Урок географии в 6 классе по теме «Реки»
Всероссийский фестиваль педагогического творчества
(2014/15 учебный год)
Номинация: Педагогические идеи и технологии: среднее образование
Название работы:
Разработка урока географии в 6 классе по теме
«Реки».
Автор: Морозова Марина Викторовна
Место выполнения работы: 412865 Саратовская область, Лысогорский район, п.Октябрьский, ул.Парковая, д.1,
МБОУ «СОШ п.Октябрьский Лысогорского района Саратовской области».
ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА
Тема урока: Реки
Учитель: Морозова Марина Викторовна
Образовательное учреждение: МБОУ «СОШ п.Октябрьский Лысогорского района Саратовской области»
Предмет: география
Краткая аннотация урока: Урок – изучение нового материала. Обучающиеся определяют по физическим картам крупные реки планеты, формируют представление о частях реки, речной системе. ИКТ в форме презентации урока, ЦОРов. На уроке используется интерактивная доска, работа по карте полушарий, атласам, контурным картам, закрепление темы в занимательной форме. На каждом этапе урока определяется цель и задачи: расширить и углубить знания о водах суши – реках; сформировать представления о водах суши, о реке, ее частях, частях речной системы; научить учащихся находить и показывать реки на карте, давать описание рекам.
Класс, профиль: 6, общеобразовательный
Тема урока: Реки.
Тип урока: изучение нового материала с практико-ориентированными заданиями.
Приобретаемые навыки детей: работать с картой; составлять описание географического объекта, поиск необходимой информации, ее обработка, сравнение и описание по теме «Реки»; навыки работы в группе.
Технологические особенности
Используемое оборудование: проектор, компьютер, физические карты мира, России.
Используемые ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru) или федерального центра информационно-образовательных ресурсов ФЦИОР (http://fcior.edu.ru/).
Цель урока: способствовать созданию условий для формирования знаний учащихся об особенностях, разнообразии и распространении рек мира и России.
Задачи:
способствовать формированию знаний учащихся о частях, видах, составе рек.
содействовать развитию умения школьников работать с картой; составлять описание географического объекта, развивать навыки по поиску необходимой информации, ее обработке, сравнению и описанию по теме «Реки»; развитию навыков работы в группе;
способствовать осознанию значения рек на Земле, природосообразности использования водных ресурсов
Формы работы учащихся: групповая, парная, индивидуальная.
Загадка:
Где леском зеленым, где по полю,
Где, как в песне старой, вдоль села
Пробежала, вырвалась на волю
И по вольной воле потекла. (река)
Н.Палькин
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
Этап урока
Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность ученика
Время
(в мин.)
1
2
3
5
6
7
1.
Организационный этап
1. Подготовка учащихся к работе на уроке,
- обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на учебном занятии;
- психологически подготовить уч-ся к общению на учебном занятии
2. Отгадать загадку (формулировка темы урока)
Приветствие, фиксация отсутствующих;
- проверка подготовленности уч-ся к учебному занятию;
- проверка подготовленности классного помещения к занятию;
- организация внимания школьников;
- раскрытие общей цели урока и плана его проведения.
Готовятся к уроку
Приветствуют учителя
Воспринимают информацию, сообщаемую учителем .
1-2
2.
Этап актуализации субъектного опыта учащихся
1. Мотивирование учения школьников, принятие ими целей урока.
2. Актуализация субъектного опыта уч-ся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений).
Показ социальной и практической значимости изучаемого материала( рассказ учителя)
Беседа. Что вы знаете о реках? Чем характеризуются все реки? Почему много поселений и городов построено на реках?
Воспринимают информацию, сообщаемую учителем
Отвечают на вопросы учителя
3
3.
Этап изучения новых знаний и способов деятельности
1. Обеспечение восприятия, осмысления и первичное запоминание уч-ся изучаемого материала:
- существенных признаков понятий, законов, теорий.
- правил и построенных на их основе алгоритмов.
2.Содействовие усвоению уч-ся способов, средств, которые привели к определенному выводу (обобщению)
3. Создание содержательных и организационных условий усвоения уч-ся методики воспроизведения изучаемого материала.
1. Река
6.Истоки устья рек
3.Каньон
4.Линия водопадов
5.Эстуарий
7.Ниагарский водопад
2.Дельта
8.Речная система Волги
9.Речная система Дуная
Знакомство с основными понятиями урока: река, речная долина, пойма, русло, речная система, исток, устье. Демонстрация ресурсов.
Изучение поперечного профиля речной долины. Использование распечатанных ресурсов. Схематичное изображение в тетради с обозначением русла, поймы, склона.
Изучение частей реки: исток, устье, правый / левый приток, пороги, водопады. Определение и обозначение их на географической карте. Демонстрация ресурсов.
Сравнение равнинных и горных рек. Демонстрация ресурсов.
Изучение порогов, водопадов.
Демонстрация ресурсов.
Воспринимают информацию, сообщаемую учителем
Отвечают на вопросы учителя
Выполняют задания: дают определения основным понятиям урока и записывают их в тетрадях.
Выполняют схему речной долины и речной системы.
Работа в парах по сравнению двух рек (горная / равнинная).
15
4.
Этап закрепления изученного
1. Обеспечение закрепления в памяти уч-ся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.
2. Обеспечение в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания.
1.Работа с картой мира. Нанесение на контурную карту водопадов: Анхель, Ниагара, Виктория, Игуасу.
2. Выполнение практической задания: дать характеристику реки по типовому плану (сначала индивидуальная работа по характеристике 1 реки, затем обсуждение в группах по 4 человека):
План характеристики реки
1.Название реки
2.На каком материке находится
3.Местонахождение, устье, исток
4.Равнинная / горная
5.Притоки (левый / правый)
6. К бассейну какого океана относиться.
3.Работа с картой мира / России. Нанесение на контурную карту рек: 1. Мира: Нил, Амазонка, Конго, Миссисипи, Инд, Ганг, Днепр, Хуанхе, Янцзы
2.России: Волга, Енисей, Обь, Лена, Ангара, Ока, Кама, Иртыш, Амур, Дон.
Воспринимают информацию, сообщаемую учителем
Знакомятся с заданием и выполняют задания на контурной карте.
Дают характеристику реки по типовому плану.
Все учащиеся наносят реки России и мира на контурную карту. Название рек на экране.
15
.
Этап обобщения и систематизации
1. Обеспечение формирования целостной системы ведущих знаний уч-ся.
2. Обеспечить формирование у школьников обобщенных понятий.
10.контрольные задания по теме "Реки"
Работа в парах, выполнение задания: задание на экране
1.Изобразите схематически реку и ее части (для образца используйте рисунок 131 в учебнике.
2. Демонстрация ресурсов 10.
http://fcior.edu.ru/card/10854/gidrosfera-vodnaya-obolochka-zemli-reki-pitanie-i-rezhim-rek-k2.ht
1.Знакомятся с заданием и выполняют задания в парах.
2. учащиеся отвечают на вопросы: что называется рекой?,
Какие крупные реки мира вам известны?,
Какие реки протекают в нашей местности?
Ответить на вопросы теста.
7
6.
Этап подведения итогов учебного занятия.
Подведение итогов учебного занятия
Дать качественную оценку работы класса и отдельных уч-ся. Учащимся розданы сигнальные карточки – смайлики.
Было интересно, всё понял Было интересно, но разобрался с помощью учителя Испытывал затруднения
Фиксируют выводы об усвоении материала с помощью сигнальных карт.
3
7.
Домашнее задание
Ответить на вопросы в конце параграфа. По желанию учащихся творческое задание:
Составить кроссворд «Реки мира»/
Эссе «Экскурсия по реке».
Учащиеся записывают д
Приложение к плану-конспекту урока
по теме « Реки»
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№
Название ресурса
Тип, вид ресурса
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1.
Река
И
Гипертекст с иллюстрациями
2.
Дельта
И
Гипертекст с иллюстрациями
3.
Каньон
И
Текст с иллюстрациями
4.
Линия водопадов -
И
Текст с иллюстрациями
5.
Эстуарий
И
Текст с иллюстрациями
6.
Истоки и устья рек
И
презентация
7.
Ниагарский водопад
И
презентация
8.
Речная система Волги
И
презентация
9.
Речная система Дуная
И
презентация
10.
Гидросфера - водная оболочка Земли. Реки. Питание и режим рек.
К
контрольные задания по теме "Реки"
http://fcior.edu.ru/card/10854/gidrosfera-vodnaya-obolochka-zemli-reki-pitanie-i-rezhim-rek-k2.html
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории география:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ