Конспект урока для 9 класса «Основы химического анализа»
Муниципальное образование
«Ленский район»
Конспект урока для 9 класса
«Основы химического анализа»
Автор-составитель:
учитель химии
ПищиковаТ.Н.
Урдомской МСОШ
п.Урдома Ленского района
Архангельской области
Урдома
2011
Пояснительная записка
Программа «Основы химического анализа» тесно связана с курсом неорганической химии. Она расширяет и углубляет его и одновременно раскрывает перед учащимися интересные и очень важные стороны практического использования химии.
До изучения аналитической химии учащиеся должны овладеть знаниями по теории ионизации веществ в водных растворах, получить представления о скоростях химических реакции и химическом равновесии, окислительно-восстановительных реакциях и т.д., приобрести практические навыки и умения в обращении с химической посудой, лабораторным оборудованием и материалами при выполнении типовых химических операций и т.д. Поэтому программа рассчитана, главным образом на учащихся 9 классов.
Содержание курса открывает большие возможности для самостоятельной работы учащихся, доступность методики позволяет проводить его во многих школах.
Курс включает элементы содержания, с которыми учащимся придется наиболее часто встречаться при изучении других дисциплин и при дальнейшей самостоятельной работе.
Цели и задачи элективных занятий по химии – углубление знаний учащихся, развитие у них интереса к предмету, осуществление ориентации на химические специальности.
Основной формой деятельности является химический эксперимент с разбором теоретического материала.
Программа курса «Основы химического анализа» составлена с использованием пособия «Аналитическая химия: Учеб. для сред, спец. учеб, заведений» авторов Пискаревой С.К., Барашкова К.М., Ольшанова К.М.
Для более успешной реализации поставленных целей занятия необходимо проводить в течение полугодия (1 час в неделю).
Содержание курса (17 часов)
Введение (3 часа)
Техника лабораторных работ. Техника безопасности и правила работы в химической лаборатории.
Понятие об аналитической химии. Аналитические реакции. Методы химического анализа.
Качественный анализ (12 часов)
Аналитическая классификация катионов и анионов. Катионы I и V групп по кислотно-щелочной классификации; их частные реакции.
Анионы I и III аналитических групп; частные реакции.
Анализ вещества неизвестного состава.
Заключение (2ч)
Итоговая конференция учащихся.
Учебно-тематический план
№ п./п.
Тема и содержание занятий
Кол-во часов
Предлагаемая форма занятия
1.
Техника безопасности и правила работы в химической лаборатории
1
лекция с элементами беседы
2.
Техника лабораторных работ
1
лабораторная работа
3.
Аналитическая химия как наука
1
лекция
4.
Аналитическая классификация катионов и анионов
1
лекция
5.
Катионы первой и второй аналитических групп
1
лекция
6.
Анализ катионов первой и второй аналитических групп
1
лабораторная работа
7.
Катионы третьей аналитической группы
1
лекция
8.
Анализ катионов третьей аналитической группы
1
лабораторная работа
9.
Катионы четвертой и пятой аналитических групп
1
лекция
10.
Анализ катионов четвертой и пятой аналитических групп
1
лабораторная работа
11.
Анионы первой аналитической группы
1
лекция
12.
Анализ анионов первой аналитической группы
1
лабораторная работа
13.
Анионы второй и третьей аналитических групп
1
лекция
14.
Анализ анионов второй и третьей аналитических групп
1
лабораторная работа
15.
Анализ вещества неизвестного состава
1
лабораторная работа
16.
Химия в нашей жизни
1
конференция
17.
Химия в нашей жизни
1
конференция
Предлагаемые пути реализации курса
ТЕМА 1. Введение.
ЦЕЛИ: ознакомление учащихся с техникой безопасности и правилами работы в химической лаборатории; формирование практических умений в обращении с лабораторным оборудованием и химическими реактивами; формирование понятий об аналитической химии, аналитических реакциях, методах химического анализа.
№
п./п.
Элементы содержания курса
Деятельность
учителя
Ученика
1.
Техника безопасности и правила работы в химической лаборатории
Излагает материал по теме урока
Делают записи правил техники безопасности
2.
Техника лабораторных работ
Знакомит учащихся с основными приемами работы с лабораторным оборудованием и веществами
Выполняют типовые химические операции обращения с лабораторным оборудованием
3.
Аналитическая химия
Излагает материал по теме урока
Делают записи основных понятий темы
ТЕМА 2. Качественный анализ.
ЦЕЛИ: формирование понятий об аналитических группах катионов и анионов; знакомство с классификацией катионов I – V групп и анионов I – III групп, их частными реакциями; формирование практических умений при проведении качественных реакций и анализа состава индивидуального вещества.
№
п./п.
Элементы содержания курса
Деятельность
учителя
Ученика
1.
Классификация катионов и анионов
Излагает материал по теме урока
Делают записи об основных группах катионов и анионов
2.
Катионы первой и второй аналитических групп
Излагает материал о качественных реакциях катионов I II групп
Делают записи качественных реакций
3.
Анализ катионов первой и второй аналитических групп
Контроль над выполнением лабораторной работы
Проводят качественные реакции, записывают уравнения
4.
Катионы третьей аналитической группы
Излагает материал о качественных реакциях катионов III группы
Делают записи качественных реакций
5.
Анализ катионов третьей аналитической группы
Контроль над выполнением лабораторной работы
Проводят качественные реакции, записывают уравнения
6.
Катионы четвертой и пятой аналитических групп
Излагает материал о качественных реакциях катионов IV и V групп
Делают записи качественных реакций
7.
Анализ катионов четвертой и пятой аналитических групп
Контроль над выполнением лабораторной работы
Проводят качественные реакции, записывают уравнения
8.
Анионы первой аналитической группы
Излагает материал о качественных реакциях анионов I групп
Делают записи качественных реакций
9.
Анализ анионов первой аналитической группы
Контроль над выполнением лабораторной работы
Проводят качественные реакции, записывают уравнения
10.
Анионы второй и третьей аналитических групп
Излагает материал о качественных реакциях катионов III группы
Делают записи качественных реакций
11.
Анализ анионов второй и третьей аналитических групп
Контроль над выполнением лабораторной работы
Проводят качественные реакции, записывают уравнения
12.
Анализ вещества неизвестного состава
Обозначает цель работы, формулирует задание
Проводят анализ вещества, содержащего изученные катионы и анионы
ТЕМА 3. Заключение
ЦЕЛИ: подведение итогов работы по курсу «Основы химического анализа»; развитие познавательного интереса к химии на основе изучения роли микроэлементов в жизнедеятельности человека и животных, их значения в корневом питании и жизнедеятельности растений, роли катионов в биохимических и агробиологических процессах.
№
п./п.
Элементы содержания курса
Деятельность
учителя
Ученика
1,2
Химия и жизнь
Вступительное слово, сообщение плана конференции
Заключительное слово
Выступают с докладами
Литература для учителя
1. Астафуров В.И. Основы химического анализа. – М.: Просвещение, 1977.
2. Бабич Л.В. и др. Практикум по неорганической химии. – М.: Просвещение, 1991.
3. Логинов Н.Я., Воскресенская А.Г., Солодкин И.С. Аналитическая химия. – М.: Просвещение, 1979.
4. Пискарева С.К. и др. Аналитическая химия: Учеб. для сред. спец. учеб. Заведений. – М.: Высш. Шк., 1994.
5. Шретер В. И др. Химия: Справ. изд. – М.: Химия, 1989.
Литература для учащихся
1. Габриелян О.С. Химия. 9 класс. – М.: Дрофа, 2004.
2. Еремина Е.А. и др. Справочник школьника по химии: 8-11 класс – М.: Дрофа, 1996.
3. Кабанов Ф.И. Микроэлементы и растения. – М.: Просвещение, 1977.
4. Скурихин И.М., Нечаев А.П. Все о пище с точки зрения химика. – М.: Высш. Шк., 1991.

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории химия:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ