Цели и направления внедрения средств информатизации и коммуникации в образование
 
 
Цели и направления внедрения средств информатизации и коммуникации в образование
Материал из IrkutskWiki.
Перейти к: навигация, поиск
Компьютеризация школьного образования относится к числу крупномасштабных инноваций, пришедших в российскую школу в последние десятилетия. В настоящее время принято выделять следующие основные направления внедрения компьютерной техники в образовании:
- использование компьютерной техники в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его качество и эффективность; 
- использование компьютерных технологий в качестве инструментов обучения, познания себя и действительности; 
- рассмотрение компьютера и других современных средств информационных технологий в качестве объектов изучения; 
- использование средств новых информационных технологий в качестве средства творческого развития обучаемого; 
- использование компьютерной техники в качестве средств автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования и психодиагностики; 
- организация коммуникаций на основе использования средств информационных технологий с целью передачи и приобретения педагогического опыта, методической и учебной литературы; 
- использование средств современных информационных технологий для организации интеллектуального досуга; 
- интенсификация и совершенствование управления учебным заведением и учебным процессом на основе использования системы современных информационных технологий 
Возможности современной вычислительной техники в значительной степени адекватны организационно-педагогическим и методическим потребностям школьного образования:
- вычислительные - быстрое и точное преобразование любых видов информации (числовой, текстовой, графической, звуковой и др.); 
- трансдьюсерные - способность компьютера к приему и выдаче информации в самой различной форме (при наличии соответствующих устройств); 
- комбинаторные - возможность запоминать, сохранять, структурировать, сортировать большие объемы информации, быстро находить необходимую информацию; 
- графические - представление результатов своей работы в четкой наглядной форме (текстовой, звуковой, в виде рисунков и пр.); 
- моделирующие - построение информационных моделей (в том числе и динамических) реальных объектов и явлений. 
Перечисленные возможности компьютера могут способствовать не только обеспечению первоначального становления личности ребенка, но и выявлению, развитию у него способностей, формированию умений и желания учиться, созданию условий для усвоения в полном объеме знаний и умений.
На этапах урока, когда основное обучающее воздействие и управление передается компьютеру, учитель получает возможность наблюдать, фиксировать проявление таких качеств у учащихся, как осознание цели поиска, активное воспроизведение ранее изученных знаний, интерес к пополнению недостающих знаний из готовых источников, самостоятельный поиск. Это позволит учителю проектировать собственную деятельность по управлению и постепенному развитию творческого отношения учащихся к учению. Подача эталонов для проверки учебных действий (через учебные задания или компьютерные программы), предоставление анализа причин ошибок позволяют постепенно обучать учащихся самоконтролю и самокоррекции учебно-познавательной деятельности, что должно присутствовать на каждом уроке.
Проникновение современных информационных технологий в сферу образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Целью этих технологий в образовании является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также гуманизация, индивидуализация, интенсификация процесса обучения и повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы.
Выделяет следующие основные педагогические цели использования средств современных информационных технологий: 1) Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса за счет применения средств современных информационных технологий:
- повышение эффективности и качества процесса обучения; 
- повышение активности познавательной деятельности; 
- углубление межпредметных связей; 
- увеличение объема и оптимизация поиска нужной информации. 
2) Развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни в условиях информационного общества:
- развитие различных видов мышления; 
- развитие коммуникативных способностей; 
- формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации; 
- эстетическое воспитание за счет использования компьютерной графики, технологии мультимедиа; 
- формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации; 
- развитие умений моделировать задачу или ситуацию; 
- формирование умений осуществлять экспериментально–исследовательскую деятельность. 
3) Работа на выполнение социального заказа общества:
- подготовка информационно грамотной личности; 
- подготовка пользователя компьютерными средствами; 
- осуществление профориентационной работы в области информатики. 
Сформулированные выше педагогические цели определяют основные направления внедрения СНИТ в образование.
- Использование СНИТ в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его эффективность и качество. 
- Использование СНИТ в качестве инструмента познания окружающей действительности и самопознания. 
- Использование СНИТ в качестве развития личности обучаемого. 
- Использование СНИТ в качестве объекта изучения (например, в рамках освоения курса информатики). 
- Использование СНИТ в качестве средства информационно-методического обеспечения и управления учебно-воспитательным процессом, учебными заведениями, системой учебных заведений. 
- Использование СНИТ в качестве средства коммуникаций в целях распространения передовых педагогических технологий (например, проектная деятельность). 
- Использование СНИТ в качестве средства средства автоматизации процессов контроля, коррекции результатов учебной деятельности, компьютерного педагогического тестирования и психодиагностики. 
- Использование СНИТ в качестве средства автоматизации процессов обработки результатов эксперимента (лабораторного, демонстрационного) и управление учебным оборудованием. 
- Использование СНИТ в качестве средства организации интеллектуального досуга, развивающих игр. 
 
 
    Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории информатика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ