Конспект урока по Информатике "Арифметические операции в позиционных системах счисления"
Тема:
«Арифметические операции в позиционных системах счисления»
Цели урока:
содействовать ознакомлению учащихся с правилами выполнения арифметических операций в двоичной системе счисления, создать условия применения теоретических знаний на практике при решении задач;
способствовать развитию внимания, памяти, логического мышления учащихся;
содействовать воспитанию самостоятельности при выполнении заданий.
развивать икт-компетенции
Оборудование:
компьютеры;
проектор;
экран;
интерактивный рабочий лист «Арифметические операции в позиционных системах счисления»;
презентация «Арифметические операции в позиционных системах счисления»
Тип урока:
комбинированный
Структура урока:
Организационный этап (2 мин.)
Проверка домашнего задания (8 мин.)
Актуализация опорных знаний (2 мин.)
Изучение нового материала (10 мин.)
Первичная проверка понимания нового материала (7 мин.)
Закрепление знаний и способов действий (12 мин.)
Информация о домашнем задании (2 мин.)
Рефлексия и подведение итогов урока (2 мин.)
Ход работы
Этапы урока
Содержание
Техника организации
1. Организа-ционный этап
Добрый день, ребята! Присаживайтесь. Проверте свою готовность к уроку.
Проверка готовности класса к уроку
2. Проверка домашнего задания
Ребята откройте свой интерактивный рабочий лист:
https://docs.google.com/spreadsheets/d/179-W2DcnjF_a2MGIZuBQAo-7AtrGvPnpyvLA8oZk6l4/edit?usp=sharing
Проверяем домашнее задание, выполните тест №1
Тест № 1 (https://docs.google.com/forms/d/1YXYaJ-geaWex1I4oOnGk2vDvXXzEI35u2aRB86XsxAc/edit)
После теста сравниваем полученные результаты у всего класса по диаграммам
Тест №2 (https://docs.google.com/document/d/1kDBjdtSbHRBBZzpqgLfhyhf_ycDZbx_4hkuGwEqR9IM/edit?usp=sharing или приложение №2)
самостоятельно
Тест №1 и №2 в интерактивном рабочем листе
3. Актуализа-ция опорных знаний
Тема нашего сегодняшнего занятия звучит так: «Арифметические операции в позиционных системах счисления».
Сегодня мы узнаем как сложение, вычитание, умножение деление выполняются компьютером.
Объявление темы урока
4. Изучение нового материала
Арифметические операции в позиционных системах счисления
Арифметические операции во всех позиционных системах счисления выполняются по одним и тем же хорошо известным вам правилам.
Сложение. Рассмотрим сложение чисел в двоичной системе счисления. В его основе лежит таблица сложения одноразрядных двоичных чисел:
0 + 0 = 0,
0 + 1 = 1,
1 + 0 = 1,
1 + 1 = 10.
При сложении двух единиц происходит переполнение разряда и производится перенос в старший разряд. Переполнение разряда наступает тогда, когда величина числа в нем становится равной или большей основания системы счисления, для двоичной системы счисления – большей или равной 2.
Сложение многоразрядных двоичных чисел происходит в соответствии с вышеприведенной таблицей сложения с учетом возможных переносов из младших разрядов в старшие. В качестве примера сложим в столбик двоичные числа 1010(2) и 111(2).
Проверим правильность вычислений сложением в десятичной системе счисления. Переведем двоичные числа в десятичную систему счисления и затем их сложим.
Сравнение результатов показывает, что сложение выполнено правильно.
Вычитание. Рассмотрим вычитание двоичных чисел. В его основе лежит таблица вычитания одноразрядных двоичных чисел. При вычитании из меньшего числа (0) большего (1) производится заем из старшего разряда. В таблице заем обозначен 1 с чертой.
0 – 0 = 0,
0 – 1 = 1,
1 – 0 = 1,
1 – 1 = 0.
Вычитание многоразрядных двоичных чисел происходит в соответствии с вышеприведенной таблицей вычитания с учетом возможных заемов из старших разрядов. В качестве примера произведем вычитание двоичных чисел 1010(2) и 111(2).
Проверим правильность вычислений в десятичной системе счисления. Переведем двоичные числа в десятичную систему счисления и затем из одного вычтем другое.
Сравнение результатов показывает, что сложение выполнено правильно.
Умножение. В основе умножения лежит таблица умножения одноразрядных двоичных чисел:
0 0 = 0,
0 1 = 0,
1 0 = 0,
1 1 = 1.
Умножение многоразрядных двоичных чисел происходит в соответствии с таблицей умножения по обычной схеме, применяемой в десятичной системе счисления с последовательным умножением множимого на очередную цифру множителя. В качестве примера произведём умножение двоичных чисел 1010(2) и 111(2).
Проверим правильность вычислений в десятичной системе счисления. Переведем двоичные числа в десятичную систему счисления и затем их перемножим.
Сравнение результатов показывает, что сложение выполнено правильно.
Деление. Операция деления выполняется по алгоритму, подобному алгоритму выполнения операции деления в десятичной системе счисления. В качестве примера произведём деление двоичного числа 1010(2) на10(2).
Объяснение нового материала
Слайд презентации №2,3,4,5
5. Первичная проверка усвоения нового материала
Выполните сложение, вычитание, умножение и деление двоичных чисел 110(2) и 11(2).
https://docs.google.com/drawings/d/1qiD2swG_XzJ3pKklWanwgNeNi-nGl9LdWrg-NjkNo7Y/edit?usp=sharing
Выполнение заданий самостоятель-но.
Слайд презентации №6
6.Закрепление знаний и способов действий
Беседа с учащимися, выполнение практического задания у доски
7. Домашнее задание
Запишите домашнее задание:
Выучить алгоритмы перевода, используя записи в тетрадях.
Выполнить арифметические операции:
1100001100(2)+1100011001(2)
1011010110(2)-1011001110(2)
1101100(2)* 1010011(2)
10001110011(2) : 10001(2)
Учащиеся записывают домашнее задание
8. Рефлексия и подведение итогов
Подведём итоги урока. Ребята откройте пожалуйста последнюю ссылки и выберете корабль. Отправьте корабль на нужную Вам планету.
https://docs.google.com/drawings/d/1nu0YesTOgy2J3vJJr3mowjz2jfS30K7WK98kHvGVtz8/edit?usp=sharing
Что нового мы сегодня узнали? Какие были затруднения?
Оценки за урок будут выставлены в интерактивные листы.
Спасибо за внимание. Урок окончен.
Учащиеся работают с интерактивным рисунком и отвечают на вопросы учителя
В работе над уроком использованы материалы сайта http://ikthelp.ru/arifmeticheskie-operacii-v-pozicionnyx-sistemax-schisleniya-9-klass

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории информатика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ