Конспект урока по Географии "Почвы Смоленской области"

Конспект урока по географии Смоленщины "Почвы Смоленской области"

Кузнецова Алла Ивановна, учитель географии



Разделы: Преподавание географии



Тема урока: «Почвы Смоленщины».



Цели и задачи:

Сформировать понятие о почве как зеркале ландшафта, углубить знания о влиянии природных компонентов на разные типы почв, изучить типы почв Смоленщины.

Закрепить знания о закономерностях формирования почв.

Способствовать развитию у учащихся исследовательской деятельности.

Воспитывать любознательность, стремление к самостоятельному получению знаний, любви к родной земле, стремлению быть ее рачительным хозяином.

Обрудование : Физическая карта Смоленской области, атласы, карточки, «светофор».

Литература:



Оборудование: карта «Смоленская область», атласы, видеопрезентация.



Литература: ресурсы интернет



Тип урока: изучение нового материала.



Методы: исследовательский, частично-поисковый.



Технология личностно ориентированного обучения



ХОД УРОКА



I. Оргмомент

Главное свойство почвы – плодородие. Понимая от чего оно зависит человек становится творцом на земле. Слайд 1

Учитель объявляет тему урока и эпиграф : «Создать один квадратный метр почвы, все равно, что совершить подвиг!» В.В. Докучаев . Наш земляк, родившийся в Новодугинском районе, известен во всем мире, как основатель науки о почвах. Слайд 2

Учитель: О чем свидетельствуют слова В.В. Докучаева.

Обучающиеся: процесс почвообразования сложный, но человек может на него влиять, тем самым повышая плодородие почвы.

Самоцелеполагание:

Учитель: Какова цель нашего урока, что вы хотите узнать?

Обучающиеся:

- изучить, типы почв Смоленской области и способы повышения их плодородия (мелиорацию).

Учитель: Ваша задача: понять, как образуются почвы нашей области, как они называются и почему, т.е. установление причинно-следственных связей. В итоге каждая группа:

- «получит» дачный участок,

- предположительно определит тип почвы,

- напишет инструкцию по проведению мелиорации на нем, с обоснованием каждого вида работ

Актуализация знаний: 5 мин

Вспомните состав почвы. Слайд 3 Прокомментируйте!

  1. Материнская горная порода

  2. Гумус.

  3. Вода с минеральными солями

  4. Воздух.

  5. Живые организмы.

Учитель: Что может послужить материнской породой для образования почвы на территории нашей области? Слайд 4

Обучающиеся: комментируют слайд

Учитель : Вспомните отличительные особенности глинистых и песчаных почв: Слайд 5

характеристика

глинистые

песчаные

Температурный режим

холодные

Теплые

Капиллярное поднятие

активное

слабое

воздух

мало

Много

гумус

накапливается

Минерализуется и вымывается

азотобактер

мало

Много



Обучающиеся: комментируют

Учитель Какие почвы характерны для зоны смешанных лесов?

Обучающиеся: Для зоны смешанных лесов характерны дерново-подзолистые почвы.

Изучение нового материала

Учитель : Определите типы почв Смоленской области, используя атлас, стр. 6 и рисунок 20 учебника , стр. 63

Обучающиеся: комментируют слайд 6

Учитель : Какие процессы почвообразования преобладают в формировании почв каждого типа Слайд 7

Обучающиеся: комментируют слайд 7

Учитель: Какие процессы способствуют повышению плодородия, какие снижают его? Прочитайте текст учебника стр. 61

Обучающиеся: слайд 8

Учитель: Какие процессы повышают плодородие и что можно сделать, чтобы их ускорить?

Обучающиеся слайд 9,10

Учитель Какие процессы снижают плодородие и что можно сделать, чтобы их замедлить?

  1. Осушение: дренаж (открытый, закрытый),

  2. Пробить первый водоупорный горизонт

  3. Орошение.

  4. Посев трав из семейства бобовых

  5. Создание рельефа

  6. Внесение золы

  7. Внесение минеральных удобрений,

  8. Внесение органики

  9. Внесение извести

  10. Рыхление после дождя

  11. Борьба с сорняками

  12. Перепашка.

Обучающиеся слайд 11.

По жребию группы «получают» дачные участки и пишут инструкцию к их использованию из предложенных мероприятий. (10 мин)

Каждая группа знакомит класс с инструкцией и комментирует ее. Класс участвует в обсуждении (до 15 мин)

Подведение итогов урока:

Оценка работы групп. Отчет ответственных - КПД каждого участника.

"Почвы Смоленской области"

Фамилия ученика

самооценка

Оценка группы

Оценка учителя

отметка



Рефлексия:

Каковы:

- Тема урока?

- Цели урока?

Что важное для себя узнали?

Что необходимо выучить и в чем разобраться?

Как это лучше сделать? (взаимоконтроль, схема, таблица, картосхема)

Д/з глава 5 , вопросы 1-4



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории география:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ