Урок для 7 класса по теме: "Население мира: народы, религии ,страны"
Урок географии по теме "Население мира: народы, религии ,страны ."
Класс 7-й
Цель: углубление знаний учащихся о населении Земли,
Образовательная задача: формирование понятий «этнос», «плотность населения», знаний о делении народов на разные языковые семьи, о классификации стран, формирование представления о мировых и национальных религиях.
Развивающая задача: развитие умений работы с картой, со статистическими материалами, составления классификации стран.
Воспитательная задача: Воспитание толерантности, сознания значимости духовной культуры народов мира, содействие формированию коммуникативной компетенции учащихся.
Тип урока: урок изучения нового материала и обобщения знаний.
Методы: воображаемое путешествие, частично-поисковый, с использованием компьютерной презентации, работа с картой и статистическими материалами.
Формы организации учебной деятельности:урок- виртуальная экскурсия по залам этнографического музея.
Оборудование: настенные карты «Народы и плотность населения мира », «Политическая карта мира», атласы, компьютерная презентация по теме, компьютер, экран, проектор, учебники, тетради, маршрутная карта этапов урока, таблицы с данными S и численности населения разных стран, карточки с заданиями.
Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Использование ИКТ
Оргмомент.
Приветствие.
Объявление темы урока, знакомство с планом урока.
Приветствие.
Записывают в тетрадях тему урока.
План-маршрут урока.
Проверка домашнего задания.
Проверяет домашнее задание.
Появление человека на Земле.
Пути расселения людей по материкам.
Ученик рассказывает, где появились первые люди на Земле.
Ученик рассказывает о путях расселения населения по материкам
Слайд 2.
Слайд 3.
Изучение новой темы.
– Сегодня мы продолжаем изучение населения мира. Совершим с вами путешествие в мир людей.
Зал №1.
Человеческие расы.
Объясняет, что переселение людей с разными внешними признаками привели к смешиванию рас и образованию контактных и переходных рас.
Участвуют в беседе.
Слайды 3–5.
– Какие человеческие расы вы знаете?
– Назовите внешние признаки каждой расы.
– Где, в основном, проживают представители этих рас?
Отвечают на вопросы.
Слайд 3.
– Назовите, какие смешанные группы людей появились на Земле в результате смешивания рас?
Называют, потом разрисовывают схему в тетради.
Слайд 4.
Проводит словарную работу.
По очереди читают определения.
Слайд 5.
Зал №2.
Численность населения.
Называет численность населения Земли.
Знакомит с картой «Народы и плотность населения мира».
– Назовите масштаб карты.
– Какая это карта по охвату территории?
– Что можно узнать по этой карте?
– Плотность населения показывает, сколько человек приходится на единицу площади.
Записывают в тетрадь.
Работают по карте атласа. Стр. 16-17.
Отвечают на вопросы учителя.
Записывают в тетрадь формулу определения плотности населения.
Слайд 6.
Слайд 7.
Зал №3.
Главные области расселения населения.
Организует практическую работу в группах.
Оказывает, если нужно, помощь, проверяет работы, оценивает.
Постановка проблемного вопроса:
– Сможет ли Земля поместить всех людей, если численность населения постоянно увеличится?
Учащиеся выполняют практическую работу, используя карту атласа, таблицы, карточки с вопросами.
Каждая группа отчитывается по проделанной работе.
Отвечают на вопрос.
Слайд 8.
№4.
Привал.
Проводит физкультминутку.
– дотягиваемся до вершины гор;
– приседаем столько раз, сколько материков на Земле;
– открываем Америку, переплываем Атлантический океан.
Выполняют упражнения.
Зал №5.
Народы мира.
Вводит понятие «этнос».
Рассказывает о разнообразии народов.
– Главный признак народа – язык. Похожие языки образуют группы, а группы объединяются в языковые семьи. Самая большая языковая семья – индоевропейская.
Читают определение.
Слушают учителя, рассматривают слайды.
Анализ рисунка.
Слайд 9.
Слайды 10–12.
Слайд 13.
Зал №6.
Страны мира.
– Крупные народы образуют свои государства. На Земле 230 государств. Они очень разные. Но страны можно сгруппировать по разным признакам. Прочитайте отрывок «Страны мира» на стр. 89 и назовите эти признаки.
Открывает классификацию стран.
Организует практическую работу в группах.
Оценивает работы.
Читают текст, называют отличительные признаки стран.
Выполняют работу при помощи политической карты и таблицы. У каждой группы индивидуальный вопрос.
Выступление групп по итогам работы.
Слайд 14.
Слайд 15.
Зал№7.
Религии мира.
– Религия – вера в реальное существование сверхъестественного.
На протяжении истории человечества на Земле сложилось множество религий. По значимости их классифицируют в разные группы.
Открывает классификацию религий.
– О мировых религиях вам расскажут одноклассники.
Несколько учащихся получают опережающее задание.
Выступления учащихся.
– Христианство.
– Ислам.
– Буддизм.
Слайд 16.
Слайды 17–19.
Слайды 20, 21, 17.
Слайды 17, 22, 23.
Обобщение урока.
– Сегодня мы многое узнали о населении Земли. Давайте, сделаем выводы, что мы узнали.
Открывает выводы.
Дает домашнее задание.
Завершение урока.
Используя слайд, делают выводы.
Записывают д/з по выбору:
-составить кроссворд.
-составить тест.
Слайд 24.
Слайд 25.
3.1 Первые обезьяноподобные предки человека появились на Земле более 2 миллионов лет назад. Люди современного типа появились около 40 тыс. лет назад. Население мира росло очень медленно. На это было много причин. Первобытные люди болели и не могли лечиться, им еще трудно было добывать себе пищу, они часто становились добычей хищных животных, не могли противостоять природным стихиям. И только постепенно, с развитием общества, медицины и улучшения условий жизни, население мира стало увеличиваться. В настоящее время на планете проживает более 7 млрд. человек.
Люди заселили все материки, за исключением Антарктиды, где постоянных жителей нет. Более половины населения земного шара сосредоточено в странах: Китай, Индия, США, Индонезия, Япония, Бразилия, Россия.
3.2 Все жители нашей планеты не похожи друг на друга по внешним признакам. Все мы такие разные, у нас разный цвет кожи, волос, разрез глаз, форма черепа, лица. Все эти различия появились очень давно, когда первобытные люди стали заселять различные участки планеты, жить там и приспосабливаться к природным условиям. Слайды 1-11
Как появилось понятие «раса» точно не установлено. Возможно от арабского слова «рас» - голова, начало, корень. А может от итальянского «раса» - племя.
Расы – группы людей, объединенных на основании общности происхождения и некоторых внешних наследственных признаков (цвет кожи и волос, форма головы, строение лица и др.)
Ученый выделяют 4 основных расы:
1) европеоидная;
2) негроидная;
3) монголоидная;
4) австралоидная.
Давайте запишем в тетрадь определение понятия «раса».
Что же способствовало образованию рас? Отдельные группы людей, находясь в разных природных условиях, приобретали отличия во внешнем облике и другие биологические особенности.
Перед вами таблица. Давайте попытаемся заполнить ее на основе ваших представлений о людях разных рас.
3.3 Все люди нашей планеты имеют право на жизнь вне зависимости от их расовой принадлежности. Самое главное достоинство любого человека – уважение и терпимость к представителям разных народов, почитание традиций и культуры всех народов мира. Одним из первых ученых, выступивших в защиту прав аборигенов – русский исследователь Н.Н.Миклухо-Маклай. Он всю жизнь посвятил изучению народов тропических островов Тихого океана
Он долгое время жил на Новой Гвинее, где общался с местными племенами, почитающими его за великого посланника Луны…
1) Актуализация знаний.
В вашей цепочке знаний звено об освоении Земли человеком имеется, а сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с численностью населения Земли, выявить самые населенные регионы и страны мира, рассмотреть понятия «раса», «этнос»; вспомнить из курса православной культуры географию распространения мировых религий. Тема нашего урока: Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. География языков и религий. (Работа на технологических картах)
2) Беседа:
Численность населения — один из самых основных демографических показателей.
- Как мы можем узнать о численности населения, например, нашей страны?
Численность населения постоянно меняется вследствие рождаемости и смертности. Сосчитать точно население планеты нет никакой возможности, поэтому погрешность переписи населения достаточно велика, если дело касается человека, но в мировых масштабах она фактически теряется.
За всю историю человечества на Земле родилось 8О млрд. человек.
Ежегодно в мире рождается около 140 млн. человек.
каждую секунду – 3 человек
каждую минуту – 175
каждый час – 10,4 тысяч
каждые сутки – 250 тысяч
каждую неделю на Земле добавляется как бы новый Харьков или Гамбург.
каждый месяц – население страны Австралии или Тунис
Население мира ежегодно увеличивается, причем темпы роста населения земного шара в разные исторические периоды были различны. Так, по подсчетам демографов, численность населения мира в 1000 году до нашей эры составляла 100 млн. человек, в 0 году - 230 млн., в 1000 году – 305 млн. человек, 1800 год – 950 млн. человек. То есть с древнейших эпох до начала прошлого века численность населения мира колебалась в пределах до 1 млрд. человек. Только около 1830 г. она достигла 1 млрд. человек. Затем произошло невероятное: население Земли стало расти феноменальными, взрывообразными темпами.
Примерно через 100 лет после достижения миллиардного уровня оно достигло 2 млрд., 30 лет спустя – 3 млрд. и т.д.
Сейчас на Земле живут 6,8 миллиардов человек. По расчетам ООН, в ближайшие годы эта цифра будет увеличиваться в среднем на 78 миллионов ежегодно, и, перевалив через рубеж 7 миллиардов в 2012 году, к 2050 году достигнет 9 миллиардов. Рост численности населения будет продолжаться в основном в наиболее многолюдных и небогатых регионах.
Приложение
Этапы урока
Основные термины ,понятия. Статистика.
Зал № 1
«Народы мира»
Демография-
Количество жителей Земли-
Этнография-
Раса-
Человеческие расы
1. 4.
2. 5.
3.
6. Николай Николаевич Миклухо- Маклай
7.Этнос-
8.Языковые семьи:
индоевропейская,_____________,
уральско-югагирская,___________,
китайско- тибетская.
9.Международные языки:
10. Толерантность-
11. 4 ноября-
зал № 2
«Религии мира»
1.Религия-
2.Мировые религии:
А)
Б)
В)
Зал № 3
«Страны мира»
Всего в мире __________ стран
Плотность населения ( формула)
Средняя плотность населения мира
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории география:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ