Урок – обобщение "Сера и её соединения" 9 Класс
Приложение 5
Урок – обобщение 9 класс
(урок – игра)
Тема: Сера и её соединения
Цели:
Образовательные – обобщение знаний учащихся по теме, закрепление навыков написания уравнений реакций по химическим свойствам; умений проводить опыты, доказывающие химические свойства серной кислоты; умений решать задачи различных типов,
Развивающие – развитие навыков находить рациональное решение, умений сравнивать свойства, развитие мотивации учебной деятельности, внимания, речи, мышления.
Воспитывающие – воспитание самостоятельности, сотрудничества, коллективизма, общительности.
Оборудование: плакат с сеткой игры, пробирки, серная кислота, индикатор,
хлорид бария, гидроксид натрия, цинк
Класс делится на 2-3 группы в зависимости от количества учащихся, чтобы в группе было около 6-7 человек. Задания – теоретические вопросы, химические свойства, уравнения реакций, задачи, общие химические свойства серной кислоты, лабораторные опыты.
а
б
в
г
д
е
ж
з
и
к
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Проведение урока-игры
Познакомить учащихся с целью урока, ходом игры, правилами; сообщить, что класс разделен на группы; что на поле находится 10 кораблей, на каждом корабле своя команда, и она сдастся без боя, если учащиеся ответят, лишь на один вопрос. За каждый правильный ответ группа получает количество баллов в зависимости от палубности корабля – 1, 2, 3 или 4 балла.
Вступление сегодняшний урок мне бы хотелось бы начать со стихов. Их написал знаменитый русский ученый М.В.Ломоносов. он сделал немало открытий не только в таких науках , как химия, физика, астрономия, но и с большим успехом работал в области литературы, риторики. Михаил Васильевич писал о химии:
В земное недро ты, Химия,
Проникни взора остротой,
И что содержит в нем Россия,
Драги сокровища открой.
Поистине сокровищами являются те знания, которые получает и накапливает каждый человек в течение всей своей жизни. И сегодня мы посмотрим насколько прочно усвоились вами знания по теме…думаю, вы и сами догадаетесь, о чем пойдет речь на уроке, дав ответы на загадки
Когда пирит в печи горит,
То в горле от меня першит.
А мой гидрат планете всей
Грозит кислотностью дождей.
...
Я всюду есть - но понемножку.
Черню серебряную ложку;
Когда испорчено яйцо,
Я тоже сразу налицо,
Я отбиваю аппетит
И очень сильно ядовит.
...
Я растворю любой металл.
Меня алхимик получал
В реторте глиняной простой.
Слыву я главной кислотой...
Когда сама я растворяюсь
В воде, то сильно нагреваюсь.
Итак, скажите, пожалуйста, о чем пойдет сегодня речь на уроке?......(определяются цели и задачи урока).
Совершенно верно, мы говорим сегодня о сере и ее соединениях. Что ж, отправляемся в морское путешествие по Серному морю.
1. – Сколько модификаций у серы? (три аллотропные модификации –
ромбическая S8, моноклинная и пластическая)
2. – В какой реакции сера проявляет себя как окислитель, а в какой как
восстановитель?
S0 + Н2 Н2S2- (окислитель 0+2ē 2-)
S0 + О2 S4+О2 (восстановитель 0 - 4ē4+)
3. – Назовите важнейшие соединения серы
(сероводород, сульфиды, оксид серы (VI), серная и сернистая кислоты,
сульфаты, сульфиты)
4.– В какую сторону сместится равновесие в системе, если увеличить давление?
2SО2(газ) + О2(газ) 2SО3(газ) (в сторону продукта реакции)
5. – В одном из оксидов серы массовая доля кислорода составляет 50%.
Определите какой это оксид.
(SО2) ω(О)=50% ω(S)=50% ω(S)=Ar(S)/Mr(SOx) 0,5=32/ Mr(SOx)
Mr(SOx) = 32/0,5 = 64 ω(O)=Ar(O)*x/Mr(SOx) 0,5 = 16x/64 x=2
6.– Массовая доля серы в серной кислоте (32,65%)
ω(S)=Ar(S)/Mr(H2SO4)*100% ω(S)=32/98 *100% = 32,65%
7.– Подтвердите практически среду серной кислоты.
(индикатором – лакмусом или метиловым оранжевым)
8. – Подтвердите практически наличие ионов водорода в серной кислоте
(Zn + H2SO4 H2+ ZnSO4)
9. – Подтвердите практически наличие сульфат-ионов в серной кислоте
(BaCl2 + H2SO4 2HCl+ BaSO4)
10. – Укажите степени окисления серы в сульфате бария, сульфиде натрия,
сульфите калия (+6, -2, +4)
11.– Осуществите цепочку превращений промышленного получения серной
кислоты FeS2 SО2 SО3 H2SO4. Укажите главную стадию получения
серной кислоты.
12. – В колбу налили 100 г воды и добавили 20 г концентрированной серной
кислоты с массовой долей H2SO4 96%. Чему равна массовая доля
кислоты (в %) в полученном растворе? (16%)
13. – Как называется реакция взаимодействия кислот с щелочами?
Подтвердите практически. (реакция нейтрализации;
NaOH + фенолфталеин – раствор стал малиновым, NaOH + H2SO4
Na2SO4+H2O – раствор обесцветился)
14. – Закончите уравнение реакции
Cu + H2SO4конц (Cu + 2H2SO4(конц) CuSO4+ SО2+2Н2О)
15. – Закончите уравнение реакции
Zn + H2SO4конц (3Zn + 4H2SO4 = 3ZnSO4 + S + 4H2O)
16. – При каких условиях равновесие будет смещаться в сторону продукта
реакции? SО2(газ) + Cl2(газ) SО2Cl2(газ)
(увеличение давления, уменьшение концентрации продукта реакции)
17. – По термохимическому уравнению реакции S + O2SO2 + 297 кДж
вычислите количество теплоты, которое образуется при сжигании 64 г серы.
(594 кДж)
18. – Осуществите цепочку превращений
Zn ZnS H2S S
19. – Осуществите цепочку превращений
SО2 SО3 H2SO4 BaSO4
20. – К 50 мл раствора с массовой долей серной кислоты 12% (плотность
1,08 г/мл) добавили избыток раствора хлорида бария. Определите массу
образовавшегося осадка.
Масса раствора=50*1,08=54г масса H2SO4=54*0,12=6,48г
масса BaSO4=6,48*233/98=15,4г
(каждый вопрос – одна палуба. 1 – 4 вопросы – 4 однопалубных корабля, 5 – 10 вопросы – 3 двухпалубных корабля, 11 – 16 вопросы – 2 трехпалубных корабля, 17 – 20 вопросы – 1 четырехпалубный корабль)
Во время урока (в момент выполнения заданий) учащимся со слабыми знаниями, не принимающим участие в работе группы, дается индивидуальное задание. В конце урока подводятся итоги по набранным баллам, оценивается работа. Анализируется, что успели и что не успели, почему. Дается дифференцированное домашнее задание
Домашнее задание
1. – В колбу налили 100 г воды и добавили 20 г концентрированной серной
кислоты с массовой долей H2SO4 96%. Чему равна массовая доля
кислоты (в %) в полученном растворе? (16%) 1 балл
2. – Как называется реакция взаимодействия кислот с щелочами?
Подтвердите практически. 2 балла
3. – Закончите уравнения реакций
Cu + H2SO4конц Mg + H2SO4разб 2 балла
4. – При каких условиях равновесие будет смещаться в сторону продукта
реакции? SО2(газ) + Cl2(газ) SО2Cl2(газ) 1 балл
5. – Осуществите цепочку превращений
Zn ZnS H2S S SО2 SО3 H2SO4 BaSO4 4 балла
6. – К 50 мл раствора с массовой долей серной кислоты 12% (плотность 1,08 г/мл)
добавили избыток раствора хлорида бария. Определите массу образовавшегося
осадка. (15,4г) 3 балла
7. – По термохимическому уравнению реакции S + O2SO2 + 297 кДж вычислите
количество теплоты, которое образуется при сжигании 64 г серы. (594 кДж) 1 балл
-
Количество баллов
Оценка
6
2
6 – 8
3
9 – 11
4
12 – 14
5
Найдите и обведите формулы оксида серы (IV)
H2S Fe2O3 SO3Na2OSO2SeO2BaOSO3NO2Cl2O7K2O SO3MgO
Fe2O3 H2S SO2H2OKSO3Al2O3 SO2Cr2O7 SO3MgOSiO2 SO2
Al2O3H2S SO2Na2OSO2 SO3MgO Fe2O3SeO2SO3NO2Cl2O7SO3
Fe2O3 H2S SO2H2OKSO3 BaOSO2Cr2O7 K2O MgOSiO2 SO2
Найдите и обведите формулы оксида серы (VI)
H2S Fe2O3 SO3Na2OSO2SeO2BaOSO3NO2Cl2O7K2O SO3MgO
Fe2O3 H2S SO2H2OKSO3Al2O3 SO2Cr2O7 SO3MgOSiO2 SO2
Al2O3H2S SO2Na2OSO2 SO3MgO Fe2O3SeO2SO3NO2Cl2O7SO3
Fe2O3 H2S SO2H2OKSO3 BaOSO2Cr2O7 K2O MgOSiO2 SO2
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории химия:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ