Конспект урока "Форма и компоненты среды программирования Lazarus" 10 класс
Государственное учреждение «Аулиекольская школа-гимназия им.С.Баймагамбетова отдела образования Аулиекольского района»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Конспект урока по информатике 
в 10 классе  
 естественно-математического направления
Форма и компоненты
 
 
 
 
подготовила
учитель информатики
Волкова Елена Павловна
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
с. Аулиеколь 2013
 
 
 
 
 
 
Урок №6
Дата 12.10.2012
Тема: Форма и компоненты.
Цель урока:
Образовательная: познакомить учащихся с формой и компонентами, их основными свойствами и методами;
Развивающая: развивать умения выполнять действия с формой и компонентами;
Воспитательная: воспитывать эстетические навыки при оформлении формы и компонентов.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Методы обучения:
- словесные, наглядные, практические 
- частично-поисковые. 
Форма обучения: индивидуальная, групповая.
Оснащение: компьютерный класс (наличие локальной сети).
Ход урока.
- Организационный момент. 
Приветствие. Настрой учащихся на урок.
- Постановка целей и задач урока. 
- Проверка домашнего задания. 
Каждому учащемуся с помощью программы NetOp School выводится на экран скриншот окна системы программирования Lazarus (приложение 1).
 З адание: перечислите по указанным номерам основные окна интерфейса интегрированной среды разработки Lazarus.
адание: перечислите по указанным номерам основные окна интерфейса интегрированной среды разработки Lazarus.
Задание учащиеся выполняют в тетради.
Время выполнения 1-2 минуты.
Проверка в парах, по окончанию с учителем.
 
- Изучение новой темы. 
Форма.
Форма – будущее окно вашего приложения, на котором будут располагаться компоненты. Форм в проекте может быть несколько, добавляется форма в проект командой: Файл СоздатьФорму.
Свойства формы
-   Свойство Значение Caption Изменение заголовка окна, представляет собой некоторый текст. Name Имя формы в программе. По умолчанию присваивается Form1. Color Изменение цвета окна 
 
 
Компоненты
Компоненты также как и форма являются некоторыми графическими объектами. Компоненты бывают видимыми и невидимыми. При проектировании форма выступает в роли контейнера для компонентов. При этом на форму можно разместить и невидимые компоненты.
Свойства и методы компонентов также отображаются в инспекторе объектов. Чтобы увидеть их, достаточно выделить требуемый компонент на форме.
 
 
Обработчики событий
Свойства объекта определяют его внешний вид (размер, шрифт, цвет и т.д.), а совокупность событий определяют поведенческую сторону объекта. Обработчиком события является процедура, которая выполняет те или иные действия в ответ на наступление события.
 
 
Пример: Создать первое графическое приложение. Которое при загрузке формы, будет выводить название в заголовке формы 'Моё первое графическое приложение', а по щелчку на форме в заголовке формы появится вопрос 'Зачем ты на меня нажал?'.
 
 
 

 
 
-   После запуска После выполнения щелчка 
 
 
Фрагмент программного кода
 
procedure TForm1.FormCreate(Sender: TObject);
begin
Form1.caption:='Моё первое графическое приложение';
end;
 
procedure TForm1.FormClick(Sender: TObject);
begin
Form1.caption:='Зачем ты на меня нажал?';
end;
 
 
 
 
 
 
Простейшие компоненты.
TLabel – компонент надпись или метка (расположен на странице Standard), предназначен для размещения надписей на форме.
 
 
Свойства TLabel
-   Свойство Значение Caption Отображение текста в поле компонента. Color Цвет фона надписи. AutoSize True/False. Запрещение или разрешение на изменение размеров надписи. Aligment Выравнивание текста внутри поля надписи (по центу, левому краю, правому краю) Font Настройка текста (шрифт, размер, начертание) WordWrap Разрешение/Запрещение на расположение текста в поле надписи в одну строку. 
 
 
TButton – кнопка элемент управления, предназначен для запуска каких-то действий команд. При щелчке по кнопке мышью в работающей программе возникает событие OnClick (по щелчку).
 
 
Свойства TButton
-   Свойство Значение Caption Отображение текста в поле компонента. Enabled Признак доступности кнопки. 
- Закрепление изученного материала. 
Задание 1. Создайте приложение, на форму которого помещены компоненты Label1, Button1. При щелчке на Button1 в объекте Label1 появляется сообщение «Я программирую!», а выполненный щелчок на форме сменяет заголовок окна на сообщение «Моя первая программа».
Оформите форму и метку в цвете.
Решение:
 

 
 
-   Вид окна после загрузки программы Вид окна программы после выполнения щелчков 
 
 
 
 
 
 
 
 
Фрагмент программного кода
 
 
procedure TForm1.FormClick(Sender: TObject);
begin
Form1.caption:='Моя первая программа';
end;
 
procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);
begin
label1.Caption:='Я программирую!';
end;
 
 
Задание 2. Создайте приложение, в результате работы которого при щелчке на кнопке Вывод сообщения на метку выводится сообщение приветствия, при щелчке на кнопке Очистить сообщение исчезает.
Решение:
 
 
 

-   Вид окна после загрузки программы Вид окна программы после выполнения щелчка на кнопке Вывод сообщения 
 
 
Фрагмент программного кода
 
 
 
 
 
 
 
- Домашнее задание. 
Разработать свой собственный проект, используя форму и изученные компоненты.
- Рефлексия. 
- Итог урока. 
 
 
 
 
Использованная литература.
 
 
- Алексеев Е.Р., Чеснокова О.В., Кучер Т.В. Free Pascal и Lazarus: Учебник по программированию. – М.: АLT Linux; Издательский дом ДМК-пресс, 2010. – 440с.: ил. – (Библиотека АLT Linux). 
- Вьюшкова Е.А., Параскун Н.В. Информатика: Методическое пособие к учебнику «Информатика», 10 класс, естественно-математическое направление. – Астана: «Арман-ПВ», 2010.-56. 
- Вьюшкова Е.А., Параскун Н.В. Информатика: Учебник для 10 класса общеобразовательных средних школ естественно-математического направления. – Астана: «Арман-ПВ», 2010.-128. 
- Мансуров К.Е. Основы программирования в среде Lazarus, 2010. - 772с. 
 
 
 
 
 
    Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории информатика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ