Конспект урока "Моделирование ситуаций" 10-11 класс
Государственное образовательное учреждение
начального профессионального образования
«Профессиональное училище №5» г. Белгорода
Конспект урока
по информатике на тему:
Моделирование ситуаций
для учащихся 10-11 классов
Подготовила:
Кобзева Ирина Алексеевна,
преподаватель информатики
ГОУ НПО ПУ №5
Белгород
2010
Тема урока: Моделирование ситуаций.
Тип урока: урок изучения новых знаний и способов деятельности.
Цели урока: - рассмотреть моделирование различных ситуаций;
- воспитать чувство ответственности, аккуратность;
- развить логическое и пространственное мышление.
Формы организации учебной работы: беседа, рассказ.
Литература: Информатика и ИКТ: Задачник по моделированию. 9-11 класс. Базовый уровень Учебное пособие/ Под редакцией проф. Н. В. Макаровой. СПб.: Питер, 2008. стр. 63-94
Ход урока:
Орг. Момент
Сообщить учащимся тему и цели урока.
Объяснение нового материала:
ЗАДАЧА Обои и комната
I этап. Постановка задачи
ОПИСАНИЕ ЗАДАЧИ
В магазине продаются обои. Наименования, длина и ширина рулона известны. Для удобства обслуживания надо составить таблицу, которая позволит определить необходимое количество рулонов для оклейки любой комнаты.
ЦЕЛЬ МОДЕЛИРОВАНИЯ
Помочь покупателям быстро определять необходимое количество рулонов обоев.
ФОРМАЛИЗАЦИЯ ЗАДАЧИ
Формализуем задачу в виде поиска ответов на вопросы.
I этап. Разработка модели
ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ
Дополним информационную модель в табличной форме математической моделью.
При расчете фактической площади рулона, которая пойдет на оклейку помещения, надо отбросить обрезки. Формула имеет вид:
В прямоугольной комнате две стены площадью ah и две стены площадью bh. При расчете фактической площади стен учитывается неоклеиваемая площадь окон и дверей
Количество рулонов, необходимых для оклейки комнаты, вычисляется по формуле
Необходимо также учесть, что количество рулонов должно быть целым числом, но не меньшим, чем значение N.
Примечание. Значения, указанные в исходных данных в процентах — Обр и НП, — используются в расчетных формулах в виде числа, получаемого делением процентного значения на 100. При выполнении расчетов в электронных таблицах делить на 100 не надо, так как тип данных Процент воспринимается средой именно как такое число.
КОМПЬЮТЕРНАЯ МОДЕЛЬ
Для моделирования выберем среду табличного процессора. В этой среде информационная и математическая модели объединяются в таблицу, которая содержит три области:
• исходные данные;
• промежуточные расчеты;
• результаты.
Заполните по образцу расчетную таблицу.
Введите формулы в расчетные ячейки.
Примечание. Функция ЦЕЛОЕ( ) округляет до ближайшего целого числа, меньшего, чем заданное. Но поскольку количество рулонов нельзя округлять в меньшую сторону, то к значению функции прибавляем 1 для округления в большую сторону и получаем 1 запасной рулон.
III этап. Компьютерный эксперимент
ПЛАН ЭКСПЕРИМЕНТА
ТЕСТИРОВАНИЕ
Провести тестовый расчет компьютерной модели по данным, приведенным в таблице.
ЭКСПЕРИМЕНТ 1
Провести расчет количества рулонов обоев для помещений вашей квартиры.
ЭКСПЕРИМЕНТ 2
Изменить данные некоторых образцов обоев и проследить за пересчетом результатов.
ЭКСПЕРИМЕНТ З
Добавить строки с образцами и дополнить модель расчетом по новым образцам.
ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1. Введите в таблицу тестовые данные и сравните результаты тестового расчета с результатами, приведенными в таблице (см. на следующей странице).
2. Поочередно введите размеры комнат вашей квартиры и результаты расчетов скопируйте в текстовый редактор.
3. Составьте отчет.
4. Проведите другие виды расчетов согласно плану.
IV этап. Анализ результатов
По данным таблицы можно определить количество рулонов каждого образца обоев для любой комнаты.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Составить таблицу определения необходимого количества рулонов для типовых размеров комнат.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧИ
для построения требуемой таблицы надо воспользоваться моделью задачи 3.4. Результаты экспериментов для различных параметров комнаты копировать и вставлять на свободное пространство электронной таблицы при помощи команды Специальная вставка/ Только значения. Оформить таблицу соответствующими пояснениями.
Подведение итогов:
Домашнее задание: Информатика и ИКТ: Задачник по моделированию. 9-11 класс. Базовый уровень Учебное пособие/ Под редакцией проф. Н. В. Макаровой. СПб.: Питер, 2008. стр. 63-94
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории информатика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ