Рабочая программа по географии для 9 класса
Вычерчивать
«Согласовано»
Руководитель МО учителей ………..
__________________ФИО
Протокол № ___ от
«____»___________20___ г.
«Согласовано»
Заместитель директора школы по УВР (СМР) МОУ «Дубовская СОШ с углублённым изучением отдельных предметов»
_______________ ФИО
«____»____________20___г.
«Утверждаю»
Директор МОУ «Дубовская СОШ с углублённым изучением отдельных предметов»
___________ Шатило В.В
Приказ _____
от «___»____________20__ г
Рабочая программа
Название предмета – география
Уровень изучения предмета - базовый
Ф.И.О. педагога – Сущенко Л.П.
Класс - 9 «А», 9 «Б», 9 «В», 9 «Г»
2013
2. Пояснительная записка
Данная рабочая программа по географии для 9 класса разработана на основе авторской программы И.И. Бариновой, В.П. Дронова. «Программы для общеобразовательных учреждений: География. 6-11классы» / сост. Е.В. Овсянникова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009. - 128с., в соответствии с федеральным государственным стандартом от 05-03- 2004г. приказ № 1089.
Цели: — формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования.
- овладение основами картографической грамотности использования географической карты как одного из языков международного общения
- формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве; развитие географического мышления.
Задачи
Уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
Проводить познание и изучение окружающей среды, выявляя причинно следственные связи;
Формировать умения и навыки сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
Уметь ориентироваться на местности, плане, карте, статистических материалах;
Соблюдать нормы поведения в окружающей среде.
Уметь давать правильную оценку своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Сформировать географический образ своей страны на её многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения, хозяйства:
Развивать представление о своем географическом регионе, создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира.
В рабочую программу внесены следующие изменения:
Раздел «Хозяйство России» уменьшен на 6 часов (16 вместо 22), раздел «География крупных регионов России» уменьшен на 3 часа (41 вместо 44) в связи с необходимостью выделения 10 часов, рекомендованных БелРИПКиППС для изучения «Географии Белгородской области» (предусмотренного Стандартом). Уменьшенный материал будет пройден за счет уплотнения.
Учебно-методический комплект.
Для реализации учебной программы используется:
Учебник: География России. В 2 кн. Кн. 2: Хозяйство и географические районы. 9 кл. : учеб. для 8 - 9кл. общеобразовательных учреждений/ В.П. Дронов, И.П. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе; под ред. В.П. Дронова. – 4 изд., стереотип. – М.: Дрофа. 2010
География Белгородской области: Учебное пособие. В 2 частях. Часть вторая. Население и хозяйство. – М.: Издательство МГУ, 2008. – 136 с.
Основы экологии и природопользования: Учебное пособие для учащихся 8-11 классов / А.Н.Петин, Л.Л.Новых, В.И.Петина – М.: Издательство МГУ, 2004. – 288 с.
Рабочая тетрадь И.И. Бариновой, В.П. Дронова. География России. Население и хозяйство. 9 кл.: Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт и заданиями для подготовки к государственной итоговой аттестации и ЕГЭ/. - М. : «Дрофа»; - «Издательство ДИК» 2012
География. 9 класс.: атлас:– М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2012
Тетрадь для практических работ.
Количество часов:
в неделю – 2 часа,
в год – 68 часов;
в том числе:
практических работ – 27:
итоговых – 10,
обучающих – 9,
тренировочных – 8,
тестирований - 3,
Зачётов - 2
В 4 четверти 10 часов отведено на изучение географии Белгородской области по тематическому планированию БелРИПКППС
Формы организации учебного процесса:
Урочная
Внеурочная
- Урок (урок изучения нового материала, урок актуализации знаний и умений, урок – практикум, урок обобщения знаний и умений).
- Общественный смотр знаний.
- Учебная экскурсия
- Индивидуальные консультации
- Индивидуальная работа со слабоуспевающими учениками
- Подготовка к олимпиадам
- занятия по подготовке сдачи экзамена в новой форме
Формы текущего контроля:
вводная беседа;
индивидуальный опрос;
фронтальный опрос;
практическая работа;
работа с картами атласа;
индивидуальные задания;
тестирование
2. Требования к уровню подготовки учащихся
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, овладение ими универсальными способами деятельности:
— умения работать с картами различной тематики и разнообразными статистическими материалами;
— определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения сопоставления, оценки и классификации объектов;
— поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, в том числе в геоинформационных системах;
— обоснование суждений, доказательств; объяснение положений, ситуаций, явлений и процессов;
— владение основными видами публичных выступлений; презентации результатов познавательной и практической деятельности.
В результате изучения предмета учащийся должен:
Называть и (или) показывать:
предмет изучения географии России;
основные средства и методы получения географической информации:
субъекты Российской Федерации;
пограничные государства;
особенности географического положения, размеры территории, протяженность морских и сухопутных границ России;
границы часовых поясов:
основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории;
климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах;
распределение рек страны по бассейнам океанов;
основные области современного оледенения и крупные ледники:
зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах;
основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования;
важнейшие природно-хозяйственные объекты страны, в том числе центры: промышленные, транспортные, научно-информационные, финансовые, торговые, рекреационные, культурно-исторические. Районы нового освоения, старопромышленные и депрессивные:
народы, наиболее распространенные языки, религии;
примеры рационального и нерационального размещения производства;
объекты Всемирного культурного и природного наследия России (список ЮНЕСКО);
районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений (засухи, наводнения, сели, землетрясения и т. д.);
экологически неблагополучные районы России:
маршруты и территории первооткрывателей и исследователей территории России.
2. Определять (измерять):
географическое положение объектов;
разницу в поясном времени территорий;
погоду по синоптической карте;
параметры природных и социально-экономических объектов и явлений по различным источникам информации.
3. Описывать:
географическое положение страны, отдельных регионов и географических объектов, его виды (экономико-географическое, геополитическое и т. д.);
образы природно-хозяйственных объектов, в том числе одного из районов нового промышленного, сельскохозяйственного, городского, транспортного или рекреационного строительства;
особенности быта и религии отдельных народов.
4. Объяснять:
роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем
страны;
влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения России;
образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых;
образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды, образование смога;
влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;
как составляют прогноз погоды;
распространение многолетней мерзлоты, ее влияние на состояние природных комплексов и освоение территории человеком;
почвообразовательные процессы, особенности растительного и животного мира природных зон;
причины возникновения опасных природных явлений, их распространение на территории страны;
разнообразие природных комплексов на территории страны;
различия в естественном приросте населения, темпах его роста и уровня урбанизации отдельных территории, направления миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского расселения;
изменение пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства, особенности размещения основных отраслей хозяйства и основную специализацию районов, факторы и условия размещения предприятий;
особенности природы, населения, хозяйства отдельных регионов, различия в уровнях их социально-экономического развития;
роль географического фактора в развитии человеческого общества на примере РФ;
уникальность и общечеловеческую ценность памятников природы и культуры;
причины изменения природных и хозяйственных комплексов регионов;
особенности орудий труда, средств передвижения, жилищ, видов хозяйственной деятельности, возникших как результат приспособления человека к окружающей среде в разных географических условиях;
объяснять причины географических явлений.
Оценивать и прогнозировать:
природно-ресурсный потенциал страны, региона;
экологическую ситуацию в стране, регионе
изменения природных и социально-экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов;
изменения в численности населения, изменения соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений;
4. Cодержание программы.
Часть 5
Хозяйство России. (22 часа)
Тема 1. Вторичный сектор экономики – отрасли перерабатывающие сырье. (16час.)
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК), его состав, место и значение в хозяйстве, связь с другими комплексами. Топливно-энергетические ресурсы и топливно-энергетический баланс. Современные проблемы и развитие ТЭК и развитие. Охрана окружающей среды.
Нефтяная промышленность. Роль нефти в современном хозяйстве. Место России в мире по запасам и добыче нефти. Основные современные и перспективные районы добычи, крупнейшие месторождения, проблемы их освоения. География основных нефтепроводов и переработка нефти. Современные проблемы нефтяной промышленности.
Газовая промышленность. Возрастающая роль газа в топливно-энергетическом балансе страны. Место России в мире по запасам и добыче газа. Основные современные и перспективные районы добычи , крупнейшие месторождения , проблемы их освоения. Единая газопроводная система страны. Современные проблемы газовой промышленности.
Угольная промышленность. Виды угля и способы его добычи. Главные угольные бассейны их хозяйственная оценка. Социальные и экологические проблемы угледобывающих районов.
Электроэнергетика. Типы электростанций, их достоинства и недостатки, факторы размещения. Доля различных типов станций в производстве электроэнергии. Крупнейшие электростанции. Формирование энергосистем. Негативное влияние различных типов электростанций на окружающую среду.
Практические работы. 1.Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов по картам и статистическим материалам. 2.Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.
Тема 2. Отрасли, производящие конструкционные материалы и химические вещества.
Классификация конструкционных материалов, проблемы производящих их отраслей.
Металлургия, ее состав и структура, место в хозяйстве, связь с другими отраслями. Современные проблемы российской металлургии и их географические следствия. Место России в мире по запасам металлических руд и производству продукции металлургии.
Черная и цветная металлургия. Традиционные и новые технологии производства металлов. Типы металлургических предприятий и факторы размещения. Особенности географии металлургии черных , легких и тяжелых цветных металлов. Металлургические базы, крупнейшие металлургические центы. Экспорт металлов и его роль в экономике страны.
Химическая промышленность. Состав и значение в хозяйстве, связь с другими отраслями. Роль химизации хозяйства. Главные факторы размещения предприятий химической промышленности. Группировка отраслей химической промышленности, особенности их географии. Основные химические базы , крупнейшие химические комплексы. Проблемы развития отрасли. Химическая промышленность и охрана окружающей среды.
Лесная промышленность. Состав и значение в хозяйстве , связь с другими отраслями. Место России в мире по производству продукции лесной промышленности. Группировка отраслей лесной промышленности, особенности их географии. Основные лесные базы. Крупнейшие лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды. Производство строительных материалов, конструкций и деталей.
Практические работ. 1.Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам. 2.Определение по картам главных факторов размещения металлургических предприятий по производству меди и алюминия. 3.Составление характеристики одной их баз химической промышленности по картам и статистическим материалам.
Машиностроение, его значение, отраслевой состав, связь с другими отраслями Факторы размещения машиностроительных предприятий. География науко-. трудо- и металлоемких отраслей. Главные районы и центры. Особенности географии военно – промышленного комплекса и его конверсии.
Практическая работа.1. Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.
Пищевая промышленность, ее значение и отраслевой состав, связь с другими отраслями. Группировка отраслей по характеру используемого сырья, география важнейших отраслей. Проблема пищевой промышленности в России.
Легкая промышленность, ее значение и отраслевой состав , связь с другими отраслями. География текстильной промышленности. Проблемы развития легкой промышленности.
Тема3. Третичный сектор экономики – отрасли производящие разнообразные услуги. (5час)
Классификация услуг. Роль третичного сектора в хозяйстве, проблемы его развития в России. Отрасли третичного сектора и окружающая среда.
Коммуникационная система. Роль коммуникаций в размещении населения и хозяйства. Исторически сложившееся несовершенство транспортной сети в России. Сухопутный, водный и воздушный транспорт. Преимущества и недостатки отдельных видов транспорта. Важнейшие транспортные пути. Связь Социальная инфраструктура. Перспективы развития комплекса.
Наука , ее значение, состав, роль в жизни современного общества. География российской науки.
Жилищное и рекреационное хозяйство. Жилье. Низкий уровень обеспеченности. Географические различия в обеспеченности россиян жильем. География рекреационного хозяйства в России.
Часть 6. География крупных регионов России (34 часа)
Тема1. Районирование России.
Районирование – важнейший метод изучения в географии. Виды районирования: сплошное, узловое, частичное и комплексное. Соподчиненность различных видов районирования России.
Практическая работа. Моделирование вариантов нового районирования России.
Европейская Россия. (Западный макрорегион)
Особенности природы, истории и географии хозяйства. Природные ресурсы. Европейская Россия – основа формирования территории Российского государства. Наиболее освоенная и заселенная часть страны. Место и роль Европейской России в промышленном и сельскохозяйственном производстве страны. Внутрирегиональные природно-хозяйственные различия.
Европейский Север. Состав района. Географическое положение. Особенности экономико – географического , геополитического и эколого-географического положения. Влияние географического положения и природных условий на освоение территории и жизнь людей. Различия в рельефе и полезных ископаемых, климате. Природные зоны. Природные ресурсы. Ресурсы шельфовой зоны. Историко-географические особенности формирования. Население. Города. Развитие топливно-энергетического комплекса, металлургии, химической и лесной промышленности. Хозяйственные различия Кольско – Карельского и Двинско –Печорского подрайонов. Роль морского транспорта. Предпосылки развития туристско-экскурсионного хозяйства. Основные географические фокусы экономических , социальных и экологических проблем региона. Проблема охраны природы Севера.
Практические работы. 1. Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двинско – Печорского района. 2 .Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства Европейского Севера.
Северо–Западный район. Состав. Выгоды географического положения на разных этапах развития. Природная специфика. Район древнего заселения.. Основание Петербурга, роль его в расселении, научно промышленном, социальном и культурном развитии. «Господин Великий Новгород». Экономические, социальные и экологические проблемы. Свободная экономическая зона «Янтарь»
Центральная Россия. Преимущества географического положения и состав территории. Факторы формирования района. Характерные черты рельефа и полезные ископаемые. Дефицит природных ресурсов. Климатические условия. Крупнейшие реки. Разнообразие и пестрота почвенно-растительного покрова лесной зоны. Лесостепь и степь. Центральная Россия – очаг русской национальной культуры «Дикое поле», засечные полосы и заселение южной части региона. Численность и плотность населения. Трудовые ресурсы. Современный характер и проблемы расселения. Преобладание городского населения. Города науки. Специализация хозяйства. Машиностроительный комплекс, черная металлургия, химическая промышленность . Роль конверсии ВПК в хозяйстве. Агропромышленный комплекс. Развитие социальной сферы. Топливно-энергетические и природоохранные проблемы. Внутрирегиональные различия. Основные географические фокусы экономических. Социальных и экологических проблем региона. Возникновение развитие Москвы. Москва - столица. Нижний Новгород, его географическое положение и торговые функции. Очаги старинных промыслов. Современность и проблемы древних городов.
Практические работы. 1.Сравнение географического положения и планировки двух столиц – Москвы и Санкт – Петербурга. 2.Составление картосхемы размещения народных промыслов Центральной России. 3.Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России.
Европейский Юг. Состав района. Особенности географического положения. Природный амфитеатр. Нарды гор и предгорий: традиции, культура, промыслы. Многонациональность
Очаги концентрации населения. Основные реки . Почвенно – растительный покров и животный мир. Высотная поясность гор. Агроклиматические, почвенные и кормовые ресурсы.
Агропромышленный комплекс. Ведущая роль региона в производстве сельскохозяйственной продукции. Проблемы района. Сельскохозяйственное, транспортное и энергетическое машиностроение. Рекреационное хозяйство Северного Кавказа. Проблемы республик Северного Кавказа.
Практические работы. 1 Определение факторов развития и сравнения специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья. 2.Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе.
Поволжье. Состав района. Географическое положение на юго-востоке Русской равнины. Особенности рельефа и климата региона. Зимние и летние температуры, распределение осадков. Зональность климата и почвенно-растительного покрова в пределах региона, их влияние на развитие сельского хозяйства. Волга – великая русская река. Поволжье – место исторического взаимодействия этносов. Многонациональный состав населения. Территориальная организация расселения и хозяйства. Развитие нефтегазохимического , машиностроительного и агропромышленного комплексов. АПК. Мощная пищевая промышленность . Рыбоперерабатывающая промышленность и проблемы рыбного хозяйства. Отрасли социальной сферы. Экологические и водные проблемы. Научные центры. Крупнейшие города. Проблемы региона.
Практические работы. 1.Изучение влияния истории населения и развития территории на сложный этнический религиозный состав. 2.Экологические и водные проблемы Волги – оценка и пути решения.
Урал. Границы и состав Урала. Географическое положение. Различия по геологическому строению и полезным ископаемым Предуралья, Урала и Зауралья. Влияние геологического строения и полезных ископаемых на развитие и размещение промышленности на Урале. Заселение. Современная этническая пестрота. Дефицит водных ресурсов и его причины. Пути решения водных проблем. География и проблемы современного хозяйства: горнодобывающая промышленность , металлургия. Химическая и лесная промышленность, разнообразие машиностроения. Проблемы населения и трудовых ресурсов. Крупнейшие города Урала. Антропогенные изменения природы Урала. Основные экономические, социальные и экологические проблемы региона. Кыштымская трагедия.
Практические работы. 1.Опреденение тенденций хозяйственного развития Северного Урала в виде картосхемы. 2.Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и пути решения экологических проблем.
Тема3. Азиатская Россия. (Восточный макрорегион)
Географическое положение. Разнообразие природных условий. Богатство природными ресурсами. Очаговый характер размещения , производства, сырье, добывающая направленность. Трудности организации производства и жизни населения в экстремальных условиях.
Западная Сибирь. Состав района. Географическое положение на западе азиатской части России.
Западно-Сибирская равнина – одна из крупнейших низменных равнин земного шара. Геологическая история, рельеф и полезные ископаемые. Карское море. Климат и внутренние воды. Сильна заболоченность. Зональность природы. Зона Севера и ее значение.. Горы и котловины на юге. Контрастность климатических условий. Высотная поясность. Агроклиматические ресурсы. Оценка природных условий для жизни и быта человека. Коренные народы. Богатство и разнообразие природных ресурсов. Ориентация хозяйства на добычу и переработку собственных ресурсов. Нефтегаз0оохимический комплекс. Особенности структуры и размещения. Крупнейшие российские н5фтяные и газовые компании. Система трубопроводов. АПК Западной Сибири. Транссибирская магистраль, река Обь , железные дороги. Современные проблемы и перспективы развития ведущих отраслей хозяйства. Основные географические фокусы экономических , социальных и экологических поблеем Западной Сибири.
Практические работы. 1.Изучение и оценка природных условий Западно - Сибирского района для жизни и быта человека.2. Составление характеристики нефтяного (газового )комплекса (значение, уровень развития , основные центры добычи и переработки, направления транспортировки топлива, экологические проблемы). 3. Разработка по карте туристического маршрута с целью показа наиболее интересных природных и хозяйственных объектов региона.
Север Восточной Сибири.
Состав района. Географическое положение. Роль реки Лены и Северного морского пути. Русские исследователи северных морей. Тектоническое строение, рельеф и минеральные ресурсы. Резко континентальный климат, многолетняя мерзлота. Лесные ресурсы. Великие сибирские реки. Тайга- основная природная зона. Высотная поясность. Земельные и агроклиматические ресурсы. АПК: особенности структуры и развития в экстремальных условиях. Объекты охоты и охотничьи угодья, другие промыслы. Несоответствие между природными богатствами и народы, особенности из жизни и быта, проблемы. Коренные народы, особенности их жизни, проблемы. Исторические особенности заселения русскими . Открытие медно- никелево-кобальтовой провинции. Основание Норильска. Топливно-энергетический комплекс- основа хозяйства территории. Каскады ГЭС. Предприятия ВПК, роль конверсии. Особенности строительства в условиях многолетней мерзлоты. Экологические проблемы района. Якутские алмазы. Город Мирный.
Транспортное освоение. Крупнейшие промышленные, культурно – исторические , транспортные центры. Природно – хозяйственные районы. Основные проблемы.
Практические работы. 1.Составление характеристики Норильского промышленного узла (географическое положение, природные условия ресурсы, набор производств и их взаимосвязь, промышленные центры). 2.Оценка особенностей природы региона с позиции условий жизни человека в сельской местности и городе.
Южная Сибирь. Состав, географическое положение. Горные системы Южной Сибири. Верхние течения крупных сибирских рек. Особенности и проблемы Байкала. Резко континентальный климат. «Плюс холода» Северного полушария. Температурные инверсии. Многолетняя мерзлота. Природные ресурсы. Внутренние различия: Кузнецко- Алтайский, Ангаро- Енисейский подрайон. Канско – Ачинский бассейн. Гидроресурсы. Формирование Ангаро- Енисейских ТЭС и ТПК. Заселение территории. Трудовые ресурсы, проблемы. Красноярск, Иркутск, закрытые оборонные центры. Забайкальский подрайон. Основные экономические, социальные и экологические проблемы региона.
Практические работы. 1. Составление сравнительной характеристики подрайонов Южной Сибири. 2.Выявление одной из проблем региона. Предложение путей ее решения.
Дальний Восток. Состав района. Особенности географического, геополитического положения. Этапы освоения территории. Геологическая, тектоническая история территории. Сейсмичные пояса. Тихоокеанский металлогенический пояс. Отрасль специализации района- добыча и обогащение руд цветных металлов. Месторождения нефти и газа на Сахалине и шельфе. Неравномерность размещения населения, потребность в трудовых ресурсах. Коренные народы. Муссонный климат. Климатические контрасты. Гидроресурсы и ГЭС. Природные зоны. Лесозаготовка и целлюлозно-бумажное производство. Богатство морей Тихого океана. Рыбоперерабатывающий комплекс. Вспомогательные отрасли: электроэнергетика, нефтепереработка, судоремонт. Отрасли ВПК. Транспортная сеть Дальнего Востока. Благоприятные почвенные и агроклиматические ресурсы юга территории. АПК. Дальний Восток в системе Азиатско – Тихоокеанского региона. Внутренние различия и города. Проблемы Дальнего Востока.
Практические работы: 1. Выделение на карте индустриальных,транспортных, научных, деловых, финансовых, оборонных центров Дальнего Востока. 2. Учебная дискуссия: свободные экономические зоны Дальнего Востока- проблемы и перспективы развития.
5.календарно-тематическое планирование
№ п/п
Наименование раздела и тем
Часы учебного времени
Плановые сроки прохождения
Планируемая дата
Фактическая дата
Часть 5 Хозяйство России
22
Тема 1 Вторичный сектор экономики- отрасли перерабатывающие сырьё.
1
ТЭК России, его состав, место и значение в хозяйстве, связь с другими комплексами
1
2
Топливная промышленность.
П.Р. № 1 О Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов по картам и статистическим материалам.
1
3
Электроэнергетика. Типы э/с их достоинства и недостатки
П.Р. № 2 И. Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.
1
Тема 2. Отрасли, производящие конструкционные материалы и химические вещества.
4
Классификация конструкционных материалов, проблемы, производящих их отраслей. Металлургический комплекс. Черная металлургия.
П.Р. № 3 И. Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам.
1
5
Цветная металлургия. Типы металлургических предприятий и факторы размещений
П.Р. № 4 И. Определение по картам главных факторов размещения металлургических предприятий по производству меди и алюминия.
1
6
Химическая промышленность. Состав и значение в хозяйстве, связь с другими отраслями. Роль химизации хозяйства. Главные факторы разме-щения предприятий хим-ической поиышленности
1
7
Группировка отраслей химической промышленности, особенности её географии. Основные химические базы, крупнейшие химические комплексы П.Р. № 5 И. Составление характеристики одной из баз химической промышленности.
1
8
Лесная промышленность Состав и значение в хозяйстве, связь с другими отраслями. Группировка отраслей лесной промышленности особенности их. географии.
1
9
Машиностроение, его значение и отраслевой состав, связь с другими отраслями. Факторы размещения машиностроительных предприятий. П.Р. № 6. И. Определение главных районов размещения отраслей трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения по картам.
1
10
Пищевая и легкая промышленность, значение и отраслевой состав. Группировка отраслей по характеру использования сырья, география важнейших отраслей.
1
Тема 3 Третичный сектор экономики.
11
Классификация услуг. Роль третичного сектора в хозяйстве, проблемы его развития в России. Отрасли третичного сектора и окружающая среда. Коммуникационная система. Роль коммуникаций в размещении населения и хозяйства. Сухопутный, водный и воздушный транспорт.
1
12
Преимущества и недостатки отдельных видов транспорта. Важнейшие транспортные пути, крупнейшие транспортные узлы. Связь
1
13
Социальная инфраструктура; ее состав и роль в современном обществе. Важнейшие проблемы развития в условиях перехода к рынку. Перспективы развития комплекса.
1
14
Наука, её значение, состав, роль в жизни современного общества. География Российской науки. Наукограды.
1
15
Жилищное и рекреационное хозяйство. Жильё – одна из главных потребностей человека. Низкий уровень обеспеченности жильём и низкие показатели его благоустроенности.
1
16
Тестирование по теме «Хозяйство России»
Часть 6 . География крупных регионов России
41
Тема 1.Районирование России.
17
Районирование — важнейший метод изучения в географии. Физико-географическое, экономическое, историко-географическое, природно-хозяйственное, эколого-экономическое и другие виды районирования. Практическая работа №:7 О «Моделирование вариантов нового районирования России»
1
Тема 2. Европейская Россия. Западный макрорегион:
18
Европейская Россия. Особенности природы, истории и географии хозяйства. Географическое положение на западе России. Разнообразие рельефа, климата, природных зон.
1
19
Европейский Север. Состав района. Географиическое положение на севере Восточно-Европейской равнины с выходом к Северному Ледовитому океану.
1
20
Различия в рельефе и полезных ископаемых П.Р. № 8. Т. Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двинско-Печорского района.
1
21
Население: национальный состав, традиции и культура. Города региона. Развитие топливноэнергетического комплекса, металлургии, химической и лесной промышленности П.Р. № 9 И. Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства Европейского Севера.
1
22
Северо-Западный район. Состав района. Выгоды географического положения на разных этапах развития.
1
23
Природная специфика: сочетание возвышенностей и низменностей, влияние моря на климат, густая озерно-речная сеть.
1
24
Район древнего заселения. «Господин Великий Новгород». Основание Петербурга. П.Р. № 10. И. Сравнение географического положения и планировки двух столиц – Москвы и С/П.
1
25
Санкт-Петербург — северная столица России. Экономические, социальные и экологические проблемы Санкт-Петербурга. Свободная экономическая зона «Янтарь».Санкт-Петербург — северная столица России. Экономические, социальные и экологические проблемы Санкт-Петербурга. Свободная экономическая зона «Янтарь».
1
26
Центральная Россия. Преимущества географического положения и состав территории. Факторы формирования района.
27
Чередование возвышенностей и низменностей характерная черта рельефа. Полезные ископаемые.
Климатические условия Крупнейшие реки.
1
28
Центральная Россия — очаг русской национальной культуры. Количество и качество трудовых ресурсов. Городские агломерации . П.Р. № 11. О. Составление картосхемы размещения народных промыслов Центральной России.
1
29
Специализация хозяйства на наукоемких и трудоемких отраслях. Машиностроительный комплекс, черная металлургия, химическая промышленность. П.Р. № 12.. О Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России.
1
30
Европейский Юг. Состав района. Особенности географического положения: самый южный регион России
1
31
Природный амфитеатр. Равнинная, предгорная и горная части региона: их природная и хозяйственная специфика. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Кавказа.
1
32
Народы гор и предгорий: традиции, культура, промыслы. Многонациональность и межнациональные проблемы. Повышенная доля сельского населения
1
33
Агропромышленный комплекс.
Рекреационное хозяйство Северного Кавказа
П.Р. № 13. И Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе.
1
34
Поволжье. Состав района. Географическое положение на юго-востоке Русской равнины.
1
35
Особенности рельефа и климата региона. Волга — великая русская река. Гидроэнергетические, минеральные и почвенные ресурсы. П.Р. № 14. Т. Экологические и водные проблемы Волги – Оценка и пути решения.
1
36
Поволжье — место исторического взаимодействия этносов. Многонациональный состав населения. Сочетание христианства, ислама и буддизма. Русское заселение территории. П.Р. № 15 О. Изучение влияния истории населения и развития территории на сложный этнический и религиозный состав.
1
37
Развитие нефтегазохимического, машиностроительного и агропромышленного комплексов. Гидроэнергетика, рыбопереабатывающая промышленность П.Р. № 16. Т Определение факторов развития и сравнения специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья.
1
38
Границы и состав Урала при разных видах районирования. Географиическое положение Урала на стыке разнообразных границ. Разделяющая и связующая роль Урала в природе и хозяйстве.
1
39
Различия по геологическому строению и полезным ископаемым Предуралья, Урала и Зауралья. Разнообразные минерально-сырьевые ресурсы и проблема их истощения.
1
40
Влияние рельефа на заселение Урала. Современная этническая пестрота. Две меридиональные полосы расселения, влияние речных систем и рельефа на их формирование.
1
41
География и проблемы современного хозяйства: горнодобывающая промышленность, металлургия, химическая и лесная промышленность, разнообразное машиностроение. П.Р. № 17. О. Определение тенденций хозяйственного развития Северного Урала в виде картосхемы.
1
42
Зональность и высотная поясность почвенно-растительного покрова и развитие сельского хозяйства.
1
43
Антропогенное изменение природы Урала. Основные экономические, социальные и экологические проблемы региона. Кыштымская трагедия.
П.Р. №18 Т. Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и пути решения экологических проблем
Зачёт 1.
1
Тема 3 Азиатская Россия
Восточный макрорегион:
44
Географическое положение. Большая площадь территории и малая степень изученности и освоенности, слабая заселенность. Концентрация основной части населения на юге.
Разнообразие природных условий. Богатство природными ресурсами
1
45
Западная Сибирь. Состав района. Географическое положение на западе азиатской части России, между Уралом и Енисеем. П.Р. № 19 Т Разработка по карте туристического маршрута с целью показа наиболее интересных природных и хозяйственных объектов региона.
1
46
Западно-Сибирская равнина — одна из крупнейших низменных равнин земного шара. Климат и внутренние воды. Сильная заболоченность.П.Р. № 20.О Изучение и оценка природных условий Западносибирского района для жизни и быта человека.
1
47
Коренные народы. Ориентация хозяйства на добычу и переработку собственных ресурсов. Нефтегазохимический комплекс. П.Р. № 21 . Т. Составление характеристики нефтяного комплекса,(значение,уровень развития,основные центры добычи и переработки,направления траесортировки топлива,экологические проблемы)
1
48
Север Восточной Сибири. Состав района. Географическое положение к востоку от Енисея. Роль реки Лены и Северного морского пути. Моря: Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское. Русские исследователи северных морей.
1
49
Разнообразие тектонического строения и рельефа. Минеральные ресурсы. Резкоконтинентальный климат, многолетняя мерзлота. Лесные ресурсы. П.Р. № 22. О. Оценка особенностей природы региона с позиции условий жизни человека в сельской местности и городе.
1
50
Топливно-энергетический комплекс — основа хозяйства территории. Ангаро-Енисейский каскад ГЭС. Развитие энергоемких производств: цветная металлургия и целлюлозно-бумажная промышленность.П.Р. № 23 И. Составление характеристики Норильского промышленного узла
1
51
Южная Сибирь. Состав района. Географическое положение: в полосе гор Южной Сибири, вдоль Транссибирской магистрали.П.Р №24 Т Выявление одной из проблем региона. Предложение путей их решения.
1
52
Природные ресурсы: минеральные, лесные.Кузнецко-Алтайский, Ангаро-Енисейский, Забайкальский подрайоны. П.Р. № 25 И Составление сравнительной характеристики подрайонов Южной Сибири.
1
53
Дальний Восток. Состав района. Особенности географического и геополитического положения: сильная меридиональная вытянутость, наличие материковой, полуостровной и островной частей.
1
54
Геологическая молодость территории. Преобладание гор. Тектоническая подвижность территории: частые землетрясения и вулканизм, моретрясения, цунами. П.Р. № 26 О. Выделение на карте индустрииальных, транспортных, научных, деловых, финансовых, оборонных центров ДВ
1
55
Лесозаготовка и целлюлозно-бумажное производство. Богатство морей Тихого океана биоресурсами. Лососевые рыбы. Рыбоперерабатывающий комплекс. Перспективы развития и проблемы океанического хозяйства.П.Р.№27 Т
Дискуссия : свободные экономические зоны ДВ –проблемы и перспективы решения.
1
56
Вспомогательные отрасли: э/э, нефтепере-работка, судоремонт. Отрасли военно-промы-шленного комплекса, Транспортная сеть Д.В.. Агропромышленный комплекс. Интеграция со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
Зачёт 2 по теме «Восточный макрорегион»
1
57
Тестирование по теме «География крупных регионов России»
Тема 4 Россия в современном мире.
58
Россия в современном мире. Россия и страны СНГ. География госу-дарств нового зарубежья. Оценка их исторических, экономических и этнокультурных связей с Россией. Взаимосвязи России с другими странами мира.
1
География Белгородской области
10
59
Территория, границы, экономико-географическое положение, административно-территориальное деление Белгородской области
1
60
История освоения территории Белгородской области
1
61
Население Белгородской области. Изменение численности, естественное и механическое движение населения.
1
62
Половозрастная структура населения и трудовые ресурсы.Размещение населения
1
63
Промышленность Белгородской области.
1
64
С/х Белгородской области. Растениеводство.Животноводство.
1
65
Транспорт
1
66
Историко-культурный потенциал
1
67
Хозяйственные связи Белгородской области.
Тестирование «Хозяйство Белгородской области»
1
68
Внешние экономические связи белгородской области.
1
Формы и средства контроля.
№
п/п
Виды и формы контроля
Тема
Примерные сроки проведения
1
Практическая работа №2
Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.
2
Практическая работа №3
Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам.
3
Практическая работа №4
Определение по картам главных факторов размещения металлургических предприятий по производству меди и алюминия.
4
Практическая работа №5
Составление характеристики одной из баз химической промышленности
5
Практическая работа №6
Определение главных районов размещения отраслей трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения по картам.
6
Тестирование по теме
Хозяйство России
7
Практическая работа №9
Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства Европейского Севера.
8
Практическая работа№10
Сравнение географического положения и планировки двух столиц – Москвы и С/П.
9
Практическая работа №13
Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе».
10
Зачёт 1
Западный макрорегион
11
Практическая работа №23
Составление характеристики Норильского промышленного узла.
12
Практическая работа №25
Составление сравнительной характеристики подрайонов Южной Сибири.
13
Зачёт 2
Восточный макрорегион
14
Тестирование.
География крупных регионов России.
15
Тестирование.
«Хозяйство Белгородской области»
6. Перечень учебно-методических средств обучения:
Литература
Наименование
Требуется
Есть в наличии
% оснащенности
Основная
Учебник:
География России. В 2 кн. Кн. 1: Природа. Население. Хозяйство.
кл. : учеб. для 8-9 кл. общеобразовательных учреждений/ В.П. Дронов, И.П. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе; под ред. В.П. Дронова. – 10 изд., стереотип. – М.: Дрофа. 2009
1
1
100
Учебное пособие : География Белгородской области
21
21
100
атлас: М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2010
Тетрадь для практических работ.
21
21
100
Атлас Белгородской области.
21
21
100
Комплект контурных карт
21
21
100
Рабочая тетрадь
В.П. Дронов, И.П. Баринова, География России. Природа. Население. 9 класс: Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт и заданиями для подготовки к государственной итоговой аттестации и ЕГЭ. Москва «Дрофа» - «Издательство ДИК» 2011
50
50
100
Дополнительная
Задачники, бланки заданий ЕГЭ по географии
1
1
100
справочники
1
1
100
энциклопедии
1
1
100
Учебно-методические комплекты по географии
1
1
100
1
1
100
Оборудование и приборы
Наименование
Требуется
Есть в наличии
% оснащенности
Магнитная доска
1
1
100
Кодоскоп
1
1
_
Транспоранты к кодоскопу
+
+
Учебные кинофрагменты
+
+
Диапроектор
1
1
100
Карта Агропромышленный комплекс России
1
1
100
Водные ресурсы России
1
1
100
Геологическая карта России
1
1
100
Земельные ресурсы России
1
1
100
Климатическая карта России
1
1
100
Легкая и пищевая промышленность России
1
1
100
Машиностроение и металлообработка России
1
1
100
Народы России
1
1
100
Плотность населения России
1
1
100
Политико-административная карта России
1
1
100
Почвенная карта России
1
1
100
Природные зоны России и биологические ресурсы
1
1
100
Социально-экономическая карта России
1
1
100
Тектоника и минеральные ресурсы России
1
1
100
Топливная промышленность России
1
1
100
Транспорт России
1
1
100
Федеральные округа России
1
1
100
Физическая карта России
1
1
100
Химическая и нефтехимическая промышленность России
1
1
100
Черная и цветная металлургия России
1
1
100
Экономическое районирование России
1
1
100
Электроэнергетика России
1
1
100
Восточная Сибирь и Дальний Восток. Социально-экономическая карта
1
1
100
Европейский Север и Северо-Запад России. Социально-экономическая карта
1
1
100
Европейский Юг России. Социально-экономическая карта
1
1
100
Западная Сибирь. Социально-экономическая карта
1
1
100
Поволжье. Социально-экономическая карта
1
1
100
Урал. Социально-экономическая карта
1
1
100
Поволжье. Социально-экономическая карта
1
1
100
Центральная Россия. Социально-экономическая карта
1
1
100
Восточная Сибирь и Дальний Восток. Физическая карта
1
1
100
Западная Сибирь. Физическая карта
1
1
100
Поволжье. Физическая карта
1
1
100
Центральная Россия. Северо-Западная и Северная Россия. Физическая карта
1
1
100
Южная Россия. Физическая карта
1
1
100
Урал. Физическая карта
1
1
100
Набор учебных топографических карт
1
1
100
Комплекты таблиц демонстрационных по географии
1
1
100
Портреты ученых-географов и путешественников
1
1
100
Компасы
1
1
100
Комплект топографических инструментов учебный
1
1
100
Датчик измерения относительной влажности воздуха
(Входит в состав школьной метеостанции)
1
1
100
Датчик измерения количества осадков (Входит в состав школьной метеостанции)
1
1
100
Датчик атмосферного давления (Входит в состав школьной метеостанции)
1
1
100
Датчик атмосферного давления (Входит в состав школьной метеостанции)
1
1
100
Датчик направления и силы ветра (анемометр) (Входит в состав школьной метеостанции)
1
1
100
Датчик измерения температуры (Входит в состав школьной метеостанции)
1
1
100
Регистратор данных с измерительным интерфейсом для датчиков
1
1
100
Гербарий растений природных зон России
1
1
100
Коллекция – шкала твердости Мооса
1
1
100
Коллекция горных пород и минералов
1
1
100
Коллекция полезных ископаемых различных типов
1
1
100
Глобус Земли политический демонстрационный
1
1
100
Глобус Земли физический демонстрационный
1
1
100
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства обучения
Наименование
Требуется
Есть в наличии
% оснащенности
компьютер
1
1
100
экран.
1
1
100
проектор
1
_1
100_
Цифровые образовательные ресурсы по географии
+
+
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории география:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ