Конспект урока по Химии "Алканы. Особенности физико-химических свойств"
Тема « Алканы. Особенности физико-химических свойств»
Технология личностно-ориентированного образования:
Модульный урок.
УЭ-0
2
минуты
Интегрирующая цель:
Определить уровень знаний по теме «Алканы»; систематизировать знания о классе органических соединений – предельных углеводородах.
Повторить материал о строении атома углерода.
Развить навык написания структурных формул предельных углеводородов, основных типов химических реакций.
УЭ-1
20 минут
Цель: Определить уровень знаний по теме «Алканы»
Запишите в тетрадях дату, тему «Алканы»
Внимательно почитайте вопрос. Запишите его номер. Обдумайте свой ответ и запишите егою
Работайте самостоятельно в тетради.
Проверочная работа по теме «Алканы».
Какое строение имеет атом углерода.
Какой тип гибридизации характерен для атомов углерода в алканах?
Какие характеристики возникают в связи с типом гибридизации атома углерода в соединении?
Вспомните особенности гомологов.
В чем особенность изомеров?
Какие источники предельных углеводородов вам известны?
Ключ.
Атом углерода находится в возбужденном состоянии и имеет 4 неспаренных электрона, а следовательно образует 4 химических связи.
sp3
длина связи 0,154 нм, угол связи – 109о281
гомологи- вещества, имеющие одинаковое строение, но отличающиеся по составу на одну или несколько CH2 групп
изомер – вещества имеющие одинаковый состав, но различное строение
основные источники углеводородов – нефть и продукты ее переработки
Самопроверка
Критерии оценки
Оценку поставьте в оценочный лист
Количество правильных ответов
Оценка
6 заданий
4-6 заданий
3 задания
2 и менее
5
4
3
2
УЭ-2
20 минут
Цель: систематизировать знания о строении и свойствах предельных углеводородах.
Работая парами, прочитайте теорию и расскажите друг другу.
Выполните письменную работу.
Теория.
Физические свойства. В обычных условиях: С1- С4 – газы; С5- С15 – жидкие; С16 – твёрдые. Температуры плавления и кипения алканов, их плотности увеличиваются в гомологическом ряду с ростом молекулярной массы. Все алканы легче воды, в ней не растворимы, однако растворимы в неполярных растворителях (например, в бензоле) и сами являются хорошими растворителями.
Химические свойства алканов:
1. Реакции замещения.
а) Галогенирование: при действии света - hν или нагревании (стадийно – замещение атомов водорода на галоген носит последовательный цепной характер. В реакции образуются вещества галогеналканы R-Cl или Сn H2n+1 – Cl
б) Нитрование (реакция М.И. Коновалова, он провёл её впервые в 1888 г) CH4 + HNO3 t˚С → CH3NO2 + H2O
раствор нитрометан
R-NO2 или Сn H2n+1 – NO2 (нитроалкан)
2. Реакции отщепления (дегидрирование) а) CnH2n+2 t˚С, Ni или Pd → CnH2n + H2
б) При нагревании до 1500 С происходит образование ацетилена и водорода:
2CH4 1500°С → C2H2 + 3H2
3. Реакции перегруппировки (изомеризация)
н-алкан AlCl3, t°С → изоалкан
4. Реакции горения (горят светлым не коптящим пламенем) CnH2n+2 + O2 t°С → nCO2 + (n+1)H2O Помните! Смесь метана с воздухом и кислородом взрывоопасна
Работа в парах.
Письменная работа
Запишите уравнения химических реакций на примере пропана.
Укажите механизм реакций и причину реакционной способности алканов.
Ответьте на вопросы:
Какие катализаторы используются в данных реакциях
Имя какого ученого носит реакция нитрования алканов
Сделайте вывод о важности понимания механизма реакций и использования катализаторов
Самостоятельная работа и взаимо-проверка
Ключ
C3H8 + Cl2 =hYC3H7Cl +HCl
C3H8 + HNO3=t C3H7NO2 + H2O
C3H8 =t, Pt C3H6 + H2
Изомеров для пропана нет
C3H8 + 5O2 = 3CO2 +4 H2O
Коновалов
Оценку поставьте в оценочный лист
Количество правильных ответов
Оценка
2 задания
1,5 задания
1 задание
5
4
3
УЭ-3
10 минут
Подведение итогов урока.
Прочитайте цели урока (УЭ-О)
Как вы считаете, достигнуты ли вами цели урока?
Как бы вы оценили результаты своей работы на уроке:
Я все понял, могу этот материал объяснить другому;
Я сам все понял, но объяснить другому не смогу;
Для полного понимания мне нужно повторить тему;
Я ничего не понял
Оценку поставьте в графу УЭ-3. Самооценка.
Фамилия,
Имя
ученика
УЭ-1
п/р
УЭ-2
теория
УЭ-2
Письменная работа
УЭ-3
самооценка
Итог
Примечание
![](/assets/6990c512/images/basic.png)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории химия:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ