Урок для 7 класса по теме: "Население мира: народы, религии ,страны"

Урок географии по теме "Население мира: народы, религии ,страны ."

Класс 7-й

Цель: углубление знаний учащихся о населении Земли,

Образовательная задача: формирование понятий «этнос», «плотность населения», знаний о делении народов на разные языковые семьи, о классификации стран, формирование представления о мировых и национальных религиях.

Развивающая задача: развитие умений работы с картой, со статистическими материалами, составления классификации стран.

Воспитательная задача: Воспитание толерантности, сознания значимости духовной культуры народов мира, содействие формированию коммуникативной компетенции учащихся.

Тип урока: урок изучения нового материала и обобщения знаний.

Методы: воображаемое путешествие, частично-поисковый, с использованием компьютерной презентации, работа с картой и статистическими материалами.

Формы организации учебной деятельности:урок- виртуальная экскурсия по залам этнографического музея.

Оборудование: настенные карты «Народы и плотность населения мира », «Политическая карта мира», атласы, компьютерная презентация по теме, компьютер, экран, проектор, учебники, тетради, маршрутная карта этапов урока, таблицы с данными S и численности населения разных стран, карточки с заданиями.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Использование ИКТ

Оргмомент.

Приветствие.
Объявление темы урока, знакомство с планом урока.

Приветствие.
Записывают в тетрадях тему урока.

План-маршрут урока.

Проверка домашнего задания.

Проверяет домашнее задание.
Появление человека на Земле.
Пути расселения людей по материкам.

Ученик рассказывает, где появились первые люди на Земле.
Ученик рассказывает о путях расселения населения по материкам

Слайд 2.

Слайд 3.

Изучение новой темы.

Сегодня мы продолжаем изучение населения мира. Совершим с вами путешествие в мир людей.

 

 

Зал №1.
Человеческие расы.

Объясняет, что переселение людей с разными внешними признаками привели к смешиванию рас и образованию контактных и переходных рас.

Участвуют в беседе.

Слайды 3–5.

Какие человеческие расы вы знаете?
– Назовите внешние признаки каждой расы.
– Где, в основном, проживают представители этих рас?

Отвечают на вопросы.

Слайд 3.

Назовите, какие смешанные группы людей появились на Земле в результате смешивания рас?

Называют, потом разрисовывают схему в тетради.

Слайд 4.

Проводит словарную работу.

По очереди читают определения.

Слайд 5.

Зал №2.
Численность населения.

Называет численность населения Земли.
Знакомит с картой «Народы и плотность населения мира».
– Назовите масштаб карты.
– Какая это карта по охвату территории?
– Что можно узнать по этой карте?
– Плотность населения показывает, сколько человек приходится на единицу площади.

Записывают в тетрадь.
Работают по карте атласа. Стр. 16-17.
Отвечают на вопросы учителя.

Записывают в тетрадь формулу определения плотности населения.

Слайд 6.




Слайд 7.

Зал №3.
Главные области расселения населения.

Организует практическую работу в группах.
Оказывает, если нужно, помощь, проверяет работы, оценивает.
Постановка проблемного вопроса:
Сможет ли Земля поместить всех людей, если численность населения постоянно увеличится?

Учащиеся выполняют практическую работу, используя карту атласа, таблицы, карточки с вопросами.
Каждая группа отчитывается по проделанной работе.
Отвечают на вопрос.

Слайд 8.

4.
Привал.

Проводит физкультминутку.
– дотягиваемся до вершины гор;
– приседаем столько раз, сколько материков на Земле;
– открываем Америку, переплываем Атлантический океан.

Выполняют упражнения.

 

Зал №5.
Народы мира.

Вводит понятие «этнос».
Рассказывает о разнообразии народов.
– Главный признак народа – язык. Похожие языки образуют группы, а группы объединяются в языковые семьи. Самая большая языковая семья – индоевропейская.

Читают определение.

Слушают учителя, рассматривают слайды.
Анализ рисунка.

Слайд 9.

Слайды 10–12.
Слайд 13.

Зал №6.
Страны мира.

Крупные народы образуют свои государства. На Земле 230 государств. Они очень разные. Но страны можно сгруппировать по разным признакам. Прочитайте отрывок «Страны мира» на стр. 89 и назовите эти признаки.
Открывает классификацию стран.
Организует практическую работу в группах.
Оценивает работы.

Читают текст, называют отличительные признаки стран.
Выполняют работу при помощи политической карты и таблицы. У каждой группы индивидуальный вопрос.
Выступление групп по итогам работы.

Слайд 14.



Слайд 15.

Зал№7.
Религии мира.

Религия – вера в реальное существование сверхъестественного.
На протяжении истории человечества на Земле сложилось множество религий. По значимости их классифицируют в разные группы.
Открывает классификацию религий.
– О мировых религиях вам расскажут одноклассники.

Несколько учащихся получают опережающее задание.

Выступления учащихся.
– Христианство.
– Ислам.
– Буддизм.

Слайд 16.

Слайды 17–19.
Слайды 20, 21, 17.
Слайды 17, 22, 23.

Обобщение урока.

Сегодня мы многое узнали о населении Земли. Давайте, сделаем выводы, что мы узнали.
Открывает выводы.
Дает домашнее задание.
Завершение урока.

Используя слайд, делают выводы.
Записывают д/з по выбору:
-составить кроссворд.
-составить тест.

Слайд 24.
Слайд 25.



3.1  Первые обезьяноподобные предки человека появились на Земле более 2 миллионов лет назад. Люди современного типа появились около 40 тыс. лет назад.  Население мира росло очень медленно. На это было много причин. Первобытные люди болели и не могли лечиться, им еще трудно было добывать себе пищу, они часто становились добычей хищных животных, не могли противостоять природным стихиям. И только постепенно, с развитием общества, медицины и улучшения условий жизни, население мира стало увеличиваться. В настоящее время на планете проживает более 7 млрд. человек.

     Люди заселили все материки, за исключением Антарктиды, где постоянных жителей нет. Более половины населения земного шара сосредоточено в странах: Китай, Индия, США, Индонезия, Япония, Бразилия, Россия.

3.2 Все жители нашей планеты не похожи друг на друга по внешним признакам. Все мы такие разные, у нас разный цвет кожи, волос, разрез глаз, форма черепа, лица. Все эти различия появились очень давно, когда первобытные люди стали заселять различные участки планеты, жить там и приспосабливаться к природным условиям.     Слайды 1-11

Как появилось понятие «раса» точно не установлено. Возможно от арабского слова «рас» - голова, начало, корень. А может от итальянского «раса» - племя.

Расы – группы людей, объединенных на основании общности происхождения и некоторых внешних наследственных признаков (цвет кожи и волос, форма головы, строение лица и др.)

Ученый выделяют 4 основных расы:

1) европеоидная;

2) негроидная;

3) монголоидная;

4) австралоидная.

Давайте запишем в тетрадь определение понятия «раса».

Что же способствовало образованию рас? Отдельные группы людей, находясь в разных природных условиях, приобретали отличия во внешнем облике и другие биологические особенности.

Перед вами таблица. Давайте попытаемся заполнить ее на основе ваших представлений о людях разных рас.

3.3  Все люди нашей планеты имеют право на жизнь вне зависимости от их расовой принадлежности. Самое главное достоинство любого человека – уважение и терпимость к представителям разных народов, почитание традиций и культуры всех народов мира. Одним из первых ученых, выступивших в защиту прав аборигенов – русский исследователь          Н.Н.Миклухо-Маклай. Он всю жизнь посвятил изучению народов тропических островов Тихого океана

Он долгое время жил на Новой Гвинее, где общался с местными племенами, почитающими его за великого посланника Луны…

1) Актуализация знаний.

В вашей цепочке знаний звено об освоении Земли человеком имеется, а сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с численностью населения Земли, выявить самые населенные регионы и страны мира, рассмотреть понятия «раса», «этнос»; вспомнить из курса православной культуры географию распространения мировых религий.
Тема нашего урока: Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. География языков и религий. (Работа на технологических картах)

2) Беседа:

Численность населения — один из самых основных демографических показателей.

- Как мы можем узнать о численности населения, например, нашей страны?

Численность населения постоянно меняется вследствие рождаемости и смертности. Сосчитать точно население планеты нет никакой возможности, поэтому погрешность переписи населения достаточно велика, если дело касается человека, но в мировых масштабах она фактически теряется.


  • За всю историю человечества на Земле родилось 8О млрд. человек.


  • Ежегодно в мире рождается около 140 млн. человек.


  • каждую секунду – 3 человек


  • каждую минуту – 175


  • каждый час – 10,4 тысяч


  • каждые сутки – 250 тысяч


  • каждую неделю на Земле добавляется как бы новый Харьков или Гамбург.


  • каждый месяц – население страны Австралии или Тунис


Население мира ежегодно увеличивается, причем темпы роста населения земного шара в разные исторические периоды были различны. Так, по подсчетам демографов, численность населения мира в 1000 году до нашей эры составляла 100 млн. человек, в 0 году - 230 млн., в 1000 году – 305 млн. человек, 1800 год – 950 млн. человек. То есть с древнейших эпох до начала прошлого века численность населения мира колебалась в пределах до 1 млрд. человек. Только около 1830 г. она достигла 1 млрд. человек. Затем произошло невероятное: население Земли стало расти феноменальными, взрывообразными темпами.

Примерно через 100 лет после достижения миллиардного уровня оно достигло 2 млрд., 30 лет спустя – 3 млрд. и т.д.

Сейчас на Земле живут 6,8 миллиардов человек. По расчетам ООН, в ближайшие годы эта цифра будет увеличиваться в среднем на 78 миллионов ежегодно, и, перевалив через рубеж 7 миллиардов в 2012 году, к 2050 году достигнет 9 миллиардов. Рост численности населения будет продолжаться в основном в наиболее многолюдных и небогатых регионах.


















Приложение



Этапы урока

Основные термины ,понятия. Статистика.

Зал № 1

«Народы мира»

  1. Демография-



  1. Количество жителей Земли-

  2. Этнография-



  1. Раса-



  1. Человеческие расы

1. 4.

2. 5.

3.

6. Николай Николаевич Миклухо- Маклай

7.Этнос-



8.Языковые семьи:

индоевропейская,_____________,

уральско-югагирская,___________,

китайско- тибетская.

9.Международные языки:

10. Толерантность-

11. 4 ноября-




зал № 2

«Религии мира»

1.Религия-



2.Мировые религии:

А)

Б)

В)

Зал № 3

«Страны мира»

  1. Всего в мире __________ стран

  2. Плотность населения ( формула)



  1. Средняя плотность населения мира





Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории география:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ