Excel: Логическая функция If (Если) 8 класс

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение «Смоленская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа I и II видов»
(Центр дистанционного образования)













Конспект урока по информатике

в 8 классе

«Excel. Логическая функция If (Если)».









Подготовила: учитель информатики
Лавринова Ирина Игоревна











Смоленск,
2012

  1. Тема урока: «Excel. Логическая функция If (Если). Применение функции Если при решении задач».

  2. Предмет: информатика

  3. Класс: 8

  4. Опорные понятия: электронная таблица, книга и лист Excel, формула, диаграмма.

  5. Интегрирующая дидактическая цель:

  • научить решать различные задачи с использованием функции If (Если).

  1. Целевой план действий учащихся.

В процессе работы вы должны:

  • познакомиться с логической функцией If (Если),

  • научиться решать различные задачи с использованием функции If,

  • развивать навыки компьютерного моделирования задач,

  • развивать логическое мышление.

  1. Банк информации:

а) входной контроль

Уровень А

1. Укажите правильное расширение файлов, написанных в пакете “Excel”

  1. *.doc

  2. *.xls

  3. *.exe

2. Через какой пункт меню можно открыть существующий файл

  1. Правка

  2. Сервис

  3. Файл

3. Выберите правильный вариант заголовка столбца

  1. 10

  2. С

  3. С10

4. Строка формул начинается с

  1. знак арифметического действия

  2. знак равенства

  3. цифра

5. Чтобы построить диаграмму, надо вызвать

  1. мастер диаграмм

  2. гистограмма

  3. легенда

6. Для редактирования диаграммы надо

  1. дважды щелкнуть правой клавишей мыши в поле построения диаграммы

  2. дважды щелкнуть левой клавишей мыши в поле построения диаграммы

  3. щелкнуть правой клавишей мыши в поле таблицы

Ответы: 1-b, 2-c, 3-b, 4-b, 5-a, 6-b

Уровень В

  • Дайте определение рабочей книги EXCEL.

Ответ. Рабочие книги - это файлы MS Excel, которые могут содержать один или несколько рабочих листов (в версии 7’0 по умолчанию в новой рабочей книге создается 16 рабочих листов).

  • Что такое рабочий лист EXCEL?

Ответ. Рабочий лист - это собственно электронная таблица, основной тип документа, используемый в Excel для хранения и манипулирования данными.

  • Что представляет собой ячейка рабочего листа?

Ответ. Ячейка - это основной элемент электронной таблицы только в ней может содержаться какая-либо информация (текст, значения, формулы )

  • Какие существуют способы адресации ячейки?

Ответ. В MS Excel имеются три способа адресации ячеек: относительная, абсолютная и смешанная.

  • Какие типы данных могут храниться в ячейках рабочего листа?

Ответ. В ячейки рабочего листа могут быть введены данные трех типов: числа, формулы и текст.

  • Как выйти из программы EXCEL?

Ответ. Чтобы выйти из программы, нужно нажать Файл — Закрыть.

Уровень С

  • Для решения каких задач предназначены табличные процессоры? Какие преимущества может дать обработка информации с помощью электронных таблиц по сравнению с обработкой вручную?

Ответ. Современные технологии обработки информации часто приводят к тому, что возникает необходимость представления данных в виде таблиц. Для табличных расчетов характерны относительно простые формулы, по которым производятся вычисления, и большие объемы исходных данных. Такого рода расчеты принято относить к разряду рутинных работ, для их выполнения следует использовать компьютер. Для этих целей созданы электронные таблицы (табличные процессоры).

  • Опишите возможности современных табличных процессоров.

Ответ. Современные табличные процессоры обеспечивают:

    • ввод, хранение и корректировку большого количества данных;

    • автоматическое проведение вычислений при изменении исходных данных;

    • дружественный интерфейс (средства диалога человека и компьютера);

    • наглядность и естественную форму документов, представляемых пользователю на экране;

    • эффективную систему документирования информации;

    • графическую интерпретацию данных в виде диаграмм.

  • Что называется рабочей книгой в Excel?

Ответ. Рабочие книги - это файлы MS Excel, которые могут содержать один или несколько рабочих листов.

  • Опишите способы копирования формул.

Ответ. 1 способ. С использованием команды Копировать :

    • выделить ячейку, содержащую формулу для копирования;

    • выбрать команду Копировать одним из возможных способов (из меню Правка; кнопка на стандартной панели инструментов, команда контекстного меню); копируемая ячейка будет обозначена подвижной рамкой;

    • выделить диапазон (блок) ячеек, в который копируется формула;

    • выбрать команду Вставить одним из известных способов, аналогично команде Копировать.

2 способ. С использованием маркера заполнения и мышки (копирование на диапазон смежных ячеек):

    • выделить первую ячейку диапазона, содержащую формулу;

    • установить указатель мышки на маркере заполнения (маленький квадратик в правом нижнем углу ячейки);

    • перетащить маркер заполнения в направлении копирования формулы на весь диапазон ячеек.

  • Что такое диаграмма? Опишите отличительные черты диаграмм различного типа.

Ответ. Диаграмма - это наглядное графическое представление числовых данных.

Диаграммы бывают нескольких типов:

  • гистограмма (столбчатая диаграмма) - для сравнения нескольких величин в нескольких точках,

  • круговая - для сравнения нескольких величин в одной точке,

  • график - линия, дающая наглядное представление о характере зависимости какой-либо величины от другой.

б) Изучение нового материала

Уровень А

Мы продолжаем изучать встроенные функции, которые составляют "основное богатство" табличного процессора Microsoft Excel. С их помощью можно решить практически любую задачу, важно только верно их использовать и знать, что именно каждая функция "умеет делать".

На сегодняшнем уроке вы научитесь решать "жизненные" задачи с использованием логической функции If (Если).

Сегодня мы познакомимся только с одной из 6-ти логических функция, остальные функции вам встретятся при изучении раздела информатики "Алгебра логики".

ЕСЛИ - очень интересная функция, позволяющая вывести в ячейку одно значение, если заданное пользователем условие выполняется и другое - если условие не выполняется. Она имеет формат:

ЕСЛИ(<логическое выражение>;<выражение1>;<выражение2>).

Ребята, в начале работы с функцией Если советуем рисовать на бумаге блок-схему для решения каждой задачи. Когда вы наберетесь опыта, необходимость в блок-схеме отпадет!



Уровень В

При решении некоторых задач значение ячейки необходимо вычислять одним из нескольких способов, в зависимости от выполнения или невыполнения одного или нескольких условий. Для решения таких задач применяют условную функцию ЕСЛИ. Она имеет формат:

ЕСЛИ(<логическое выражение>;<выражение1>;<выражение2>).

Чтобы пользоваться этой функцией, вам целесообразно познакомиться с основными понятиями логической (булевой) алгебры. Первый аргумент функции ЕСЛИ - логическое выражение (в частном случае - условное выражение), которое принимает одно из двух значений: «Истина» или «Ложь» (1 или 0). В первом случае ЕСЛИ принимает значение выражения1, а во втором -значение выражения2. В качестве выражения1 или выражения2 можно записать вложенную функцию ЕСЛИ. Обратите внимание, что число вложенных функций ЕСЛИ не должно превышать семи.

Уровень С

При решении некоторых задач значение ячейки необходимо вычислять одним из нескольких способов, в зависимости от выполнения или невыполнения одного или нескольких условий. Для решения таких задач применяют условную функцию ЕСЛИ. Она имеет формат:

ЕСЛИ(<логическое выражение>;<выражение1>;<выражение2>).

Чтобы пользоваться этой функцией, вам целесообразно познакомиться с основными понятиями логической (булевой) алгебры. Первый аргумент функции ЕСЛИ - логическое выражение (в частном случае - условное выражение), которое принимает одно из двух значений: «Истина» или «Ложь» (1 или 0). В первом случае ЕСЛИ принимает значение выражения1, а во втором -значение выражения2. В качестве выражения1 или выражения2 можно записать вложенную функцию ЕСЛИ. Обратите внимание, что число вложенных функций ЕСЛИ не должно превышать семи. Если условий много, записывать вложенные функции ЕСЛИ становится неудобно. В этом случае на месте логического выражения мы можем указать одну из двух логических функций: И(AND) или ИЛИ (ОК).

Формат функций одинаков:

  • И (<логическое выражение 1>;<логическое выражение2>;...),

  • ИЛИ (<логическое выражение1 >;<логическое выражение2>;...).

Функция И принимает значение «Истина», если одновременно истинны все логические выражения, указанные в качестве аргументов этой функции. В остальных случаях значение И - «Ложь». В скобках можно указать до 30 логических выражений.

Функция ИЛИ принимает значение «Истина», если истинно хотя бы одно из логических выражений, указанных в качестве аргументов этой функции. В остальных случаях значение ИЛИ - «Ложь».

в) Закрепление нового материала

Уровень А

Задание: решение задачи №1 «Скидка».

Цель задания: научиться моделировать и решать задачи при помощи логической функции ЕСЛИ.

Методические рекомендации:

ЗАДАНИЕ №1. «Скидка»

Используя функцию ЕСЛИ, вывести в столбце "Величина скидки в %" значение 5, если общая сумма покупки больше или равна 10000, в противном случае - вывести 0.

  • Сделать активной ячейку В9.

  • Вызвать мастер-функции.

  • Выбрать категорию «Логические функции».

  • Выбрать функцию If (Если).

  • Выделить диапазон ячеек.

  • Ввести данные формулы.




7) Нажать ОК.

Уровень В

Задание: решение задачи №1 «Скидка».

Цель задания: научиться использовать функцию ЕСЛИ при решении задач, закрепить навыки использования условного форматирования.

Методические рекомендации:

Используя функцию ЕСЛИ, вывести в столбце "Величина скидки в %" значение 5, если общая сумма покупки больше или равна 10000, в противном случае - вывести 0.

  • Сделать активной ячейку В9.

  • Вызвать мастер-функции.

  • Выбрать категорию «Логические функции».

  • Выбрать функцию If (Если).

  • Выделить диапазон ячеек.

  • Ввести формулу.

  • Залить ячейки с 5-ти процентной скидкой розовым цветом (Воспользоваться условным форматированием).




Уровень С

Задание: решение задачи №1 «Скидка».

Цель задания: научиться использовать функцию ЕСЛИ при решении задач, закрепить навыки использования условного форматирования, построения блок-схем.

Методические рекомендации:

Используя функцию ЕСЛИ, вывести в столбце "Величина скидки в %" значение 5, если общая сумма покупки больше или равна 10000, в противном случае - вывести 0.

  • Сделать активной ячейку В9.

  • Вызвать мастер-функции.

  • Выбрать категорию «Логические функции».

  • Выбрать функцию If (Если).

  • Выделить диапазон ячеек.

  • Ввести формулу.

  • Залить ячейки с 5-ти процентной скидкой розовым цветом (Воспользоваться условным форматированием).

  • Построить блок-схему задачи.





г) Выходной контроль

Уровень А

Цель: проверить усвоение знаний о логической функции ЕСЛИ

Методический комментарий для учащихся:

  • Что нового ты узнал на уроке?

  • С какой функцией познакомились?

  • Расскажи о синтаксисе функции ЕСЛИ.

  • Что было сложно?

Оценка результатов:

  • Какие трудности возникли при создании проекта?

  • Какие по-вашему были допущены ошибки?

  • Оцените свою работу.

Уровень В

Цель: проверить усвоение знаний о логической функции ЕСЛИ , подборе параметров.

Методический комментарий для учащихся:

  • Что нового ты узнал на уроке?

  • Расскажи о синтаксисе функции ЕСЛИ?

  • Какие логические функции ты знаешь?

  • Назови алгоритм использования функции Подбор параметров.

Оценка результатов:

  • Какие трудности возникли при создании проекта?

  • Какие по-вашему были допущены ошибки?

  • Оцените свою работу.

Уровень С

Цель:проверить умение оперировать понятиями и формулами, уровень усвоения знаний о логической функции Если.

Методические комментарии для учащихся:

  • Какие знания ты закрепил на уроке?

  • Как называются функции, которые применяли на уроке

  • К какому классу относятся эти функции?

  • Какими приемами ты пользовался при моделировании задачи?

Оценка результатов:

  • Какие трудности возникли при создании проекта?

  • Какие по-вашему были допущены ошибки?

  • Оцените свою работу.

д) Домашнее задание

Уровень А

  • Материал урока.

  • Задание «Скидка» - Залить ячейки с 5-ти процентной скидкой розовым цветом (Воспользоваться условным форматированием).

Уровень В

  • Материал урока.

  • Задание «Скидка» - Построить блок — схему задачи.

Уровень С

  • Материал урока.

  • Задание «Обмен валюты».

Резерв:

Создать таблицу, выполнив словесную оценку результатов конкурсного отбора по результатам экзаменов «Принят» - «Не принят» («Принят» - если набрал не менее 12 баллов).


A

B

C

D

E

F

G






проходной балл

12

Ф.И.О

Математика

Физика

Русский язык

общая сумма баллов

результат решения


Иванов

4

5

4

=СУММ(B3:D3)



Зайцева

4

4

4

=СУММ(B4:D4)



Рябова

3

4

3

=СУММ(B5:D5)



Петров

5

4

5

=СУММ(B6:D6)



Сорокин

4

4

3

=СУММ(B7:D7)



Ячейка F3 содержит выражение: =ЕСЛИ(E3>=12;"принят";"не принят")

или возможный вариант: =ЕСЛИ(E3<12;"не принят";"принят")



Литература:

  • Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса/ Н.Д. Угринович – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008

  • http://psbatishev.narod.ru/excel/e000.htm


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории информатика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ