конспект урока "Транспортный комплекс России" 9 класс

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа села Березина Речка Саратовского района Саратовской области»








Конспект урока по географии в 9 классе


Транспортный комплекс России


Урок разработан к учебнику А. И. Алексеева «География 9 класс. Хозяйство и географические районы» 2009 г «Дрофа»

















Конспект составила учитель географии высшей квалификационной категории Пономарева Татьяна Юрьевна




План – конспект урока по географии в 9 классе

Тема урока: «Транспортный комплекс России.

Сухопутный транспорт»


Цель урока: дать представление о значении транспорта в жизни страны и рассмотреть особенности сухопутного транспорта.


Ход урока


  1. Организация урока

  2. Проверка знаний.


Карточка 1

Пользуясь картой атласа АПК на стр.20 определите:

  1. Какой сельскохозяйственный район преобладает на большей части территории России? (Зерноводческий)

  2. Какие отрасли пищевой промышленности развиты в России? (Ориентированные на сырье, ориентированные на потребителя, ориентированные на сырье и на потребителя)

  3. Какой сельскохозяйственный район преобладает в Саратовской обл. и какой вид пищевой промышленности у нас развивается? (Зерноводческий, ориентированная на потребителя и на сырье)


Карточка 2

Выберите черты лёгкой промышленности: (правильные ответы подчеркнуты)

  1. влияет на благосостояние людей

  2. при размещении предприятий учитывается военно-стратегический фактор

  3. наукоёмкая отрасль

  4. трудоёмкая отрасль

  5. среди трудовых ресурсов преобладают женщины

  6. большинство предприятий энергоёмкие

  7. размеры предприятий небольшие



Выполнить задание у доски:

1.


Установить соответствие:

Звено АПК Продукция

I зерно, мясо

II удобрения

III одежда, обувь


2. Составить схему:

Отрасли пищевой промышленности



Ориентирующиеся на ориентирующиеся ориентирующиеся на

сырьё на сырьё и на потребителей

?

Ответ: потребителей ? Ответ:

(молочная, мясная ) ? (хлебопекарная, кондитерск)

Ответ:

(сыродельная, консервная)


Фронтальный опрос:

  1. Дайте определение АПК (Совокупность отраслей по производству и переработке сельскохозяйственной продукции)

  2. Какое значение в жизни страны имеет АПК? (Обеспечивает население страны продовольствием)

  3. Какое с/х растение имеет наибольшее значение в жизни страны? (Пшеница)

  4. Назовите важнейшую отрасль животноводства. (Крупный рогатый скот)

  5. Из каких отраслей складывается лёгкая промышленность? (Текстильная, кожевенная, меховая, обувная)

  6. Какие проблемы есть у лёгкой промышленности? (Низкое качество продукции не отвечающее спросу, необходимость реконструкции предприятий)



  1. Формирование новых знаний.

Тема нашего урока: : «Транспортный комплекс России.

Сухопутный транспорт»


В чём значение транспорта?

  1. Обеспечение устойчивых связей между отдельными отраслями страны

  2. Удовлетворение н/х в перевозках

  3. Повышение экономической эффективности хозяйства страны


Транспортный узел – это крупный центр, сочетающий в себе все виды транспорта



Какие города России можно назвать самыми крупными транспортными узлами? (Москва, Санкт-Петербург)

Транспортные узлы входят в транспортную систему России

Транспортная система России – это совокупность всех видов транспорта, объединённых между собой транспортными узлами.






Какие виды транспорта действуют в нашей стране? (Автомобильный, железнодорожный, морской, речной, авиационный, трубопроводный, электронный, гужевой)

См. схему стр. 172


Работа транспорта оценивается по грузообороту, дальности и скорости

Заполните таблицу:

Оценка работы транспорта

Вид транспорта

грузооборот

дальность

скорость

  1. автомобильный

  2. речной

  3. железнодорожный

  4. авиационный

  5. трубопроводный

  6. морской



3


1

2



3


2

1

2


3

1


Ж/д транспорт является ведущим в России

Россия- страна дальних дорог

Когда была создана первая железная дорога?

Историческая справка. (сообщение учащихся)

В 30-х годах началось железнодорожное строительство. В начале 30-х годов замечательные изобретатели крепостные мастера отец и сын Е.А. и М.Е.Черепановы построили первую железную дорогу ( с паровой тягой ) на Нижнетагильском заводе. В 1837 г. была построена железная дорога протяженностью 25 верст от Петербурга до Царского Села, а в 1843 г. началось строительство железной дороги между Петербургом и Москвой. Оно продолжалось до 1852 г. и обошлось очень дорого. Затем началось строительство дороги Москва-Нижний Новгород и других направлений. К 1861 году общая протяженность построенных дорог составила полторы тысячи верст, что в 15 раз меньше, чем в Англии. Многим российским промышленникам были выданы большие правительственные заказы на шпалы, рельсы, паровозы, технические масла, стройматериалы,

Открытое в 1851 г. железнодорожное сообщение между Москвой и Петербургом имело большое значение для развития внутренних экономических связей.


Затем строительство велось по радиальным направлениям от Москвы, позже связали Центральную Россию, Кавказ и Среднюю Азию

В 1903 г создана самая длинная магистраль Транссибирская, которая дала выход к Тихому океану.

Дороги, построенные в советский период

  1. Южносибирская магистраль

  2. Среднесибирская

  3. БАМ


Какие дороги строятся сейчас? (Ж/д магистрали в Восточной Сибири) См. атлас стр.21


К нам в школу пришло письмо из московского проектного института железнодорожного транспорта. К вам обращаются с просьбой высказать своё мнение по поводу строительства ж/д магистралей в восточной части страны.

Самостоятельная работа.


Закрепление

  1. Что такое транспортный узел? (Крупный населённый пункт, в котором сочетаются различные виды транспорта)

  2. Что собой представляет транспортная система? (Совокупность всех видов транспорта в стране)

  3. Какие виды транспорта вы знаете? (Сухопутный, водный, воздушный)

  4. Какой транспорт относится к наземному? ( Автомобильный, железнодорожный, гужевой)

  5. Какой транспорт для России является самым главным? (Железнодорожный)

  6. Назовите самую длинную ж/д магистраль. (Транссибирская магистраль)


Подведение итогов. Комментарии оценок


Домашнее задание (дифференцированное) §37 для всех

Учащимся, имеющим отметку «4» и «5» провести исследование:

«История развития транспорта в моем крае»



Рефлексия с использованием смайликов













Литература:

1.Алексеев А. И. Учебник «География России «Население и хозяйство». ООО «Дрофа», 2009 г.



2. Журнал «Железнодорожный транспорт» № 9, 2005 г. «Из истории железных дорог», «Ориентироваться на технологии XXI века».



3.Ром В.Я., Дронов В.П. География России. Население и хозяйство.9класс


4.Федоров В.Е. Транспорт России. Москва, изд.Мысль, 1995 год


5.Энциклопедия для детей. География. ООО изд.Аст, Москва, 2006 год


6.Энциклопедия «Железнодорожный транспорт». Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1994 г.







Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории география:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ