Конспект урока по географии "Погода. Климат"

Конспект урока.

Тема: Погода. Климат.


Цели урока: сформировать у школьников представление о погоде, климате, о разнообразии погодных и климатических условий на Земле;

показать влияние погоды и климата на жизнь организмов, в том числе и человека;

развивать речь, мышление, память;

прививать любовь к природе и всему окружающему;

развивать ОУУН.


Оборудование: физическая карта полушарий, пробирки, термометр, флюгер, осадкомер, барометр.


Ход урока:


I.Организационный момент:


II.Проверка знаний и умений: Работа по группам.


1 группа (сильный уровень)

«Решите задачу»


У поверхности земли температура воздуха + 17ºС., Какова температура на высоте 40 км, учитывая, что при поднятии на 1 км она понижается на 6˚С?


2 группа ( средний уровень)

«Заполнить диаграмму »



- Определить наличие кислорода и углекислого газа в пробирке.


3 группа ( слабый уровень)

-Разгадать загадки, используя условные знаки.

1.Фырчит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает, тебя с ног сбивает. (ветер)

2.Падает горошком, скачет по дорожкам. (град)

3.С неба звездой, в ладошку водой. (снег)

4.Как по небу с севера плыла лебедь белая, плыла лебедь светлая, вниз кидала – сыпала на поля – озёрушки белый пух да пёрышки.( туча)

5.Шёл да шёл, да и в землю ушёл. (туман)

6.Крупно, дробно зачастило, всю землю напоило. (дождь)

7.Что-то золотое весело сияет, и в лесу и в поле снег тихонько тает. (солнце)



III.Изучение нового материала: Сообщение темы урока, целей и задач.

Работа с учебником ( стр.75, 4 абзац), коллективно.

Что такое погода? (состояние нижнего слоя атмосферы в данном месте и в данный момент)


Метеоролог –Кто это? ( человек изучающий признаки погоды, её изменения.)

Вы хотите узнать, какая будет погода завтра, в ближайшее время? Какими будут предстоящая зима или лето. Понаблюдайте внимательно за окружающей вас природой, её обитателями, домашними животными. И вы не ошибётесь в прогнозе.


Являясь частью самой природы, человек в течение многих веков наблюдал всевозможные изменения окружающей обстановки. Живые барометры помогали человеку в его повседневной деятельности. Очень образно написал об этом в стихотворении «Приметы» А.С.Пушкин:

Старайся наблюдать различные приметы.

Пастух и земледел в младенческие леты,

Взглянув на небеса, на западную тень,

Умеют уж предречь и ветр, и ясный день,

И майские дожди, младых полей отраду,

И мразов ранний хлад, опасный винограду.


Предсказания погоды.(работа в группах)

1 группа:

Из двух половинок составить народный календарь.


Мыши делают большие запасы

к суровой зиме

Снег выпал на морозную землю

к урожаю

Зимой солнце садится в облака

к снегу

Если синички с утра пищат

ночью будет мороз

Растёт день

растёт холод


2 – 3 группы (коллективно)

Закончи фразу:


Если солнце село в тучи Низко ласточки летают

Словно зарево, закат, О дожде предупреждают

Завтра будет сильный ветер А летают высоко,

Сторожили говорят. Значит дождик далеко.



Если больше ,чем обычно Дым от труб и от костра

Над цветами вьётся пчел Кверху поднимается,

Нужно будет опасаться Значит жаркая погода

Как бы дождик не пошёл Завтра ожидается.



Кукушки стали куковать Цветы черёмухи цветут,

Морозам больше не бывать. Похолоданье тут как тут.



Как животные и растения предсказывают погоду? Сообщения


Признаки погоды:

  1. температура;

  2. облачность;

  3. осадки;

  4. скорость и направление ветра;

  5. влажность.


Энергизатор «Ветер дует нам в лицо…» (смена состава групп – разноуровневые)




Изменения погоды ( работа с дневником наблюдений)

Построение графика, анализ температуры воздуха за неделю.



Перед вами растения и животные сгруппируйте их. По каким признакам вы это сделали?


Карликовая берёза Пингвин

Кактус

Лисица

Кедр Разные климатические условия Белый медведь

Скорпион

Волк

Верблюд




- Что такое мир? – спросила маленькая рыбка.

- Это просто очень, очень много воды. – ответила мать рыба.


- Что такое мир? – спросил белый медвежонок.

- Мир? Это ледяные горы.- ответила белая медведица.

- Что такое мир? – спросил верблюжонок.

- Это очень много песка! – ответила верблюдица.

Кто же прав в данном споре?


Физическая карта полушарий – Почему климат на Земле разнообразен?



Работа с учебником (стр. 75) Что называется климатом?

Сообщения «Влияние климата на самочувствие и здоровье человека»




Из предложенных букв составьте слово ( человек, состояние которого зависит от погоды)

П О М Е Т А Е Т ( МЕТЕОПАТ )


VI. Закрепление изученного материала:


Географический диктант:


  1. Вся вода, которая выпадает из атмосферы на земную поверхность.

  2. Изменения в состоянии погоды, повторяющиеся в данной местности из года в год.



  1. Скопление в атмосфере на значительной высоте мельчайших капелек воды или кристалликов льда, выделившихся при охлаждении воздуха, насыщенного водяными парами.

  2. Прибор для определения температуры воздуха.

  3. Воздушная оболочка Земли.

  4. Состояние нижнего слоя атмосферы в данном месте, в данный момент.


Ключ: Осадки, климат, облака, термометр, атмосфера, погода.


Индивидуально ( биологический лабиринт) наука изучающая состояние атмосферы и изменение погоды. МЕТЕОРОЛОГИЯ

V. Итог урока:


«Мозговой штурм» - что узнали на уроке?


VI. Задание на дом:


Стр. 74-75, подготовить сообщения «Особенности климата своего края».














Проект урока.


Тема: Погода. Климат.


Цель: Сформировать целостное представление о погоде.


Задачи: Способствовать формированию умений сравнивать, обобщать, анализировать, делать выводы.


Объект: 5 «А» класс



Предмет: Природоведение



Гипотеза: Ориентация не только на знаниевый, но в первую очередь на деятельностный компонент образования в целях усиления мотивации обучения;

максимальная реализация способностей, возможностей, потребностей и интересов подростков.



Оборудование: - физическая карта полушарий;

- пробирки;

- дневники наблюдений;

- карточки с заданиями;

- термометр;

- барометр;

- осадкомер.




Доминирующая технология: развитие ОУУН.









Структура урока:


Этап урока

Приемы работы

ОУУН

I.

1. Решение задачи.


2. Заполнение графика.


3. Разгадывание загадок.

Работа в группах.


Учебно-логические умения

Учебно-управленческие умения

II.

1.Работа с учебником. Выявление главного.


2.Работа в группах.

а) составление народного календаря погоды;

б) Закончить фразу;


3.Работа с дополнительной литературой.


4.Построение графика погоды, используя свои наблюдения.


5.Группировка растений и животных.


6.Сообщение


7.Составить слово из предложенных букв, определить его сущность.


Учебно- информационные умения

Учебно – логические умения

Учебно-управленческие

Учебно–информационные умения

Учебно-логические умения

Учебно-управленческие

Учебно-логические умения.

Учебно-логические



Учебно-информационные


Учебно-логические умения

III.

Географический диктант



Учебно-логические, учебно-управленческие.

IV.

«Мозговой штурм»



Учебно-логические умения





Самоанализ урока.


Построение урока ориентированно не столько на знания, сколько на деятельностный компонент в целом, на мотивацию, желание учиться. Совершенствованию ОУУН по изучаемой теме способствовала диагностика класса, а также деление на группы (однородные и разноуровневые).

Продуманная мною структура урока оправдала себя на практике. При выявлении знаний использовались следующие методы опроса: устные, письменные, графические, практические. При опросе все учащиеся включились в работу. На уроке удалось реализовать дидактические принципы доступности, научности, индивидуального подхода к учащимся.

Материал урока соответствовал требованиям программы. При изучении нового материала активизировалась мыслительная деятельность учащихся: при составлении народного календаря, группировки живых организмов.

Объяснение нового материала учителем базировалось на помощи класса. Самостоятельной работе учащихся способствовала наглядность, выделение главного, выявление причинно-следственных связей. На уроке велась работа с учебником, дополнительной литературой. При построении графика погоды использовался практический опыт учащихся. При выявлении признаков погоды велась опора на образы (символические, художественные).

На уроке прослеживаются межпредметные связи :литература, биологи, география, математика.

Уделялось внимание усвоению учащимися логических операций: сравнение, анализ, доказательство, построение выводов.

Время на реализацию разных этапов урока было спланировано правильно.





Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории география:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ