Конспект урока для 10 класса "Компьютерные вирусы и антивирусные программы"

МОУ «СОШ №11 г.Зеленокумска» конспект урока подготовила учитель информатики Балка О.О.

Конспект урока для 10 класса "Компьютерные вирусы и антивирусные программы"

Класс: 10 А

Тип урока: урок новых знаний

Форма проведения: семинар

Программное обеспечение урока: MS PowerPoint, MS Word, «Познание»

Учебник: Информатика и ИТ. Учебник для 10-11 классов, автор Н.Д. Угринович


Цель урока: сформировать представление о компьютерных вирусах и антивирусных программах.


Задачи:

образовательные

  • классифицировать вирусы;

- разработать памятку пользователю по защите программ и данных от компьютерных вирусов

  • классифицировать антивирусные программы;

  • готовиться к защите проекта;

развивающие: формировать умения

  • публично выступать, используя презентацию;

  • выделять главное, уметь сравнивать;

  • анализировать готовый продукт на примерах работ одноклассников.

воспитательные: формировать

  • уважительное и внимательное отношение к выступающему;

  • умение оценивать и ценить чужой труд;


Предполагаемый результат:

Систематизирован материал темы "Компьютерные вирусы" посредством публичных выступлений учащихся и разработки памятки.


Продукт: Памятка пользователю для защиты ПК от компьютерных вирусов

Отличие данного урока в профильном классе от общеобразовательного:

  1. Подготовка к уроку осуществлялась самостоятельно каждым учеником через поиск, анализ и систематизацию информации с использованием ИКТ;

  2. Тема урока раскрыта в форме индивидуальных презентаций отдельных модулей;

  3. В ходе системного анализа проектных работ одноклассников разработан продукт "Памятка для пользователя ПК".


Семинар «Компьютерные вирусы и антивирусные программы»


1. Орг. момент

В любой сфере человеческой деятельности есть две составляющие: созидательная и разрушительная. Не стала исключением и область информационных технологий.

Разработчики программ создают операционные системы, приложения, драйверы устройств и прочие виртуальные блага, которыми мы с удовольствием пользуемся.

Другая часть программистов пишет выполняемый код, от которого пользователи стараются избавиться любым способом.

От каких программ любым способом стараются избавиться?

Итак, тема сегодняшнего семинара «Компьютерные вирусы и антивирусные программы» (в тетрадях записать тему урока).

2. Актуализация

  • Поскольку сегодня на уроке речь пойдет о программах, давайте с вами вспомним:

  • Какие классы программ существуют?

  • Как называются программы, отвечающие за работу всех устройств?

  • Как называется класс программ , удовлетворяющих потребностям пользователя?

  • Программы, предназначенные для составления новых программ называются… .

Мы продолжаем знакомиться с классом прикладных программ, так как и компьютерные вирусы и антивирусные программы относятся к классу прикладных программ.

Домашнюю работу вы выполняли в парах. Каждая группа получила задание: по выбранной теме

  • подготовить устный доклад;

  • для выступления использовать презентацию из 3-4 слайдов;

  • текст и план выступления оформить в текстовом редакторе.

Мы будем сегодня учиться выступать перед аудиторией, используя презентацию и сообщение. Это умение пригодиться нам в дальнейшем при работе над проектами, так как один из этапов работы над проектом – это его защита.

Так как каждый из нас является пользователем, то мы вместе должны сегодня разработать памятку пользователю для защиты ПК от компьютерных вирусов.

Прошу вас при выступлении выделять интонацией главные моменты: определения, действия вируса, меры профилактики, действие антивирусной программы, достоинства и недостатки.

Слушателей прошу поддерживать доброжелательную, комфортно-деловую обстановку и соблюдать дисциплину. После выступления мной слушателям будут задаваться вопросы, которые позволят определить, насколько качественно выступил докладчик.


Каждая группа имеет на парте план семинара (Приложение 1). Выступления будут организованы в соответствии с планом семинара.

2. Выступления участников. Первая тема выступления

  1. «Типы компьютерных вирусов» (Адяева Марина и Стрельникова Татьяна)


Вопрос (учитель): Какой самый безобидный вред может нанести компьютерный вирус?

Ответ: заполнить память, вызвать звуковые, видеоэффекты.


По мере выступления участников семинара на доске должен появиться план конспект занятия.






Загрузочные


Файловые

Макровирусы











Сетевые






Интернет-черви

Скрипт-вирусы




«Троянские кони»




Каждый день в мире обнаруживают несколько десятков компьютерных вирусов.

Большинство вирусов независимо друг от друга анализируют различные разработчики антивирусных программ.


Практически к каждой антивирусной программе прилагается описание обнаруживаемых вирусов, в котором уточняется способ классификации вирусов в данной конкретной программе.

Имя вируса обычно состоит из двух частей. Первая - является названием вируса, а вторая часть имени – длина вируса в байтах. Например: Baobab. 1635

Практически всегда к имени вируса «прилагается» классификационый код, в котором указывается:

  • тип вируса;

  • способ внедрения в память;

  • дополнительная информация.

Далее мы услышим о классах вирусов по среде обитания.

  1. «Файловые вирусы».

Вопрос (учителя): На дискете хранятся три файла: мираж.jpg; заявление.doc; babytype.exe. Какие из них могут быть заражены файловым вирусом? (Приложение 3)

Ответ: babytype.exe, так как является исполнимым файлом.


Вопрос (учителя): Какая должна быть профилактическая защита от файловых вирусов?

Ответ: (не рекомендуется запускать на выполнение файлы, полученные из сомнительных источников) – записать в памятку.


  1. «Загрузочные вирусы»


Вопрос (учителя): Может ли чистая отформатированная дискета (без файлов) стать источником заражения вирусом? Ответ пояснить.

Ответ: может, так как в загрузочном секторе диска может находиться компьютерный вирус.


Вопрос (учителя): В чем заключается профилактическая защита компьютера от загрузочных вирусов?

Ответ: (в отказе от загрузки ОС с гибких дисков и установки в BIOS защиты загрузочного сектора от изменений) – записать в памятку.



  1. «Макровирусы»

Вопрос (учителя): В каком случае макровирус прекращает заражать компьютер?

Ответ: после закрытия приложения.


Вопрос (учителя): В чем заключается профилактическая защита компьютера от макровирусов?

Ответ: (в выборе запрета на загрузку макросов) – записать в памятку.


  1. «Сетевые вирусы»


Вопрос (учителя): В Интернете компьютерными вирусами могут быть заражены ...

  • тексты почтовых сообщений;

  • вложенные в почтовые сообщения файлы;

  • прослушиваемые звуковые файлы;

Ответ: вложенные в почтовые сообщения файлы.


Вопрос (учителя): Как защитить свой компьютер от заражения сетевыми вирусами?

Ответ: не рекомендуется открывать вложенные в почтовые сообщения файлы, полученные из сомнительных источников; в браузере запретить получение активных элементов на локальный компьютер.


Итак, компьютерные вирусы способны нанести огромный ущерб. Возникает вопрос: Как защитить компьютер и данные от повреждения? Однозначно ответить на этот вопрос сложно. Но каждый пользователь должен знать меры предосторожности.



3. Итак, мы получили памятку пользователю. Давайте озвучим её.

Памятку набрать и оформить с помощью текстового редактора.


ПАМЯТКА ПОЛЬЗОВАТЕЛЮ

(по защите программ и данных от компьютерных вирусов)

  1. Не запускать на выполнение файлы, полученные из сомнительного источника и предварительно не проверенные антивирусными программами.

  2. Не загружать операционную систему с гибких дисков (дискет). Для дополнительной защиты от загрузочных вирусов установить в BIOS вашего компьютера защиты загрузочного сектора от изменений.

  3. При открытии документа в приложениях Word и Excel отключать загрузку макросов.

  4. Не рекомендуется открывать вложенные в почтовые сообщения файлы, полученные из сомнительных источников.

  5. В браузере запретить получение активных элементов на локальный компьютер.


Несмотря на то, что общие средства защиты информации очень важны для защиты от вирусов, всё же их одних недостаточно. Необходимо применение специализированных программ для защиты от вирусов. Эти программы можно разделить на несколько видов: полифаги, ревизоры, блокировщики.


4. Продолжение выступлений участников семинара.


  1. «Полифаги» (Журбенко Наташа)


Вопрос (учителя): Приведите примеры антивирусных программ – полифагов.

Ответ: Kaspersky Anti-Virus, Dr.Web


Вопрос (учителя): Назовите принцип поиска вируса полифагами.

Ответ: для поиска вируса используются маски (некоторая постоянная последовательность программного кода)


  1. «Ревизоры»

Вопрос (учителя): Приведите пример программы ревизора.

Ответ: Adinf


Вопрос (учителя): Назовите принцип работы ревизоров.

Ответ: принцип действия основан на подсчете контрольных сумм.


  1. «Блокировщики»

Вопрос (учителя): В какой программе можно заблокировать запись в загрузочный сектор диска?

Ответ: в программе BIOS Setup



5. Домашнее задание:

1) читать параграф 1.10 стр 66 - 71,

выучить определение компьютерные вирусы, знать классификации вирусов, вредоносное действие и меры по профилактике заражения.

2) на выбор:

  • либо заполнить таблицу (название вируса, вредное воздействие на компьютер, профилактика заражения);

  • либо: «Если заражение все-таки произошло, что делать?» (составить алгоритм действий пользователя для лечения компьютера от вирусов)


6. Все сегодня добросовестно выполнили домашнее задание, были активны на уроке, а теперь наступил момент узнать чьи выступления были самыми удачными. Я бы хотела, чтоб вы самостоятельно оценили работу своих одноклассников. Для этого у вас на парте в плане семинара имеется следующая таблица. Разъяснить систему оценивания (Приложение 1).


Итак, вы назвали лучшие выступления на уроке. И если вы поставили за выступления высокие баллы, значит материал этой темы вам понятен. А если в оценочном листе оказались выступления с небольшим количеством баллов, значит некоторые моменты оказались для вас белыми пятнами и нам нужно будет вернуться к этим темам.


Ну, а мне хочется узнать насколько новая форма проведения занятия приемлема для нас, узнать как вы поняли новый материал, ведь объяснение сегодня на уроке вели вы сами.

Поэтому вы сейчас загрузите тестирующую оболочку «Познание», в которой вам необходимо ответить на 10 вопросов. Свою оценку выставить в оценочный лист. Оценочный лист сдать учителю.

7. Сообщить результаты оценивания.

Спасибо всем за урок.


Приложения

Приложение 1

СЕМИНАР

«КОМПЬЮТЕРНЫЕ ВИРУСЫ И АНТИВИРУСНЫЕ ПРОГРАММЫ»

План.

  1. Открытие семинара.

  2. Выступления докладчиков:

  • «Типы компьютерных вирусов»

  • «Файловые вирусы»

  • «Загрузочные вирусы»

  • «Макровирусы»

«Сетевые вирусы»

Создание памятки пользователю ПК.

  1. Выступления докладчиков:

    • «Полифаги»

    • «Ревизоры»

    • «Блокировщики»

  2. Оценивание выступлений.


Приложение 2

ЛИСТ ОЦЕНИВАНИЯ


Тема выступления.


Баллы

1. наличие

  • презентации (1б);

  • доклада (1б)






максимальный балл: 2

2. выступление

качество сообщения:

  • понятность (1б);

  • полнота (1б);

  • достоверность(1б);

  • актуальность (1б);

  • точность (1б);

  • грамотность речи (1б).

максимальный балл: 6

Всего

баллов



1

«Типы компьютерных вирусов»




2

«Файловые вирусы»




3

«Загрузочные вирусы»




4

«Макровирусы»




5

«Сетевые вирусы»




6

«Полифаги»




7

«Ревизоры»




8

«Блокировщики»






Приложение 3 (отдельным листом на доске размером – 100 п., книжная ориентация)


мираж.jpg;

заявление.doc;

babytype.exe.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории информатика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ