Конспект урока по Географии "Землетрясения" 5 класс
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
ФИО (полностью)
Попова Ольга Юрьевна
Место работы
МАОУ СОШ №11 г. Балаково Саратовской области
Должность
Учитель
Предмет
Географии
Класс
5 класс
Тема и номер урока в теме
Землетрясения. №1
Базовый учебник
География. Начальный курс: 5 класс: учебник для учащихся ОУ/ А.А. Летягин; под общей ред. В.П. Дронова.-: Вентана-граф, 2013 г
Цель урока: Углубление знаний учащихся о движениях земной коры - землетрясениях
Задачи:
Общеобразовательная: сформировать знания о быстрых движениях земной коры - землетрясениях, рассмотреть причины их возникновения, последствия и районы распространения землетрясений и цунами, обсудить вопрос изучения землетрясений.
Развивающая: развивать умение работать с электронными образовательными ресурсами, текстом, анализировать, делать выводы; развивать творческие, коммуникативные способности, воображение учащихся.
Воспитательные: развивать речевую культуру, воспитывать культуру общения.
Тип урока Урок открытия новых знаний
Формы работы учащихся фронтальная, индивидуальная, парная и групповая
Необходимое техническое оборудование: подключение к сети Интернет, мультимедийный проектор, интерактивная доска
Структура и ход урока
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этапы урока
Действия учителя
Действия учащихся
Личностные результаты
Предметные результаты
Метапредметные результаты
1.Организационно-мотивационные момент
1. Проверка готовности обучающихся к уроку
Перекличка по журналу
- Показ фрагмента №1 – сообщение о землетрясении в Индонезии
- Как вы думаете, какое грозное природное явление, связанное с движением земной коры, (на слайде №2 - фото землетрясения)
Назовите тему урока.
Предлагает учащимся начертить в тетради таблицу:
Знаю
Хочу знать
Узнал
Предлагает разбиться на пары, посовещаться и заполнить 1 графу таблицы (что я знаю по теме: это могут быть какие-то ассоциации, конкретные исторические сведения, предположения).
Предлагает в парах заполнить 2 графу таблицы и сформулировать цель урока.
(Приём Знаю – Хочу знать - Узнал)
1.Просматривают фрагмент
2..Просматривают фото землетрясений (слайд №2)
3. Выдвигают гипотезы, обосновывают, отвечают на вопрос.
С помощью ключевых слов, определяют тему урока, цели. (Слайд 3)
Тема урока: «Землетрясения»
4. В парах заполняют 1 графу таблицы (что я знаю по теме).
5. Обсуждают полученные результаты.
6. Формулируют цель урока: что я хочу узнать для устранения пробелов в собственных знаниях и заполняют 2 графу.
Цель урока: Ознакомление с грозным природным явлением – землетрясением.
осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.
- выдвигать предположения
- систематизировать информацию до её изучения
- представлять информацию в виде таблицы
актуализация и систематизация знаний о движениях земной коры.
Регулятивные УУД:
- определять цель учебной деятельности
- определять степень успешности выполнения работы
Познавательные УУД:
- выдвигать предположения
- систематизировать информацию до её изучения
- представлять информацию в виде таблицы
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- формулирование и аргументация своего мнения и позиции;
Осмысление
1 этап.
Предлагает разбиться на 5 групп и каждой группе задать вопросы по заданному отрывку текста. (с. 94-95) Вопросы на слайде:
- 1 группа – Что такое землетрясение?
- 2 группа – Почему возникают землетрясения? (рис. 76)
- 3 группа – Что такое очаг землетрясения? Где возникают очаги землетрясений? (рис. 76)
- 4 группа – От чего зависит сила и площадь землетрясения?
5 группа – Где происходят самые сильные землетрясения? Что такое эпицентр землетрясения? ( рис. 76)
- 6 группа - Как оценивают силу землетрясения? (рис. 77)
(Приём мозаика)
2 этап
Предлагает посмотреть видеоролик о примерах землетрясений (фрагмент №2) и записать их в тетрадь.
3 этап
Предлагает каждой группе сделать прогноз о том, в каких районах следует ожидать землетрясения, и обосновать свой ответ. (Сравнить рис. 69 и 78 )
(Приём прогнозирования)
4 этап
Предлагает провести филологическое расследование, касающееся слова «ЦУНАМИ»
Фрагмент 3 «Образование волн цунами»
5 этап
Предлагает каждой группе сформулировать правила безопасного поведения при землетрясении и угрозе цунами с помощью предложенного на слайде рисунка.
От каждой группы на заданный вопрос отвечает один ученик.
На слайдах появляются ответы:
- 1группа – Землетрясение – быстрые колебания земной коры, вызванные подземными толчками.
- 2 группа – Землетрясения возникают потому, что в глубоких недрах Земли происходит разрыв и смещение горных пород.
- 3 группа – Очаг землетрясения – место в земной коре, где разрываются и смещаются горные породы. Очаги землетрясений возникают чаще всего на глубине до 10 км. Более глубинные очаги – до 700 км.
- 4 группа – Сила и площадь землетрясения зависит от глубины очага и силы толчка в нем: чем больше глубина очага и сила толчка в нём, тем больше площадь землетрясения и его сила.
- 5 группа – Самые сильные землетрясения происходят в эпицентре. Чем дальше от эпицентра, тем слабее сотрясания поверхности. Эпицентр землетрясения – место на земной поверхности, расположенное непосредственно над очагом.
- 6 группа – Силу землетрясения оценивают по шкале: от 1 до 12 баллов.
Ученики записывают по ходу просмотра видеоролика в тетрадь последствия землетрясений.
Обсуждают полученные результаты коллективно.
На слайдах появляются ответы:
- трещины, провалы, уступы;
- цунами;
-разрушения зданий, сооружений, разрыв линий электропередачи, газопровода, водопровода, железнодорожных путей;
- пожары;
- гибель людей
На основе фрагмента каждая группа составляет свой прогноз и его обоснование. Обсуждают результаты, полученные группами.
На слайде появляется общий прогноз:
Землетрясения и цунами следует ожидать в тех районах, где проходят границы литосферных плит: на материках – в Тихоокеанском и Средиземноморско-азиатском сейсмическом поясах и на дне морей и океанов. В этих районах земная кора наиболее подвижна.
Учащиеся внимательно знакомятся с текстом, делая карандашом соответствующие пометки на полях текста:
V – то, что было известно учащимся ранее;
+ – новая, неожиданная информация;
– – информация, противоречащая взглядам учащихся;
? – информация до конца не выяснена (не вполне понятна).
После прочтения текста заполняют таблицу.
Обсуждают результаты работы.
На слайде: сейсмограф и сейсмолог.
Ученики работают в группах и формулируют правила безопасного поведения при землетрясении и записывают в тетради.
Правила появляются на слайде:
Если вы можете успеть быстро покинуть здание, то сделайте это в течение первых 15-20 секунд.
Не стойте вблизи зданий, а перейдите на открытое пространство.
Если вы остались в здании, то укройтесь в заранее выбранном, относительно безопасном месте - дверные проемы и проемы в капитальных стенах, углы, образованные капитальными внутренними стенами.
Не прыгайте в окно, находясь выше первого этажа!
Не пользуйтесь лифтом!
Не зажигайте свечи, спички, зажигалки.
- осознавать свои интересы, цели;
- осознавать свои эмоции:
- осознавать новые социальные роли и правила.
- знать понятия по теме;
- знать причины возникновения землетрясений, их последствия и районы распространения;
- получить представление о профессии сейсмолога;
- знать правила безопасного поведения при землетрясении.
Регулятивные УУД:
- выдвигать версии;
- выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально;
- оценивать степень достижения цели в учебных ситуациях.
Познавательные УУД:
- находить достоверную информацию
- владеть смысловым чтением;
- соотносить новую информацию с имеющимися представлениями;
- анализировать и обобщать;
- делать выводы;
- представлять информацию в виде текста, таблицы.
Коммуникативные УУД:
- уметь слушать, слышать и понимать партнёра;
- различать в речи другого доказательства, факты;
- организовывать и согласовывать работу в паре, группе;
- уметь правильно выражать свои мысли в речи;
- управлять поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.
Рефлексия
Организует рефлексию.
Предлагает заполнить 3 графу таблицы «Знаю –Хочу знать - Узнал».
Предлагает обменяться новой информацией.
Предлагает подвести итог урока – составить синквейн (приём письменной релаксации) на тему «Землетрясения»
На слайде: Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.
1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.
2 строка – два прилагательных.
3 строка – три глагола.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.
Предлагает ответить устно на вопросы (приём устной рефлексии): - Как изменилось ваше представление о землетрясениях по сравнению с началом урока?
- Что на уроке показалось вам интересным?
- Что вызвало затруднения?
Дает домашнее задание, проводит инструктаж по его выполнению.
Учащиеся заполняют 3 графу таблицы «Знаю –Хочу знать - Узнал».
Учащиеся соотносят новую информацию со старой, используя знания, полученные на стадии осмысления.
Учащиеся составляют синквейн на тему «Землетрясения».
На слайде синквейн:
Землетрясение
Грозное, разрушительное
Сотрясает, пугает, сокрушает
Непредсказуемо возникает.
Катастрофа!
Учащиеся отвечают на вопросы.
Домашнее задание:
- параграф.25, раб.тет.с.60-61.
-творческое задание:
- Подготовьте письмо жителям Японии, с целью развития чувства сопереживания, поддержки в трудную минуту.
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
- адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
углубить знания о движениях земной коры;
- объяснять значение понятий: «землетрясение», «очаг землетрясения», «эпицентр землетрясения», «сейсмограф», «сейсмолог»
- сравнивать карты и выявлять причинно – следственные связи между строением земной коры и главными поясами землетрясений
- описывать последствия землетрясений разной силы.
Познавательные УУД:
- контроль и оценка процесса и результатов деятельности,
- выстраивание логической цепочки рассуждения;
- рефлексия способов и условий действий.
Коммуникативные УУД:
- уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.
-
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории география:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ