Железные руды Приангарья: мифы и реальность


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 13»

ГОРОДА БРАТСКА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ













РЕФЕРАТИВНАЯ РАБОТА



«Железные руды Приангарья:

мифы и реальность»











Руководитель: Сыровацкая Ольга Викторовна,

заместитель директора по УВР,

учитель географии МОУ «СОШ №13»

665612, г. Братск, улица Гидростроителей, 31,

телефон 36-25-85



2013 год








Содержание


  1. Железорудные запасы Приангарья.

  2. Из истории развития металлургии в Братском

III. Металлургическое предприятие на реке Долоновке.

IV. Строительство Краснояровского рудника: Мифы и реальность

V. Разработка месторождения: вопрос открытый.

VI. Литература.



























I. ЖЕЛЕЗОРУДНЫЕ ЗАПАСЫ В ПРИАНГАРЬЕ.

Недра Иркутской области содержат богатейшие природные ресурсы по разнообразию, запасам полезных ископаемых и их благоприятному сочетанию область занимает одно из первых мест в стране. Железная руда сосредоточена в Ангарской железорудной провинции на территории Братского района. В Ангарской провинции открыто свыше 30 месторождений железных руд. Разведанные и подготовленные к промышленному освоению запасов железных руд области составляют 1895582 тыс. т. категории В + С1 и 16273958 тыс. Т. категории С2. Прогнозные ресурсы по состоянию на январь 1998 года равны 13585млн. т.


II. ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ МЕТАЛЛУРГИИ В БРАТСКОМ РАЙОНЕ.

Самые важные открытия полезных ископаемых в Братском районе делаются в XIX и XX веках. На правом берегу реки Ермаковки, в 27 км выше места ее впадения в реку Оку, по заявке крестьянина Василия Шадрина в 1822 г. было открыто месторождение железной руды. В 25 же км. к юго-западу от Братского Острога в 1842 г. крестьянином д. Долоново Герасимом Поповым было найдено другое месторождение, а в 1844 г. обнаружили богатую по содержанию железа руду возле д. Красный Яр.

С 1847 г. по 1924 г. все эти месторождения использовались Николаевским и Лучихинским заводами.

О нахождении железных руд на реке Ангаре сообщалось еще в 1954 году: «…ученилось от иноземцев ясашина людей, что де в ылымском уезде у Тунгуски реки в горе есть железная руда…» Хотя «ис тое руды железо родилось доброе, на всякое дело годное», в государственной казне не нашлось 200 рублей, чтобы открыть «рудяной завод», и местонахождение вскоре было забыто. Интересно, что 6 тыс. лет назад человек уже плавил железо. Братским археологическим детским клубом «Неолит» под руководством Г.С. Уткина, в районе Тангуя были обнаружены остатки 2-х разрушенных глиняных горнов. Здесь было собрано более 500 фрагментов древних железоплавильных изделий, большое количество криц и шлаков.

Об этом подтверждают находки экспедиции школы выживания «Русь». Ими обнаружены разновидности железной руды на берегах Братского водохранилища.

Изучая историческую литературу мы нашли материал о Николаевском заводе.


III. МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ НА РЕКЕ ДОЛОНОВКЕ.

В 1945 г. весной на р. Долоновке в 23 км. южнее с. Братского острога началось строительство Николаевского завода под руководством инженера Барацци де Эльс.

Государственным заемным банком были отпущены 137117 рублей на сооружение завода. Строительство завода началось при императоре Николае I в 1874 году (с той поры прошло уже 156 лет).

Это сейчас на такие деньги не оборудуешь даже приличной мастерской, а тогда уже спустя 2 года произвели первую продукцию. К 1856 г. завод вышел на полную мощность: пущены в действие доменная печь, 9 горнов и молотов, стан для прокатки железа и вагранка для отливки чугунных изделий.

Деревянные воздуходувные меха и кричные механизмы приводились в движение водо-действующими колесами, для чего на реке Долоновке был устроен пруд. Руду добывали на 3-х рудниках, которую обнаружили в Братской волости.

Кроме того, на Николаевском заводе была печь для выплавки меди с годовой производительностью до 94 пудов и медеплавильный горн. Медь исключительно выплавлялась для нужд завода. Медную руду брали неподалеку от завода в Поповой горе.

Славу Николаевскому заводу принесли рабочие-металлурги с Урала и Сибири ссыльнокаторжные. Широко применялся труд детей от 10 до 15 лет. Это их искусными руками производилось более 100 наименований изделий из железа и более 70 – из чугуна. А позже, когда завод перешел в частное владение к купцам, братьям Бутиным, стали поступать заказы со всей Сибири на пароходы, паровые машины, паровые котлы, лесопилки, посуду и сельхозорудия.

В 1859 году выплавка чугуна достигла 34853 пудов. Но управляющий заводом Богословский, доносит, что завод нуждается в капитальном ремонте. Купец Трапезников купил завод в 1864 г. за 212800 рублей. Он вложил в производство более 1 млн. рублей, но завод продолжил давать убытки. В 1870 году завод приобрел торговлю железом Лаврентьев, а в 1872 г. его компаньоном сделался купец М.Д. Бутин. Позднее это предприятие полностью перешло в его собственность.

Богатейшие Сибирские купцы братья Бутины вели эксплуатацию завода до 1896 года.

Главным управляющим на заводе у Бутиных более 20 лет служил Н.Е. Глотов. С его именем связана история расцвета завода.

Богатейшие Сибирские купцы братья Бутины вели эксплуатацию завода до 1896 года. Владельцы завода наделили Глотова большими полномочиями, самостоятельностью в принятии решений. При нем завод процветал. В лучшие годы своего развития завод выпускал до 200 тыс. пудов чугуна и до 150 тыс. пудов железа и литья. Некоторую часть изделий завод продавал на месте, а в большем объеме вывозил пароходом в г. Иркутск на главный склад. На Парижской выставке в 1878 году в изделиях Николаевского завода заслужили серебряную медаль, а на Московской – государственный герб. Отечество отметило деятельность Николая Егоровича Золотой медалью на Станиславской ленте. В 1882 г. на Всероссийской промышленной выставке в Москве за разнообразные и высококачественные изделия и за постройку 120-сильного парохода «Нерчуган» заводу присужден Государственный герб Российского государства, а в 1883 г. – большая Золотая медаль на Станиславской ленте.

Бутин М.Д. стал действительным членом Парижской национальной академии и получил от Европейского научного общества Большую золотую медаль «За развитие промышленности Сибири» – так было сказано хозяину Николаевского завода. Менее чем за 10 лет его предприятие дало около 1,5 млн. чистой прибыли.

В период строительства транссибирской магистрали (к Иркутску она подошла в 1898 г.) Николаевский завод получил большой заказ на сумму в 3 млн. рублей, в основном на рельсы и мостовое железо. Требовались дополнительные производственные мощности.

В 1892 г. новым хозяином завода Глотовым был заложен на Ангаре, в Лучихе, Новониколаевский завод на базе Краснояровского рудника. Количество рабочих выросло на 2-х заводах до 1800 человек. Заводы постоянно испытывали трудности и работали с перебоями. Железную руду возили зимой на лошадях с рудников, расположенных в 46 км. и 90 км. из Ермаковки, Красного Яра и Кежмы.

Купцы Бутины в 1896 году продали завод «Обществу восточно-сибирских чугуноплавильных, железоделательных и механических заводов», во главе которого стоял Московский купец С.И. Мамонтов. Заказ на рельсы из-за брака не был выполнен. Первые рельсы оказались асимметричными из-за несоответствующих прокатных валов, приобретенных в Англии, от чего профиль рельсов получался на 2,5 мм. более нормы. Это привело к тому, что Николаевские заводы 8 мая 1899 года были закрыты. Начались годы упадка, запустения и безхозяйственности. Мамонов разорился.

Остались в прошлом многомиллионные прибыли, стала реальностью задолженность 100 тысячу рублей.

Завод возобновил работу только в 1922 году. Завод увеличивал выпуск продукции, но задолженность росла и к началу 1923 года достигла 160 тыс. золотых рублей. В это же время принимается решение завод закрыть. В 1924 году завод прекратил свое существование.

На месте существования когда-то Николаевского завода установлена мемориальная доска, которая водружена на пирамиду из валунов. Автор этого скромного, но впечатляющего ансамбля – художник Владимир Король, текст высеченный на доске, был предложен краеведом Василием Михайловичем Рудых.

Жаль, нам никогда не придется увидеть сам Николаевский завод – его останки покоятся в заливе, у подножия горы Рудной. Но там еще сохранились штольни, в которых добывалась руда. Участниками экспедиции Школы выживания «Русь» найдены экспонаты железной руды.


IV. СТРОИТЕЛЬСТВО КРАСНОЯРОВСКОГО РУДНИКА:

МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ.

В настоящее время геологи ведут доразведку железорудных месторождений нашего района: оценивают запасы руды, бурят скважины, изучают технологию обогащения руды.

По предварительной оценке запасы Краснояровского месторождения железных руд оцениваются в 52 млн. т., содержание железа - 27, 21 %, глубина залегания пластов – 200 м.

Не слишком ли дорогой ценой придется заплатить братчанам, особенно Правобережного округа за появление не столь экологически безвредного предприятия? Целесообразно ли разрабатывать Краснояровское месторождение?

Эксперты нашего научного общества проанализировали плюсы и минусы строительства Краснояровского рудника.

Проект разработки Краснояровского месторождения предполагает добычу железной руды открытым способом. Цель проекта увеличить сырьевую базу Коршуновского горнообогатительного комбината и ОАО "Мечел", в состав которого входит комбинат. Руда с месторождения будет доставляться автосамосвалами до перегрузочного склада, а оттуда направляться по железной дороге на станцию "Гидростроитель". На ней будет формироваться состав из думкаров, который будет доставлять руду для обогащения на фабрику Коршуновского ГОКа. Кроме того, на месторождении предполагается создать дробильно-сортировочный комплекс для производства высококачественного щебня (в рудах Краснояровского месторождения есть попутные руды, например, долерит). При эксплуатации месторождения предполагается создать около одной тыс. рабочих мест.
Во-первых, залежи этого месторождения являются резервными для Коршуновского горно-обогатительного комбината, т.к. запасов тех руд, на котором сейчас работает ГОК, остается всего на 15-20 лет. Это значит, что такой срок отводится Железногорску, потому что горно-обогатительный комбинат является главным, если не единственным источником существования города. Если же будет задействовано Краснояровское месторождение, то жизнь ГОКа и города продлится еще на 15-20 лет.

Экспертная комиссия по охране окружающей среды называет ряд серьезных экологических проблем, которые может вызвать разработка месторождения:

  • потребуется выработка в зеленой зоне пригорода 800 гектаров леса;

  • необходимо провести передислокацию баз и детских лагерей отдыха из района Зябского залива;

  • произойдет загрязнения атмосферы выбросами от взрывных работ;

  • есть опасность потери минеральных источников, от которых пострадают санаторий «Братское Взморье» и фирма по выпуску минеральной воды «Гелиос»;

  • произойдет истощение запасов подземных вод, будет высокая загрязненность атмосферы пылью и оксидами азотных веществ.

Но наряду с негативами есть и положительная сторона.

В эксплуатации этого месторождения есть определенный интерес и у братчан:

  • будут задействованы подразделения «Братскгэсстроя»;

  • постоянное занятие у буровиков, проживающих в п. Сухой (т.к. руду планируется добывать открытым способом, т.е. посредством буровзрывных работ);

  • скальные породы могут быть использованы для производства строительного щебня, а также для создания запруд на р. Тарьве, где можно будет разводить молодь ценных пород рыб.

На Краснояровском месторождении железной руды ведутся проектные работы на стадии технико-экономического обоснования. Ведутся топогеодезические, инженерно-геологические работы с целью уточнения запасов железной руды. Технология добычи – это сложное энергоемкое производство:

  • рыхление горного массива взрывом;

  • погрузить, перевезти автотранспортом;

  • переработать;

  • заскладировать;

  • отправить железнодорожным транспортом потребителю.

В ноябре 2006 года продолжили изучение влияния разработки месторождения на объекты города Братска. С этой целью были проведены взрывы зарядами до трех тонн, общей массой 60 тонн. Место проведения взрывов – гора Рудник, удаление от поселка Осиновка – 2,5 км, от п. Сухой – 1,75 км. Радиус опасной волны 500 метров. Полученные, в результате опытных работ данные, позволили специалистам Института земной коры Сибирского отделения Российской Академии наук сделать вывод о сейсмической безопасности для крупных объектов: Братской ГЭС, санатория «Братское взморье» и жилых массивов поселков. Однако, при проведении опытных взрывов и измерении их воздействия на строения не был учтен фактор – как взрывные работы повлияют на подземные минеральные источники.

V. РАЗРАБОТКА МЕСТОРОЖДЕНИЯ: ВОПРОС ОТКРЫТЫЙ.

Проект разработки Краснояровского железорудного месторождения предполагает снижение всех отрицательных экологических факторов. Существующий технологический уровень вполне позволяет решить все эти проблемы. Над проектом работают ведущие институты: планируется применение буровых станков с орошением, это позволит резко снизить запыленность. Освоение месторождения позволит оживить работу строительного комплекса г. Братска. Будет создано около 600 рабочих мест

В настоящее время на месторождении работы не ведутся, и его освоение планируется не ранее 2009 года.





















VI. ЛИТЕРАТУРА.


  1. Бояркин В.М. География Иркутской области. г. Иркутск, 2000г.

  2. Балякова Н. «Разработка Краснояровского месторождения: вопрос открытый», газета «Братский университет», 2006год

  3. Герасимов В.Ф. «Мир окаменелостей и минералов Братского района», г. Братск, 2001год

  4. Кузнецов С.С. «Геологические экскурсии», г. Ленинград, 1978год

  5. Меерсон А.Б. «Братское водохранилище», г. Иркутск, 1956год

  6. Рудых В.М. « Город Братск», Восточно-Сибирское издательство, 1968 г.

  7. Рудых В.М. «Что старше: Падун или Братский острог», газета « Огни Ангары», 1993 год

  8. Образовательные ресурсы Интернет сети.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории география:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ