Соединения азота, 9 класс
Урок химии в 9 классе по теме: «Соединения азота».
Составитель урока: учитель химии МОУ СОШ № 2 Нытвенского района Пермского края Ощепкова Ирина Николаевна.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: С помощью презентации познакомить учащихся с соединениями азота, их физическими свойствами, строением молекул. Закрепить и конкретизировать знания девятиклассников о ковалентной связи и окислительно-восстановительных реакциях. Познакомить учеников с особенностями получения аммиака и азотной кислоты.
Задачи урока:
Показать соединения азота с различными степенями окисления.
Ковалентную полярную связь повторить на примере строение молекулы аммиака.
Химические свойства аммиака рассмотреть как донорно-акцепторный механизм образования ковалентной связи.
Повторить классификацию оксидов и названия оксидов по различным видам номенклатур на примере оксидов азота.
Познакомить учащихся с физическими свойствами аммиака, оксидов азота, азотной кислоты.
Получение аммиака и азотной кислоты рассмотреть в свете окислительно-восстановительных реакций.
Рассмотреть особенности промышленного получения аммиака и азотной кислоты.
План урока:
Вступительное слово учителя.
Определение темы и постановка цели урока.
Строение молекулы аммиака.
Образование донорно-акцепторной связи.
Физические свойства аммиака.
Химические свойства аммиака:
с водой;
с кислотами;
с кислородом;
с оксидами металлов.
Оксиды азота:
строение молекул;
номенклатура;
физические свойства;
классификация.
Азотная кислота:
строение молекулы;
физические свойства;
окислительные свойства;
способы получения.
Обобщение.
Ход урока: Представление презентации:
I. Тема урока.
Соединения азота. NH3, N2O, NO, N2O3, NO2, N2O5, HNO3.
II. Цель урока:
Цель урока: познакомиться с соединениями азота.
III. Аммиак строение молекулы:
в молекуле аммиака ковалентная полярная связь;
у атома азота имеется неподелённая электронная пара, которая образует донорно-акцепторную связь с другими молекулами.
IV. Аммиак физические свойства:
газ;
без цвета;
запах резкий, удушливый;
Р (в 1 V воды растворяется 700 V аммиака, при t = 200С; Р = 1 атм);
Ткип = - 33,40С;
Тпл = - 77,80С;
ядовит.
V. Аммиак химические свойства (I):
образование ковалентной связи по донорно-акцепторному механизму (как основание – видеоролик «Действие аммиака на лакмусовую бумагу»);
с кислотами:
NH3 + HCl = NH4Cl
NH4Cl – хлорид аммония «дым без огня»
с водой:
NH3 + H2O = NH4OH
NH4OH – гидроксид аммония, аммиачная вода, нашатырный спирт
VI. Аммиак химические свойства (II):
восстановитель
разложение при нагревании
NH3 ↔ N2 + H2
горение в кислороде
без катализатора
NH3 + O2 → N2 + H2O
каталитическое окисление
NH3 + O2 → NO + H2O
с оксидами металлов
CuO + NH3 → Cu + N2 + H2O
Необходимо уравнять приведённые окислительно-восстановительные реакции.
VII. Аммиак получение:
В промышленности
давление 30 – 100 Мпа
температура 450 – 5000С
катализаторы: Fe + Al2O3; SiO2; K
N2 + H2 ↔ NH3
В лаборатории
Нагревание солей аммония со щелочами
NH4Cl + Ca(OH)2 → CaCl2 + H2O + NH3↑
Необходимо уравнять приведённые реакции.
VIII. Оксид азота (I):
N2O - закись азота
- гемиоксид азота
- веселящий газ
газ
без цвета
сладковатый запах
растворим в воде
анестезирующее средство
несолеобразующий
IX. Оксид азота (II):
NO - окись азота
газ
без цвета
малорастворим в воде
несолеобразующий
X. Оксид азота (III):
N2O3 - азотистый ангидрид
получают НNO2
кислотный оксид
XI. Оксид азота (IV):
NO2 - двуокись азота
- диоксид азота
- бурый газ
газ
цвет бурый
запах резкий удушливый
растворим в воде
кислотный оксид
токсичен
XII. Оксид азота (V):
N2O5 - азотный ангидрид
твёрдое летучее вещество
без цвета
неустойчив
кислотный оксид
XIII. Азотная кислота НNO3.
- дымящаяся жидкость
- ρ = 1,52 г/мл
- без цвета
- едкий запах
- Ткип = 82,60С
- Тпл = - 420С – прозрачные кристаллы
- очень гигроскопичная
сильный окислитель (видеоролик «Взаимодействие горячей азотной кислоты с бумагой и соломой»)
разрушает животные и растительные ткани (видеоролик «Ксантопротеиновая реакция» – взаимодействие концентрированной азотной кислоты с яичным белком, шерстью, шёлком, перьями, творогом)
XIV. Получение азотной кислоты.
В промышленности получают в 3 этапа:
I NH3 + O2 → NO + H2O + Q
II NO + O2 → NO2
III NO2 + O2 + H2O → HNO3 + Q
В лаборатории
NaNO3(тв) + H2SO4(конц) → NaHSO4 + HNO3↑
Необходимо уравнять приведённые реакции.
XV. Обобщение:
в зависимости от степени окисления соединения азота проявляют разный характер (кислотный или основной) и разные свойства (окислительные или восстановительные).
о чём более подробно поговорим на следующем уроке.
XVI. Домашнее задание: (по учебнику О.С.Габриелян «Химия-9»)
§24 упр. 5
§25 упр. 2,4
§26 упр. 3
Список литературы:
Габриелян О.С. Химия. 9 класс:Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 1998. – 224 с.: ил.
Габриелян О.С. Настольная книга учителя. Химия. 9 класс/О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов. – М.: Дрофа, 2002. – 400 с.
Савинкина Е.В., Логинова Г.П. Химия: Полный школьный курс. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000 – 496 с.: ил.
CD Химия. 9 класс: Мультимедийное учебное пособие нового образца. – Просвещение.
Картинки для презентации взяты из интернета.

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории химия:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ