Предупреждение неуспеваемости по географии

Предупреждение неуспеваемости по географии.

Учитель географии МАОУ лицея №7 г. Томска

Якимова Татьяна Владимировна.



Одной из важных проблем современной педагогики является проблема анализа причин трудностей в обучении и неуспеваемости учащихся. По данным различных авторов (Н.П. Вайзман, Г.Ф. Кумарина, С.Г. Шевченко), количество детей, которые оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить программу, колеблется от 20 до 30% от общего числа учащихся начальной школы и до 40% в основной школе. В работах этих исследователей выделяются четыре группы состояний риска неуспеваемости обучаемых: состояния риска академической неуспешности, обусловленные тем, что ученикам предъявляются требования, не соответствующие уровню развития у них значимых для школы интеллектуальных и психофизиологических функций; состояния социального риска, возникающие на фоне нарушений социально-личностных отношений ребенка с окружающей средой или личного внутреннего конфликта, который может быть связан с негативными переживаниями; состояния риска по здоровью, вызванные чрезмерным нервно- психическим напряжением ребенка (либо завышенный уровень требований со стороны школы или родителей, либо состояние соматического здоровья ученика);состояния комплексного риска, включающие в себя в той или иной степени признаки перечисленных выше состояний. Общими характеристиками детей группы риска «являются более низкое по сравнению с другими детьми качество приспособительных, адаптационных механизмов и значительно более выраженная зависимость психического статуса, поведения и тенденций развития от условий жизни и воспитания. В учебной работе перечисленные особенности проявляются в жесткой соотнесенности характера и результатов деятельности таких детей с условиями самой деятельности». Следовательно, важнейшая задача учителя состоит в создании таких условий обучения, которые обеспечивали бы детям группы риска психологический комфорт и максимальное развитие интеллектуальных и

личностных возможностей. Приспособление школы к ученику - одно из требований современной педагогики.

Учителю необходимо в первую очередь знать особенности учащихся, ориентироваться на конкретные причины неуспеваемости, чтобы выбрать стратегию работы с детьми. В этом может помочь классификация неуспеваемости (табл. 1), предложенная Н.Н. Мурачковским. В приводимых исследованиях Н.Н. Мурачковский при выделении основных типов неуспевающих школьников опирался на следующие параметры: качество мыслительной деятельности и моральная направленность (блок мотиваций).



Таблица 1

Типы неуспеваемости школьников (по Н.Н. Мурачковскому)


Типы неуспеваемости

Помощь учащимся

I. Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с положительным отношением к учению

Основная помощь должна заключаться в формировании приемов познавательной деятельности. Взывать к совести, чувству долга, упрекать в том, что они работают недостаточно, ленятся, приглашать родителей в школу бесполезно. Ощутимых результатов это не дает. Эти учащиеся занимаются много, старательно, они добросовестны, но им не хватает познавательных сил

2. Высокое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учителю, учению

Причиной низкой успеваемости учащихся является их внутренняя личностная позиция - нежелание учиться. В силу разных причин их интересы находятся вне рамок учебной деятельности. Учащимся достаточно изменить свое отношение к обучению, и продуктивность их учебы резко возрастает. Преодоление неуспеваемости следует начать с воспитательной работы.

3. Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению

Необходимой найти сферу, где способности учащихся будут проявлены в полной мере. Такой сферой, по мнению В.А. Сухомлинского, является нравственная, где возможности каждого человека безграничны. Современный английский психолог и педагог Р. Берн подтверждает мысль В.А. Сухомлинского: «У каждого ребенка есть свои сильные стороны, свои положительные качества, на которых чуткий взрослый должен помочь ему выстроить прочный фундамент позитивной самооценки»



Он рассмотрел три сочетания этих параметров, учитывая их уровень и модальность: низкая обучаемость с положительным отношением к учению, хорошая обучаемость с отрицательным отношением к занятиям, а также наиболее сложный случай, в котором оба показателя находятся на самом низкм уровне.















Таблица 2. Факторы негативного влияния


Факторы негативного влияния на успеваемость

Показатели неблагоприятного развития

Признаки отклонений в учебно-познавательной деятельности

1. Биологический

  1. Наследственность интеллекта

  2. Задержка в умственном психическом развитии

  3. Соматическая ослабленность

  1. Низкий уровень способностей

  2. Различные отклонения в памяти, снижение интеллектуальных потенций, сужение умственного мировоззрения, гипердинамические отклонения, аддиктивные расстройства

  3. Повышенная утомляемость, слабая выдержка, низкие энергетические возможности, мобилизованность, динамика и качественная характеристика эмоциональных составляющих

2. Социальный

  1. Неблагоприятные социально- педагогические условия

  2. Низкий социальный статус ученика в детском коллективе

  1. Ограниченность знаний и представлений об окружении, обедненный жизненный опыт

  2. Нарушение поведения, агрессивность, отсутствие эмоционального контакта с членами коллектива, несформированность старательности и усердия

3.Психолого-педагогический

  1. Конфликт «учитель-ученик»

  2. Познавательная пассивность (возможность, но нежелание учиться)

  3. Неумение и нежелание учиться

  1. Игнорирование учителя, нежелание контактировать, безразличие, непризнание авторитета учителя. Страх перед учителем, негативное отношение учителя к ученику

  2. Отсутствие интереса к предметам, обучение под давлением извне

  3. Не закреплены навыки учебных действий, знания усваиваются нерациональным способом, неумение осуществлять самоконтроль, систематическое невыполнение домашних заданий, невнимательность на уроках


Мы считаем, что отмеченный выше наиболее сложный случай соответствует группе длительно отстающих учеников. Преподавателю трудно найти у школьника те особенности личности, на которые можно было бы опереться. Учитель вынужден проводить как воспитательную, так и учебную работу сразу по широкому спектру направление. Что касается остальных слабоуспевающих учеников, для которых один или несколько параметров имеют значительный уровень или положительную модальность (хорошая обучаемость, правильная моральная направленность), то здесь преподаватель может уделять внимание наименее развитым аспектам личности ученика, используя отдельные его положительные черты.



Таблица 3. Личные качества учеников.



Индивидуальные

особенности учеников с низкой успеваемостью

Проявления в

учебной деятельности

Приемы педагогического влияния

1. Обедненный жизненный опыт, ограниченность знаний и представлений об окружении

Низкая успеваемость, нулевая или негативная ее мотивация

Акцент на личностной индивидуализации, перестройка мотивационной сферы, постоянный учет и развитие способностей, оказание индивидуальной помощи в ликвидации пробелов в знаниях, в овладении материалом на дополнительных занятиях

2. Отсутствие

духовных

потребностей,

интересов,

познавательная

инертность

Бездеятельность на уроках, часто отвлекается, позерекая самостоятельность

Акцент на личностной индивидуализации, привитие интереса к предмету с помощью интересных средств обучения, оказание индивидуальной помощи

3. Низкий социальный статус личности в коллективе

Конфликтные ситуации в отношениях «ученик - ученик» «ученик - класс»

Привлечение ученика к подготовке нетрадиционных форм уроков, помощь в завоевании симпатий к нему со стороны класса, в преодолении эгоцентризма собственных действий, в формировании потребности в соучастии» желания делового сотрудничества

4. Неудовлетворение физиологических и психологических потребностей

Отсутствия внимания на уроках, разные виды неврозов, неспособность воспринимать информацию

Моральная поддержка ученика, помощь в обеспечении бесплатным питанием в школе, консультирование по разным вопросам

Дифференциация требований к уровню владения учащимися как теоретической, так и практической частью изучаемого курса географии - это очень серьезная педагогическая проблема. Учителю важно помнить, что для развития личности вредным является как занижение требований, так и их завышение. Дифференцированный подход не следует ограничивать количественными критериями: «слабому» - меньше заданий, «сильному» - больше.







Таблица 4. Психологические особенности учеников.


Индивидуальные

особенности учеников с низкой успеваемостью

Проявления в учебной деятельности

Приемы педагогического влияния

1. Замедленное усвоение учебного материала

Замедленность движений и учебных действий, заторможенность, низкая производительность труда

Увеличение времени на выполнение заданий, четкое и детальное объяснение учебного материала учителем, подбор заданий одинаковой сложности, но меньших по объему

2. Низкая способность к сопереживанию

Неумение определить эмоциональное и когнитивное состояние друг друга

Подбор возможных партнеров для общения

3. Низкий уровень развития фонематического слуха

Неправильная артикуляция, нарушение орфоэпических форм, трудности в восприятии иностранной речи на слух

Систематическое повторение и закрепление знаний. Выполнение заданий по выработке правильных акустико-артикуляционных навыков

4. Низкий уровень развития памяти, поверхностное внимание

Формальные разлады памяти (нарушение запоминания, сохранения, воспроизведения); негативные особенности внимания; забывчивость; склонность к промедлению

Давление на эмоциональную память, использование сигнальных карточек, речевых акцентов при пояснении и закреплении учебного материала; активизация внимания учащегося; использование яркого, интересного материала, который направлен своим содержанием на тренировку внимания и памяти

5. Преобладание коммуникативно- речевого над рационально- логическим типом личнос

ти или наоборот

Успеваемость в устной ревой деятельности и трудности в овладении логико- грамматическим аспектом речи или наоборот

Выявления соответствия индивидуальных особенностей оптимальному типу и методам обучения (осознанно-сравнительным или коммуникативным)











Таблица 5.


Индивидуальные

особенности учеников с низкой успеваемостью

Проявления в учебной деятельности

Приемы педагогического влияния

Несформированность умений и навыков

Типичные ошибки, обусловленные явлениями сверхгенерализации. Неосмысленное выполнение действий, непродуктивность умений, отсутствие тренировок

Контроль за полным пониманием и усвоением материала, субъективный подход к формированию и усовершенствованию речевых приемов и навыков

Педагогу, работающему с детьми группы риска, постоянно следует помнить о дифференциации предлагаемых им заданий по содержанию, объему, уровню сложности и, конечно, характеру и форме помощи. Например, помощь может быть предоставлена в виде наглядных опор, схем, памяток, инструктивных материалов (включая алгоритмические), к которым любой школьник может обратиться в случае затруднений.При этом на уроках географии может быть широко использован опыт таких учителей, как С.Н. Лысенкова, В.Ф. Шаталов, В.М. Шейман, М.С. Винокур, О.Я. Скуратович и др.





















Таблица 6. Виды помощи неуспевающему ученику на разных этапах урока


Этапы урока

Виды помощи в учении

В процессе контроля за подготовленностью учащихся

Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе. Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски. Предложения учащимся примерного плана ответа, наводящих или контрольных вопросов, помогающих последовательно излагать знания, проявлять умения. Разрешение использовать наглядные пособия, схемы, плакаты, помогающие изложить суть явлений, понятия или закона. Стимулирование оценкой, подбадривание похвалой.

При изложении нового материала

Поддержание интереса к усвоению темы (связь изучаемого с жизнью, новизна, актуальность, занимательность содержания). Более частое обращение с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала. Привлечение слабоуспевающих учеников в качестве помощников при подготовке приборов, показе опьггов, наглядных пособий (плакатов, схем), помогающих уяснить суть объясняемого материала, облегчающих переход от наглядного образного мышления к понятийно-абстрактному. Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы.

В ходе

самостоятельной работы учащихся на уроке

Разбивка заданий на «дозы», этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых. Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее. Напоминание приема или способа выполнения задания. Указание на необходимость, актуализировать то или иное действие, формулу, правило или определение. Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению. Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих, указание на сдвиги в деятельности. Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка их исправления

При организации самостоятельной работы вне класса

Выбор для группы слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа. Более подробное объяснение последовательности выполнения задания. Предупреждение о возможных затруднениях. Использование карточек-консультаций, помогающих восполнить пробелы в знаниях, и карточек с направляющим планом действий. Поручение повторить материал, который потребуется для лучшего усвоения новой темы. В необходимых случаях составление индивидуального плана ликвидации пробелов в знаниях и умениях по такой схеме: содержание задания, срок выполнения, контрольные вопросы.


Помощь может иметь фронтальный, групповой и индивидуальный характер. В последнем случае она должна приноравливаться к актуальному для каждого ученика уровню самостоятельности (в одних случаях - это общее побуждение к деятельности, в других - косвенная или прямая подсказка пути, ведущего к правильному выполнению задания, в-третьих - прямое указание на необходимые источники информации, способ выполнения, алгоритм действий). Предельный уровень трудности поставленного вопроса возможно чаще должен быть ориентирован на зону ближайшего развития ребенка.

Система мер по оказанию помощи неуспевающему школьнику может включать следующие виды деятельности:

  • помощь в планировании учебной деятельности (планирование повторения и выполнения упражнений для ликвидации пробелов, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устранению типичных ошибок и др.);

  • дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности;

  • стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуаций успеха, побуждение к активному труду и др.);

  • контроль за учебной деятельностью (проверка всех домашних заданий, более частный опрос, активизация самоконтроля в учебной деятельности и др.);

  • различные формы помощи со стороны учителя и взаимопомощи учащихся;

  • дополнительные занятия и консультации.

В таблицах 6, 7 показаны методы педагогического воздействия с целью предупреждения отставания и неуспеваемости.

Предоставленные материалы показывают, что неуспеваемость школьников - это интегративное явление, обусловленное рядом социальных, психолого- педагогических и биологических причин. В связи с этим процесс предупреждения неуспеваемости будет наиболее эффективным на основе функционирования системы деятельности всего педагогического коллектива, в основе которой лежат психолого-педагогическая диагностика, целевая направленность учебно-воспитательного процесса, его методическое и материальное обеспечение.




















Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории география:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ