Конспект урока на тему «Сера – простое вещество»

Тема «Сера – простое вещество»

Цель урока: определить положение серы в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, рассмотреть строение атома серы, физические и химические свойства, области применения серы.

Оборудование: ПСХЭ, ноутбук, мультимедийный проектор, образцы серы, вода, химический стакан, стеклянная палочка.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания. (Презентация)

Игра по теме «Кислород». Стрелка барабана указывает на номер вопроса, ученики по очереди отвечают на вопросы, зарабатывая баллы (за правиль-ный ответ – 1 балл).

  1. Назовите самый распространённый элемент на нашей планете. (Кислород)

  2. Назовите аллотропные модификации кислорода. (Кислород и озон)

  3. Какая химическая связь в молекуле кислорода? (Ковалентная неполярная)

  4. Назовите основные физические характеристики кислорода. (Кислород – это газ без цвета, запаха, вкуса)

  5. С какими веществами взаимодействует кислород? (Кислород взаимодействует почти со всеми простыми веществами, кроме галогенов, благородных газов, золота и платиновых металлов)

  6. Назовите признаки реакций горения. (Выделение большого количества теплоты, воспламенение)

  7. Где применяется кислород? (В металлургии, как окислитель ракетного топлива, в авиации и медицине для дыхания, при взрывных работах, для газовой резки и сварки металлов)

  8. Напишите уравнение реакции для получения кислорода, осуществляемой в присутствии оксида марганца(IV) 2О2 = 2Н2О + О2

  9. Запишите уравнение реакции кислорода с щелочным металлом. 4Li + O2 = 2Li2O

  10. Запишите уравнение реакции кислорода с алюминием. 4Аl + 3O2 = 2Al2O

  11. Запишите уравнение реакции в которой кислород является восстановителем. 2F2 + 2О = 4НF + О2

  12. Запишите уравнение реакции кислорода с фосфором. Запишите уравнение реакции кислорода. 4Р + 5O2 = 2Р2O5

  1. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня на уроке, мы познакомимся со следующим элементом VI группы главной подгруппы ПСХЭ. Эпиграфом к нашему уроку послужат слова “В древней магии присутствую при рождении огня, называют серой издавна меня» (слайд 1). Итак, тема урока «Сера – простое вещество» (слайд 2), цель урока (слайд 3).

  1. Изучение нового материала.

  1. Положение серы в ПСХЭ. (слайд 4) Используя ПСХЭ, дайте характеристику химическому элементу сере (порядковый номер, номер группы, периода, строение атома). Сера на внешнем энергетическом уровне содержит 6 электронов, из которых 2 электрона неспаренные. Однако, по сравнению с атомами кислорода атомы серы имеют больший радиус, меньшее значение электроотрицательности, поэтому проявляют более выраженные восстановительные свойства, образуя соединения со степенями окисления +2,+4,+6. По отношению к менее электроотрицательным элементам (водород, металлы) сера проявляет окислительные свойства и приобретает степень окисления -2.

  2. Физические свойства (слайд 5)

Лабораторный опыт: рассмотрите образец серы, определите агрегатное состояние, цвет, растворимость в воде.

Вывод: сера – это твёрдое вещество, жёлтого цвета, в воде не растворяется.

Кристаллы серы в воде тонут. А порошок плавает на поверхности воды, т.к. мелкие кристаллики серы водой не смачиваются и поддерживаются на плаву мелкими пузырьками воздуха. Это процесс флотации. (Продемонстрировать опыт)

  1. Аллотропные модификации серы (слайд 6)

Для серы, как и для кислорода, характерна аллотропия.

- ромбическая сера (слайд 7)

Наиболее устойчивая модификация, состоящая из молекул S8. Её кристаллы имеют вид октаэдров со срезанными углами. В эту модификацию при комнатной температуре превращаются все другие модификации.

- моноклинная сера (слайд 8)

При кристаллизации расплава сначала получается моноклинная сера (игольчатые кристаллы), которая затем переходит в ромбическую.

- пластическая сера (слайд 9)

При нагревании кусочков серы в пробирке, она плавится, превращаясь в жидкость жёлтого цвета. При температуре 160 градусов жидкая сера начинает темнеть и становится настолько густой и вязкой, что даже не выливается из пробирки, однако при дальнейшем нагревании превращается в легкоподвижную жидкость темно-коричневого цвета. Если её вылить в холодную воду, она застывает в виде резинообразной массы. Это пластическая сера. Однако через несколько дней она превращается в ромбическую серу.

  1. Химические свойства серы (слайд 10)

При обычных условиях сера реагирует со всеми щелочными и щелочноземельными металлами, медью, ртутью, серебром, при нагревании сера реагирует и с другими металлами (цинк, алюминий, железо), образуя сульфиды. Только золото не реагирует с серой ни при каких условиях.

Запишите уравнение реакции серы с ртутью, составьте уравнение электронного баланса. Задание: используя учебник, стр. 131, ответьте на вопросы: какое практическое значение имеет эта реакция? Какая реакция называется демеркуризацией?

Из неметаллов с серой не реагируют только азот, йод и благородные газы. Запишите уравнения реакции серы с водородом, кислородом, составьте уравнение электронного баланса. Сероводород и сернистый газ – это яды. При курении тоже образуются сероводород и сернистый газ, отравляя организм. Не губите своё здоровье сознательно! Не курите!

  1. Нахождение в природе (слайд 11)

В природе сера встречается в трёх формах: самородная, сульфидная и сульфатная.

  1. Биологическое значение серы.

Сера - жизненно важный химический элемент. Она входит в состав белков. Особенно много серы в белках волос, рогов, шерсти. При недостатке серы в организме наблюдается ломкость костей, ногтей, выпадение волос. Серой богаты горох, фасоль, пшеница, яйца. Содержание серы в организме человека массой 70 кг – 140г. Сколько серы содержится в вашем организме.

  1. Применение серы (слайд 12)

5.Закрепление изученного материала (фронтальный опрос)

- охарактеризуйте положение серы в ПСХЭ;

- охарактеризуйте физические свойства серы;

- назовите аллотропные модификации серы;

- в каком соединении сера проявляет степень окисления +4

А) Н2S Б)Н2SО3 В) Н2SО4

- с каким веществом реагирует сера, образуя сульфиды

А) водой Б)водородом В) натрием

Запишите уравнение реакции.

  1. Домашнее задание

Параграф 22, упр.2 стр.134

  1. Подведение итогов урока.

Комментирование оценок.





Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории химия:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ