Информация. Информационные процессы
Тема 2: ИНФОРМАЦИЯ. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ
Задание 1. Поставьте индивидуальную цель, используя схему построения – см. Приложение 1:
Индивидуальная цель _____________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Запишите общую цель занятия.
_________________________________________________________________________________________________________________________
Задание3. Ознакомьтесь с определениями Информации и составьте выводное знание:
Древо Понятия (ДП) ИНФОРМАЦИЯ (лат. Information – разъяснение, изложение)
… – это совокупность каких-либо сведений, данных, передаваемых устно (в форме речи), письменно (в виде текста, таблиц, рисунков, чертежей, схем, устных обозначений) либо другим способом (например, с помощью звуковых или световых сигналов, электрических и нервных импульсов, перепадов давления или температуры и т.д.)
…- это обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспособления к нему наших чувств
… - это сообщения, передаваемые в форме знаков или сигналов
… - это мера устранения неопределенности в отношении исхода интересующего нас события
Выводное Знание ИНФОРМАЦИЯ – это ____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Задание 4. Исследуйте понятие Информация по предложенной схеме и ответьте на поставленные вопросы.
Критерий исследования
Свойства критерия
Задания
Виды информации
По способу восприятия:
зрительная (визуальная)
звуковая (аудиальная)
тактильная (осязание, на ощупь)
вкусовая
обонятельная
Практически 90% информации человек получает при помощи органов зрения,
примерно 9% — посредством органов слуха и только 1% — при помощи
остальных органов чувств.
Определите виды подучаемой информации в предложенных ситуациях
1. Хищник догоняет добычу, при этом он получает: ____________________ ________________________________________________________________
2. Вы слушаете радио, при этом вы получаете _________________________
_________________________________________________________________
3. Когда едите пересоленный суп ____________________________________
___________________________________________________________________
По форме представления:
текстовая
числовая
графическая
растровая
векторная
звуковая
видео
Форма представления одной и той же информации может быть различной. Это зависит от цели, которую вы перед собой поставили.
1. Опишите форму представления музыкальной информации __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
2. Опишите форму представления записи: (a2+b2)=a2+2ab+b2 __________________________________________________________________
______________________________________________________
3. Опишите форму представления информации, указанной на рисунке: ___________________________________________________
___________________________________________________
4. Приведите примеры, в которых числовая информация используется вместе с текстовой, графическая вместе с числовой.
По общественному значению:
личная
наследственность
знания, умения, опыт
эмоции, интуиции
массовая
обыденная
общественно-политическая
эстетическая
специальная
научная
производственная
техническая
управленческая
Какой вид информации получает человек в приведенных ситуациях
1. При просмотре передачи Новости _________________________________
__________________________________________________________________
2. При изучении дисциплины Математика ____________________________
__________________________________________________________________
3. К какому виду информации можно отнести опыт всего человечества ____
_________________________________________________________________
4. К какому виду информации можно отнести умение человека разгадывать кроссворды _______________________________________________________
5. К какому виду информации можно отнести умение человека разбираться в искусстве и моде __________________________________________________
6. К какому виду информации можно отнести сферу деятельности человека (его профессиональные обязангности) _________________________________
Формы представления информации - кодирование информации
Кодирование – это представление информации с помощью некоторого кода, с целью сокращение записи, засекречивание (шифровка), удобство обработки и др.
Для кодирования информации используют:
Для обмена информацией с другими людьми человек использует естественные языки (русский, английский, китайский и др.)
Наряду с естественными языками разработаны формальные языки (системы счисления, язык алгебры, языки программирования и др.). Основное отличие формальных языков от естественных состоит в наличии строгих правил грамматики и синтаксиса.
Некоторые языки используют в качестве кодов не буквы и цифры, а другие символы, например химические формулы, ноты, изображения элементов электрических или логических схем, дорожные знаки, точки и тире (код азбуки Морзе) и др.
Для представления в ВТ числовой информации используют системы счисления: позиционную (двоичную, восьмеричную, и т.д) и непозиционную - аддитивную (римскую – набор 7 символов: I=1, V=5,X=10,L=50 C=100,D=500, M=1000). Для кодирования текстовой информации используют ASCII, ISO Универсальная система кодирования - Unicode
1.Установите соответствие форм представления с примерами
Формы представления
Примеры
цифры
Триста восемьдесят девять
буквы
> = + - <
знаки
♫ ♣ ☼ $
символы
8 9 11 13
2. Определите, в каком случае используют естественный язык, в каком формальный:
Quidquid latet apparebit.
Японское письмо называется слоговым, там один значок обозначает слог
3. Представьте в математической форме следующее утверждение:
Если сумму чисел от одного до пяти разделить на разность чисел десять и семь, то в результате получится пять
______________________
Какая форма является использует формальный язык, какая естественный?
Свойства информации
Достоверность – не искажает истинного положения дел
Адекватность – создает образ объекта определенного уровня соответствия
Краткость – не содержит в себе не нужных сведений
Актуальность – несет необходимые сведения
Полнота – определен уровень достаточности для понимания и принятия решения
Ясность – выражена понятным языком для тех, кому она предназначена
Своевременность (оперативность) – не потеряла свою значимость
Ценность – мера совокупности сведений, которыми располагает потребитель
Доступность – мера возможности получить ту или иную информацию.
Объективность/субъективность
В следующих примерах определите свойства встречающейся информации:
1. Друг сообщает тебе: «На улице тепло» _______________________________
2. Идет вступительный экзамен по математике. Вы попросили у соседа его решение задачи. Шпаргалка содержала полное и правильное решение, но ...не на русском языке. __________________________________________________
3. На следующий день вступительная комиссия вывесила правильные решения всех задач. ____________________________________________________
4. В 1 году - 12 месяцев _________________________________________________
5. Какая информация является своевременной и одновременно важной:
контрольная работа по математике состоится завтра;
неделю назад состоялись соревнования по футболу;
Приведите пример,в котором есть нарушение свойств информации:
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Способы передачи информации
Сигнал – это физический процесс, имеющий информационное значение
* Мимика
* Жесты
* Устная речь
* Письменное сообщение
* Радиоволны
* Химическая реакция
* Генетический год
Дискретный (прерывистый) сигнал - может принимать конечное число значений в конечное число моментов времени (Цифровой сигнал)
Примером дискретного сигнала является сигнал светофора
Аналоговый – непрерывно меняющийся во времени
Примером аналогового сигнала является снятие кардиограммы
Впишите недостающие элементы в схему передачи информации
Укажите, какими способами передавалась информация в первобытнообщинном обществе: ________________________________________________Источник
Декодирующее устройство
__________________
Укажите источники аналогового и дискретного сигнала, продолжив заполнение таблицы
Источник аналогового сигнала
Источник дискретного сигнала
Скрипка. Может издать звук любой высоты. Переход от тона к тону происходит плавно и непрерывно
Фортепиано. Нельзя исполнить звуки между нотами «ми» и «фа». Переход от ноты к ноте осуществляется скачком.
Телевизор. Луч кинескопа непрерывно перемещается по экрану, и яркость отдельных участков меняется плавно
Монитор. Яркость луча изменяется скачком – есть луч (яркая точка), нет луча (черная точка).
Процессы в природе (Температура воздуха, Атмосферное давление, Смена времен года, Смена дня и ночи) и т.п
Музыкальный проигрыватель компакт-дисков (CD-плеер).
Какие существуют способы передачи информации между двумя судами в океане (приведите все всевозможные примеры)
Действия над информацией
Это процесс обработки информации по заданному правилу с помощью инструмента:
- Мозг человека
-Вычислительная машина
Алгоритм обработки информации:
сбор информации – накопление информации
2. формализация– приведение в единую форму для сопоставления между собой, повышение уровня доступности
фильтрация – отсеивание лишнего
сортировка – упорядочение по заданному признаку
архивация – хранение в удобной форме
защита – комплекс мер по предотвращению утраты
преобразование – перевод из одной формы в другую, из одной структуры в другую
транспортировка - прием и передача между участниками информационного процесса
Информационные процессы – действия, выполняемые с информацией.
1. Перечислите действия с информацией, которые вы будете выполнять при написании реферата по дисциплине «Информатика»?
2. Приведите примеры ситуаций, в которых информация
а) создаётся
б) ищется
в) запоминается
г) передается
Единицы измерения информации
Прагматическая мера – измеряет ценность информации например, в экономике: как разность между ожидаемым экономическим эффектом при использовании информации, и тем же эффектом, но без ее использования
Семантическая мера – смысловое содержание сообщения (сообщение равно нулю, если его сведения уже известны или субъект не в состоянии его понять)
Это меры, предназначенные для качественного измерения.
Количественная мера – вероятностный подход:
i = log2N
i – кол-во информации, содержащееся в сообщении, из N равновероятных событий.
Пример 1:
В корзине лежит 16 шаров разного цвета. Сколько информации несет сообщение, что достали белый шар?
т.к. N = 16 шаров, то I = log2 N = log2 16 = 4 бит.
В этом случае смысл сообщения не играет роли. Информация, которая не имеет смыслового значения называется данными.
1 бит – единичный объем данных
8 бит = 1 байт
1 Кбайт = 1024 байт
1 Мбайт =1024 Кбайт
1 Терабайт (Тб) = 1024 Гбайта,
1 Петабайт (Пб) = 1024 Тбайта.
В ВТ при вводе текста 1 символ = 1 байт (один пробел = 1 байт)
1 клетка черно-белого рисунка (2-х цветное изображение) = 1 пиксель = 1 бит. Для кодирования 4-цветного изображения требуется два бита на пиксель, для кодирования 8-цветного изображения требуется три бита памяти на один пиксель
Пример 2:
книга содержит 100 страниц; на каждой странице – 35 строк, в каждой строке – 50 символов.
Объем информации, содержащийся в книге, рассчитывается следующим образом:
Страница содержит 35 × 50 = 1750 байт информации.
Объем всей информации в книге (в разных единицах):
1750 × 100 = 175 000 байт.
175 000 : 1024 = 170,8984 Кбайт.
170,8984 : 1024 = 0,166893 Мбайт.
Определите объем введенной фразы:
Информатика_–_прикладная наука.
Объем равен: __________
Определите объем черно-белого графического объекта. Объем равен: __________
Информационное письмо имеет размер 24576 байт. Его размер в килобайтах равен ___________
Объем текста составляет 984 бита, сколько символов было введено? ________
Укажите сообщения, семантическая мера которых для вас равна нулю:
Два умноженное на два равно четырем
Доме́н (фр. domaine) — область; единица структуры. Домен (область) — владения короля либо какого-либо феодала в Средние века.
ДРАЙВЕР (англ. driver — водитель, ведущий) — компьютерная программа, помогающая операционной системе работать с каким-либо устройством (например, управлять устройствами ввода-вывода, клавиатурой, принтером и т. д.).
Определить объем информации, содержащийся на 1 странице, если страница содержит 60 строк, на каждой строке по 40 символов
Ответ: ____________
В барабане для розыгрыша лотереи находится 32 шара. Сколько информации содержит сообщение том, что выпал номер 15? (Подсказка: ответ не зависит от того, какой именно выпал номер)
Ответ: ________________________________________________________
Информационный объем текста, подготовленного с помощью компьютера, равен 3,5 Кб. Сколько символов содержит этот текст?
Ответ: ________________________________________________________
Сколько Кб составляет сообщение, содержащее 12288 битов?
Ответ: _______________________________________________________
Сколько книг объемом в 350 Кбайт можно разместить на трех дюймовойдискете 1, 44 Мбайта?
Ответ: _____________________________________
Носители информации
Вещественные объекты: бумага, дерево, камень, оптический диск, кассета и т.д
Волны и поля различной природы: акустические, электромагнитные, электростатический заряд, гравитационное поле и т.д.
Состояние вещества: температура, давление, объем, концентрация раствора, состояние нервных волокон человеческого мозга и т.д.
Какой вид носителя дает нам информацию о боли? ____________________________________________________________
К какому виду носителей относится светофор? ___________________
____________________________________________________________
Домашнее задание:
1. Подчеркните профессии тех людей, кто получает деньги за создание, хранение, передачу или обработку информации:
металлург, редактор, доярка, учитель, фотограф, переводчик, шофер, композитор, хирург, бухгалтер, директор, парикмахер, архитектор, художник, дворник, продавец, машинистка, балерина, поэт, программист.
2. Определите методы получения информации (ответ оформите в виде схемы):
МЕТОДЫ ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ
3. . Заполните таблицу согласно ситуациям:
ситуация
Вид информации
Форма представления
Способ передачи
Источник
Вид носителя информации
Общение продавца с покупателем.
Ремонт оборудования
Просмотр телепередачи
Изучение результатов анализа молока при приемки его на молокозаводе
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории информатика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ