Методическая разработка конспекта урока по географии по теме "Население Африки" 7 класс
Муниципальное казённое образовательное учреждение
«Кейзесская средняя общеобразовательная школа»
Седельниковского Муниципального района Омской области
Урок по теме
«Население Африки»
подготовила
Кропанева Ольга Викторовна,
учитель географии
Тема урока: Население Африки
Цели урока: 1. Обеспечить усвоения учащимися знаний по теме «Население Африки»: народы, расы, плотность и размещение населения;
2. Продолжить развитие умений действовать самостоятельно, преодолевать трудности для достижения намеченных целей; развитие умений работать в должном темпе; развитие умений классифицировать, делать обобщающие выводы;
3. Содействовать в ходе урока формированию положительного отношения к труду, к знаниям; воспитание интернационализма.
Оборудование: различные средства обучения (учебник, атласы, контурные карты, мультимедиа, учебные тексты, карточки и т.д.), проектор, экран, карта «Народы и плотность населения Африки».
Тип урока: формирование новых знаний.
Вид урока: самостоятельная работа со средствами обучения (применение ПЦТО);
Ход урока:
1 этап: Организационный момент.
2 этап: Целеполагание и мотивация
У: Тема урока: Население Африки (тема урока записана на доске)
У: Ребята, как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Что вы хотите узнать, исходя из темы урока?
(Дети отвечают: познакомимся с населением Африки, узнаем, какие народы проживают на материке; как заселена Африка и т.д.).
У: Для более успешного достижения цели я предлагаю вам поработать с различными средствами обучения. У каждого из вас есть маршрутный лист ( Приложение №1), согласно которому вы будете работать. Время работы с одним средством обучения ограниченно: 5 минут.
3 этап: самостоятельная работа учащихся по изучению нового материала
Работа учащихся со средствами обучения. (В ходе работы учащиеся подходят к учителю для собеседования, консультаций).
Приложение №2
4 этап: подведение итогов урока
У: Ребята, в течение урока вы знакомились с населением Африки, давайте попробуем обобщить ваши знания по следующему плану: (Незаполненная таблица на экране ).
Ребята по очереди называют расу, полностью её характеризуя. Результат обобщения работы занесён в таблицу 1.
Таблица 1.
Название расы
Народы
Место проживания
Характерные черты
Европеоидная раса
Алжирцы, марокканцы, египтяне, берберы
Север Африки
Смуглая кожа, тёмная окраска волос и глаз, удлинённый череп, узкий нос и овальное лицо
Экваториальная раса (негроидная)
Тутси, нилоты, масаи
Пигмеи
Саванны в северной части материка
Зона экваториальных лесов
Очень тёмная, почти чёрная кожа, рост 180 – 200 см
Кожа менее тёмная, губы тонкие, широкий нос, коренастые, малорослые (150 см)
Монголоидная раса
Бушмены, готтентоты
Полупустыни, пустыни
Желтовато-коричневый цвет кожи, широкое плоское лицо
Промежуточная раса
Эфиопы
Малагасийцы
Эфиопское нагорье
О. Мадагаскар
Более светлая, но с красноватым оттенком кожа
Смешение монголоидной и негроидной рас
У: Я попрошу вас продемонстрировать ваши работы, где вы изображали портрет африканца. Как вы думаете, почему у тех ребят, которые рисовали портрет после того, как проработал все средства обучения, он получился более точно, чем у тех, кто выполнял это задание до знакомства с народами Африки?
(Дети отвечают).
У: Итак, ребята, наш урок подходит к концу, что нового вы узнали в ходе урока? Как вы считаете, мы достигли тех целей, которые поставили в начале урока?
(Дети отвечают)
Если позволит время, можно включить тест:
Правда ли, что население Африки составляет более 600 млн. человек? (да)
Арабы Северной Африки являются представителями европеоидной расы? (да)
«Лесные люди», отличающиеся желтоватым цветом кожи, тонкими узкими губами, широким носом – это эфиопы? (нет, это пигмеи)
Верно ли, что народы, населяющие большую часть материка южнее Сахары, имеющие различия в цвете кожи, росте, чертах лица – негроиды? (да)
Правда ли то, что европеоиды имеют желтовато-коричневый цвет кожи, широкое плоское лицо? (нет, эти признаки характеризуют монголоидов).
Приложение1
Маршрутный лист обучающегося
Шифр
Средства обучения
СО 1
СО 2
СО 3
СО 4
СО 5
СО 6
ВМ
1. Учебник географии
7 класса
1
2. Атлас
2
3. Карта «Плотность населения»
3
4. Контурная карта Африки
4
5. Мультимедийный учебник
5
6. Дополнительный учебный материал «За страницами учебника географии»
6
7.Валеологическое место
7
Приложение №2
Методическая инструкция
№ МУ
Методические указания
СО1
СО 2
СО 3
СО 4
СО 5
СО 6
ВМ
МУ1
К каким расам относится население Африки? Описать представителей каждой расы.
Как повлияло господство колониальных держав на развитие Африканских стран?
*
МУ2
Используя «Комплексную» карту Африки, определить хозяйственную деятельность людей.
*
МУ3
Используя карту атласа «Плотность населения», определить, какие участки Африки заселены более густо.
Указать самые слабо заселённые участки материка. В каких странах имеются незаселённые участки? Как такие участки показаны на карте?
*
МУ4
Нанести на контурную карту крупнейшие народы Африки
*
МУ5
Используя Мультимедийный учебник в разделе «Население Африки», выяснить демографические и антропологические рекорды Африки (максимальную рождаемость, смертность, назвать самых высокорослых и низкорослых людей)
Назвать крупнейшие народы Африки и места их проживания.
*
МУ6
Познакомиться с некоторыми народами Африки. Что в их описании особенного? (устно)
*
ВМ
Изобразите портрет Африканца
*
Приложение №3
За страницами учебника географии
Известно, что на Земле живут люди с различным цветом кожи: чернокожие, желтолицые, бледнолицые. А вот туарегов, населяющих Нигер, называют «синими людьми пустыни». Их праздничная одежда цвета индиго под яркими лучами солнца отбрасывает синие отсветы на смуглую кожу, а нестойкая краска впитывается в неё.
На границе Уганды и Судана живут изолированные от внешнего мира племена карамоджонгов, относящиеся к группе нилотов, самых высоких людей планеты. Средний рост женщин, которые гораздо ниже мужчин, достигает 190 см. эти африканские гулливеры являются и самыми темнокожими.
Приложение 4
Лист контроля
№ п/п
СО
Задания
Учёт
выполненных
заданий
Отметка
учителя
1
СО1
1
2
2
СО2
1
3
СО3
1
2
4
СО4
1
5
СО5
1
2
6
СО6
1
Список литературы
Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. -М;: ИПРО, 1995.
Гершунский Б. Философия образования для XXI века \\ Мир образования.-1996.-№ 4.
География в школе: Научно-методический журнал.М.: Школа-Пресс, 2000г. №7
Гузеев В.В. Образовательная технология от приема до философии. - М.: Сентябрь, 1996.
Душина И.В., Коринская В.А., Щенев В.А. География: Наш дом – Земля. Материки, океаны, народы и страны. 7 кл.: Методическое пособие М.: Дрофа,2000г.
Инновационные технологии развивающего обучения: исследования, разработки, внедрения. Красноярск: КГПУ, 1996. - С. 188.
Кларин В.М. Теория элементарного образования \\ Магистр.-1993,№2.
Кларин В.М. Педагогические технологии. - М.: Знание, 1988. И. Косарин В.М.
Педагогическая технология. -М.: Знание, 1988.
Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География материков и океанов, 7 класс., 2005г., Дрофа
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории география:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ