Обобщение сведений об основных классах неорганических веществ, 8 класс
Стародубова Лилия Васильевна
Учитель химии
МБОУ СОШ №75, г. Нижний Новгород
Урок по химии в 8 классе
Тема: «Обобщение сведений об основных классах неорганических веществ»
Цель: обобщение и систематизация знаний учащихся по основным классам неорганических веществ.(Слайд 2)
Задачи: 1) образовательная:
а) отработать умение записывать химические формулы веществ;
б) закрепить умение классифицировать неорганические вещества;
в) проверить умение давать название веществам;
2) развивающая: развивать способности к логическому мышлению;
3)воспитательная: продолжить воспитание желания учиться без принуждения и перегрузки.(Слайд 3)
Форма урока: урок-путешествие.
Оборудование: на столах учащихся: маршрутные листы, карточка с зашифрованным словом по вариантам, зачетная дифференцированная карта – задание, карточки – приложения на 2 варианта, рабочая тетрадь, таблица Д.И.Менделеева;
на дополнительном столе: формулы веществ и их названия в виде рыбы;
интерактивная доска: формулы веществ для взаимопроверки II этапа, задания и игры.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.(Слайд 4)
Ход урока.
I.Организация начала урока.
II.Вызов. Цель: активизация каждого обучаемого, вызов интереса к теме и определение задач урока.
Запись темы урока в тетрадь.
1)Целью нашего урока является обобщение и систематизация знаний учащихся по основным классам неорганических веществ, знания которых будут необходимы в дальнейшем при изучении уравнений химических реакций. Ребята, как вы думаете, какие задач нам помогут реализовать поставленную цель? С помощью наводящих вопросов подвожу учащихся к их формулированию.
2)Любой человек, не взирая на возраст, любит путешествовать. Предлагаю вместе со мной совершить путешествие в страну химических веществ. У каждого из вас на столах лежат маршрутные листы, в которых вы будете отмечать прохождение всех его этапов и накопите багаж нужных вам знаний, которые понадобятся в скором времени.
Карта маршрута.(Слайд 5)
Этап
Количество набранных баллов
Максимально возможное количество баллов
1.Собери рюкзак
14
2.Ориентировка
10
3.Восхождение на гору
3
4.Привал
а) химическая рыбалка
б) крестики – нолики
4
5.Путь домой (итого)
III. Осмысление содержания. Цель: поддержание интереса, создание условий для активного обобщения информации.
I этап. Собери рюкзак
Перед тем как отправиться в путешествие, мы должны собрать рюкзак. В него мы положим знания, которые нам пригодятся в нашем путешествии. Я вам буду задавать вопросы. За каждый правильный ответ вы получаете по 1 баллу и проставляете набранные баллы в первую колонку маршрутного листа. Даже если вы лично не отвечали на заданный вопрос, но знали ответ на него, вы тоже ставите себе баллы. Мы работаем на доверии и, я думаю, вы будете честно себя оценивать, а всю необходимую информацию записываем в свои тетради.
• На какие две группы делятся неорганические вещества?
• Что такое простые вещества?
• Какие вещества называют сложными?
• Какие вы знаете классы сложных веществ?
• Что такое оксиды?
• На какие группы делятся оксиды?
• Какие оксиды называют основными?
• Какие оксиды называют кислотными?
• Что такое основания?
• На какие группы делятся основания?
• Что такое кислоты?
• На какие группы делятся кислоты?
• Что такое соли?
• Какие бывают соли?
Собрали снаряжения – знания? Итак, отправляемся в путь.
II этап. Ориентировка
Чтобы путешествие прошло успешно, необходимо уметь ориентироваться. Ваша задача состоит в том, чтобы по произношению записать формулы. За каждую правильную 1 балл, максимально у вас может быть 10 баллов, и вы их после взаимопроверки внесете во вторую колонку маршрутного листа.
Бериллий – о, литий – два – эс, аш-два-эс-о-четыре, цезий -о-аш, феррум-два-эс-о-четыре-трижды, хром-о-аш-трижды, селен-о-три, аш-хлор, барий-эс-о-четыре, натрий-аш-цэ-о-три.
Меняемся тетрадями и проводим взаимопроверку. Подсчитайте баллы и внесите их в маршрутный лист. Ребята, есть ли у кого меньше 5 баллов? Мы вас возьмем на буксир и не дадим вам отставать. Предлагаю вам активно поучаствовать в восхождении на гору.
III. Восхождение на гору
«Отстающие» или желающие (4 человека) выполняют интерактивное задание, выбирая из предложенных формул оксиды, основания, кислоты, соли, заработав при правильном выполнении 3 балла и внеся их в третью колонку маршрутного листа.
В это время все остальные ребята разгадывают зашифрованное слово и могут заработать также 3 балла (задание на 2 варианта).
Формулы
Классы неорганических веществ
оксиды
основания
кислоты
соли
Cu2O
Р
С
О
Т
Ni(OH)2
Ф
Е
Ц
Б
Fe2(SO4)3
Ы
Х
Щ
А
H3PO4
Н
И
К
У
Zn(OH)2
Ь
Ц
В
Ш
Cl2O7
И
А
С
Ю
Ca(NO3)2
Д
О
Г
Я
Формулы
Классы неорганических веществ
оксиды
основания
кислоты
соли
Cr(OH)2
Т
Я
У
С
NiO
В
И
Б
Ц
HClO4
Р
О
Л
З
MgBr2
Ю
К
М
Е
SO3
Н
А
Ф
Ж
HI
С
У
И
Ч
CuSO4
Э
Й
Н
Я
Зашифрованные слова: реакция и явления.
После разгадывания они показывают слово учителю, которое написано на обратной стороне листочка и в случае правильного ответа вносят 3 балла в свой маршрутный лист. Баллы накапливаются, а задания усложняются.
IV.Привал
Покоряя гору, мы устали, поэтому необходимо отдохнуть. Сейчас у нас будет привал. А кстати, ребята, кто из вас любит рыбалку? Хорошо, есть заядлые любители – рыболовы. Итак, желающие отправляются на рыбалку, но не на обычную, а химическую (3-4 ученика).
Из плотного листа бумаги вырезают карточки. Одна половина выполнена в форме головы рыбы и передней части туловища, а другая половина – в виде задней части туловища и хвоста. На карточках первого вида написаны химические формулы, а на карточках второго вида – названия веществ. Карточки крепятся на доске с помощью магнитов. «Рыболов» должен выловить «голову» и «хвост» рыбы и сопоставить формулу и название.
Победителем будет тот «рыболов», который за 3 минуты поймал больше рыб – карточек. За каждую правильную «рыбку» дается 1 балл.
А чтобы нам не было скучно, поиграем в крестики – нолики (3 минуты).
На интерактивной доске последовательно демонстрируются слайды с заданием. Нужно найти выигрышный путь и дать название веществам.(Слайд 6,7,8,9,10)
1)выигрышный путь – оксиды
-
CuS
CO
H2CO3
HCl
N2O3
NaOH
Cu(OH)2
Li2O
Fe(NO3)3
1)выигрышный путь – кислоты
-
H2Cr2O7
Na2O
FeSO4
KOH
HNO2
CO2
NaCl
Pb(OH)2
H2SO4
1)выигрышный путь – основания
-
K2S
P2O5
H2SO3
CuOH
Ca(OH)2
Fe(OH)3
AlCl3
HBr
FeO
1)выигрышный путь – соли
-
H2SeO4
Cr2O3
Al(NO3)3
Ba(OH)2
CaI2
HNO2
Li2SO4
Ca(OH)2
SeO3
Ребята осуществляют самопроверку с помощью слайдов с ответами и проставляют набранное количество баллов в четвертую колонку маршрутного листа, а затем проверяют «улов». Подводим итоги, подсчитываем баллы.(Слайд 11,12,13,14)
V.Путь домой
Уважаемые туристы, наше путешествие подошло к концу. С каким багажом знаний вы отправитесь домой? Если у вас багаж тяжелый (35 – 29 баллов), то вы дома выполните все три задания, если средний – 1 и 2 задание, а если легкий (21 – 17 баллов) – тогда 1 и часть второго задания. Но вы можете повторить еще раз этот материал, чтобы попробовать выполнить большую часть заданий. Зачетную карту – задание дети берут с собой. (Слайд 15,16,17)
VI.Рефлексия Цель: способствовать формированию положительной Я-концепции учащихся через оценочно-аналитическую деятельность учителя.
Спасибо, ребята, за то, что вы активно участвовали в нашем путешествии.(Слайд 18)
1)Какие виды работ помогли вам обобщить пройденный материал?
2)Получили ли вы на уроке какие - то новые навыки?
3)Что вам понравилось, а что нет?
4)Что бы вы хотели сделать по - другому?
5)Хотели ли вы задать мне какие - то вопросы?(Слайд 19)
(Слайд 21)Литература.
1. О.С.Габриелян Химия 8 -М.:Дрофа, 2012
2.Мастер-класс учителя химии: уроки с использованием ИКТ, лекции, семинары, тренинги, сценарии внеклассных мероприятий с использованием ИКТ, интерактивные игры. 8-11 классы. Методическое пособие с электронным приложением.- М.: Издательство «Глобус», 2010, с.22
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории химия:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ