Конспект урока на тему "Атмосферный воздух – смесь газов. Охрана атмосферного воздуха от загрязнения"
Краткосрочное планирование урока №33
Дата:9.01.2015г.
Предмет: Химия
Класс: 8«б»
Тема занятия:
Атмосферный воздух – смесь газов. Охрана атмосферного воздуха от загрязнения.
Ссылки:
Презентация.
Задачи:
Цели:
Сформировать знания о составе и свойствах воздуха.
Раскрыть особенности газов, входящих в состав атмосферы, и их значение в природе и в жизни человека.
Раскрыть экологические проблемы, влияющие на изменение состава и свойств воздуха.
Способствовать формирован6ию у учащихся целостной картины мира благодаря использованию межпредметных связей биологии, химии, экологии.
Развивать умение искать, находить и презентовать информацию с использованием ИКТ.
Развивать умение в постановке простейших экспериментов.
Развивать умение работать в группах.
Способствовать формированию активной жизненной позиции учащихся в деле охраны природы.
Ожидаемые результаты:
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь называть:
- элементы, характеризовать физические свойства,
Учащиеся должны уметь:
- составлять химические формулы и реакции, решать расчетные ХЗ
Ключевые идеи,
новые понятия:
«озон», «кислород»;
Ресурсы:
Интерактивная доска, маркеры, стикеры, плакаты;
схемы «Круговорот азота», «Производители и потребители кислорода»;
пробирки с известковой водой, стеклянные трубочки, резиновая груша;
рисунки с изображением экологических проблем, дидактический материал.
Вре-
мя:
Стратегия:
Содержание урока:
Деятельность учителя:
что я буду делать?
Деятельность учащихся:
5 мин
КМ
Организационный момент.
А.(эмоциональный настрой учащихся);
Б. (деление на группы)
1.Организационный момент:
Активизация внимания, сообщение темы, задач и эпиграфа урока.
Эпиграф к уроку:
Позитив - «Муравьи» (просмотр видео-ролика);
Деление на группы «Геометрические фигуры»;
Заполнение Экрана «Настроение»;
Учащиеся настраиваются на рабочий лад;
Деление класса на группы;
7 мин
II. Актуализация опорных знаний:
«Мозговая атака»
1-ая стадия «Вызов» с утверждением «Я знаю».
Ребята, сегодняшний урок я бы хотела начать с загадки:
Есть невидимка
В дом не просится,
А прежде людей
Бежит, торопится. (Ответы учащихся.)
Конечно же речь идет о воздухе.
А) «Мозговая атака» - фронтальная беседа по вопросам:
Ответьте на вопросы:
Как называется воздушная оболочка Земли?
Какое значение имеет атмосфера?
В каком слое атмосферы протекает жизнь всех живых организмов? Почему?
Тема нашего урока «Воздух – смесь различных газов. Охрана воздуха».
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы учителя;
(Ученики записывают тему урока в тетрадь.)
15 мин
III. Формирование новых знаний:
«Ажурная пила»
2-ая стадия «Осмысление» с утверждением «Хочу все знать».(сообщения учителя и учащихся)
Самостоятельное изучение и обсуждение раздела в группе по методу «Ажурной пилы», делают соответственные записи в тетрадях; объяснение темы противоположной группе – (сообщение учащихся);
«Ажурная пила»
создание и презентация постера.
1- группа. Состав воздуха.
Воздух окружает нас повсюду. Он необходим для жизни всем живым организмам.
- Какие газы входят в состав воздуха? (Ответы учащихся.)
Чтобы выяснить, какие еще газы есть в воздухе обратимся к рис 38 на с. 67.
- Каких газов в воздухе содержится больше всего?
- Какую долю занимает азот?
- Какую долю занимает кислород?
Исходя из сказанного, делаем вывод: воздух – это смесь различных газов. (Ответы учащихся.)
А мы помним, что вещества, входящие в состав смесей, сохраняют свои свойства.
Познакомимся со свойствами отдельных газов.
2-группа. Азот. (Сообщение ученика.)
В воздухе наибольший объём занимает газ азот. В переводе с латинского «азот» означает «безжизненный» т.к. еще в 18 веке Д. Резерфорд К. Шееле, а позднее и Лавуазье в составе воздуха был обнаружен газ, который не поддерживает горения и дыхания.
Азот выделяется в атмосферу из земной коры как продукт жизнедеятельности микроорганизмов. В составе горных пород химического элемента азота содержится в 50 раз больше чем в атмосфере.
Азот, как химический элемент, очень важен для живых организмов т.к. он входит в состав белков. Но большинство живых организмов не могут усваивать его из атмосферы. Лишь некоторые бактерии способны потреблять его из воздуха. Во время грозы в атмосфере проскакивают мощные электрические разряды под воздействием которых образуются сложные соединения азота. С атмосферными осадками они попадают в почву. Растения поглощают азот из почвы, а животные – поедая растения или других животных, которые питаются растениями. Когда живые организмы погибают, их тела разлагаются, а азот поступает обратно в почву. (Демонстрируется схема «Круговорот азота в природе».)
- Какое название можно дать процессу, описанному и показанному на этой схеме?
3) Кислород. Кислород составляет пятую часть воздуха. По своим свойствам он отличается от азота.
- Какие свойства кислорода нам известны? (Поддерживает горение и дыхание.)
- Что общего между двумя этими явления? (Используется кислород, происходит окисление, выделяется энергия.)
При недостатке кислорода нарушается функционирование всех органов у организмов, которые используют его для дыхания, а таких большинство.
Давайте обратимся к истории открытия кислорода (работа с учебником с.67-68).
4) Экспериментальное доказательство наличия кислорода в воздухе.
- Как доказать наличие кислорода в воздухе? (Зажечь спичку, свечу.)
Демонстрация опыта учителем: зажечь свечу и накрыть стеклянным колпаком.
- Почему свеча гаснет?
- Какой газ образуется при горении?
- Поддерживает ли он горение и дыхание? (Ответы учащихся.)
5) Экспериментальное доказательство наличия углекислого газа в атмосферном воздухе.
Чтобы доказать наличие углекислого газа нам понадобится известковая вода. Это прозрачный раствор. При её взаимодействии с углекислым газом образуется белое вещество, поэтому происходит помутнение известковой воды.
Демонстрация опыта учителем: при помощи резиновой груши пропустить несколько раз воздух через известковую воду (наблюдается помутнение).
6) Экспериментальное доказательство наличия углекислого газа в выдыхаемом воздухе.
Перед вами пробирки с известковой водой. Предлагаю вам сделать глубокий вдох и медленно через трубочку выдохнуть воздух в пробирку. При этом необходимо соблюдать правила техники безопасности – вдыхать через трубочку нельзя!
(Проведение опыта учащимися по группам.)
- Какой вывод можно сделать о содержании углекислого газа во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе?
Вывод: во вдыхаемом воздухе углекислого газа меньше чем в выдыхаемом.
- Почему необходимо проветривать кабинет во время перемен?
7) Относительное постоянство содержания кислорода и углекислого газа в атмосфере.
На земле огромное количество потребителей кислорода.
- Почему его содержание в атмосфере относительно постоянно?
Работа со схемой «Потребители и производители кислорода».
Потребители кислорода
Производители кислорода
Интересные сведения. Растения суши вырабатывают ежегодно 53 млрд. тонн кислорода, а водоросли почти в 10 раз больше.
8) Экологические проблемы, влияющие на состав и свойства воздуха.
Да, растения поддерживают относительное постоянство кислорода в атмосфере, но существуют проблемы, которые вызваны деятельностью человека и влияют на изменение состава и свойств воздуха.
Заслушивание сообщений и просмотр презентаций учащихся (от группы) по темам:
Разрушение озонового слоя.
Вырубка лесов. Лесные пожары.
Глобальное потепление.
Загрязнение воздуха химическими отходами.
9) Примеси в воздухе.
- Какие примеси содержатся в воздухе? (Ответы учащихся.)
Водяные пары определяют влажность воздуха.
- Где влажность воздуха выше всего?
Самостоятельное изучение и обсуждение раздела в группе №1-3, делают соответственные записи в тетрадях; объяснение темы противоположной группе; презентация постера.
(Ответы учащихся.);
(Сообщение ученика.);
Интересные сведения. Бывают в воздухе и необычные примеси. Летом 1933 г. в Приморском крае с неба падали морские медузы, а в 1974 г. в пригороде Ашхабада шел дождь из живых лягушек.
- В чем причина этих необычных дождей?
10 мин
Закрепление темы:
«Мозговая атака»;
«Снежный ком»;
а) химический диктант;
б) «понятийный словарь» - терминология;
в) работа с рисунками»;
г) «Жребий»
а) Учащиеся выполняют химический диктант на раздаточных материалах, составленных из учебника и со СЗиУ и РТ (А.Е.Темирбулатова), делают соответственные записи в тетрадях;
б) индивидуальная работа.- работа с учебником (учащиеся выписывают новые слова и термины).
В) Учащиеся работают с таблицами №24, 25, 26.
г) «Жребий» (учащиеся готовят по 3 вопроса и вытягивают по жребию);
3 мин
Рефлексия:
ассоциация
Слайд №4
а) «Ч – 4»:
- Что нового вы узнали на уроке?
- Чему научились?
- Что получилось?
- Что не получилось?
Б) Предлагается заполнить Экран «Пожеланий и Предложений» - «5 пальцев»;
Группы составляют ассоциацию на тему: Вода. (Привести примеры).
а) устно отвечают на вопросы «Ч – 4»;
б) Учащиеся заполняют экран «ПиП- 5 пальцев»
3 мин
Позитив
Танцевальная разминка «Қара Жорға»;
Учащиеся танцуют «Қара Жорға»; ;
2 мин
Оценивание:
Оценивание:
Экран успеваемости учащихся: (формативное и суммативное оценивание по критериям, по разделам тем с помощью жетонов, стикеров, «2 звезды и одно пожелание»);
Суммативное оценивание при подведении итого урока «Маршрутный лист»
После каждого выполненного задания и выступления пожелания противоположной команде «3 хлопка», поощрения и т.д.;
Кураторы с каждой группы оценивают «Маршрутный лист»:
№
ФИО
1-задание
2-задание
3-задание
4-задание
5-задание
6-задание
«Мозговой штурм»
Изуч/темы
(раб с таблицами)
Презентация постера
Хим/
диктант
Термино-логия
«Жребий»
1
2
3
Домашнее задание:
Дополнительные задания
/домашнее задание:
§51 стр.136-139. Упр №1-6;
Учащиеся записывают домашнее задание в дневниках.
Анализ урока:
![](/assets/6990c512/images/basic.png)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории химия:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ