Конспект урока по Географии "Горные породы и минералы" 5 класс
Урок: географии.
Класс: 5 а
Учитель: Сергеева С.В.
Тема: Горные породы и минералы.
Тип урока: урок формирования знаний с элементами практической работы.
Представление о результатах:
Личностные результаты: проявление учебно-познавательных мотивов; стремление к приобретению новых знаний. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД: Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; анализировать и осмысливать текст, давать определения понятиям, структуировать, выделять главное и второстепенное в тексте.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, то есть определение цели, функций участников, способов взаимодействия, аботать в группе, устанавливать рабочие отношения, использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей.
Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися , и того, что еще не известно; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий.
Предметные результаты: выделять, описывать и объяснять существенные признаки минералов и горных пород. Умение составлять геологическую коллекцию, описывать образцы горных пород.
Цель урока: формирование представлений об основных группах горных пород и их происхождении.
Технология: ИКТ, системно-деятельностный подход.
Оборудование: коллекции горных пород,Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3
№
п/п
Этап урока
Взаимодействие в образовательном процессе
Действия педагога
Действия обучающегося
1
Самоопределение к деятельности
Уточнять и конкретизировать действия учащихся.
– Проверьте, ребята, всё ли у вас готово к уроку.
- Сегодня мы работаем в группах, посмотрите на столе у вас лежит памятка – правила работы в группах.
Контролируют свою готовность к уроку.
Читают правила работы.
2
Актуализация знаний, мотивация
Повторение изученного
– На протяжении нескольких уроков мы ведём речь о Внутреннем строении Земли, повторим.
1. У доски назвать часть Земли и из скольких частей она состоит. Кратко охарактеризуйте эти части.
2. – Как называются зоны взаимодействия литосферных плит?
– Какие явления в этих зонах происходят?
3. Каких типов бывает земная кора.Чем океаническая земная кора, отличается от материковой?
4. Где чаще происходят землетрясения и извержения вулканов? Почему?
.
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы
– ядро, мантия, земная кора
– Сейсмические зоны.
– Вулканизм, землетрясения
В океанах, там кора тоньше
3
Постановка учебной задачи
Организация ситуации формулирования проблемы
Итак, мы знаем, что верхняя часть литосферы – земная кора. Она бывает 2 типов. Что нам необходимо еще узнать о земной коре?
Правильно:
– Из чего состоит земная кора? вы затрудняетесь ответить на этот вопрос?
– Какова тема нашего урока?
– Сформулируйте цель.
Цель урока: узнать о разнообразии горных пород и минералов и определить, какие горные породы бывают по своему происхождению.
Дети формулируют проблему.
«Из чего состоит земная кора»
– формирование представлений об основных группах горных пород и их происхождении
4
Решение учебной задачи
Земная кора состоит из разнообразных горных пород и минералов. Со многими из них мы часто встречаемся в повседневной жизни: поваренная соль, графит, тальк, пемза, мрамор и многие другие. Горные породы и минералы имеют разный состав, внешний вид, цвет.
1. Минералы – однородные по своим свойствам вещества.
Действительно, минералы бывают различной твердости. Самый мягкий – тальк – такой мягкий, что его легко поцарапать ногтем.
Полная противоположность – алмаз, он тверже всех минералов. Есть минералы, которые называются слюдой. Они обладают необыкновенным свойством – от них можно осторожно отделить тонкую пластинку, от которой можно отделить еще более тонкую.
Можно ли есть камни? Конечно, существуют минералы, пригодные в пищу – поваренная соль, графит – в карандашах Танзанит встречается в природе практически в 1000 раз реже, чем бриллиант. И это естественно, поскольку существует только одно место в мире, где можно найти эти камни. Их добывают в предгорьях Килиманджаро, а количество камней, которые поступают в продажу, крайне ограничено.
Вывод (учитель и учащиеся): В мире существует около 3000 минералов. Большинство минералов встречаются в твердом состоянии. Минералы могут быть и в жидком и газообразном состоянии.
Все они отличаются друг от друга по цвету, форме, плотности, твердости.
Минералы встречаются в твердой оболочке Земли как самостоятельно, так и в соединении друг с другом
Горные породы – природные тела, состоящие из нескольких минералов (гранит – полевой шпат, слюда, кварц)
Перед вами образцы, горных пород, определите их название по описанию.
Проверяет правильность определения горных пород.
– Все горные породы и минералы отличаются. Чем? Почему?
ГП: магматические, осадочные, метаморфические.
Магматические горные породы образуются при застывании магмы мантии, поднимающейся из глубин Земли.
Если изливание магмы происходит в глубине, то такие горные породы называютсяглубинные, их остывание происходит медленно, и образуются крупнокристаллические породы (гранит)
Если происходит изливание на поверхность, то такие горные породы называютсяизлившиеся, их остывание происходит быстро и кристаллы образуются мелкие, (базальт, без кристаллов – обсидиан).
Осадочные горные породы. Как только образовались магматические горные породы, за них берутся внешние силы земли: ветер, текучие воды, солнце, микроорганизмы. По их законам земная поверхность должна быть идеально ровной и гладкой. Поэтому они начинают разрушать горы, скалы, их обломки измельчать и переносить на разные участки земной поверхности, заполнять впадины и низины на суше; осаждать на дне океанов и морей и других водоемов.
Одни возникли в результате жизнедеятельности организмов и образовались из остатков растений и животных, отлагающихся на дне водоемов. На них можно увидеть остатки древних растений и насекомых. Их назвали органическими(известняк – ракушечник, торф, мел, каменный уголь)
Происхождение других связано с неживой природой, поэтому они получили название неорганические:
В свою очередь их разделили еще на две группы: те, которые образовались из обломков разрушенных скал, осели во впадинах и уплотнились в горные породы, назвалиобломочными (щебень, галька, песок) А те, которые образовались из химических веществ, содержащихся в воде морей и океанов, уплотнились, осели на дно и превратились в горные породы, назвалихимическими (гипс, каменная соль)
Метаморфические. Горные породы обладают прочностью, но при попадании в другие условия их состав и свойства начинают меняться. Так, в результате тектонических движений горные породы могут быть перемещены с поверхности земли в ее глубины. Под давлением пластов других пород, воздействия высоких t глубин Земли, новых потоков магмы горные породы изменяются и превращаются в совершенно другие, которые называются метаморфическими (с греческого "метаморфоз" – превращение). Гранит – гнейс , известняк – мрамор
Запись темы, определений в опорном конспекте (Приложение 3)
Минералы – однородные по своим свойствам вещества.
(тальк, алмаз, слюда)
Горные породы – природное соединение минералов
– Цветом, твердостью, прозрачностью, блеском.
– Разное происхождение ГП и М.Заполнение схемы в опорном конспекте.
Практическая работа. Почувствуйте себя геологами.
«Определитель горных пород», используя фотографии в учебнике ( стр 42-43) и определитель горных пород учащиеся в группах определяют название горных пород.
Отмечают правильные ответы на листе самоанализа.
Распределите горные породы, которые лежат перед вами на 3 группы.
5
– А сейчас, ребята, для закрепления изученного материала проведем практическую работу. Почувствуйте себя геологами!
У каждого горная порода или минерал. Вы должны охарактеризовать его по разным признакам и определить какое происхождение имеет данная порода.
1 группа – мрамор
2 группа – мел
3 группа – гранит
Оцените свою деятельность в выполнении практической работы.
Практическая работа.
«Определитель горных пород» (Приложение 2 )
Учащимся предлагаются ГП, они определяют их происхождение.
6
Итог занятия. Рефлексия деятельности
– Ребята, как вы думаете, работая на уроке, мы достигли поставленной цели?
– Из чего же состоит земная кора?
– По какому признаку мы объединили ГП в 3 группы?
Домашнее задание: параграф 8, ознакомиться с «Школой географа-следопыта».
Оцените свою работу на уроке.
Я узнал…
Я учился…
Я понял…
Урок окончен.
– Да.
– Из горных пород и минералов.
– По происхождению.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории география:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ