Национальные проблемы Канады
Национальные проблемы Канады
Национальный состав населения Канады можно охарактеризовать как очень сложный и одновременно довольно простой. Сложен он потому, что эту страну населяют более 100 отчетливо выраженных этнических групп, говорящих на десятках разных языков. Среди них (по убывающей) английский, французский, китайский, итальянский, немецкий, пенджабский, польский, украинский, испанский, голландский, греческий языки. А простой потому, что ни на одном из них, кроме первых двух, не говорит более 3 % жителей страны. Так что все многочисленные языки, за исключением английского и французского, можно назвать языками национальных меньшинств. В действительности же Канада фактически двунационалъная страна, национальный состав населения которой определяют две крупные нации – англоканадцев и франкоканадцев. При этом ни та ни другая не составляют в нем большинства.
Эта особенность национального состава населения Канады связана со своеобразием ее исторического развития. Ведь Канада, как и США, является страной массовой европейской колонизации. Подсчитано, что за последние 400 лет сюда прибыли из Европы не менее 13 млн.человек.
Формирование англо-канадской нации началось еще в XVII в вместе с первыми миграционными потоками с Британских островов, в которых участвовали англичане, шотландцы, ирландцы. После 1763 г, когда Канада перешла во владение Великобритании, они заметно возросли. После Войны за независимость и образования США сюда хлынул поток «лоялистов» – тех английских переселенцев в США, которые не пожелали остаться в этой стране и во время войны поддерживали британскую армию, а после ее поражения предпочли переселиться в оставшуюся английской Канаду. В это же время началась и ассимиляция англоканадцами различных небританских этнических групп – прежде всего путем смешанных браков выходцев с Британских островов с лицами немецкого, голландского и скандинавского происхождения.
В наши дни численность англоканадцев в Канаде – 18 млн человек, или 58 % всего населения. Эта доля меньше, чем в конце XIX в, когда англоканадцы составляли 2/3 всего населения страны. Тем не менее это самая крупная нация современной Канады. Англоканадцы формируют основное население в девяти из десяти провинций (кроме Квебека). В каждой из них преобладает общение на английском языке, причем во многих провинциях на нем говорят более 9/10 жителей.
Вторая по численности нация Канады – франкоканадцы. Ее основой послужили те немногочисленные первые французские переселенцы (главным образом из северной Франции), которые обосновались здесь еще в XVII в После упоминавшегося уже перехода французской Канады к Великобритании в 1763 г франкоканадцы оказались в полном отрыве от своей родины – Франции. Это способствовало их особо тесной внутренней сплоченности, переплетению семейных связей и в конечном счете формированию особой нации, сохранившей старинный диалект французского языка, национальные обычаи и фольклор. Смешанные браки для франкоканадцев не характерны, что увеличивает их обособленность.
В наши дни численность франкоканадцев в Канаде – более 7 млн человек, или 22 % всего ее населения. Эта доля также меньше, чем на рубеже XIX и XX вв, когда франкоканадцы составляли 1/3 всего населения страны. В известной мере это объясняется тем, что в последнее время рождаемость у франкоканадцев резко снизилась, хотя до этого на протяжении более двух столетий отличалась наивысшими показателями. Примерно 4/5 всех франкоканадцев сосредоточены в бывшей французской Канаде – в провинции Квебек, где они составляют примерно такую же долю в общем населении.
Отдельные компактные группы франкоканадцев проживают также в провинциях Онтарио и Нью-Брансуик (бывшая французская колония Акадия).
Кроме двух крупных «наций-основателей», значительную часть населения Канады образуют довольно многочисленные переходные этнические группы, или национальные меньшинства. Ассимиляция части населения этих групп с англоканадцами компенсируется притоком новых мигрантов. Обычно такие переходные группы не имеют своих четко выраженных этнических территорий, образуя лишь отдельные вкрапления в общий англо-канадский фон расселения, а в крупных городах группируясь в отдельные кварталы.
К трем наиболее крупным переходным группам Канады относятся немецкая, итальянская и украинская. Канадские немцы расселены повсеместно, но особенно велика их прослойка в степных провинциях. В отличие от немцев, давних переселенцев, итальянцы относятся к числу сравнительно недавних мигрантов. Они живут главным образом в городах, особенно в Монреале и Торонто. Украинцы начали эмигрировать в Канаду в конце XIX в, причем пик этой эмиграции приходился на период перед Первой мировой войной. Они расселились преимущественно в степных провинциях, образовав довольно компактные национальные ареалы. Как и франкоканадцы, канадские украинцы сохраняют родной язык и мало участвуют в смешанных браках. К остальным переходным группам можно отнести выходцев как из Европы (скандинавы, голландцы, венгры, поляки, литовцы, латыши, евреи, греки), так и из внеевропейских стран (китайцы, японцы, филиппинцы, индийцы, арабы).
Рис 1 Административно-территориальное деление Канады до 1999 г
Наконец, в населении Канады отдельного выделения заслуживают коренные народы. Конституция страны 1982 г относит к ним три группы. Во-первых, это представители многочисленных, говорящих на 58 языках индейских племен, которых насчитывается 800 тыс. человек. В том числе к статусным индейцам, имеющим соответствующий «индейский статус» и пользующимся некоторыми привилегиями, относят 600 тыс. человек. Около половины из них проживает в 2000 резервациях, которые вместе занимают 30 тыс. км2. Во-вторых, это индейско-европейские метисы (их примерно 200 тыс.), потомки браков англичан и французов с индейскими женщинами, заключенных в период первоначального освоения канадского Запада и Севера. В-третьих, это канадские эскимосы (самоназвание инуиты, что означает «человек», «люди»). Их примерно 50 тыс., и именно они составляют основную часть жителей побережья Северного Ледовитого океана и островов Канадского Арктического архипелага.
Национальные отношения в Канаде и раньше иногда приобретали остроту. Но особенно это относится к последним десятилетиям, когда они стали буквально сотрясать все здание федерации. Можно назвать три главные проблемы такого рода.
Первая из них – проблема франко-канадского национализма. В новейшей истории Канады нет, пожалуй, более острой проблемы.
На первый взгляд это может показаться странным. В самом деле, франко-канадский Квебек – самая большая по площади (на ее территории могли бы разместиться три Франции) и вторая по населению провинция Канады, дающая более 1/5 всего ВНП страны. Через территорию Квебека проходит глубоководный водный путь по р. Св. Лаврентия. На этой реке расположены такие города, как Монреаль, в котором живет почти половина населения провинции и который нередко именуют канадским Парижем, и Квебек, почти все население которого составляют франкоканадцы. Но особенно важно то, что французский язык наравне с английским служит государственным языком Канады. Равенство этих двух языков неукоснительно соблюдается. Не только официальные документы, но даже этикетки продаваемых товаров, объявления и надписи по всей стране делаются на двух языках.
И тем не менее нельзя отрицать того, что франкоканадцы в Канаде испытывают национальную дискриминацию. Она началась еще при образовании доминиона Канада в 1867 г, когда двунациональный характер государства не получил должного отражения в конституции страны. Порядки, господствовавшие в Канаде, отводили франкоканадцам роль «второстепенных» граждан, а самой провинции Квебек – роль своего рода экономического придатка англоязычных провинций. Франкоканадцы имели практически единственное право, благосклонно предоставленное им колониальными властями – приносить присягу на верность новому монарху, а в случае отказа – покинуть страну. По данным источников, лишь 270 чел. из 63 тыс. жителей Канады уехало из страны. В числе уехавших – сеньоры, деятели старой администрации, состоятельные люди так или иначе связанные с метрополией. Подавляющее же большинство населения, в том числе духовенство и сеньоры, остались в колони. За старым господствующим классом колонизаторы сохранили все богатства и право на эксплуатацию зависимых крестьян. Сеньоры лишились ряда привилегий и источников доходов, связанных синекурами, а также с юридической и военной властью. Ослабление позиций сеньоров после прихода в Канаду англичан было быстро осознано простыми жителями, старые узы подчинения и зависимости стали распадаться вместе с ростом неприязни к сеньорам и к сеньориальным повинностям. Английские власти тщетно пытались приостановить этот процесс.
Национальное и особенно экономическое неравенство двух «наций-основателей» стало особенно проявляться в середине XX в Оказалось, что англоканадцы занимают ключевые позиции в экономике страны и в ее социальной иерархии, что жизненный уровень франкоканадцев значительно отстает от среднего по стране, что их заработки несоизмеримы с заработками проживающих в Квебеке англоканадцев, что безработица в этой провинции значительно больше, а уровень образования и здравоохранения ниже, чем в англоязычных провинциях. Можно упомянуть и о том, что в отличие от соседней провинции Онтарио основу экономики Квебека составляли и составляют отрасли промышленности, принадлежащие к «нижним этажам».
Все это в 60—70-х гг. XX в. вызвало бурный подъем франко-канадского национализма. Широкое распространение получили требования не только о расширении прав французского языка в англоязычных провинциях, но и о создании двуединой канадской федерации. Более того, в Квебеке стали возникать организации, движения и группы, призывающие к полному самоопределению этой провинции – вплоть до отделения ее от Канады и создания «суверенного Квебека». Такие крайние сепаратистские тенденции создали почву для появления террористических организаций и привели даже к введению в 1970 г временного военного положения. Затем переговорный процесс был продолжен. И тем не менее Квебек оказался единственной провинцией Канады, не подписавшей в 1982 г новую конституцию страны. Это был ответ на отказ англоканадцев пойти на признание за Квебеком статуса «особого общества».
В дальнейшем согласительные переговоры были продолжены в 1987 г, и всеми десятью провинциями был принят новый документ, определивший Квебек как «уникальное общество» внутри Канады. Однако к назначенному сроку (июнь 1990 г) он так и не был утвержден, главным образом из-за противодействия некоторых англо-канадских провинций. В 1992 г был согласован новый проект конституционной реформы, но он также не собрал большинства голосов на общеканадском референдуме, что стимулировало новую волну франко-канадского сепаратизма. А в 1994 г на выборах в Национальное собрание Квебека победила квебекская партия, выступавшая за его полный суверенитет. Прямым следствием этого стал проведенный в октябре 1995 г референдум по вопросу о полной независимости провинции. В случае его успеха Канада распалась бы на две геополитически и экономически независимые части, что могло поставить под сомнение и все ее дальнейшее существование. Но сепаратисты-франкофоны на этом референдуме не победили.
Тем не менее нельзя не учитывать и того, что против отделения Квебека от Канады проголосовали 2361 тыс. человек, а за отделение – 2308 тыс. человек: следовательно, для победы на референдуме сторонникам отделения не хватило только 53 тыс. голосов, или немногим более 1 %. Сразу после референдума федеральные канадские власти активизировали свою политику в двух направлениях. С одной стороны, они предложили Квебеку максимально выгодные для него условия, провозгласив провинцию «особым сообществом» и наделив ее дополнительными конституционными правами. С другой стороны, они обратились в Верховный суд страны с запросом о том, имеет ли вообще Квебек право на отделение от федерации в одностороннем порядке. К сказанному можно добавить, что в самом Квебеке далеко не все франкоканадцы выступают за отделение от Канады. Вначале 2003 г квебекская партия проиграла на выборах либеральной партии, выступающей за сохранение федерации. В 2006 г премьер-министр предложил провозгласить Квебек «нацией (страной) внутри единой Канады». Но споры вокруг этого вопроса продолжаются.
В качестве второй острой национальной проблемы можно выделить проблему коренных народов Канады. Коренное население в последнее время также усилило борьбу за свои права. В известной мере это объясняется переориентацией части его с охотничьего хозяйства на работу по найму и, соответственно, переселением в города Канадского Севера. Народы-аборигены давно уже требуют внесения в конституцию страны специальной поправки, предусматривающей их право на самоопределение. В результате в 1993 г в Конституционный акт было внесено положение о том, что коренные народы страны имеют неотъемлемое право на самоуправление в составе Канады. И это право в 1999 г было реализовано. Возник еще один, тринадцатый, субъект федерации под названием Нунавут (в переводе с эскимосского – «наша земля»). Территория Нунавута была выделена из состава Северо-Западных территорий, площадь которых в результате сократилась на 2/3. Нунавут занимает 2 млн. км2, или 1/5 всей площади Канады (рис 212), хотя населяют его только 21 тыс. человек, в основном инуиты, при средней плотности населения 1 человек на 100 км2. Права территории Нунавут сходны с правами Юкона и Северо-Западных территорий: здесь были созданы законодательная ассамблея, исполнительный кабинет, суд. Премьер-министр Канады Жан Кретьен назвал образование Нунавута великим днем не только для этой территории, но и для всей Канады.
Вот как описывает этот день Д.В. Заяц в статье, посвященной образованию Нунавута. «В ночь с 31 марта на 1 апреля 1999 г звездное небо над Иквалуитом, небольшим северным канадским городком, расцвело удивительным по красоте фейерверком. Торжественно зазвучал канадский гимн. Под аплодисменты многочисленных зрителей, среди которых присутствовали премьер-министр Канады Жан Кретьен, генерал-губернатор Ромео Ле Блан, представляющий в Канаде английскую королеву, и министр по делам коренного населения и развития Севера Джейн Стюарт, по флагштоку медленно стал подниматься желто-красно-белый флаг. Вечер следующего дня был украшен доселе не виданным в этом холодном приполярном краю гала-концертом, в котором участвовали популярные артисты. Канадское национальное телевидение вело прямую трансляцию празднеств на всю территорию страны. Национальный банк в тот же день выпустил специальную памятную монету».
Третья проблема – проблема зарубежной иммиграции. Иммиграция всегда была характерна для Канады. Но в последнее время состав ее заметно изменился. В отличие от прошлого ныне в составе иммигрантов (ежегодно порядка 200 тыс. человек) на выходцев из Европы приходится только 19 %, тогда как на выходцев из Азии – 57, Латинской Америки – 13, Африки – 7 % (остальные – из США). Из приведенных цифр следует, что в наши дни резко преобладает «цветная» иммиграция в Канаду, которая приобрела самый массовый характер.
Рис 2 Территория Нунавут (по Д.В. Зайцу)
Раньше неевропейские иммигранты вели относительно замкнутый образ жизни в пределах своих городских кварталов, теперь же они расселяются по всей стране. Китайский язык, например, стал третьим среди наиболее распространенных языков Канады, а Ванкувер, административный центр Британской Колумбии, где живет особенно много китайцев, стали в шутку называть Чайваном (от англ. China – Китай). Отсюда постоянное, начиная со второй половины 1960-х гг., нарастание непримиримости к «чужеродным» иммигрантам, увеличение числа организаций расистского толка.
В этих условиях канадское правительство проводит политику многокулътурности (мультикультуризации), которая по замыслу должна содействовать формированию единого канадского общества, отражать интересы каждого гражданина независимо от его этнического происхождения. Эта политика реализуется в виде серии специальных программ.
ЛИТЕРАТУРА
1. Е.Г. Комкова. Квебекцы признаны нацией, квебекская проблема остается нерешенной (Рецензия на монографию В.А. Коленеко «Французская Канада в прошлом и настоящем»).– «США - Канада: экономика, политика, культура», № 11, 2007
2. К.Ю. Барановский "Эволюция квебекской проблемы во внутренней политике Канады". Автореф. дисс. на соискание ученой степени кандидата исторических наук. — М.: Институт США и Канады РАН, 2003
3. О.С. Сороко-Цюпа Из истории франкоканадского вопроса. М. 1972
4. Кулышев Ю.А. Канада / В серии «У карты мира». – М.: Мысль, 1989
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории география:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ