Конспект урока по Информатике "Кодирование информации"
Тема урока: «Кодирование информации».
Цель урока: составить общее представление о способах обработки информации.
Задачи:
Предметные:
дать понятие “кодирование информации”, “декодирование”, “код”;
расширить и систематизировать представления учащихся о кодировании и декодировании информации;
Метапредметные: способствовать развитию у учащихся общеучебнго умения анализа, сравнения, классификации.
Личностные: расширить представления о языке, его роли в передачи собственных мыслей и общения с другими людьми, способствовать развитию познавательных интересов учащихся.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: учебники, раздаточный материал.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Используемые образовательные технологии: проблемного обучения, деятельностного подхода.
Методы обучения: объяснительно- иллюстративный, частично- поисковый. Приемы обучения: беседа, объяснение, практическая работа.
Основные понятия: код, кодирование, декодирование.
Требования к знаниям/умениям учащихся:
знать: понятие код, кодирование, декодирование, способы кодирования информации
уметь: декодировать знаковую и числовую информацию, приводить примеры использования кодирования информации.
Структура и ход урока
Этап урока, время
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организационный этап
(1 мин.)
Приветствие, проверка присутствующих и готовность класса к уроку
Опрос домашнего задания (4 мин).
Письменный фронтальный опрос- Тест «Информационные процессы»
Письменно выполняют задания теста
Актуализация знаний
( 3 мин.)
На прошлом урок мы выяснили, что одну и ту же информацию человек может представить в разном виде. Часто у людей возникает необходимость зашифровать, закодировать информацию. людям каких профессий и с какой целью необходимо кодировать информацию? Почему кодирование информации особенно важно в наши дни? Сегодня на уроке мы познакомимся со способами кодирования информации человеком. Записываем тему урока.
Отвечают на вопрос. Записывают тему урока.
Изучение нового материала ( 29 мин)
Код - набор условных обозначений для представления информации. Кодирование - процесс представления информации в виде кода по строго определенным правилам. Декодирование информации- ее расшифровка. Чаще всего применяют следующие способы кодирования информации:
1) графический — с помощью рисунков или значков;
2) числовой — с помощью чисел:
3) символьный с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст.
Графический способ кодирования информации с помощью рисунков и значков особенно широко применяются в вооруженных силах РФ. Выполните задание №1,2 ( ответ задание №1. БОРОТЬСЯ И ИСКАТЬ НАЙТИ И НЕ СДАВАТЬСЯ. Ответ задание №2.1. С ЮГА НАСТУПАЮТ КОРАБЛИ. 2.2. ИНТЕРНЕТ
Символьный способ кодирования информации любят школьники. Выполните задание №3. ( Ответ 3.1. ГРОЗА, 3.2. ТОЧКА)
Люди научились считать тогда же, когда и говорить. Первым изображением чисел стали пальцы. Что считали древние люди с помощью пальцев? ( Количество человек в племени, животных, преследуемых охотниками, количество охотников, товара, используемого при обмене…). От пальцевого счета берет начало пятеричная система исчисления ( 5 пальцев). Затем человек научился считать с помощью двух рук ( десятерична система исчисления), добавив пальцы но, возникла двадцатеричная система исчисления. С появлением сельского хозяйства у людей возникла необходимость записывать цифры. Для чего? ( нужен был календарь, чтобы определять время посева и сбора урожая). А как древние люди записывали цифры? ( делали зарубки на палочках, чертили палочки на дощечках…). Какие цифры вы знаете? (римские и арабские). Где используются римские цифры? ( указывают номер века, порядковый номер монарха, циферблат часов, валентность химических элементов…). Для чего сегодня человек использует цифры? ( для записи, счета, указывает номера страниц, циферблат часов, на монетах, день месяца…
Числовое кодирование используется для разных целей. Выполните задания №4,5. С какой целью в данных примерах используются цифры? (Для кодировки слов с помощью алфавита).
Выполните задание №6 С какой целью здесь использовано численное кодирование? ( Каждой букве присвоен определенный код. Узнав коды из представленных слов можно определить искомое слово).
.
Письменно выполняют задание №1-3
Отвечают на вопрос учителя
Письменно выполняют задание №4-6
Закрепление ( 5 мин)
Что такое кодирование и декодирование?
Какие виды кодирования вы знаете?
Как кодируется информация с помощью семафорной азбуки и азбуки Морзе?
Как можно закодировать буквы?
Для чего используется кодирование?
Важно ли знать правила кодирования той или иной информации?
Домашнее задание (2 мин.)
Глава 1.2. прочитать, устно ответить на вопросы. Решить задания.
Зашифровать с помощью флажковой азбуки или азбуки Морзе свои данные: фамилию, имя, отчество.
Зашифровать с помощью порядкового номера букв алфавита фразу «Я умею кодировать информацию»
Придумать свою систему кодирования информации
Записывают домашнее задание
Рефлексия ( 1 мин.)
Продолжите предложение « Сегодня на уроке я узнал…я научился…»
Источники информации:
Информатика и ИКТ. 8 класс. Поурочные разработки. Методическое пособие. Босова Л.Л.М.: БИНОМ Лаборатория знаний -2013, 61с.
Информатика и ИКТ. Рабочая тетрадь для 8 класса. Босова Л.Л. М.: БИНОМ Лаборатория знаний-2012, 95с.
Информатика и ИКТ. 9 класс. Подготовка к ГИА-2014./ Под ред. Л.Н.Евич, С.Ю.Кулабухова.- Ростов-на-Дону: Легион, 2013.-208 с.
Кузнецов А.А. Информатика. Тестовые задания.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003-232 с.
http://photo.pixasa.net/show/e90de740-5e85-4f3f-ad97-66442fc1e145
Тест по теме « Информационные процессы» 1 вариант 1.Примером информационного процесса может служить: а) изготовление бумаги б) выплавка стали в) выращивание овощей дискете г) хранение данных на компьютере 2. Записная книжка обычно используется с целью: а) обработки информации б) хранения информации в) передачи информации г) хранения, обработки и передачи информации 3. Произошло событие: лиса взяла след зайца. Органом, воспринявшим информацию, является: а) кожа в) нос б) язык г) ухо 4. На метеостанции измерение температуры воздуха представляет собой процесс: а) хранения информации б) передачи информации в) защиты информации г) сбора информации 5. Примером передачи информации может служить процесс: а) отправления телеграммы б) поиск нужного слова в словаре в) коллекционирование марок г) поиск ошибок в диктанте 6. Средством представления информации на бумаге НЕ может быть: а) буква в) сигнал б) знак г) символ Тест по теме « Информационные процессы» 2 вариант 1.К средствам передачи звуковой информации можно отнести а) учебник истории б) вывеску названия магазина в) журнал г) аудиокассету 2. Примером информационного процесса может служить: а) строительство зданий б) процесс поиска нужной литературы в библиотеке в) процесс производства электроэнергии г) процесс добычи полезных ископаемых 3. Произошло событие: повар принял решение подсолить борщ. Органом, воспринявшим информацию, является: а) кожа в) нос б) язык г) ухо 4. В отделении ЗАГСа регистрируют факт рождения ребенка. С какой целью это делается? а) хранения информации б) передачи информации в) сбора информации г) сбора, обработки, хранения и передачи информации 5. Примером обмена информации может служить процесс: а) выполнение домашней работы по физике б) наблюдение за поведением рыб в аквариуме в) прослушивание радиопередачи г) разговор по телефону с другом 6. Средство представления информации на аудиодиске: а) буква в) сигнал б) знак г) символ
Лист заданий по теме « Кодирование информации»
Задание №1. Для общения между кораблями была изобретена семафорная азбука- язык общения с помощью флагов. Старший помощник Лом сдает экзамен капитану Врунгелю. Помогите ему прочитать следующий текст:
______________________________________________ Семафорная азбука
Задание №2.
2.1. От разведчика была получена радиограмма с использованием азбуки Морзе. Помогите расшифровать ее. Буквы отделены друг от друга пробелами. Слова отделены друг от друга цветом.
…..-- --. .- -. .- … - ..- .--. .- ..-- - .-. --- .-. .- -… .-.. ..
Азбука Морзе
2.2. От разведчика была получена следующая шифрованная радиограмма, переданная с использованием азбуки Морзе. При передачи радиограммы было потеряно разбиение на буквы, но известно, что в радиограмме использовались следующие буквы:
Е
И
Н
Р
Т
-…
.-
--
..-
…
Расшифруйте радиограмму .---…-…..----……
Задание №3.
Вася и Петя играли в шпионов и кодировали сообщения собственным шифром. Фрагмент кодовой таблицы приведен ниже. Расшифруйте сообщение, если известно, что буквы в нем не повторяются:
-!-!-##!-
К
Р
З
А
Г
О
#-
!-
-#
#!-
-
!
Вася и Петя играли в шпионов и кодировали сообщения собственным шифром. Фрагмент кодовой таблицы приведен ниже. Расшифруйте сообщение, если известно, что буквы в нем не повторяются:
***%%*
С
О
К
А
Т
Ч
%*
*
*%
%*
*
Задание №4.
Мальчик зашифровал свое имя, заменив каждую букву ее порядковым номером в алфавите. В результате получилась запись: 1361615105. Какое слово было зашифровано?
Мальчик зашифровал свое имя, заменив каждую букву ее порядковым номером в алфавите. В результате получилась запись: 14102311013. Какое слово было зашифровано?
Задание №5.
5.1. Заменяя каждую букву ее порядковым номером в алфавите зашифруйте фразу: “Урок».
5.2. Заменяя каждую букву ее порядковым номером в алфавите зашифруйте фразу: “Перемена».
Задание №6. Для шифровки каждой буквы слова используется двузначное число. Известно, что буква «к» кодируется числом 15. Среди слов «торт», «ежик», «станок», «беседа» есть слова, кодируемые последовательностью цифр: 35291815, 303113241115.
3.1.Какая последовательность цифр является кодом слова «китенок»?
3.2. Какая последовательность цифр является кодом слова «стена»?
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории информатика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ