Конспект урока на тему "Атмосферный воздух – смесь газов. Охрана атмосферного воздуха от загрязнения"

Краткосрочное планирование урока №33


Дата:9.01.2015г.


Предмет: Химия

Класс: 8«б»

Тема занятия:


Атмосферный воздух – смесь газов. Охрана атмосферного воздуха от загрязнения.

Ссылки:


Презентация.

Задачи:

Цели:



Сформировать знания о составе и свойствах воздуха.

  1. Раскрыть особенности газов, входящих в состав атмосферы, и их значение в природе и в жизни человека.

  2. Раскрыть экологические проблемы, влияющие на изменение состава и свойств воздуха.

  3. Способствовать формирован6ию у учащихся целостной картины мира благодаря использованию межпредметных связей биологии, химии, экологии.

  4. Развивать умение искать, находить и презентовать информацию с использованием ИКТ.

  5. Развивать умение в постановке простейших экспериментов.

  6. Развивать умение работать в группах.

  7. Способствовать формированию активной жизненной позиции учащихся в деле охраны природы.

Ожидаемые результаты:


Учащиеся должны знать:

Учащиеся должны уметь называть:

- элементы, характеризовать физические свойства,

Учащиеся должны уметь:

- составлять химические формулы и реакции, решать расчетные ХЗ

Ключевые идеи,

новые понятия:

«озон», «кислород»;

Ресурсы:

  • Интерактивная доска, маркеры, стикеры, плакаты;

  • схемы «Круговорот азота», «Производители и потребители кислорода»;

  • пробирки с известковой водой, стеклянные трубочки, резиновая груша;

  • рисунки с изображением экологических проблем, дидактический материал.

Вре-

мя:


Стратегия:

Содержание урока:


Деятельность учителя:

что я буду делать?

Деятельность учащихся:

5 мин

КМ

  1. Организационный момент.

А.(эмоциональный настрой учащихся);

Б. (деление на группы)




1.Организационный момент:

Активизация внимания, сообщение темы, задач и эпиграфа урока.

Эпиграф к уроку:

Позитив - «Муравьи» (просмотр видео-ролика);

Деление на группы «Геометрические фигуры»;

Заполнение Экрана «Настроение»;

Учащиеся настраиваются на рабочий лад;

Деление класса на группы;

7 мин


II. Актуализация опорных знаний:


«Мозговая атака»


1-ая стадия «Вызов» с утверждением «Я знаю».

Ребята, сегодняшний урок я бы хотела начать с загадки:

Есть невидимка
В дом не просится,
А прежде людей
Бежит, торопится.
(Ответы учащихся.)

Конечно же речь идет о воздухе.

А) «Мозговая атака» - фронтальная беседа по вопросам:

Ответьте на вопросы:

  1. Как называется воздушная оболочка Земли?

  2. Какое значение имеет атмосфера?

  3. В каком слое атмосферы протекает жизнь всех живых организмов? Почему?

Тема нашего урока «Воздух – смесь различных газов. Охрана воздуха».




  1. Учащиеся отвечают на поставленные вопросы учителя;

  2. (Ученики записывают тему урока в тетрадь.)

15 мин


III. Формирование новых знаний:


«Ажурная пила»

2-ая стадия «Осмысление» с утверждением «Хочу все знать».(сообщения учителя и учащихся)

Самостоятельное изучение и обсуждение раздела в группе по методу «Ажурной пилы», делают соответственные записи в тетрадях; объяснение темы противоположной группе – (сообщение учащихся);



«Ажурная пила»

создание и презентация постера.

1- группа. Состав воздуха.

Воздух окружает нас повсюду. Он необходим для жизни всем живым организмам.

- Какие газы входят в состав воздуха? (Ответы учащихся.)

Чтобы выяснить, какие еще газы есть в воздухе обратимся к рис 38 на с. 67.

- Каких газов в воздухе содержится больше всего?

- Какую долю занимает азот?

- Какую долю занимает кислород?

Исходя из сказанного, делаем вывод: воздух – это смесь различных газов. (Ответы учащихся.)

А мы помним, что вещества, входящие в состав смесей, сохраняют свои свойства.

Познакомимся со свойствами отдельных газов.

2-группа. Азот. (Сообщение ученика.)

В воздухе наибольший объём занимает газ азот. В переводе с латинского «азот» означает «безжизненный» т.к. еще в 18 веке Д. Резерфорд К. Шееле, а позднее и Лавуазье в составе воздуха был обнаружен газ, который не поддерживает горения и дыхания.

Азот выделяется в атмосферу из земной коры как продукт жизнедеятельности микроорганизмов. В составе горных пород химического элемента азота содержится в 50 раз больше чем в атмосфере.

Азот, как химический элемент, очень важен для живых организмов т.к. он входит в состав белков. Но большинство живых организмов не могут усваивать его из атмосферы. Лишь некоторые бактерии способны потреблять его из воздуха. Во время грозы в атмосфере проскакивают мощные электрические разряды под воздействием которых образуются сложные соединения азота. С атмосферными осадками они попадают в почву. Растения поглощают азот из почвы, а животные – поедая растения или других животных, которые питаются растениями. Когда живые организмы погибают, их тела разлагаются, а азот поступает обратно в почву. (Демонстрируется схема «Круговорот азота в природе».)

- Какое название можно дать процессу, описанному и показанному на этой схеме?

3) Кислород. Кислород составляет пятую часть воздуха. По своим свойствам он отличается от азота.

- Какие свойства кислорода нам известны? (Поддерживает горение и дыхание.)

- Что общего между двумя этими явления? (Используется кислород, происходит окисление, выделяется энергия.)

При недостатке кислорода нарушается функционирование всех органов у организмов, которые используют его для дыхания, а таких большинство.

Давайте обратимся к истории открытия кислорода (работа с учебником с.67-68).

4) Экспериментальное доказательство наличия кислорода в воздухе.

- Как доказать наличие кислорода в воздухе? (Зажечь спичку, свечу.)

Демонстрация опыта учителем: зажечь свечу и накрыть стеклянным колпаком.

- Почему свеча гаснет?

- Какой газ образуется при горении?

- Поддерживает ли он горение и дыхание? (Ответы учащихся.)

5) Экспериментальное доказательство наличия углекислого газа в атмосферном воздухе.

Чтобы доказать наличие углекислого газа нам понадобится известковая вода. Это прозрачный раствор. При её взаимодействии с углекислым газом образуется белое вещество, поэтому происходит помутнение известковой воды.

Демонстрация опыта учителем: при помощи резиновой груши пропустить несколько раз воздух через известковую воду (наблюдается помутнение).

6) Экспериментальное доказательство наличия углекислого газа в выдыхаемом воздухе.

Перед вами пробирки с известковой водой. Предлагаю вам сделать глубокий вдох и медленно через трубочку выдохнуть воздух в пробирку. При этом необходимо соблюдать правила техники безопасности – вдыхать через трубочку нельзя!

(Проведение опыта учащимися по группам.)

- Какой вывод можно сделать о содержании углекислого газа во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе?

Вывод: во вдыхаемом воздухе углекислого газа меньше чем в выдыхаемом.

- Почему необходимо проветривать кабинет во время перемен?

7) Относительное постоянство содержания кислорода и углекислого газа в атмосфере.

На земле огромное количество потребителей кислорода.

- Почему его содержание в атмосфере относительно постоянно?

Работа со схемой «Потребители и производители кислорода».

Потребители кислорода

Производители кислорода





Интересные сведения. Растения суши вырабатывают ежегодно 53 млрд. тонн кислорода, а водоросли почти в 10 раз больше.

8) Экологические проблемы, влияющие на состав и свойства воздуха.

Да, растения поддерживают относительное постоянство кислорода в атмосфере, но существуют проблемы, которые вызваны деятельностью человека и влияют на изменение состава и свойств воздуха.

Заслушивание сообщений и просмотр презентаций учащихся (от группы) по темам:

  1. Разрушение озонового слоя.

  2. Вырубка лесов. Лесные пожары.

  3. Глобальное потепление.

  4. Загрязнение воздуха химическими отходами.

9) Примеси в воздухе.

- Какие примеси содержатся в воздухе? (Ответы учащихся.)

Водяные пары определяют влажность воздуха.

- Где влажность воздуха выше всего?

Самостоятельное изучение и обсуждение раздела в группе №1-3, делают соответственные записи в тетрадях; объяснение темы противоположной группе; презентация постера.

(Ответы учащихся.);

(Сообщение ученика.);



Интересные сведения. Бывают в воздухе и необычные примеси. Летом 1933 г. в Приморском крае с неба падали морские медузы, а в 1974 г. в пригороде Ашхабада шел дождь из живых лягушек.

- В чем причина этих необычных дождей?


10 мин


  1. Закрепление темы:


«Мозговая атака»;

«Снежный ком»;

а) химический диктант;

б) «понятийный словарь» - терминология;

в) работа с рисунками»;

г) «Жребий»

а) Учащиеся выполняют химический диктант на раздаточных материалах, составленных из учебника и со СЗиУ и РТ (А.Е.Темирбулатова), делают соответственные записи в тетрадях;

б) индивидуальная работа.- работа с учебником (учащиеся выписывают новые слова и термины).

В) Учащиеся работают с таблицами №24, 25, 26.

г) «Жребий» (учащиеся готовят по 3 вопроса и вытягивают по жребию);

3 мин


  1. Рефлексия:



ассоциация

Слайд №4

а) «Ч – 4»:

- Что нового вы узнали на уроке?

- Чему научились?

- Что получилось?

- Что не получилось?

Б) Предлагается заполнить Экран «Пожеланий и Предложений» - «5 пальцев»;

Группы составляют ассоциацию на тему: Вода. (Привести примеры).

а) устно отвечают на вопросы «Ч – 4»;




б) Учащиеся заполняют экран «ПиП- 5 пальцев»

3 мин

Позитив

Танцевальная разминка «Қара Жорға»;


Учащиеся танцуют «Қара Жорға»; ;

2 мин


  1. Оценивание:

Оценивание:

Экран успеваемости учащихся: (формативное и суммативное оценивание по критериям, по разделам тем с помощью жетонов, стикеров, «2 звезды и одно пожелание»);

Суммативное оценивание при подведении итого урока «Маршрутный лист»

После каждого выполненного задания и выступления пожелания противоположной команде «3 хлопка», поощрения и т.д.;

Кураторы с каждой группы оценивают «Маршрутный лист»:



ФИО

1-задание

2-задание

3-задание

4-задание

5-задание

6-задание


«Мозговой штурм»

Изуч/темы

(раб с таблицами)

Презентация постера

Хим/

диктант

Термино-логия

«Жребий»

1








2








3










  1. Домашнее задание:

Дополнительные задания

/домашнее задание:

§51 стр.136-139. Упр №1-6;

Учащиеся записывают домашнее задание в дневниках.

Анализ урока:








































Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории химия:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ