Конспект урока по Географии "Изменение атмосферного давления, осадков, снежного покрова"
Тема урока: Изменение атмосферного давления, осадков, снежного покрова
Тип урока: комбинированный.
Цель:
Создать условия для продолжения формирования у учащихся знаний о климате Казахстана и его особенностях. Ввести понятия: «испарение», «испаряемость», «коэффициент увлажнения». Познакомить учащихся с особенностями распределения атмосферных осадков на территории Казахстана. Помочь учащимся понять особенности увлажнения на равнинных территориях Казахстана и в горах, факторы, их обусловившие, природные явления, связанные с атмосферными осадками.
Задачи:
1. Объяснить где и почему наблюдаются «сухие» дожди.
2. Продолжать развивать навыки работы с текстовыми источниками информации, навыки логического мышления на основе выявления причинно-следственных связей.
3. Воспитывать взаимоуважение, организованность, аккуратность, умение выслушивать мнение другого человека, любовь и уважение к природе, к своей стране.
Этап урока
Содержание
Методы, ФОУД
Орг. момент
Приветствие. Проверка готовности класса и кабинета к уроку. Отсутствующие.
Всесторонняя проверка знаний.
Фронтальный опрос
- Распределение температуры воздуха на территории Казахстана?
- Как будут изменяться температуры на равнинной территории Казахстана?
- Каковы среднегодовые температуры на севере и юге?
- Каковы средне январские и июльские температуры на севере, юге?
- Какие минимальные температуры на севере и юге?
- Где в Казахстане самое холодное место?
- С чем связаны оттепели на территории Казахстана зимой?
- Как изменяется температура на севере и юге во время оттепели?
- Какие отрицательные последствия возникают после оттепели?
- Почему суточная амплитуда температур летом на юге выше?
- Где самая высокая суточная амплитуда температур? Почему?
- Что такое температурная инверсия?
- Где, когда и почему возникает температурная инверсия?
- Какие задания и вопросы вызвали затруднение? Почему?
- Какие пробелы и неточности в знаниях вы обнаружили?
Инд опрос. Работ с тестами.
Инт. Задание.
А. Используя предложенные термины, составьте мини-рассказ:
-подстилающая поверхность;
-высокое давление;
-низкое давление;
-регионы;
-ветер;
-циркуляция атмосферы
Индивидуал
устный опрос.
Фронтальн устный опрос.
Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению знаний.
- Сегодня мы продолжим разговор об особенностях климата Казахстана и климатообразующих факторах.
Запишите тему урока «Изменение атмосферного давления, осадков, снежного покрова»
- Какова цель нашего урока?
- На какие вопросы необходимо ответить, чтобы достигнуть цели?
- Какой способ работы вы можете предложить?
- Какими источниками информации вы можете воспользоваться?
Мотивация.
Запись в тетради.
Фронтальная беседа.
Усвоение новых знаний.
- Какие особенности климата Казахстана связанны с атмосферными осадками?
1. Информация учебника. Самостоятельное изучение.
2.Вывод. (Сухость воздуха. Незначительной количество осадков на большей части территории республики.)
- Влажность воздуха и количество осадков на какой-либо территории определяет влияние океанов.
- Как вы думаете, какие океаны будут оказывать влияние на климат Казахстана, а какие нет? Почему?
3. Фронтальная беседа.
- Давайте вспоминать воздушные массы. С каких океанов воздушные массы доходят до территории Казахстана, как они влияют на климат?
(с Северного Ледовитого – арктические – понижение температуры; с Атлантического – морские умеренные – атмосферные осадки)
- Среднегодовое количество осадков колеблется от 130 до 1600мм.
1. вариант:
-сравнить количество осадков в январе в городе Актау и Петропавловске ;
-сравнить годовое количество осадков в Костанае и Усть-Каменогорске
2 вариант:
-сравнить количество осадков в июле в Шымкенте и Алматы;
- сравнить годовое количество осадков в Караганде и Кызылорде
4. Работа с картами атласа.
-каким образом показано годовое количество осадков?
-укажите регионы наиболее и наименее увлажненные участи Казахстна
Самое малое количество осадков – Мын-Арал (130мм) западнее озера Балхаш;
Самое большое количество осадков – Западный Алтай (1600мм) верховья реки Малая Ульба.
- Как будет изменяться количество осадков на равнинных территориях? (с севера на юг и с запада на восток уменьшаться)
- На севере большее количество осадков выпадает в тёплый период – 70-80%, на юге зимой – 50-60%.
5.Работа в парах. Причина образования сухого дождя
«Сухой» дождь – это явление, когда дождевые капли, не доходя до земной поверхности, испаряются (наблюдается на юге).
- Каковы особенности распределения осадков в горах?
(наветренные склоны от 500мм и более)
6.Особенности снежного покрова на равнинных территориях: Работа с таблицей
Снежный покров
Север
Юг
Толщина снежного покрова
20-30см
10-15см
Продолжительность залегания
125-165 дней
40-60 дней
7. Понятие о К увл.
Испарение – фактический объём испарившейся влаги.
Испаряемость – возможное испарение при данных среднегодовых температурах.
Коэффициент увлажнения – отношение годового количества осадков к показателю испаряемости.
К = О/ И К>1 избыточное увлажнение; K=1 достаточное увлажнение;
K<1 недостаточное увлажнение.
Работа с тестом сучебника
Работа с картами
Запись в тетради.
.
Анализ табличных данных
Закрепление.
Работа в группах.
1.Кзылорды
2. Алматы
3.Шымкента
4. Петропавловска
5. Астаны
6. Караганды
Инд. Задание. Проанализировать климатограммы учебника.
Инд. Задание 2 в северной части Казахстана 70-80% годовых осадков приходится на теплое время года (в июле) Почему?
Карты атласа
Климатого учебника
Дом. зад.
§24 (пересказ), вопросы 1,2.
Запись в дневнике
VIII. Итог урока.
Оценка работы класса и отдельных учащихся. Выставление отметок.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории география:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ