Конспект урока на тему "Составление ионных уравнений"
Конспект урока на тему: Составление ионных уравнений.
Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков
Вид урока: практическая работа (90 минут) с перерывом 5 минут.
Необходимое техническое оборудование:
проектор, экран, компьютеры с подключением к Интернет, компакт диски.
Перечень используемых цифровых ресурсов и программных средств на уроке:
Интернет ресурсы:
1.Федеральный центр электронных образовательных ресурсов.
2.Единая цифровая образовательная коллекция
http://school-collection.edu.ru/
3Лабораторная работа «Обменные реакции в растворах электролитов»
http://eor.edu.ru/card/244/laboratornaya-rabota-obmennye-reakcii-v-rastvorah- elektrolitov.html
4.Реакции ионного обмена. Текст с иллюстрациями.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/617fdbc6-8cff-11db-b606-0800200c9a66/index_mht.htm
5.Составление ионных уравнений реакции - анимация.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/617fdbc7-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch08_37_02.swf
6.Тренажер «Составление ионных уравнений». http://eor.edu.ru/card/4833/trenazher-sostavlenie-ionnyh-uravneniy-himicheskih-reakciy.html
7. Ионные уравнения – интерактивная модель. http://eor.edu.ru/card/11287/ionnye-uravneniya.html
8. «Электролитическая диссоциация». http://eor.edu.ru/card/11930/testy-po-teme-elektroliticheskaya-dissociaciya.html или
Химические реакции в растворах http://eor.edu.ru/card/4423/testy-po-teme-himicheskie-reakcii-v-rastvorah-variativ.html
Программные средства: Microsoft Power Point, Microsoft Word, Microsoft Office используются для подготовки материалов к уроку; используются учащимися для самостоятельной работы дома при подготовке рефератов, докладов, презентаций, кроссвордов.
Отличительные особенности урока
Использование на уроке ЦОЭР
Демонстрация опытов с использованием материалов Интернет - ресурсов.
Вид классной доски:
Название темы «Практическая работа № 6 Составление ионных уравнений реакции»
Цель урока: научиться составлять полные и сокращенные ионные уравнения реакции.
Пример ионного уравнения
Домашнее задание.
Что должно быть в тетради:
1.Правила написания ионных уравнений реакции
2.Условия протекания ионных реакций до конца.
3.Примеры ионных уравнений реакции: с образованием осадка, газа и воды.
4. Наблюдения за демонстрационными опытами.
5.Описание лабораторной работы.
Исходные вещества
Признаки реакции
Уравнения реакций
1.
2.
3.
6. Выводы по практической работе:
Что необходимо знать и уметь, чтобы правильно составить ионное уравнение реакции?
Итоги урока:
Учащиеся должны знать:
Правила составления ионного уравнения
Диссоциацию кислот, солей, щелочей.
Должны уметь:
Составить ионное уравнение реакции.
Использовать полученные на уроке знания, с помощью средств Microsoft Power Point, Microsoft Word, Microsoft Office подготовить презентацию, реферат, доклад о ионных уравнениях реакции
Технологическая карта урока
ЦЕЛИ УРОКА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
актуализировать и углубить знания о ТЭД; рассмотреть реакции обмена в свете представлений ТЭД; сформировать представление о сущности реакций ионного обмена; продолжить формировать навыки составления уравнений диссоциации электролитов; сформировать навыки написания полных и сокращенных ионных уравнений
РАЗВИВАЮЩИЕ
совершенствовать умения работать с интернет-ресурсами; применять знания и собственный опыт в различных ситуациях, в том числе и проблемных; способствовать развитию мышления, анализу полученных знаний, выделения главного, обобщения и систематизации
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ
создать условия для формирования культуры умственного и практического труда, интереса к знаниям, умений проводить самооценку. Содействовать формированию гуманности, доброты, толерантности, ответственности.
ТИП УРОКА
Урок комплексного применения знаний, умений и навыков
ФОРМА УРОКА
практическая работа
ОПОРНЫЕ ПОНЯТИЯ, ТЕРМИНЫ
Электролиты, ионы, катионы, анионы, ионные уравнения, условия протекания до конца.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
Тест с использованием ИКТ
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
«Электролитическая диссоциация» стр.
Подготовить презентации на темы
«Электролиты и неэлектролиты», «Ионные уравнения реакции».
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
актуализировать и углубить знания о ТЭД; рассмотреть реакции обмена в свете представлений ТЭД; сформировать представление о сущности реакций ионного обмена; продолжить формировать навыки составления уравнений диссоциации электролитов; сформировать навыки написания полных и сокращенных ионных уравнений
РАЗВИВАЮЩИЕ
совершенствовать умения работать с интернет-ресурсами; применять знания и собственный опыт в различных ситуациях, в том числе и проблемных; способствовать развитию мышления, анализу полученных знаний, выделения главного, обобщения и систематизации
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ
создать условия для формирования культуры умственного и практического труда, интереса к знаниям, умений проводить самооценку. Содействовать формированию гуманности, доброты, толерантности, ответственности.
ТИП УРОКА
Урок комплексного применения знаний, умений и навыков
ФОРМА УРОКА
практическая работа
ОПОРНЫЕ ПОНЯТИЯ, ТЕРМИНЫ
Электролиты, ионы, катионы, анионы, ионные уравнения, условия протекания до конца.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
Тест с использованием ИКТ
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
«Электролитическая диссоциация» стр.
Подготовить презентации на темы
«Электролиты и неэлектролиты», «Ионные уравнения реакции».
Этапы урока
Цель этапа
Содержание
Деятельность учителя
Деятельность
обучающегося
Методы,
приемы
Примечания
1.Актуализация
знаний.
Выявление базовых знаний необходимых для практической работы.
Постановка цели и задач урока.
Вопросы:
1. Что такое ионы? Где и когда они образуются?
2.Что такое диссоциация и каковы ее причины?
3.Какие уравнения называются ионными?
4.Где они протекают?
5.Какие условия необходимы для протекания ионных реакций?
Включает обучающихся в работу.
Ставит проблемные вопросы.
Включаются в работу, формируют цель урока, отвечают на вопросы.
Словесная фронтальная беседа. ИКТ.
Если обучающиеся не отвечают, на вопросы демонстрирует слайды с ответами.
2.Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.
Реакции ионого обмена http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/617fdbc6-8cff-11db-b606-0800200c9a66/index_mht.htm
Составление ионных уравнений.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/617fdbc7-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch08_37_02.swf
Систематизировать знания:
1.Основные положения ТЭД
2.Диссоциация кислот, солей , оснований
3.Правила оставления ионных уравнений реакции.
4. Условия протекания ионных реакций .
Основные положения ТЭД.
Алгоритм составления ионных уравнений.
Диссоциация кислот, солей, оснований.
Демонстрирует презентацию Демонстрирует видеофрагменты.
Работают по алгоритму. Готовятся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний (основные положения ТЭД, диссоциация кислот, щелочей, солей
Использование ИКТ.
3. Усвоение образца комплексного применения знаний, умений и навыков.
Работа с тренажером ЭЦОР «Составление ионных уравнений реакции» http://eor.edu.ru/card/4833/trenazher-sostavlenie-ionnyh-uravneniy-himicheskih-reakciy.html
Выберите пары веществ между которыми происходит реакция
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/617fdbc8-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch08_37_03.swf
Запись ионных уравнений реакции
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a0d71610-3e49-43a9-89ab-21cc713ad31f/109.swf
Научиться составлять ионные уравнения с помощью тренажера.
\
Тренажер включает в себя
4 задания, где необходимо ввести полные ионные и сокращённые ионные уравнения реакций, которые соответствуют предлагаемым молекулярным уравнениям, с клавиатуры в активное поле ввода.
Разбирает правила,
показывает с помощью мультимедиа
Работает вместе с учениками и демонстрирует все на экране с помощью видеопроектора.
Работают с тренажером
Самостоятельная работа, ИКТ.
Один студент сидит за столом преподавателя и демонстрирует все на экран с помощью проектора
4. Применение обобщенных знаний, умений и навыков в новых условиях
Лабораторная работа
«Обменные реакции в растворах электролитов» http://eor.edu.ru/card/244/laboratornaya-rabota-obmennye-reakcii-v-rastvorah-elektrolitov.html
Провести лабораторные опыты и самостоятельно записать полные и сокращенные ионные уравнения,
сфотографировать результаты, записать результаты наблюдений в лабораторный журнал путём ввода с клавиатуры молекулярных, полных ионных и сокращённых ионных уравнений.
Модуль включает необходимые модели приборов и веществ, для проведения реакций, инструкцию, указывающую порядок действий. Ученику предлагается провести реакции ионного обмена между растворами электролитов, сфотографировать результаты, записать результаты наблюдений в лабораторный журнал путём ввода с клавиатуры молекулярных, полных ионных и сокращённых ионных уравнений реакций и выводов.
Предоставляет слово ученикам для выводов о результатах лабораторной работы, дополняет, задает вопросы.
Беседует с учащимися о результатах их
работы
Выполняют лабораторную работу по парам, помогают друг другу.
Самостоятельная работа. ИКТ.
5. Контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков.
Закрепить знания, полученные при работе в классе.
Проверить усвоенные знания с помощью заданий:
1 Растворы, реагирующие с раствором карбоната натрия с выделением газа http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/58fd8f03-d8da-f5cf-e5da-a50cbfea3752/00120068295185268.htm
2 Растворы, реагирующие с раствором нитрата свинца с образованием осадка
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a2221239-7898-50ac-4416-8c244179eaea/00120068291615246.htm
3 Запись ионных уравнений реакции
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a0d71610-3e49-43a9-89ab-21cc713ad31f/109.swf
С раствором карбоната натрия реагируют с выделением газа растворы хромовой кислоты, нитрата алюминия, нитрата бария, хлороводорода,
сульфата железа(II),
гидросульфата калия
ответ (все, кроме нитрата бария и хлорида железа)
С раствором нитрата свинца реагирует с образованием осадка растворы:
Нитрата бария, сульфата калия, карбоната натрия, нитрата цинка, сульфида калия, сульфата меди(II)
Составьте уравнение реакции в ионном виде H2SO4+KOH→K2SO4+H2O
Раздает справочные материалы для выполнения теста.
контролирует выполнение тестового задания.
Выполняют задания . Контролируют полученные знания.
Получают информацию о реальных результатах обучения.
Словесный.
ИКТ
Если студент не справился с работой, получает задания на дом и отрабатывает , сдает работу на дополнительных занятиях.
6.Подведение итогов.
Дает анализ и оценку успешности достижения цели, намечает перспективы последующей работы
Мобилизует учащихся на рефлексию своего поведения, на осмысление усвоения материала, удовлетворение своей работой и работой в парах
Беседует с учащимися о результатах их
Работы
Предоставляет слово ученикам для выводов о результатах лабораторной работы, дополняет, задает вопросы
Делают выводы о степени успешности своей работы на уроке.
Объявляют свои оценки за тест.
Словесный.
Рефлексивный.
ИКТ.
Домашняя работа
Для всех учеников: изучить тему «Электролитическая диссоциация» стр.
Подготовить презентации на темы «Электролиты и неэлектролиты». «Электролитическая диссоциация», доклад по теме пройденного урока.
Записывают домашнее задание
Цель этапа
Содержание
Деятельность учителя
Деятельность
обучающегося
Методы,
приемы
Примечания
1.Актуализация
знаний.
Выявление базовых знаний необходимых для практической работы.
Постановка цели и задач урока.
Вопросы:
1. Что такое ионы? Где и когда они образуются?
2.Что такое диссоциация и каковы ее причины?
3.Какие уравнения называются ионными?
4.Где они протекают?
5.Какие условия необходимы для протекания ионных реакций?
Включает обучающихся в работу.
Ставит проблемные вопросы.
Включаются в работу, формируют цель урока, отвечают на вопросы.
Словесная фронтальная беседа. ИКТ.
Если обучающиеся не отвечают, на вопросы демонстрирует слайды с ответами.
2.Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.
Реакции ионого обмена http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/617fdbc6-8cff-11db-b606-0800200c9a66/index_mht.htm
Составление ионных уравнений.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/617fdbc7-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch08_37_02.swf
Систематизировать знания:
1.Основные положения ТЭД
2.Диссоциация кислот, солей , оснований
3.Правила оставления ионных уравнений реакции.
4. Условия протекания ионных реакций .
Основные положения ТЭД.
Алгоритм составления ионных уравнений.
Диссоциация кислот, солей, оснований.
Демонстрирует презентацию Демонстрирует видеофрагменты.
Работают по алгоритму. Готовятся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний (основные положения ТЭД, диссоциация кислот, щелочей, солей
Использование ИКТ.
3. Усвоение образца комплексного применения знаний, умений и навыков.
Работа с тренажером ЭЦОР «Составление ионных уравнений реакции» http://eor.edu.ru/card/4833/trenazher-sostavlenie-ionnyh-uravneniy-himicheskih-reakciy.html
Выберите пары веществ между которыми происходит реакция
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/617fdbc8-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch08_37_03.swf
Запись ионных уравнений реакции
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a0d71610-3e49-43a9-89ab-21cc713ad31f/109.swf
Научиться составлять ионные уравнения с помощью тренажера.
\
Тренажер включает в себя
4 задания, где необходимо ввести полные ионные и сокращённые ионные уравнения реакций, которые соответствуют предлагаемым молекулярным уравнениям, с клавиатуры в активное поле ввода.
Разбирает правила,
показывает с помощью мультимедиа
Работает вместе с учениками и демонстрирует все на экране с помощью видеопроектора.
Работают с тренажером
Самостоятельная работа, ИКТ.
Один студент сидит за столом преподавателя и демонстрирует все на экран с помощью проектора
4. Применение обобщенных знаний, умений и навыков в новых условиях
Лабораторная работа
«Обменные реакции в растворах электролитов» http://eor.edu.ru/card/244/laboratornaya-rabota-obmennye-reakcii-v-rastvorah-elektrolitov.html
Провести лабораторные опыты и самостоятельно записать полные и сокращенные ионные уравнения,
сфотографировать результаты, записать результаты наблюдений в лабораторный журнал путём ввода с клавиатуры молекулярных, полных ионных и сокращённых ионных уравнений.
Модуль включает необходимые модели приборов и веществ, для проведения реакций, инструкцию, указывающую порядок действий. Ученику предлагается провести реакции ионного обмена между растворами электролитов, сфотографировать результаты, записать результаты наблюдений в лабораторный журнал путём ввода с клавиатуры молекулярных, полных ионных и сокращённых ионных уравнений реакций и выводов.
Предоставляет слово ученикам для выводов о результатах лабораторной работы, дополняет, задает вопросы.
Беседует с учащимися о результатах их
работы
Выполняют лабораторную работу по парам, помогают друг другу.
Самостоятельная работа. ИКТ.
5. Контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков.
Закрепить знания, полученные при работе в классе.
Проверить усвоенные знания с помощью заданий:
1 Растворы, реагирующие с раствором карбоната натрия с выделением газа http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/58fd8f03-d8da-f5cf-e5da-a50cbfea3752/00120068295185268.htm
2 Растворы, реагирующие с раствором нитрата свинца с образованием осадка
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a2221239-7898-50ac-4416-8c244179eaea/00120068291615246.htm
3 Запись ионных уравнений реакции
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a0d71610-3e49-43a9-89ab-21cc713ad31f/109.swf
С раствором карбоната натрия реагируют с выделением газа растворы хромовой кислоты, нитрата алюминия, нитрата бария, хлороводорода,
сульфата железа(II),
гидросульфата калия
ответ (все, кроме нитрата бария и хлорида железа)
С раствором нитрата свинца реагирует с образованием осадка растворы:
Нитрата бария, сульфата калия, карбоната натрия, нитрата цинка, сульфида калия, сульфата меди(II)
Составьте уравнение реакции в ионном виде H2SO4+KOH→K2SO4+H2O
Раздает справочные материалы для выполнения теста.
контролирует выполнение тестового задания.
Выполняют задания . Контролируют полученные знания.
Получают информацию о реальных результатах обучения.
Словесный.
ИКТ
Если студент не справился с работой, получает задания на дом и отрабатывает , сдает работу на дополнительных занятиях.
6.Подведение итогов.
Дает анализ и оценку успешности достижения цели, намечает перспективы последующей работы
Мобилизует учащихся на рефлексию своего поведения, на осмысление усвоения материала, удовлетворение своей работой и работой в парах
Беседует с учащимися о результатах их
Работы
Предоставляет слово ученикам для выводов о результатах лабораторной работы, дополняет, задает вопросы
Делают выводы о степени успешности своей работы на уроке.
Объявляют свои оценки за тест.
Словесный.
Рефлексивный.
ИКТ.
Домашняя работа
Для всех учеников: изучить тему «Электролитическая диссоциация» стр.
Подготовить презентации на темы «Электролиты и неэлектролиты». «Электролитическая диссоциация», доклад по теме пройденного урока.
Записывают домашнее задание
Инструкционная карта
Тема урока: Практическая работа №6 «Составление ионных уравнений».
Цель: научиться составлять полные и краткие ионные уравнения.
Ход работы:
1.Сообщение – презентация «Алгоритм составления ионных уравнений».
2.Сообщение – презентация «Правила составления ионных уравнений».
3. Работа с тренажером ЭЦОР «Составление ионных уравнений реакции» http://eor.edu.ru/card/4833/trenazher-sostavlenie-ionnyh-uravneniy-himicheskih-reakciy.html
3.Выполнение Лабораторной работы
«Обменные реакции в растворах электролитов» http://eor.edu.ru/card/244/laboratornaya-rabota-obmennye-reakcii-v-rastvorah-elektrolitov.html (работа в парах)
5.Контроль знаний:
1 Растворы, реагирующие с раствором карбоната натрия с выделением газа http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/58fd8f03-d8da-f5cf-e5da-a50cbfea3752/00120068295185268.htm
2 Растворы, реагирующие с раствором нитрата свинца с образованием осадка
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a2221239-7898-50ac-4416-8c244179eaea/00120068291615246.htm
3 Запись ионных уравнений реакции
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a0d71610-3e49-43a9-89ab-21cc713ad31f/109.swf
6.Итоги урока.
![](/assets/6990c512/images/basic.png)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории химия:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ