Алгоритмы на паскале
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Название».
ФИО Бурзаев Андрей Игоревич
Место работы МБОУ СОШ №1 им. М.Горького г. Арзамас
Должность
учитель информатики
Предмет информатика и ИКТ
Класс
Тема
Цель:
Обучающие задачи:
Развивающие задачи:
Воспитательные задачи:
Тип урока
Формы работы учащихся
Необходимое техническое оборудование
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
Этап урока
Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность ученика
Время
(в мин.)
1
2
3
5
6
7
1
Оргмомент
Презентация "Программирование линейных алгоритмов на языке Pascal" слайд № 1
Здравствуйте, ребята! Садитесь.
Отметим отсутствующих.
Приветствуют учителя. Рассаживаются.
2
Целеполагание и мотивация
Презентация "Программирование линейных алгоритмов на языке Pascal" слайд № 2
Ребята, на прошлом уроке вы познакомились с новым понятием - алгоритм. Изучили свойства и способы описания алгоритмов. А также учились решать задачи с помощью алгоритмов.
На сегодняшнем уроке вы узнаете, как записывать линейный алгоритм с помощью программ.
Вопрос: а что такое программа?
Да, молодцы ребята.
Программа – это последовательность команд на выбранном языке программирования, которая соответствует разработанному алгоритму.
И сегодня на уроке мы с вами начнем знакомство с одним из таких языков – это язык программирования Pascal.
Откроем тетради, запишем число и тему урока
Слушают
Отвечают на вопрос.
Слушают.
Открывают тетради, записывают число и тему урока.
Обращают внимание на слайд.
Актуализация
Программирование линейных алгоритмов на языке Pascal" слайд № 3
Программирование линейных алгоритмов на языке Pascal" слайд № 4
Язык программирования ПАСКАЛЬ (PASCAL) был создан в конце 60-х годов и получил свое название в честь великого французского математика и физика Блеза Паскаля (1623 – 1662).
Достоинства языка программирования Pascal:
1. Простота языка позволяет быстро его освоить и создавать алгоритмически сложные программы.
2. Развитые средства представления структур данных обеспечивают удобство работы как с числовой, так с символьной и битовой информацией.
3. В языке Паскаль реализованы идеи структурного программирования, что делает программу наглядной и дает хорошие возможности для разработки и отладки.
А знакомство с языком программирования начнем с решения следующей задачи. Внимание на слайд.
Первичное усвоение материала
Программирование линейных алгоритмов на языке Pascal" слайд № 4
Презентация "Программирование линейных алгоритмов на языке Pascal" слайд № 5
Запишем условие в тетрадь.
Задача: Заданы длины двух катетов прямоугольного треугольника a, b. Вычислите длину гипотенузы с. Значения a, b ввести с клавиатуры. Запишите условие задачи в тетрадке.
Вопрос: и для начала определим, что нам известно?
Вопрос: какая формула нам нужна для решения этой задачи? По какой формуле вычисляется гипотенуза с?
(ученик диктует мне формулу, я ее записываю ее на доске.)
Значит, решение задачи можно разбить на следующие этапы:
1)Определение значений a,b (ввод величин a и b с клавиатуры в память компьютера).
2)Расчет значения с по формуле.
3)Вывод значения с на экран.
Давайте запишем алгоритм графическим способом.
(вызываю учащегося к доске).
Молодец, присаживайся.
Теперь, когда алгоритм записан графически, можно составить программу. Которая будет выглядеть так:
{заголовок программы}
Program Pr_1;
{раздел описаний}
Var
a,b,c:real;
Записывают в тетради.
Известны два числа a и b.
Учащийся выходит к доске и рисует блок-схему.
{тело программы}
begin
write (‘a=’);
read(a);
write (‘b=’);
read(b);
c:=sqrt(a*a+b*b);
writeln(‘c=’);
end.
Осознание и осмысление учебной информации
Презентация "Программирование линейных алгоритмов на языке Pascal" слайд № 6
Итак, в языке программирования Паскаль программа должна начинаться с заголовка, в котором первым словом будет слово Program. За ним следует имя программы. В нашей задаче заголовок имеет вид:
Program Pr_1;
Имя состоит из латинских букв, цифр и символа подчеркивания. Также в Паскале большие и маленькие буквы равнозначны. Имя не может начинаться с цифры.
После заголовка идет раздел описаний. В нем описываются все объекты, которые будут использоваться в программе. В нашем случае в программе присутствует три переменных: a,b (значение катетов) – исходные данные; с (значение гипотенузы) – результат. Для их описания используют служебное слово Var, после которого перечисляются переменные и через двоеточие указывается их тип. Служебное слово real означает, что переменные относятся к вещественным (действительным) числам.
Существуют следующие основные типы данных: целый, вещественный, символьный, строковый и логический типы данных.
Целый тип (Byte, Integer)– предназначен для использования целых чисел.
Возможные значения типов:
Byte – целые числа от 0 до 255
Integer – целые числа от -32768 до 32767
Вещественный тип (Real)– для использования дробных чисел.
Символьный тип (Char)– это любые буквы алфавита, символы и цифры 0-9 (один символ).
Использование отдельных символов, заключаются в знаки апострофов, например 'а', '4', '+', '-', либо код символа #126.
Строковый тип (составной) (String)– для использования наборов символов, заключенных в знаки апострофов, например 'тип', '123'.
Логический тип – для использования логического значения True (истина) или False(ложь).
Вернемся к нашей программе.
Делают записи в тетради
Первичное закрепление учебного материала
Презентация "Программирование линейных алгоритмов на языке Pascal" слайд № 7
За разделом описаний следует «тело программы». Она начинается со служебного слова begin, заканчивается, словом end и точкой. В теле программы следуют операторы языка Паскаль, которые предназначены для реализации задачи. Друг от друга они отделяются точкой с запятой.
Рассмотрим основные операторы, используемые для решения поставленной задачи.
В нашей программе используются операторы вывода write(‘a=’) выводит на экран два символа а=, которые показывают пользователю, что он должен ввести значение переменной а.
Оператор вывода может выводить значения переменных, выражений и текстовую информацию. Для вывода текста его необходимо заключить в кавычки. Оператор write просто выводит информацию на экран, а оператор writeln после вывода информации переводит курсор на следующую строку. Аналогично у нас выводится и переменная b.
Также в нашей программе используются операторы ввода read(a) он предназначен для ввода значения переменной a. Аналогично вводится и переменная b.
И оператор присваивания. Оператор присваивания позволяет задать или изменить значение переменной. При присваивании переменной какого-либо значения старое значение переменной стирается, и она получает новое значение.
В нашей программе оператор присваивания выполняет следующее: с помощью операции умножения (*) вычисляются b^2 и a^2. Из их суммы извлекается квадратный корень с помощью функции sqrt. Полученный результат записывается в переменную с. После выводим значение переменной (с=).
Еще одним важным моментом при написании программы на Паскале является использование точки с запятой. Этот символ отделяет один оператор в теле программы от другого.
Делают записи в тетради
Кроме того, заголовок программы и раздел описаний так же заканчиваются эти символом. В конце последнего оператора ставится точка.
Таким образом, в нашей программе пользователь вводит значение катетов, затем вычисляется значение гипотенузы, после выводится это значение на экран.
Информация о домашнем задании
Презентация "Программирование линейных алгоритмов на языке Pascal" слайд № 8
Урок подходит к концу, давайте запишем домашнее задание.
1)Выучить конспект в тетрадях, будет проверочная работа.
И решить задачу. Составить алгоритм решения задачи, записать его графически, после написать программу на языке программирования Паскаль.
Задача: Найти среднее арифметическое трех чисел, заданных с клавиатуры.
Слушают.
Записывают домашнее задание.
1)ввод величин a,b,c.
2)расчет среднего арифметического по формуле.
3)вывод значения d на экран.
Program Pr_2;
Var
a,b,c,d: real;
begin
write (‘введите первое число -’);
read(a);
write (‘введите второе число -’);
read(b);
write (‘введите третье число -’);
read(с);
d:=(a+b+c)/3;
writeln(‘среднее фрифметическое этих чисел =’);
readln;
end.
Рефлексия (подведение итогов урока)
Провожу анализ. Спрашиваю, что ученики узнали в форме фронтального опроса.
На этом у меня все. Я надеюсь, что все полученные навыки на сегодняшнем уроке будут необходимы Вам в дальнейшем. И Вы не утратили интереса к науке информатики, а напротив, будите стремиться к более глубоким знаниям, чтобы войти во взрослую жизнь грамотными, активными и успешными.
Большое спасибо за урок, ребята. Все молодцы! До свидания.
Отвечают на вопросы
Приложение к плану-конспекту урока
«Название»
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№
Название ресурса
Тип, вид ресурса
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1
"Программирование линейных алгоритмов на языке Pascal"
Интерактивная презентация для урока объяснения нового материала
Презентация
2
3
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории информатика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ