Конспект и презентация урока географии в 11 классе "США. Экономико-географическое и политико-географическое положение"
ГУ «Средняя общеобразовательная школа № 28»
Конспект урока
географии в 11 классе
«Соединенные Штаты Америки.
Экономико-географическое и геополитическое положение»
Подготовила
учитель географии
высшей категории
Барвих С.Н.
г.Павлодар
2014
Дидактическая цель урока: используя компетентностный подход, обеспечить формирование знаний по теме.
Обучающий аспект:
Продолжить формирование учебно-познавательных компетенций, сформировать знания о ЭГП и ПГП США, истории формирования государства
Развивающий аспект:
Продолжить развитие информационных компетенций при помощи информационных технологий, умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, обеспечить навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Развитие умений самооценки и самоконтроля. Развитие коммуникативной компетенции в аспекте продуктивной групповой коммуникации с оформлением конечного результата в таблице и публичного выступления в МГ
Воспитательный аспект:
Формирование компетенции личностного самосовершенствования культуры мышления и поведения.
Продолжить работу над формированием географической картины мира.
Оборудование: настенная физическая карта мира, политическая карта мира, атласы; тетради учащихся; раздаточный материал – тексты заданий. Слайд-программа, видеосюжет
Используемые технологии: технология развития критического мышления посредством чтения и письма, ИКТ, КОЗ.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые компетенции
Моти
вационный
АОЗ. Определение Ц и З урока
Государство, занимающее первые позиции мировых рейтингов по количеству населения, площади, уровню развития экономики и влиянию на мировую политику. Все федеративные единицы имеют собственную Конституцию, но выйти по собственной воле из державы они права не имеют. В стране нет официально принятого государственного языка. Страну называют плавильным котлом наций, на гербе написано «Едины в многообразии», но десятки лет существовало Правило одной капли крови, а сейчас многие предпочитают относить себя к мультирасовой группе.
- Какие ассоциации у вас возникают при слове «Америка»?
- Сформулируйте тему урока, цель урока. Определите задачи.
«Америка – исключительная страна» - так говорят американцы. В чем ее уникальность? Изучив тему, вы станете более компетентными в данном вопросе. Сегодня мы говорим о ЭГП страны и истории формирования
Участие в обсуждении
Участие во фронтальной беседе, анализ и выделение
Определение темы урока.
Постановка задач, выделение основных вопросов, необходимых для рассмотрения темы.
Компетентность разрешения проблем (Самоменеджмент) Целеполагание и планирование деятельности Уровень II (ставят задачи, адекватные заданной цели)
Операцион
ный
1.Изучение темы.
1)АМД Показ видеосюжета «США глазами Оли»
-Какую новую информацию вы получили?
-Запишите площадь и кол-во Н страны.
2) История формирования страны
Задание № 1
1) Определить, что обозначают даты:
Дата
События
1492
1607
1620
1763
1775
1776
1787
1790
2) Проанализируйте рис.19 .
Охарактеризуйте историю формирования границ США (устно):
-В каком направлении шло освоение территории?
- У каких стран были приобретены территории?
3) ЭГП страны
Задание № 2
Изучи экономико-географическое положение США
На контурной карте подпишите:
- территории США
-океаны, омывающие страну
-соседние государства
Восстанови текст
Выход к _______________ и ________________ океанам
Формирование ______________________
___________________ и обеспечение ___________________________________________ .
Соседи:________________ и _____________
Развитие _________________________________________________________________________________
Близость стран Латинской Америки
Сырье + рынок сбыта + _________________________________________________________________________________
3) Визитка страны
Задание № 2 (устно)
Что бы это значило?
4
3
5
50
13
2. Закрепление
Задания:
«Зеленый ящик» Определить предмет, ежащий в ящике (Флаг) – за каждую следующую подсказку на 1 балл уменьшается
1) Появился в Америки в 1776 году и использовался Джорджем Вашингтоном в Войне за независимость и за свою историю менялся 26 раз.
2) Выносливость и доблесть. Усердие, справедливость, бдительность. Невинность и чистота.- символы
3) Каждое утро школьники и воспитанники детских садов на всей территории США под руководством учителей или воспитателей произносят Клятву верности этому предмету. Законодательство не предусматривает никаких наказаний за неправильное использование флага, но американцы очень трепетно относятся к символу государства. И этому качеству мы можем у них поучиться!
«Черный ящик» Определить предмет, ежащий в ящике (Кола) – за каждую следующую подсказку на 1 балл уменьшается
1) Президент США Эйзенхауэр был проинформирован о веществе, которое подымало японских солдат в атаку, лишало камикадзе страха. Глава Белого дома издал секретную директиву незамедлительно изучить трофей и начать его массовое производство.
2) В июле 1959 года в Москве проходила первая в истории СССР американская национальная выставка. В день открытия выставки вице-президент США Ричард Никсон подвел к киоску Никиту Хрущева и предложил ему угоститься И. Генсека словно подменили, у него резко повысилось настроение, он шутил и был необычайно бодр.
3) В 80-х годах в США набирало силу движение, в котором приняли участие миллионы человек, чтобы запретить производство продажу продукта. Лабораторные животные, в пищу которых оно добавлялось, рано погибали по сравнению с животными контрольной группы, а уже во втором поколении практически не производили здорового потомства
В орехах кола содержится вода, крахмал, целлюлоза, протеин, дубильные вещества, эфирные масла и кофеин. С помощью «плана Маршалла» его начали в огромном количестве завозить во все страны, которым Вашингтон готовит судьбу американских колоний. На территории США напиток запрещен.
3. Применение знаний в коллективной творческой работе
Задания № 4 (в группы):
1. Америку открыл Колумб. Почему Г.Шелехова называют «Российским Колумбом?»
Как связаны история США и рок-опера «Юнона и Авось»?
После открытия русскими землепроходцами полуострова Аляска и Алеутских островов, российские купцы устремились во вновь открытые земли. Колонизация шла хаотично, все действовали на свой страх и риск, опасаясь конкуренции. Многие гибли. Неизбежны были конфликты с местным населением, что осложняло и без того рискованный промысел. Стихийному и хищническому этапу колонизации Аляски положил конец Григорий Шелехов - «Российский Колумб». А.Резанов предлагал присоединить к России земли, лежащие к югу от Аляски- Калифорнию.
2.Чтобы подтвердить подлинность документов, выпущенных правительством Соединенных Штатов Америки, используется Большая печать.
Что играет роль Большой печати? Какие изображения использованы на ней?
3. Забавно выглядят уловки суеверных американцев, которые "пропускают" цифру 13 при нумерации кресел в салонах авиалайнеров, автобусов и мест в зрительных залах, вагонах поездов, не говоря уже о том, чтобы давать ужасный номер, приносящий несчастье, больничным палатам в клиниках. А ведь это число для Америки- счастливое. Почему?
В Америке, тем не менее, число 13 скорее счастливое, чем несчастливое. Оно содержится во многих американских символах. Орел на гербе США держит в одной лапе оливковую ветвь, на которой насчитывается 13 листьев и 13 оливок, в другой — пучок из 13 стрел. Грудь орла закрывает щит с 13 красными и белыми полосами. Над головой птицы находится облако, обрамляющее голубое поле, в котором располагаются 13 звезд. В клюве он держит свиток с надписью: «E Pluribus Unum», что переводится с латинского как «Из многих — один» и означает одну нацию, созданную из 13-ти колоний, причем в самом этом девизе насчитывается 13 букв. Все эти повторения числа 13 означают тот факт, что при возникновении Соединенных Штатов Америки страна состояла из тринадцати штатов. Таким образом, сама история США распорядилась так, что число 13 стало для американцев символическим.
• 13 звезд (лицевая сторона)
• 13 полос
• 13 стрел в лапе орла
• 13 оливковых листьев
• 13 маслин на ветви
• 13 кирпичных уровней пирамиды
• 13 букв в надписи «E Pluribus Unum»
• 13 букв в надписи «Annuit Cœptis», если букву œ считать за две
4. «Статуя Свободы»- символ США, т.к. страна называет себя «оплотом демократии». Как появился это символ? Какие другие символы есть у страны?
Это нью-йоркский Бродвей, филадельфийский Колокол Свободы, вашингтонские музеи, Гарвардский университет в Бостоне, солнечный курортный Майами, сказочный Диснейленд, яркий Лас-Вегас, а также столица мировой киноиндустрии и шоу-бизнеса Лос-Анджелес Практически сроднились и считаются национальными такие виды спорта, как американский футбол и бейсбол, фастфуд гамбургеры и хот-доги, яблочный пирог, а также чисто американский кукурузный виски бурбон.
Символы страны - «дядя Сэм», Статуя Свободы и Белый президентский дом.
5. “Плавильный котел наций”- так называют Америку. Долгое время здесь существовало «Правило одной капли крови». В чем оно заключалось? Действует ли сейчас?
Правило одной капли крови (англ. One drop rule) — во многих англоязычных странах, особенно в США, некогда распространённое среди людей с расистскими взглядами правило, выражавшееся в строгом соблюдении теории «чистоты расы», согласно которой человек с малейшей долей негритянской крови должен считаться чёрным во всех отношениях.
В соответствии с законодательством, «цветными» признавались люди с не менее чем 1/4 африканской крови, но в быту даже людей с 1/8 и менее такой крови часто считали «цветными».
Конвенцией ООН, законодательством США и других стран любая дискриминация по расовым признакам запрещена.
5. Обощение – характеристика ПГП США
1)«Мы – исключительная нация», – заявляла Сара Пейлин, неудавшийся кандидат в вице-президенты США, на митинге в штате Невада в сентябре 2009 г. – «Америка – исключительная страна». И для непонятливых добавила: «Вы все – исключительные американцы».
Правомерна ли такая постановка вопроса?
Показ электронной презентации о геополитике США
2) «Мои впечатление о стране»
Запись темы,
Просмотр видео. Вычленение новых знаний
Самостоятельная индивидуальная работа с текстом учебника, таблицей, анализ информации, заполнение предложенной таблицы, озвучивание в ОО
Самооценка
Анализ карты и текста, восстановление текста. Взаимопроверка.
Самооценка
Работа в ПСС
«Вытаскивают» число, пробуют определить, какой черте соответствует
Анализ предлагаемой информации на слайдах, определение предмета
Анализ предлагаемой информации на слайдах, определение предложенного продукта
Чтение информации на банке с напитком- предупреждения о запрете на употребление в США
Работа в группах по заданию № 1 (на столах –ноутбуки с выходом в интернет).
Подготовка выступающего от группы
Отчет групп по выполненным заданиям с показом на карте, обращение к иллюстрирующим слайдам.
Заполнение систематизирующей таблицы всеми учениками по ходу отчетов групп.
Защита подготовленной презентации о ПГП учеником, получившим опережающее задание
Участие в дискуссии
Защита работы «свободного художника»
Информационная компетентность
Извлечение первичной информации
Уровень II -извлекает информацию по заданному вопросу из предложенного текста учебника. карты
Информационная компетентность
Извлечение вторичной информации Уровень I- извлекает и систематизирует информацию по двум и более заданным основаниям
Компетентность разрешения проблем Планирование ресурсов Уровень II- планирует ресурсы, необходимые для решения поставленной задачи
Оценка результата \ продукта деятельности Уровень I (- оценивает продукт своей деятельности по заданным критериям заданным способом)
Информационная компетентность
Извлечение первичной информации Уровень II (извлекают информацию по заданному вопросу из статистического источника, карт, учебной литературы)
Обработка информации Уровень II (излагают полученную информацию в контексте решаемой задачи)
Коммуникативная компетенции в аспекте продуктивной групповой коммуникации с оформлением конечного результата в таблице
Коммуникативная компетентность
Публичное
выступление Уровень I- готовит план выступления, на основе заданных цели, целевой аудитории и жанра выступления
Уровень II- - использует вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления, наглядные средства
Информационная компетентность
Извлечение вторичной информации Уровень I- извлекает и систематизирует информацию по двум и более заданным основаниям
Информационная компетентность
Обработка информации Уровень II- делают вывод на основе полученной информации и приводят несколько аргументов или данных для его подтверждения
Коммуникативная компетентность I ступень
Продуктивная групповая коммуникация ученики выполняют действие в соответствии с заданием для групповой работы;
II ступень -уточнение и понимание идей друг друга, сопоставляют свои идеи с идеями других членов группы, развивают и уточняют идеи друг друга.
Публичное выступление
I ступень -соблюдают нормы публичной речи и регламент
III ступень-
применяет в своей речи логические или риторические приемы, приемы обратной связи с аудиторией; работают с вопросами на дискредитацию позиции
Рефлексия
6. Итог урока. Домашнее задание.
- Какие новые знания вы получили на уроке?
- Какие мысли у вас возникли о предмете сегодняшнего урока?
- Как изменилось впечатление о стране?
Самооценка по предложенным критериям
Самоанализ. ОО
Компетентность разрешения проблем
Оценка собственного продвижения (рефлексия)
Список использованной литературы
1. «География. Общий обзор мира». Учебник для 11 класса естественно-математического направления. Авторы А.С.Бейсенова, К.Д. Каймульдинова, С.А.Абилжаманова. Алматы, Мектеп, 2011 г.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. ru.wikipedia.org/wiki
2. anomalia.kulichki.ru/text9/711.htm
3. www.libo.ru/libo2799.html
4. eamerica.ru/ssha/gerb.php
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории география:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ