Рабочая программа по краеведению в 7 классе
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Заброденская средняя общеобразовательная школа
Калачеевского муниципального района Воронежской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Краеведение
7 класс
на 2013 -2014 учебный год
35 часов (1 час в неделю)
Учитель географии:
Коробкин Валерий Петрович
Стаж: 15лет
Ильинка
2013
Пояснительная записка.
Программа школьного курса «Географическое краеведение Воронежской области» разработана на основе концепции регионализации общего образования Воронежской области, концепции школьного географического образования, требований федерального и национально-регионального компонентов стандарта школьного географического образования, а так же с учетом изменений, происходящих в общеобразовательной школе.
Региональный курс «Географическое краеведение» органически связан с содержанием федерального курса школьной географии. Краеведческие знания служат звеном, способствующим более глубокому усвоению, закреплению тех знаний, которые предусмотрены базовым инвариантным компонентом образования. В значительной мере курс строится на актуализации и систематизации имеющегося у учащихся практического жизненного опыта взаимодействия в природной и социокультурной среде, способствует развитию информационно-познавательных, практико-созидательных видов, компетенций. Региональный компонент географического образования способствует формированию личности учащегося как достойного представителя, умелого хранителя, пользователя и созидателя его социокультурных ценностей и традиций.
Курс «Географическое краеведение Воронежской области» вносит существенный вклад в достижение общей стратегической цели школьного географического образования. Основная цель курса – сформировать у учащихся целостное представление о геокультурном пространстве Воронежской области, о закономерностях существования и развития природы, общества и хозяйства.
На современном этапе перехода на новые образовательные результаты особую значимость приобрели задачи развития творческих способностей личности учащегося. Решению этих задач во многом способствует усиление практической направленности изучаемого материала, нацеленность школьников на самостоятельное овладение знаниями, навыками, опытом творческой деятельности.
Проведение практических работ позволяют вырабатывать, закреплять, совершенствовать умения и навыки, применять знания в новых ситуациях, что позволяет им осознать прикладное значение знаний по географии.
Выполнение практических заданий требует от учителя подбора специальной информационной базы. В зависимости от наличия источников информации, ее доступности и актуальности учитель вправе корректировать систему практических заданий, предусмотренных данным курсом.
В программе пересмотрена последовательность изучения тем, которая диктуется историко-географической логикой, дополнена новыми темами: «Охрана природы в Воронежской области» и «Топонимия».
Актуальность предполагаемого курса определяется повышением интереса к своему краю, окружающей географической действительности. Необходимость в развитии интересов учащихся к родному краю определена социальным заказом общества. Полные и глубокие знания учащихся о родном крае способствуют воспитанию любви к родной земле, уважению к традициям и культуре своего народа.
Цель: главной целью краеведения является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, (его традиции, памятники природы, истории и культуры). Развитие у учащихся практических знаний и умений, необходимых для ориентации в природных и социальных условиях современной жизни.
Задачи:
- создать условия для освоения знаний об основных географических понятиях, особенностях природы своей местности во всем её разнообразии и целостности.
- научить применять географические знания и умения в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства, формирование толерантности;
- формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности, позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические акции НОУ, детских библиотек, конкурсы, олимпиады и другие специализированные акции;
- адаптация к реальной деятельности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации, ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;
- формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.
Особенности программы.
Курс «Географическое краеведение» рассчитан на 70 часов, для 6-7 классов (по 1 часу в неделю на протяжении двух лет), согласно региональному базовому учебному плану образовательных учреждений Воронежской области. Программа предполагает обобщение и углубление знаний по краеведению, усложняющиеся формы работы. Широко используются местные ресурсы: школьные музеи, краеведческий музеи области, района, города, городские библиотеки, другие культурные учреждения и памятники природы. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в урочной и вне урочной деятельности. Учебная работа дополняется широкой внеклассной деятельностью, экскурсиями: сбор интересной информации для подготовки докладов, уроков, конференций Изучение курса предусматривается в региональном компоненте базисного учебного плана.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения географии Воронежской области ученик должен знать:
- историю географических исследований в Воронежской области и роль выдающихся ученых, исследователей-краеведов Воронежской области;
- геологическую историю и тектоническую структуру, историю формирования и современное состояние рельефа, закономерности размещения полезных ископаемых;
- особенности агроклиматических, водных, земельных, почвенных, биологических ресурсов Воронежской области;
- природно-антропогениые ландшафты и их современное состояние, геоэкологические проблемы Воронежской области, пути оптимизации природопользования, особо охраняемые природные территории.
- географию хозяйственной деятельности области.
Уметь:
- выбирать необходимый источник географо-краеведческой информации и использовать их в соответствии с условиями конкретной учебной и жизненной ситуации;
- владеть приемами аргументации, доказательства правильности географического суждения. Давать собственную оценку географическим событиям;
- уметь анализировать природные закономерности и явления.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их взаимосвязями, изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценки их последствий;
- решения социально значимых географических задач, заботиться о благополучии природной среды и сферы социально-экономической жизни.
Учебно-тематический план
№ п/п
Тема
Кол-во часов
1
Географическое положение области
2
2
Тектоника, геологическое строение, палеогеография
5
3
Минеральные ресурсы.
4
4
Рельеф. Общая характеристика рельефа Воронежской области
5
5
Климат области
5
6
Гидросфера.
5
7
Население и хозяйство Воронежской области
5
8
Природные комплексы Воронежской области
4
ИТОГО
35
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Тема: Географическое положение области (2 часа)
Воронежская область на карте России и мира. Границы нашей территории. Особенности географического положения. Координаты Воронежской области.
Практическая работа: Определение по картам и расстояний между точками в градусной мере и километрах, координат различных точек местности
2. Тема: Тектоника, геологическое строение, палеогеография (5 часов)
Тектоническое строение Воронежской области. Геохронологическая таблица. Докембрий. Палеозойская эра. Каменноугольный период. Мезозойская эра. Меловой период. Кайнозойская эра. Четвертичные отложения. Геологическое строение области. Геологическая история развития территории.
Практическая работа: Построение геологической карты области
Урок – зачет: «Тектоника и геология»
3. Тема: Минеральные ресурсы (4 часа)
Классификация полезных ископаемых области. Характеристика каждой группы полезных ископаемых Закономерности размещения полезных ископаемых. Добыча использование минеральных ресурсов. Влияние разработки полезных ископаемых на экологическую ситуацию нашей местности.
Практические работы 1. Составление карты Минерально-сырьевая база Воронежской области, 2. Составление и описание коллекции полезных ископаемых.
Урок-зачет: «Полезные ископаемые»
4. Тема: Рельеф (5 часов)
Общая характеристика рельефа Воронежской области. Междуречные плато. Речные долины. Балки: слабоветвисты, суходолы, оползневые, короткие, древовидные, цирковидные. Овраги. Формы рельефа: суффозионные, оползневые, карстовые, антропогенные. Среднерусская возвышенность. Калачская возвышенность. Окско-Донская низменность. Рельефообразующие процессы и созданные ими формы рельефа на территории Воронежской области. Как рельеф влияет на деятельность человека. Влияние человека на рельеф моего района
Практическая работа Составление карты-схемы «Рельеф Воронежской область»
5. Тема: Климат области ( 5часов)
Общая характеристика климата Воронежской области. Климатообразующие факторы: солнечная радиация, влияние подстилающей поверхности, циркуляция воздушных масс. Общие черты климата. Синоптическая карта. Карта погоды. Климатические ресурсы. Влияние климата на хозяйственную деятельность. Стихийные природные явления на территории края.
Практическая работа. Составление карты-схемы «Климат Воронежской области»
6. Тема: Гидросфера (5 часов)
Общая характеристика внутренних вод области. Реки области. Питание и режим рек. Озера пойменные и междуречий. Болота. Подземные воды. Пруды. Водохранилища. Проблема малых рек Воронежской области. Памятники природы гидросферы родного края. Экологические проблемы. Влияние человека на водные объекты своего края
Практическая работа. Составление карты – схемы «Внутренние воды области»
7. Население и хозяйство Воронежской области. (5 часа)
Население Воронежской области. География сельского хозяйства Воронежской области. Города Воронежской области их хозяйственная деятельность. География промышленности Воронежской области.
Практическая работа. Составления авторского варианта герба своего населенного пункта.
8. Природные комплексы Воронежской области (4 часа)
Взаимосвязи между компонентами природы своей местности в разных природных комплексах.. Лесостепи и степи. Почвы воронежской области – главное богатство нашего края. .
Практическая работа.
Практическая работа. 1. Работа на местности по выявлению природных комплексов, образование которых обусловлено различиями в строении рельефа, в получении тепла и влаги, а так же степени антропогенного воздействия. 2. Составление простейшего плана местности, на котором изучаются природные комплексы
Требования к знаниям и умениям учащихся
Знать/понимать: основные географические понятия, расположение области на карте мира; закономерности природы своего края: тектоническое и геологическое строение, закономерности размещения полезных ископаемых, особенности климата и климатообразующие факторы, экологическое состояние окружающей среды: причины, следствия, пути улучшения окружающей среды.
Уметь: описывать особенности природы своего края, выявлять причинно- следственные связи явлений природы, наблюдать за географическими объектами и явлениями, выявлять источники загрязнения, оценивать экологическое состояние среды, описывать и картировать территорию микрорайона, ориентироваться на местности, работать с картой, участвовать в пропаганде экологических знаний, находить в разных источниках и анализировать информацию, составлять карта – схемы территорий.
Применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в различной форме, анализировать тематические карты.
Оставьте свой комментарий
Календарно-тематический план
№ урока
№
урока
(в разделе)
Дата
Тема
Оборудование
Географическое положение области
2
1
1
Географическое положение области. Воронежская область на карте России и мира.
Атлас Воронежской области, компьютер
2
2
Практическая работа Определение по карте протяженности области и в градусной мере и километрах. Определение координат различных точек местности.
Атлас Воронежской области, компьютер
Тектоника, геологическое строение, палеогеография
5
3
1
Тектоническое строение Воронежской области.
Атлас Воронежской области, компьютер
4
2
Геохронологическая таблица.
Геологическое строение области.
Атлас Воронежской области, компьютер
5
3
Геологическая история развития территории
Атлас Воронежской области, компьютер
6
4
Построение геологического профиля по карте области.
Атлас Воронежской области, компьютер
7
5
Урок – зачет: «Тектоника и геология»
Атлас Воронежской области, компьютер
Минеральные ресурсы.
4
8
1
Классификация полезных ископаемых области. Закономерности размещения полезных ископаемых
Атлас Воронежской области, компьютер
9
2
Характеристика каждой группы полезных ископаемых. Практическая работа «Составление и описание коллекции полезных ископаемых»
Атлас Воронежской области, компьютер
10
3
Практическая работа «Составление карты Минерально-сырьевая база Воронежской области»
Атлас Воронежской области, компьютер
11
4
Урок-зачет «Минеральные ресурсы»
Атлас Воронежской области, компьютер
Рельеф. Общая характеристика рельефа Воронежской области
5
12
1
Среднерусская возвышенность. Калачская возвышенность. Окско-Донская низменность
Атлас Воронежской области, компьютер
13
2
Рельефообразующие процессы и созданные ими формы рельефа на территории Воронежской области
Атлас Воронежской области, компьютер
14
3
Как рельеф влияет на деятельность человека. Влияние человека на рельеф своего края
Атлас Воронежской области, компьютер
15
4
Как рельеф влияет на деятельность человека. Влияние человека на рельеф своего края
Атлас Воронежской области, компьютер
16
5
Практическая работа Составление карты-схемы «Рельеф Воронежской область»
Атлас Воронежской области, компьютер
Климат области
5
17
1
Общая характеристика климата Воронежской области.
Атлас Воронежской области, компьютер
18
2
Климатообразующие факторы: солнечная радиация, влияние подстилающей поверхности, циркуляция воздушных масс
Атлас Воронежской области, компьютер
19
3
Синоптическая карта. Карта погоды.
Атлас Воронежской области, компьютер
20
4
Практическая работа. Составление карты-схемы «Климат Воронежской области»
Атлас Воронежской области, компьютер
21
5
Климатические ресурсы. Влияние климата на хозяйственную деятельность. Стихийные природные явления на территории края
Атлас Воронежской области, компьютер
Гидросфера.
5
22
1
Общая характеристика внутренних вод области
Атлас Воронежской области, компьютер
23
2
Реки области. Озера, болота и подземные воды
Атлас Воронежской области, компьютер
24
3
Проблема малых рек Воронежской области.
Атлас Воронежской области, компьютер
25
4
Памятники природы гидросферы родного края. Экологические проблемы. Влияние человека на водные объекты своего края
Атлас Воронежской области, компьютер
26
5
Практическая работа. Составление карты – схемы «Внутренние воды области»
Атлас Воронежской области, компьютер
Население и хозяйство Воронежской области
5
27
1
Население Воронежской области
Атлас Воронежской области, компьютер
28
2
География сельского хозяйства Воронежской области
Атлас Воронежской области, компьютер
29
3
Города Воронежской области их хозяйственная деятельность
Атлас Воронежской области, компьютер
30
4
География промышленности Воронежской области.
Атлас Воронежской области, компьютер
31
5
Составления авторского варианта герба своего населенного пункта
Атлас Воронежской области, компьютер
Природные комплексы Воронежской области
4
32
1
Лесостепи и степи.
Взаимосвязи между компонентами природы своей местности в разных природных комплексах.
Практическая работа. Работа на местности по выявлению природных комплексов, образование которых обусловлено различиями в строении рельефа, в получении тепла и влаги, а так же степени антропогенного воздействия.
Атлас Воронежской области, компьютер
33
2
Почвы воронежской области – главное богатство нашего края. Практическая работа. Составление простейшего плана местности, на котором изучаются природные комплексы.
Атлас Воронежской области, компьютер
34
3
Итоговый урок: «Природа моего края»
Атлас Воронежской области, компьютер
35
4
Повторение
Учебно-методическое обеспечение
1. Артюхова Я.С. «Я и окружающий мир» - Биология в школе, №7, 2000.
2. Бабенко В.Г., Богомолова Д.В. «Экология животных», - Москва: Вентана-Граф, 2001
3. Былова А.М., Шорина Н.И. «Экология растений» - Москва: Вентана-Граф, 2002
4. Верещагина В.А., Колясникова Н.Л. Растения Прикамья: Учебное пособие, - Пермь: - издательство «Книжный мир», 2001.
5. Вранский В.А. Особо охраняемые природные территории. – География в школе, №5, 1998.
6. Вранский В.А. Экологические основы охраны животного мира. – География в школе, №5, 2000.
7. Выстробец Е.А. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.- Биология в школе, 1998.
8. Григорьев А.А. Природные святыни. - География в школе, №3, 1996.
9. Давыдова М.И. Заповедники России.- География в школе, №3, 1995.
10. Данилина Н.Р. Природные заповедники России.- Биология в школе, 1999.
11. Денисова С.И. Полевая практика по экологии: Учебное пособие. Мн.: Универ., 1999.
12. Закон РФ «Об особо охраняемых природных территориях». – Российская газета, 1995 от 22 марта.
13. ЗахлебныйА.Н. Экологические практикумы – новая форма учебных занятий. – Экологическое образование, №3, 2000.
14. Кощеева В.А. Заповедники России. – Как создавалась система российских заповедников – География в школе, №5, 1998.
15. Красная книга Воронежской области.
16. Миронов А.В. Преподавание экологии в школе. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004.
17. Особо охраняемые природные территории и экологическое образование, - Пермь: Издательство ПРИПИТ, 2003.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории география:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ