Валеологическая направленность уроков химии
«Валеологическая направленность уроков химии».
Миннуллина Наталья Викторовна
учитель химии, стаж 15 лет
Костанайская область, ГУ «Средняя школа № 3 города Рудного»
Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого счастья, одно из неотъемлемых прав человеческой личности, одно из условий успешного социального и экономического развития общества. Важнейшей задачей школы, является сохранение и укрепление здоровья учащихся. Здоровый образ жизни должен стать подлинным искусством, призванным улучшить жизнь в плане сохранения здоровья, повышения образовательного и культурного уровня, а также формирования ответственного поведения.
Для достижения этих целей необходим новый творческий подход к обучению детей и подростков основам здорового образа жизни.
Такое обучение должно:
- вестись с использованием позитивной концепции здоровья;
- использовать новейшие образовательные подходы и методы;
- разработать систему урочных учебных проблем на связь химии с
валеологией;
- способствовать познавательной активности и заинтересованности
учащихся при изучении химии и на полноту усвоения ими знаний;
- раскрыть единство неорганического и органического мира, влияния
деятельности человека на окружающую среду и формирование на этой
основе убеждённости в необходимости бережного отношения к
природе;
- раскрыть двойственную роль химической промышленности по
отношению к человеку и природе;
- раскрыть особенностей научно-технического прогресса с позиций
охраны природы;
- вооружить школьников практическими умениями и навыками.
Реализация валеологического образования осуществляется по нескольким направлениям:
1) освоение содержания валеологического компонента на уроках
химии;
2) изучение содержания данного компонента в ходе индивидуально-
групповых занятий учащихся, посредством организации проектной
и исследовательской деятельности школьников;
3) реализация валеологического воспитания при проведении
внеклассных мероприятий.
На уроках необходимо компенсировать дефицит валеологического содержания образования, дополняя программу интересным познавательным материалом посредством познавательных и расчетных задач, тестовыми заданиями.
Например:
Муравьиный укус причиняет боль. Почему боль утихает, если место укуса смочить нашатырным спиртом?
Ответ: При укусе муравей впрыскивает в ранку муравьиную кислоту, вызывающую резкую боль. Если место укуса смочить нашатырным спиртом – боль пропадает, так как нашатырный спирт – это основание: гидроксид аммония. Он нейтрализует кислоту.
Почему женщины, изображенные на картине французского художника Жана Франсуа Милле «Прачки», имеют красные опухшие руки?
Ответ: В воде, а особенно в горячей, мыло подвергается гидролизу, приводящему к образованию едких щелочей, разъедающих кожу.
Чем вызывается физиологическое ощущение усталости?
Ответ: Физиологическое ощущение усталости человеческий организм испытывает от накопления в мышцах (в процессе гликолиза) молочной кислоты, которая вредно отражается на здоровье, если организм вырабатывает ее в большом количестве. В мышцах, находящихся в состоянии покоя, молочная кислота способна превращаться в животный крахмал (гликоген) - запасное питательное вещество.
Почему любители сладкого (конфет, шоколада, и т.д.) часто не могут похвастаться хорошим состоянием зубов?
Ответ: Остатки пищи (конфет, шоколада и т.д.) задерживаются между зубами и на поверхности эмали (складки, борозды). Некоторые бактерии (молочнокислые стрептококки), присутствующие в зубном налете, способны расщеплять сахарозу до органических кислот - в основном молочной. Кислоты деминерализуют эмаль. При разрушении эмали микроорганизмы попадают в дентин, а затем в пульпу и вызывают ее воспаление (пульпит).
Почему слезы человека обладают бактерицидными свойствами?
Ответ: Слезы человека содержат 0,1% белков, в том числе фермент лизоцим, обладающий бактерицидным действием. Лизоцим быстро и полностью растворяет многие аэробные бактерии.
Решение расчетных задач с валеологическим содержанием.
1. Какую массу кислорода переносит кровь среднего человека массой 60 кг за один кругооборот, если масса крови в организме составляет 8% от массы тела, а содержание гемоглобина в крови 14г на 100 мл крови (плотность крови 1,050г/мл)?
Ответ:За один кругооборот кровь переносит 0,858 г кислорода.
2. За сутки в желудке человека выделяется более 800мл желудочного сока (р = 1,065г/см3). Рассчитайте массу хлорида натрия, необходимого для образования соляной кислоты, содержащейся в желудочном соке, массовая доля которой в желудочном соке 0,4-0,5%.
Рассматривая химическую сущность задачи, обращают внимание на физиологическое действие соляной кислоты, заключающееся в поддержании кислой среды в желудке для обеспечения нормальной деятельности пищеварительных ферментов (гидролиз белков) и проявления бактерицидных свойств (уничтожение вредной для организма флоры). Следует учитывать стехиометрическое отношение хлорида натрия и соляной кислоты NaCl → HCl, т.е. из 1 моль хлорида натрия может образоваться 1 моль соляной кислоты.
О т в е т : За сутки необходимо потреблять 6,8 г. NaCI.
3. Жизненная емкость легких человека составляет 3500см3. Определите объем и массу кислорода и оксида углерода (IV), содержащиеся в том объеме воздуха, который человек вдыхает за 1ч, если совершает 16 вдохов в минуту.
Анализируя задачу, устанавливают, что в состав воздуха входит (по объему) 21% кислорода и 0,03% углекислого газа. При переводе объемов газов в массы необходимо из справочных данных использовать плотность кислорода и углекислого газа.
Ответ. За час человек вдыхает 705,6 л, или 1009 г, О2 и 10,08л, или 20 г, СО2.
Тестовые задания
1. Соляная кислота входит в состав:
поджелудочного сока
б) желудочного сока
в) слюны
г) содержимого толстого кишечника
д) содержимого тонкого кишечника
2. Незаменимый компонент гормона щитовидной железы:
а) В
б) S
в) I
г) К
д) Zn
3. Человеку в день необходимо потреблять воды:
0,5-1 л
б) 1-1,5 л
в) 1,5-2 л
г) 2-2,5 л
д) 2,5-3 л
4. Химический элемент, входящий в состав гемоглобина:
Аl
б) Fe
в) Ca
г) K
д) P
5. Основа физиологического раствора, используемого в медицине – NaCI с
массовой долей:
а) 0,9 %
б) 0,1 %
в) 10 %
г) 9 %
д) 15 %
6. Недостаток железа в крови вызывает заболевание:
а) гепатит
б) анемия
в) корь
г) ангина
д) столбняк
7. Биологические катализаторы:
а) ферменты
б) керотин
в) пептиды
г) эритроциты
д) лейкоциты
8. Применяют для приготовления лекарственных мазей,:
а) Р
б) N
в) S
г) Si
д) С
9. Ионы способствующие свертываемости крови:
а) К+
б) Мg2+
в) Nа1+
г) Са2+
д) Сu2+
10. Для профилактики кариеса используют: пасты содержащие:
а) С
б) S
в) N
г) CI
д) F
11. Вещество, способствующее разрушению эмали зубов:
а) крахмал
б) сахароза
в) железо
г) целлюлоза
д) сера
12. При полном окислении 1г. жира образуется 108 г. воды, что соответствует
количеству вещества:
а) 2 моль
б) 1 моль
в) 4 моль
г) 3 моль
д) 6 моль
13. В организме человека массой 70 кг массовая доля химического элемента
фосфора составляет 0.1 % что соответствует массе:
а) 70 г
б) 700 г
в) 0.7 г
г) 0.07 г
д) 7000 г
14. Человек за сутки через кожу выделяет 9 грамм СО2, что соответствует
объёму:
а) 11.2 л
б) 4.6 л
в) 22.4 л
г) 5.6 л
д) 1л
15. Газ, обладающий бактерицидными свойствами:
а) NH3
б) O3
в) NO3
г) O2
д) CH4
16. Газ, легко соединяющийся с гемоглобином крови, препятствующий
переносу кислорода от лёгких к тканям :
а) СО
б) СО2
в) СН4
г) Н2S
д) Н2
17. Основным источником кальция являются:
а) рис;
б) мясо и мясные изделия;
в) рыба;
г) молочные продукты
д) фасоль
18. Витамин, содержащийся в рыбьем жире
а) Д;
б) С;
в) А;
г) В;
д) Е
Курс химии играет существенную роль в образовании и воспитании подрастающего поколения, в процессе его изучения можно естественным образом сформировать у учащихся валеологические знания и умения.
В плане интеграции химических и валеологических знаний благоприятен и тот факт, что химия — экспериментальная наука. Она служит мощным инструментом исследования и познания процессов, протекающих в живых системах, поэтому при обучении химии в школе важно акцентировать внимание на формировании у учащихся целостного восприятия химических процессов, которые лежат в основе триады «молекула — клетка — организм». Интеграция химических и валеологических знаний предусматривает творческое переосмысление содержания школьного курса химии.
Урок химии может способствовать одновременно и интеллектуальному развитию школьника, и сохранению его физического статуса. Другими словами, школьные химические знания должны помогать адаптации учащегося и увеличивать резервы его здоровья.

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории химия:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ