Урок для 5 класса по теме «Объём прямоугольного параллелепипеда»
МБОУ Белоберезковская СОШ №1 Трубчевского района Брянской области
Урок по теме «Объём прямоугольного параллелепипеда»
5-й класс
Ананченко Александра Анатольевна
учитель физики, математики
первой квалификационной категории
П. Белая Берёзка, 2015 г.
Тема урока: «Объём прямоугольного параллелепипеда»
Цель: отработать навыки определения объёма прямоугольного параллелепипеда.
Задачи:
образовательная: отработать умения определять объём разными способами: сравнением с единицей измерения, по формуле; применять при решении текстовых задач;
развивающая: развивать умения работать с измерительными инструментами и моделями прямоугольного параллелепипеда и куба; развивать у учащихся логическое мышление, познавательную активность, правильную устную и письменную математическую речь, уметь анализировать и сравнивать;
воспитательная: воспитывать организованность, высокую работоспособность при достижении поставленной цели.
Тип урока: обобщение знаний учащихся по теме «Объём прямоугольного параллелепипеда»
Вид урока: творческий практикум
Формы реализации целей: самостоятельная работа
Оборудование:
Оборудование для учителя: мультимедийный проектор, компьютер, презентация к уроку.
Материалы для учащихся: модели параллелепипеда и куба (изготовленные учениками самостоятельно), карточки с заданиями, учебник, тетрадь.
План урока:
Организационный момент – 2 мин.
Целеполагание – 3 мин.
Актуализация знаний – 8 мин.
Практическая самостоятельная работа – 27 мин.
Подведение уроков – 3 мин.
Домашнее задание – 2 мин.
Ход урока:
Этапы урока
Деятельность обучающихся и учителя
1.Организационный момент
Приветствие учителя. Проверка рабочего места, наличие карточек с заданиями у каждого учащегося. Создание положительной мотивации для работы на уроке.
2. Целеполагание
- Начнём сегодняшний урок с загадки:
Вот кирпич, учебник новый,
Пастила, журналов тюк.
Назови их форму словом из четырнадцати букв! (Параллелепипед)
-Да, это параллелепипед, и сегодня на уроке мы продолжаем работать над темой: «Объём прямоугольного параллелепипеда».
- Цель урока – отработать навыки определения объёма.
- Сформулируем задачи урока.
(учащиеся формулируют самостоятельно: 1) повторить нахождение объёма при сравнении с единицей измерения;
2) по формуле; 3) применять полученные знания при решении задач.
3.Актуализация знаний
Повторение математических понятий, необходимых для работы на уроке проведём, заполнив следующую таблицу: (карточка с таблицей перед каждым учеником на парте)
Пря Прямоугольный параллелепипед – это…
… рёбер
… граней
2) три измерения:
3)противоположные грани … между собой
4)все грани – … .
5)Sп.п.= …
6)Lрёбер=…
7)V=…
V= …
Куб – это…
… вершин;
… рёбер;
… граней.
2)три измерения: …
3)противоположные грани … между собой,
все рёбра … между собой
4)все грани – … ,
5) Sп.п.= …
6)Lрёбер= …
7)V=…
4.Практическая самостоятельная работа
Творческий практикум позволит нам повторить нахождение объёма разными способами, выявить и устранить наиболее часто встречающиеся затруднения и ошибки.
Нахождение объёма:
Задание 1. Определите объём каждой фигуры, сложенной из кубиков с ребром а.
А
а=1 дм
V= ___________
V=5 ·1дм3=5дм3
Ответ: 5дм3
В
а=2 см
V= ____________
V=23 ·8 см3=184 см3
Ответ: 184 см3
Б
а=3 см
V= ____________
V= 12·27 см3= 324см3
Ответ: 324 см3
Г
а=2 м
V= ____________
V=13 · 8 м3= 104 м3
Ответ: 104 м3
- Какой способ нахождения объёма нам поможет в данном задании? (Сравнение с единицей измерения)
Самопроверку необходимо провести с помощью презентации.
- Всегда ли нам удобно вычислять объём фигуры путём разбиения её на кубики?
- И тогда как же нам вычислить объём фигуры, имеющей форму прямоугольного параллелепипеда? (Нам поможет формула.)
- Дома вы знакомились с параллелепипедом и кубом при создании их бумажных моделей.
Задание 2. Найти объём бумажных моделей параллелепипеда и куба.
Учащиеся самостоятельно выполняют соответствующие измерения и расчёты, согласно плану действий, определённому на слайде презентации:
1. Измерить длину, а =
2. Измерить ширину, b=
3. Измерить высоту, c=
4. Определить объём фигуры по формуле V=abc
5. Записать ответ: V=
Справившиеся работают консультантами. Затем выполняется проверка путём «защиты» несколькими учащимися своей работы.
Задача
Применения знания и умения
Задание 3. Реши задачу: Сколько пакетов молока войдёт в коробку, если длина коробки 70 см, ширина 40 см, высота 36 см? Величины пакетов молока: длина 7 см, ширина 10 см, высота 18 см.
Решение:
1) 70·40·36=100800 (см3) - объём коробки
2)7·10·10=1260 (см3) – объём пакета молока
3)100800 : 1260 = 80 (п.) – молока
Ответ: 80 пакетов
Учащиеся самостоятельно решают задачу, затем выполняется проверка у доски и обсуждаются ошибки.
Физкультминутка
Рисуй глазами треугольник,
Теперь переверни его вершиной вниз.
Рисуй восьмёрку вертикально
И на бочок её клади,
Теперь следи горизонтально
И в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись.
Глазки открываем и решать мы продолжаем.
Задание 4. Найдите неизвестную величину, используя формулы объёма прямоугольного параллелепипеда.
Цель: отработать навыки выводить неизвестные величины из формулы объёма. Вспомнить соотношения между единицами измерения.
(Карточка с заданием перед каждым учеником на парте)
А
1) а = 25 дм
b = 2 м
с = 8 дм
V = (4000 дм3)
2) а = 3 дм
b = 10 cм
с = 19 cм
V = (5700 см3)
3) а = 6 м
b = 20 дм
с = 50 см
V = (6000 дм3)
4) а = 8 м
b = 70 дм
с = 125 м
V = (7000 м3)
Б
1) b = 4 см
c = 13см
V= 104 см3
a = (2 см)
2) а = 30 cм
c = 17 дм
V= 1020 дм3
b = (20 дм)
3)S = 40 дм2
h = 5 дм
V = (200 дм3)
4)V = 15 м3
h = 3 м
S = (5 м2)
Обучающиеся работают в парах. Проверка осуществляется с помощью презентации.
5.Подведение итогов
На этом этапе обучающиеся проводят систематизацию знаний и осуществляют рефлексию:
1. Достиг (достигла) ли ты цели, поставленной в начале урока?
2. С помощью каких формул мы вычисляли объём прямоугольного параллелепипеда?
3. На уроке я научился (научилась) …
4. Теперь я могу …
5. Мне понравилось …
6. Во время урока я чувствовал (чувствовала) себя: - комфортно;
- неуверенно;
- превосходно;..
7. Доволен (довольна) ли ты своей работой на уроке?
Вместе с классом учитель даёт не только количественную, но и качественную оценку особо отличившимся учащимся.
6.Домашнее задание
А
1) а = 9 м
b = 14 м
с = 5 м
V =
2) а = 20 дм
b = 15 дм
с = 2 дм
V =
3) а = 7 см
b = 10 см
с = 8 см
V =
4) а = 19 дм
b = 25 дм
с = 4 дм
V =
1.Учитель предлагает учащимся задания по карточкам:
На оценку «3»
На оценку «4» и «5»
А
1) а = 8 дм
b = 6 дм
V= 96 дм3
с =
2) а = 1 м
b = 19 дм
V= 1140 дм3
с =
3) V = 160 дм3
h = 20 дм
S =
4) h = 4 м
S = 60 м3
V =
2. Предлагается творческое задание: «Определить объём воздуха в кабинете математики № 10. Произвести измерения следующим образом: 1-ый ряд измеряет длину класса; 2-ой ряд – ширину; 3-ий ряд – высоту классной комнаты».
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории геометрия:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ