространения – бризы проникают в глубь суши и моря иногда на несколько километров. Муссонные ветры проникают в сторону суши и океана на сотни и тысячи километров. Типичные муссоны особенно распространены в юго-восточной части материка Евразия, в России на Дальнем Востоке.)
Запись определения понятия в тетрадь.
IV. Контрольно-оценочный этап – 10 мин.
Учитель литературы:
Слайд №25
-Пишем на листочках самый короткий “ветреный” диктант: бриз, муссоны, ураган, флюгер, ветреный день, ветряная мельница, юго-западный ветер, ветролом, ветродвигатель, ветрило. (Объяснить, что такое ветрило – устаревшее слово, обозначающее парус).
Слайд №26
Как же называются ветры у поморов? (В учебнике русского языка найти упражнение 73: сиверко, летник, всток, глубник, шелоник). Поморы так и говорили: “Ветер шелоник – на море разбойник”. В языке поморов находим и такое замечательное слово, как “поветерь”. Жизнь поморов во многом зависела от того, насколько ласковыми и дружелюбными были ветры.
Учитель географии:
Слайд №27
- Для каждой местности характерны те или иные преобладающие по силе и направлению ветры. Об этом можно узнать по специальному графику, называемому «розой ветров».
Демонстрация построения «розы ветров».
- Какие выводы можно сделать по данной розе ветров?
Слайд №28
-А теперь попробуйте построить розу ветров по данным таблицы (можно по данным своих наблюдений).
Слайд №29
Проверка выполненной работы.
-Итак, что мы сегодня узнали на уроке?
Слайд №30
–– Восстановите цепочку причинно-следственных связей, объясняющих образование ветра: образование ветра, разница в нагревании моря и суши, разница в давлении. (Разница в нагревании моря и суши, разница в давлении, образование ветра)
Оценивание работы учеников на уроке.
Слайд №31 Ветер, ветерок, ветрище
V. Домашнее задание – 5 мин.
Учитель объясняет домашнее задание и дает инструкцию по его выполнению.
Слайд №32
&33 стр.155-158. Вопросы с 1-6
По выбору:
-написать эссе на тему «Что было бы на Земле, если бы не стало ветра?»;
- подготовить сообщение о видах ветра.
Ветер, ветерок, ветрище…
Ветер – и работник, и проказник,
Надувает в море паруса,
Может делать сотню дел он разных
И творить в природе чудеса.
Ветерок бывает нежен, ласков:
Летом освежает нас прохладой,
Травам и цветам бормочет сказки…
Иногда ж с ним очень трудно сладить!
Разбушуется, рассердится ветрище,
Обернётся страшным ураганом,
Как разбойник, над землёй засвищет,
Нанося ей вред, и боль, и раны…
Ветер, ветерок, ветрище –
Это всяческие бризы и муссоны…
Снова ветер в небе что-то ищет:
Он за облачком отправился в погоню…
В.В.Яроцкая
Учитель географии:
- Ребята, если вас заинтересовал “Ветер, ветерок, ветрище”, вы можете пополнить свои знания в нашем импровизированном музее, где собраны различные экспонаты, связанные с ветром: картины, карты, приборы… Добро пожаловать в Музей ветра!
Слайды №33-42
Экспонаты “Музея ветра”:
Флюгеры;
Анемометры
Рисунок мельницы и ветряного двигателя.
Таблица: Слово “ветер” на карте мира (Витебская область, Белоруссия, Ветрино, Италия, Беневенто – Попутного ветра)
Картинная галерея:
Левитан И.И. “Свежий ветер”;
Левитан И.И. «Над вечным покоем»;
Айвазовский И.К. «Девятый вал»;
Рылов А.А. «Зеленый шум»;
Дубовский Н.Н. «Притихло»”.
Пословицы и поговорки.
Фразеологизмы.
Слайд №43
Список литературы, ресурсов сети Интернет
1. Уроки географии с использованием информационных технологий. 6-9 классы. Методическое пособие с электронным приложением /И.А.Кугут, Л.И.Елисеева и др.-2-е изд., испр.-М.: Глобус, 2010.
2. Журнал "Журнал в школе", №7, 2007.
3. Русский язык. 6 класс. Поурочные планы по учебному комплекту под ред.В.В.Бабайцевой.-Волгоград.:Учитель, 2010.
4. Интернет-ресурсы
Песня из к\ф «Дети капитана Гранта»
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории география:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ