Программа предметного кружка, 10-11 класс
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №26 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Нижнекамска Республики Татарстан
Программа предметного кружка
«ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО ХИМИИ»
Ларина Светлана Вячеславовна, высшая категория
10-11 класс
2010-2011 учебный год
Ларина Светлана Вячеславовна
учитель химии
высшей категории
МОУ «СОШ №26 с углубленным изучением отдельных
предметов»
Г. Нижнекамска Республики Татарстан
Пояснительная записка
В настоящее время целый ряд разделов школьной программы химии рассматривается в рамках основной школы поверхностно. Это относится, в частности, к основам термохимии, теории кислот и оснований, строению атома и химической связи. Учащиеся не получают представления о том, как определить тип гибридизации атомных орбиталей при образовании ковалентной связи, не умеют использовать принцип смещения химического равновесия, не понимают, как можно применить полученные в курсе физики знания в области основ термодинамики к химическим реакциям. Испытывают трудности по отношению к окислительно-восстановительным процессам и вопросам гидролиза. В результате у школьников возникают поверхностные, а порой и неверные представления в области общей химии.
Между тем эти разделы общей химии занимают важное место в Кимах ЕГЭ по химии.
Цели кружка:
ликвидацию указанных пробелов в подготовке выпускников,
выработки у школьников навыка решения задач и поиска ответов на сложные вопросы общей химии.
СТРУКТУРА предметного кружка «ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО ХИМИИ» (138 часов)
№ темы
Тема занятия
час
Примечание
1-5.
Основные химические понятия
10
Закрепление рекомендуется проводить с использованием качественных и расчетных задач, по каждому из понятий
6.
Основные химические понятия.
2
Индивидуальная работа.
7-8
Основные законы и теории химии
4
Повторение, закрепление и систематизация основных законов и теорий химии. Закрепление рекомендуется проводить с использованием качественных и расчетных задач, по каждому закону и теории
9-13
Важнейшие вещества и материалы на их основе
10
Повторение, закрепление и систематизация важнейших веществ и материалов по РДК 3. Закрепление рекомендуется проводить с использованием качественных и расчетных задач, по каждому из веществ и материалов
14.
Важнейшие вещества и материалы на их основе
4
Индивидуальная работа.
15.
Химическая номенклатура
2
называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре
определять изомеры и гомологи1
16.
Химическая связь
6
объяснять природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической)
объяснять природу и способы образования донорно-акцепторной и координационной химической связи
17.
Строение вещества
2
объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения
определять тип кристаллической решетки
18.
Скорость химической реакции. Химическое равновесие
6
объяснять зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов
объяснять зависимость реакционной способности органических соединений от строения их молекул, определять направление смещения химического равновесия в растворах электролитов
19.
Периодическая система Д. И. Менделеева
4
характеризовать элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева
характеризовать . s- , p- и d-элементы по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева
20.
Основные классы неорганических веществ
6
характеризовать общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических соединений
объяснять зависимость свойств химического элемента и образованных им веществ от положения в периодической системе Д.И. Менделеева, составлять уравнения химических реакций, подтверждающих химические свойства кислородсодержащих соединений галогенов, пероксидов, превращений кислой соли в среднюю и наоборот, щелочных металлов в реакции с кислородом, характеризовать химическое производство аммиака и серной кислоты.
21.
Основные классы органических соединений
8
характеризовать строение и химические свойства изученных органических соединений
характеризовать строение и свойства органических соединений (углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов и кетонов, карбоновых кислот, аминов, аминокислот и углеводов), химическое производство метанола, природные источники углеводородов и их переработку
22.
Основные классы органических соединений
8
определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений
составлять уравнения химических реакций, подтверждающих генетическую связь органических и неорганических веществ, правило Марковникова, схемы электронного строения функциональных групп, методы синтеза высокомолекулярных соединений
23.
Валентность и степень окисления
2
определять валентность и степень окисления химических элементов
определять характер взаимного влияния атомов в молекулах
24.
Химическая связь и пространственное строение
4
определять тип химической связи в соединениях
определять пространственное строение молекул, радиусы атомов, электроотрицательности, длины и энергии связи и их периодические изменения
25.
Электролитическая диссоциация. Ионы
4
определять заряд иона, уметь составлять уравнения электролитической диссоциации
определять типы реакций в неорганической и органической химии, степень диссоциации электролитов
26.
Характер среды водных растворов. Гидролиз
4
определять характер среды в водных растворах неорганических соединений
определять характер среды в водных растворах органических веществ (аминокислот и др.)
27.
Окислительно-восстановительные реакции (ОВР)
4
определять окислитель и восстановитель
составлять уравнения электролиза расплавов и растворов солей, составлять уравнения ОВР в органической химии
28.
Распознавание неорганических и органических веществ
6
выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ
29.
Расчетные задачи
6
Вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой долей.
30.
Расчетные задачи
6
Расчеты объемных отношений газов при химических реакциях
31.
Расчетные задачи
6
Расчеты массы вещества или объема газов по известному количеству вещества из участвующих в реакции
32.
Расчетные задачи
6
Расчеты теплового эффекта реакции
33.
Расчетные задачи
6
Расчеты массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси).
34.
Расчетные задачи
6
Расчеты массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества
35.
Расчетные задачи
6
Нахождение молекулярной формулы вещества.
итого
138 час
Формы проведения занятий: групповые, парные и индивидуальные. Желательно повторение теоретического материала дома, перед занятием по этой теме.
Учитель ведет тематический учет результативности образовательного процесса для каждого ученика, что позволит впоследствии дать рекомендации об ожидаемых результатах и целесообразности участия выпускника в ЕГЭ.
ОПТИМИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ К ЕГЭ ПО ХИМИИ
В какой бы форме ни проводились экзамены, главным условием успешной сдачи его является хорошее знание предмета. Однако, известно немало примеров, когда учащиеся с достаточно прочной подготовкой по химии (и не только по химии), не смогли получить хорошие результаты на ЕГЭ. Одна из причин – недостаточно сформированы навыки работы с тестами, но простое натаскивание выпускника по тестам вряд ли даст хорошие результаты. Требуется вдумчивая системная работа высококвалифицированного преподавателя, желательно в профильном естественнонаучном классе. Необходимо тематическое повторение материала, с последующей проработкой тестов.
Рассмотрим элементы содержания ЕГЭ по химии, нашедшие отражение в кодификаторе, которые должны быть обязательно включены учителями в тематические планы для учащихся, планирующих участие в ЕГЭ:
Таблица 1. Содержание кодификатора ЕГЭ по химии 2010-2011 года
Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ
Химический элемент
Формы существования химических элементов. Современные представления о строении атомов. Изотопы.
Строение электронных оболочек атомов элементов первых четырех периодов. Понятие об электронном облаке, s- и р- электронах. Радиусы атомов, их периодические изменения в системе химических элементов.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. [Закономерности изменения химических свойств элементов и их соединений по периодам и группам.]
Вещество
Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая, водородная.
Способы образования ковалентной связи. Длина и энергия связи. Образование ионной связи.
Понятие об электроотрицательности химических элементов. Заряды ионов. Степень окисления.
Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Зависимость свойств веществ от особенностей их кристаллической решетки.
Многообразие неорганических веществ. Классификация неорганических веществ.
Общая характеристика металлов главных подгрупп I—III групп в связи с их положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов.
Характеристика металлов – меди, хрома, железа [по их положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностям строения их атомов].
Общая характеристика неметаллов главных подгрупп IV-VII групп в связи с их положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов.
Характерные химические свойства неорганических веществ различных классов:
[простых веществ (металлов и неметаллов)];
оксидов (основных, амфотерных, кислотных);
оснований, амфотерных гидроксидов, кислот;
солей [средних и кислых].
Взаимосвязь неорганических веществ.
Основные положения и направления развития теории химического строения органических веществ А.М Бутлерова. Изомерия и гомология органических веществ.
Многообразие органических веществ. Классификация органических веществ. Систематическая номенклатура.
Гомологи и изомеры углеводородов.
Особенности химического и электронного строения алканов, алкенов, алкинов, их свойства.
Ароматические углеводороды. Бензол, его электронное строение, свойства. Гомологи бензола [толуол].
Электронное строение функциональных групп кислородосодержащих органических соединений.
Характерные химические свойства кислородсодержащих органических соединений:
предельных одноатомных и многоатомных спиртов, фенола;
альдегидов и предельных карбоновых кислот.
Сложные эфиры. Жиры.
Углеводы, их классификация.
Амины.
Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Белки.
Химическая реакция
[Классификация химических реакций.]
Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на изменение скорости химической реакции.
Тепловой эффект химической реакции. Сохранение и превращение энергии при химических реакциях.
Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие и условия его смещения.
Электролитическая диссоциация неорганических и органических кислот, щелочей, солей. Степень диссоциации.
Реакции ионного обмена.
Реакции окислительно-восстановительные.
Коррозия металлов.
Гидролиз солей.
Электролиз расплавов и растворов солей.
[Реакции, характеризующие основные свойства и способы получения:
углеводородов;
кислородосодержащих соединений;
азотсодержащих соединений.]
Механизмы реакций замещения и присоединения в органической химии. Правило В.В. Марковникова.
Реакции, подтверждающие взаимосвязь различных классов:
неорганических веществ;
углеводородов и кислородосодержащих органических соединений.
Познание и применение веществ человеком
Сведения о токсичности и пожарной опасности изучаемых веществ. Правила обращения с веществами и оборудованием.
Методы исследования объектов, изучаемых в химии. [Качественные реакции неорганических и органических веществ.]
Общие научные принципы химического производства (на примере промышленного получения аммиака, серной кислоты, метанола). [Промышленное получение веществ и охрана окружающей среды.]
Природные источники углеводородов, их переработка.
Основные методы синтеза высокомолекулярных соединений (пластмасс, синтетических каучуков, волокон).
Вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой долей.
Расчеты: объемных отношений газов при химических реакциях.
Расчеты: массы вещества или объема газов по известному количеству вещества из участвующих в реакции.
Расчеты: теплового эффекта реакции.
Расчеты: массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси).
Расчеты: массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества.
Нахождение молекулярной формулы вещества.
Литература:
1. Лидин Р.А., Молочко В.А., Андреева Л.Л. Химия. Для школьников старших классов и поступающих в вузы: Теоретические основы. Вопросы. Задачи. Тесты. Учеб. пособие. – М. : Дрофа, 2001. – 576 с.: ил.
2. Лидин Р.А., Якимова Е.Е., Вотинова Н.А. Химия, 8-9 кл.: Учебное пособие. Под ред проф. Р.А.Лидина. – М.: Дрофа, 2000. – 192 с.: – (Дидактические материалы)
3. Лидин Р.А., Якимова Е.Е., Вотинова Н.А. Химия, 10-11 кл.: Учебное пособие. Под ред проф. Р.А.Лидина. – М.: Дрофа, 2000. – 160 с.: – (Дидактические материалы)
5. Лидин Р.А., Андреева Л.Л., Молочко В.А. Справочник по неорганической химии. Константы неорганических веществ – М.: Химия, 1987. – 320 с.: ил.
6. Лидин Р.А., Аликберова Л.Ю. Химия: Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2002. – 512 с.
7. Кимы по химии разных лет.

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории химия:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ