Научно-методическая статья "Патриотическое воспитание на уроках и во внеурочное время"

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с углубленным

изучением отдельных предметов 36»

Республики Мордовия














Патриотическое воспитание на уроках и во внеурочное время












подготовил

учитель географии

Шмырёв Сергей Сергеевич












Саранск

2013

Сегодня актуальным является вопрос воспитания чувства патриотизма, потому что возрождение России возможно только тогда, когда каждый живущий в ней человек будет искренне любить свою Отчизну.

В наши дни, когда неизмеримо возрастают функции школы в формировании нового человека, широко используются все возможности и урочной и внеурочной работы для повышения качества подготовки учащихся. Поэтому важным направлением современной школы является патриотическое воспитание. Это многогранный, многоаспектный процесс, нацеленный на решение целого комплекса задач: воспитание чувства гордости за свою Родину, за свой народ, чувства уважения к достойным страницам прошлого своей страны. Специфика процесса военно-патриотического воспитания не означает его обособленности. Оно тесно связано с трудовым воспитанием, поскольку военная служба – тоже труд. Поэтому у каждого будущего воина ещё до призыва должно быть сформировано уважительное отношение к труду, уважение к людям.

Налицо связь военно-патриотического воспитания и физического воспитания, поскольку новейшая современная техника не снимает вопроса о высокой физической подготовленности. Кроме того, хорошо известно, что в процессе физического воспитания могут и должны решаться вопросы морально-волевой, психологической подготовки учащихся к военной службе. Очевидна связь военно-патриотического воспитания и эстетического воспитания, поскольку велика роль литературы и искусства в формировании эмоциональной сферы, патриотических чувств. Наконец, налицо взаимосвязь военно-патриотического и умственного воспитания: последнее формирует культуру умственного труда, значение которой огромно в свете современных высоких требований военной службы.

В настоящее время для педагогики проблемы патриотического воспитания молодежи становятся наиболее актуальными. Многолетние очернение и отрицание любых достижений России привело к широкому распространению в среде молодежи негативного отношения к своему Отечеству. Современная действительность в России иногда не дает поводов для гордости за свою страну, поэтому приходиться обращаться к тем вопросам о природе страны, которые могут вызвать гордость за Отечество.

Единство требований учителей, классных руководителей в области патриотического воспитания учащихся находит выражение в продуктивном школьном режиме, без которого невозможно решение задач ни обучения, ни воспитания в целом. Правильный режим определяет деловитость коллектива, чёткость его рабочего ритма. Повышая уровень требовательности к воспитанникам, он оказывает положительное воздействие на эмоциональную сферу, дисциплинирует внешне и внутренне, воспитывает волю и закаляет характер.

Именно дисциплинированность, на мой взгляд, первая ступень успешной работы в этом направлении. Мной проводятся беседы, тематические классные часы по этим вопросам, где в доходчивой форме на конкретных примерах приводятся разные ситуации и приводятся пути их решения.

Огромное значение в военно-патриотическом воспитании имеет пропаганда боевых традиций наших Вооружённых сил. Для этого используются тематические вечера, встречи с участниками разных войн. Другой формой военно-патриотического воспитания являются экскурсии в целях изучения природных объектов, достопримечательных мест по своей республике, так и за её пределами. Ведь изучение родного края – краеведение является одним из ведущих в организации внеурочной работы. Экскурсии позволяют сочетать нравственную, познавательную деятельность со здоровым отдыхом учащихся.

География среди всех школьных предметов играет роль мостика между естественными и общественными науками, она универсальна, охватывает всю систему: природная среда - общество - человек. Поэтому именно этот предмет способствует развитию у школьников гуманитарно-культурологического восприятия природы, помогает продемонстрировать великое прошлое и великое будущее нашей страны. Это также предмет, знакомящий учащихся с отдельными территориями и социально-экономическими условиями в них. Все это позволяет отнести географию к числу тех предметов, на которые ложится особая ответственность за воспитание патриотизма и любви к Родине.

Одним из средств достижения цели по проведению яркого, содержательного и интересного, патриотичного урока может стать использование в преподавании дополнительной литературы. Это могут быть не только статьи различных газет и журналов, но и использование отрывков из художественной литературы.

Можно использовать возможности школьного музея, где есть материалы о выдающихся земляках: участниках войн. В нашей школе вот уже много лет функционирует музей боевой славы, где собрана экспозиция натурных, искусственных, объёмных и графических экспонатов.

Трудно переоценить значение искусства в этом деле. »Искусство - писал В.Г.Белинский, со стороны своего содержания есть выражение исторической жизни народа». История народа полна героических деяний, которые нашли своё художественное воплощение в произведениях литературы и искусства, народного эпоса и фольклора (на уроках истории и культуры мордовского края, географии, музыки, МХК)

При этом, конечно, отбираемое описание должно открывать географическую специфику объекта, подчеркивать привлекательность и развивать интерес. Учащиеся с большим интересом относятся к описанию природы, которое надолго остаются в памяти.

В художественной литературе много описаний отдельных растений, животных, природных явлений, в которых показано их приспособление к реальным условиям жизни, их практическая красота. Так, объясняя учащимся содержание предмета, можно обучить их многому другому. В том числе, любить науки, школу, свой край, свою Родину.

Большое значение имеет ознакомление с духовным миром русских ученых-географов и путешественников, с их благородством, самоотдачей, энтузиазмом, другими личностными качествами, с их достижениями и открытиями, что может помочь обратить чувства ребят к пониманию большой и малой Родины, научить гордиться принадлежностью к нации, дать почувствовать единение с родной страной.

Вовлекая детей в разговор о загадочной русской душе в некоторые темы уроков курса 8 – 9 классов, учитель расширяет представление ребят о самих себе, одновременно усиливает их познавательный интерес к географии России.

В теме "Климат России" указывается, как его особенности отразились на характере русского народа:

- продолжительные снежные и морозные зимы – выносливость людей;

- стремление в короткое северное лето, отпущенное природой, переделать много дел породила способность населения к напряженному труду с последующим генетически врожденным трудолюбием.

Также целесообразно изучение этих вопросов при обобщении знаний в темах: "Географическое положение", "Рельеф", "Внутренние воды". Наиболее вписываются они в раздел "Население России".

При изучении курса географии России в 8-9 классах мы пытаемся воспитывать патриотическое чувство к Родине. Наша страна – самая большая в мире по площади, и поэтому ее природа, люди и хозяйство настолько разнообразны. Именно с этих слов нужно начинать знакомить детей с нашей страной. Нужно говорить детям об огромных её размерах, великих границах и движениях народов, формировании территории, о «русском человеке и характере».

Говоря о внутренних водах России, мы воспеваем великие наши реки, выходы к океанам и огромную протяженность морских границ, внутренние моря и озера.

При изучении природных ресурсов Центральной России анализируются причины появления особенностей великорусского хозяйства в ХV - ХVI веках. Учащиеся видят, что:

- разбросанность населения, преобладание мелких деревень в 2-3 двора происходит из-за холмистого рельефа с обилием болотистых участков;

-незначительность крестьянской запашки объясняется огромными затратами труда на раскорчевку и обилие неудобных земель;

-развитие кустарных промыслов, усиленная разработка лесных и пойменных угодий - богатством и разнообразием природных возможностей (лесов, озер, рек и др.)

Разрабатывая и реализуя краеведческие проекты, ребята осознают свою ответственность за то, что совершается рядом. Этот вид деятельности помогает воспитывать активную гражданскую позицию, оказывает наибольшее влияние на становление личности ребёнка, формирование его мировоззрения, убеждений, высоких чувств к родному краю, стране, способствует воспитанию гражданственности и патриотизма.

В своей педагогической деятельности уделяю внимание всем обучающимся с высоким и низким уровнем учебных возможностей. На всех этапах обучения (в среднем и старшем звене) обучающиеся участвуют в разработке индивидуальных творческих проектов, которые реализуются как в учебной, так и во внеклассной работе.

Проектная деятельность даёт возможность представить изучаемую проблему с разных точек зрения. Ребята учатся основам научного эксперимента, определению задач работы, выбору методов изучения данной темы, обобщению полученных результатов, способам презентации исследования

Ежегодно школьники принимают участие в конференциях разных уровней. Темы, которые поднимают в своих работах обучающиеся, очень актуальны, носят исследовательский и творческий характер. В работе используется краеведческий материал, что позволяет воспитывать у обучающихся гражданское самосознание, чувство ответственности за судьбу своей малой Родины («Бортничество - древнейшее занятие мордвы», «Валяльный промысел села Урусова», « Культурный ландшафт жилого микрорайона Посоп», » География религий Мордовии» и ряд других.

В курсе «Экономической и социальной географии мира» при изучении каждой темы обязательно уделяется внимание месту России в экономике, политике, культуре мира.

Под нравственным становлением личности сегодня понимается целенаправленное формирование нравственного сознания, развитие нравственного чувства, навыков и привычек нравственного поведения человека на основе общечеловеческих ценностей. При этом большое значение уделяется гармоничному объединению общечеловеческих и национальных ценностей. Исключительное значение имеет преобразование этих ценностей в личностные ценности каждого учащегося, необходимо утвердить в их сознании следующие идеи:

  • планета Земля - общий дом человечества;

  • Родина - уникальная для каждого человека земля, дарованная судьбой;

  • мир – покой и согласие между людьми, народами, странами – главное условие существования каждого человека и человечества в целом.

Не менее важная задача - воспитание уважения к людям труда, науки и культуры. При этом тесно переплетаются задачи морально-этического и нравственно-патриотического воспитания учащихся. При изучении географии отдельных стран происходит знакомство с их населением, особенностями материальных, духовных, культурных ценностей, которые отражают опыт познания и существования человека в пространстве (живопись, скульптура, обряды, нормы поведения, хозяйственная деятельность человека и т.д.).

В процессе образования курс географии единственный, рассматривающий экологические проблемы на трех уровнях: глобальном, региональном и локальном. Не менее важно, что география включает материалы оценочного характера, что является важной составляющей частью целостного процесса воспитания экологического сознания. География помогает учащимся осознать значение природы для общества, понять, что природа - источник удовлетворения жизненных и духовных потребностей человека, осмыслить необходимость ответственного и бережного отношения к ней. На уроках географии происходит формирование и развитие нравственных норм и привычек поведения в природе, ценностных ориентации. Экологическое содержание курса географии располагает огромными возможностями для воспитания нравственности, гражданственности, чувства патриотизма.

Задача учителя, классного руководителя состоит не столько в том, чтобы резко увеличить объём военно-патриотических знаний, сообщаемых на уроках и в процессе внеклассной работы, сколько в том, чтобы в деликатной, тактичной форме помочь своим воспитанникам привести в систему разрозненный, огромный поток фактов, оценок, суждений о войне, армии, увиденных, услышанных, прочитанных за порогом школы.

Таким образом, проведение разных форм и методов военно-патриотического воспитания способствуют:

  1. развитию у учащихся творческих способностей и устойчивых интересов к ряду школьных предметов школьных,

  2. соединению теоретических взглядов с жизнью,

  3. формированию профессиональных интересов школьников.

Поэтому, работа в этом направлении будет продолжена и надеюсь успешно развиваться.
























Список литературы


  1. Агапова И., Давыдова Н. Патриотическое воспитание в школе. М.: Айрис – пресс, 2002

  2. Антушева О.В. География России. Природа. Поурочные планы.8 класс

Волгоград, Изд-во «Учитель»,2004

  1. Буторина Т.С. Воспитание патриотизма средствами образования. СПБ.:

Каро, 2004

  1. Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников// Воспитание

школьников, 2000. №8

  1. Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии. Население и хозяйство. 9 класс М.: ВАКО, 2005

  2. Ипполитова Н.В. Патриотическое воспитание учащихся. Учебное пособие. Шадринск. ШГПИ, 2004

  3. Касимова Т.А. Патриотическое воспитание школьников. Методическое пособие.М.: Айрис -пресс, 2005







Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории география:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ