Конспект урока по географии "Вулканы. Горячие источники, гейзеры" 6 класс

География 6 класс

Учитель: Кабанцов Сергей Иванович

« Поповкинская ООШ».

Тема: Вулканы. Горячие источники, гейзеры.

Тип урока: Проблемный.

Цели и задачи: расширить и углубить знания учащихся о вулканах, гейзерах и горячих источниках, полученных в курсе природоведения 5 класса; воспроизвести знания о строении вулкана; рассмотреть причины образования вулканов, горячих источников и гейзеров, их виды и особенности; рассмотреть практическое значение знаний о вулканах, горячих источниках и гейзерах; продолжить формировать умения работы с картой.

Средства обучения: физические карты полушарий и России, атласы и контурные карты, картины, таблицы, дополнительная литература.


Организация урока.

I. Организационный момент.

II. Опрос домашнего задания: - тест «землетрясение»

- показать на карте сейсмические районы

- самопроверка

III. Изучение новой темы.

Учитель зачитывает текст «Извержение Везувия. Гибель Помпеи»

- «24 августа около часа пополудни над горой показалось облако необычайной величины… Это облако поднималось вверх сильной струёй воздуха, а в том месте, где струя ослабевала, оно медленно расширялось. Сверху стали падать чёрные камни, обожженные и растрескавшиеся от жары. Море сильно обмелело. Между тем из Везувия стали вырываться широкие языки пламени, и поднялся огромный столб огня. В то время, когда в других местах был ещё ясный день, здесь царила ночь…

Когда всё закончилось, то оказалось, что цветущие города полностью исчезли с лица земли. Погибли тысячи людей.

- О каком явлении природы будем говорить? (о вулкане)

- Да, действительно о вулкане.

(о грандиозной катастрофе мы узнали из сохранившегося до нашего времени письма учёного Плиния младшего к римскому писателю Тациту)

- Сейчас мы даже увидим этот страшный день на картине Брюллова «Последний день в Помпеи»

- Какие бы вы хотели рассмотреть вопросы по этой теме? (вопросы напечатаны, дети называю и вывешивают на доску)


« Что такое вулкан? Как образуется вулкан? Откуда пошло название вулкана? Что общего между вулканом и землетрясением? Строение вулкана? Какие вещества извергает вулкан? Чем отличается вулкан от горы? Где образуется? На каких территориях располагается? Типы и группы вулканов? Защита от вулканов?


- Теперь будем находить ответы на наши вопросы (ответы записывают в тетрадь уч-ся)

- Название вулкана. Сообщение учащегося . Параллельно показывает объекты по карте и вывесить «Бог огня у греков – Гефест, у римлян – Вулкан».

- Как образуется? Работа по учебнику с. 49, 50 вывесить схемы (Никитин с. 68)

- Где образуется? Дети рассуждают, сравнивают вулкан с землетрясением. Затем учитель вывешивает схемы (Никитин с. 69 – дети записывают). Учитель вывешивает таблички «магма», «лава», «мантия» (мантия-магма- лава).

- Вещества. На доске стихотворение А. С. Пушкина

Везувий зев открыл – Дым хлынул клубом – пламя

Широко развилось, как боевое знамя.

Земля волнуется – С шатнувшихся колонн Кумиры падают!

Народ, гонимый страхом, под каменным дождём, под воспалённым прахом.

Толпами, стар и млад, бежит из града вон.

(термины на доске: вулканические бомбы, пепел, газы), информацию зачитать.

Лава имеет температуру 1000 С и течёт по склонам со скоростью 50 км/ч. На пути встречает озеро или реку, она застывает и образует «обсидиан -вулканическое стекло»

Вулканические бомбы и глыбы – имеют угловатую форму и бывают большой величины, иногда с дачный домик. При полёте у некоторых образуется хвост, как у кометы.

Вулканический пепел – похож на обыкновенный, а под микроскопом (маленькие треугольники - осколки стекла).

Вулканические газы – это горячие газы, 800 – 1000 С. Скорость 300 км/ч, уничтожая деревья, дома людей.

- Что такое вулкан? Мы узнали небольшую информацию о вулкане. Теперь попробуйте сформулировать определение сами. Дети предлагают свои версии. Учитель вывешивает определение на доску.

Вулкан – это геологическое образование, возникшее над трещиной в земной коре, по которой извергается на земную поверхность лава, вулканический пепел, газы и пар.


IV. Физкультминутка (игра с мячом, назвать объекты)


- Строение. Учебник с. 49 рис. 31, вывесить схему.

- Отличие от горы (у вулкана есть жерло, кратер, слоистый конус) – работа со схемой.

- Типы. Учебник с. 50,51 читают дети абзац. Вывесить схему:

вулканы

действующие потухшие уснувшие

(извергаются) (не проснётся) (могут проснуться)

группы: конусообразные, куполообразные, щитообразные

- Территории. Работа по карте (названия вулканов на доске, дети отмечают в кон/карте).

- Защита. Высказывания детей выслушать и вместе сделать вывод (наблюдать, эвакуировать, сообщить, остановить нельзя).

- Следующее явление природы, которое мы изучим, встречается почти всегда рядом с вулканом. Послушайте и назовите: источник, периодически выбрасывающий фонтаны горячей воды и пара (гейзер), с. 52 учебника.

- Почему гейзеры встречаются, где есть вулканы? (магма близко находится к поверхности, нагревает подземные воды, которые начинают фонтанировать).

- Где располагаются? с. 52 учебника, показать на карте.

V. Закрепление (рефлексия)

- тест (Элькин с. 50, Иванов с. 81)

- жетон, одна половина зелёная, другая красная. – Ребята урок прошёл для вас с пользой? Многое узнали или нет? (если да + в зелёный, если нет + в красный)

VI. Домашнее задание: читать § 19, с. 52 (3), карточка.

Входной тест:

1. Глубокие впадины, образующиеся при опускании земной коры, - это:

а) горст б) грабен в) сброс г) разлом

2. Участок в земной коре, где происходит разрыв и смещение пород, это –

а) кратер б) очаг землетрясения в) грабен г) эпицентр

3. Приборы, следящие за землетрясениями, это –

а) барометр б) флюгер в) сейсмограф г) гироскоп

4.Грозное явление природы, с подземными ударами… это –

а) наводнение б) землетрясение в) лавина

5. Движения земной коры бывают:

а)горизонтальные и вертикальные б) только горизонтальные в) только вертикальные

Тест – закрепление:

1. Вулкан – это:

а) «огнедышащая гора» б) «огнедышащий дракон» в) «огненная земля»

2. Самый высокий вулкан России:

а) Этна б) Эльбрус в) Толбачик г) Ключевская Сопка

3. Картина К. Брюллова «Последний день Помпеи» посвящена извержению вулкана:

а) Этна б) Эльбрус в) Везувий г) Гекла

4. Фонтанирующие источники:

а) родник б) гейзер в) водопад

5. Найди соответствие:

1. жерло а. гейзер

2. кратер б. родник

3. очаг магмы в. холм

4. фонтан горячий г. вулкан



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории география:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ