Конспект урока по Информатике "Массивы. Ввод и вывод одномерных массивов" 9 класс
МОУ Октябрьская средняя общеобразовательная школа№1
Конспект открытого
урока-экскурсии по теме:
«Массивы.
Ввод и вывод одномерных массивов»
9 класс
(игровые технологии)
Урок-экскурсия по теме:
«Массивы. Ввод и вывод одномерных массивов»
Цели урока:
Формирование знаний об организации данных в массивы, о правилах ввода и вывода элементов массива и умений применять их для решения простейших задач;
Развитие мышления, речи, памяти и познавательной активности;
Воспитание ответственного отношения к учебному труду.
Тип урока – урок ознакомления с новым материалом.
Оборудование:
Экран (слайд - схема города «Массивов»)(Приложение 1)
На доске эпиграф: «Никто не научится хорошо составлять большие программы, пока он не научиться хорошо составлять малые». (Дэвид Грис)
Карточки для работы в парах, индивидуальной и самостоятельной работы.
Опорные конспекты.
.
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организационный момент. (Постановка целей урока) 2 мин.
Сегодня на уроке вы продолжите знакомство с языком программирования QBasic, побывав в удивительном городе «Массивов». Вы узнаете об организации данных в массивы и научитесь составлять простейшие программы по обработке массивов. Ведь как сказал Дэвид Грис: «Никто не научится хорошо составлять большие программы, пока он не научится хорошо составлять малые».
Я буду вашим экскурсоводом в новом потоке информации, а вы должны стать гидами для своих одноклассников, показать им свои знания и умения.
В течение всего урока вы будете сами оценивать свои знания в баллах и результат заносить в карточки-путеводители (Приложение 2). А правильно отвечать на вопросы и выполнять задания вам помогут опорные конспекты (Приложение 3), имеющиеся на партах.
Итак, в путь!
Слушают внимательно учителя, записывают в тетрадь число и тему.
Проверка домашнего задания. (работа в парах) 4 мин.
История нашего города начинается с 1964 года, когда американские ученые Джон Кемени и Томас Курц придумали язык программирования QBasic. Чтобы начать нашу экскурсию нужно хорошо знать изученные ранее операторы. Дома вы должны были их повторить и сейчас, работая в парах, проверите знания друг у друга. (Приложение 4)За каждый верный ответ получаете 1 балл.
Работают в парах, проверяют знания друг у друга.
3. Подготовка к изучению нового материала. (групповая работа) 5 мин.
Город этот не простой и, чтобы войти в него нужно выполнить несколько заданий. У меня имеются тексты программ, в которых допущены ошибки. Вы, работая в группах должны найти их, исправить и кто-то один из группы объяснит, в каких операторах они допущены.
Молодцы! Вы хорошо справились с заданиями (за его выполнение вы получаете 3 балла) и можно продолжить наш путь, где за ответ на каждый дополнительный вопрос вы будете получать по 1 баллу.
Работают в группах и один из группы объясняет.
4.Изложение нового материала.(лекция с элементами беседы) 15 мин
Первой нас встречает «Аллея знакомств», где вы должны узнать, что такое массив и познакомиться с его элементами.
Массив – это совокупность данных, с каждым из которых связан упорядоченный набор целых чисел, называемых индексами. Массивы бывают одномерные и двумерные. Синонимом слова «массив» является слово «таблица».
? Попробуйте найти синонимы для слов «одномерный массив» и «двумерный массив».
? А теперь приведите примеры одномерного и двумерного массивов.
Каждый массив имеет имя – латинская буква или буква с цифрой. Работа с массивом сводится к работе с элементами массива, количество которых определяет размер массива.
А количество индексов у каждого элемента определяет размерность массива (одномерный или двумерный). Сами же элементы записываются так: А(1), В1(7), К(3,6).
Что ж теперь вы знаете, что такое массив и чем он характеризуется. И следующая наша остановка «Регистрационная палата».
Для того, чтобы в программе начать работу с массивом, его нужно описать с помощью оператора DIM имя массива (размер).
Например, DIM А(9)-одномерный массив с именем А, состоящий из 9 элементов.
DIM В(3,6)-двумерный массив с именем В, состоящий из 18 элементов.
Теперь зайдем в «Мастерскую дядюшки Ввода» и узнаем, как же можно в программе ввести элементы массива.
? Но прежде вспомните, как раньше вы вводили данные.
Так вот, элементы массива также можно ввести с помощью:
- последовательного присваивания
- оператора ввода, заключенного в цикле
- операторов DATA и READ
- функции случайных чисел RND.
(примеры в опорных конспектах)
Следующей в нашем маршруте стоит «Фирма «Обработка». И само название говорит о том, что разговор пойдет об обработке массива.
? Подумайте и скажите, что, по-вашему, можно делать с элементами массива.
Верно, вы заметили, что элементы можно сортировать, подсчитывать, заменять и проводить поиск нужного. Более подробно с этими операциями вы будете знакомиться на следующих уроках.
А нам осталось узнать, как вывести на экран элементы массива. Для этого мы отправимся в «Салон мистера Вывода»
? Вспомните, с помощью какого оператора можно вывести результат выполнения программы.
? Попробуйте сами рассказать о том, как организовать вывод элементов массива.
Молодцы! Вы правильно догадались, что вывод осуществляется с помощью оператора PRINT.
А теперь посмотрите внимательно на доску. Если сейчас я прикреплю у «ворот» табличку со словом «ПРОГРАММА», то вы увидите этапы построения программы для обработки массива.
Ищут синонимы.
Приводят примеры
Смотрят опорные конспекты, вспоминают, как раньше вводили данные.
Учащиеся думают, высказывают предположения.
Вспоминают. Пробуют сами рассказать.
Внимательно смотрят на доску.
5. Закрепление изученного материала (фронтальный опрос). 5 мин.
Наше путешествие подходит к концу.
? Что нового и интересного вы узнали.
? Что означают записи: А(6), DIM А(6).
? Опишите ход построения программы для работы с массивом.
Ученики отвечают на вопросы учителя.
6. Проверка знаний. (индивидуальная самостоятельная работа) 7 мин.
И теперь вам предстоит выполнить задание на компьютере, научиться применять полученные знания на практике. Верно выполненное задание оценивается 5 баллами.
(проверка учителем по ходу выполнения задания)
Тот, кто не смог получить 5 баллов, может снять цветной лист и, сверив текст своей программы с верным, найти свои ошибки и недочеты.
Ученики работают индивидуально, выполняя самостоятельную работу.
7. Итог урока. Домашнее задание 2 мин.
Что ж наш увлекательный и познавательный урок подошел к концу. Давайте подведем итог. Посчитайте набранные баллы.(15 и > - «5», 13-10 – «4», 9-7 –«3», <7 – «2»)
Дома оформить в тетради конспект и тем, у кого не получилась задача еще раз прорешать ее.
Вы сегодня хорошо поработали. Спасибо за урок.
Записывают в дневники.
Что ж наш увлекательный и познавательный урок подошел к концу. Давайте подведем итог. Посчитайте набранные баллы.(15 и > - «5», 13-10 – «4», 9-7 –«3», <7 – «2»)
Дома оформить в тетради конспект и тем, у кого не получилась задача еще раз прорешать ее.
Вы сегодня хорошо поработали. Спасибо за урок.
Приложение 1
Приложение 2
Карточка-путеводитель
Этапы урока
Максимальный балл за правильный ответ
Баллы
Проверка домашнего задания
1 балл за каждый верный ответ
Работа в группах
3 балла
Аллея знакомств
1 балл за ответ на дополнительный вопрос
Регистрационная палата
Мастерская дядюшки Ввода
Фирма «Обработка»
Салон мистера Вывода
Практическая работа на компьютере
5 баллов
ИТОГО:
Приложение 3
Опорный конспект по теме: «Массив. Ввод и вывод одномерных массивов»
МАССИВ – это упорядоченная совокупность однотипных данных с каждым, из которых связан упорядоченный набор целых чисел, называемых ИНДЕКСАМИ.
МАССИВ
Одномерные Двумерные
Массив характеризуется:
1.Именем массива (латинская буква или буква с цифрой).
2. Размером (задаётся границами измерения индексов по каждому измерению).
3. Размерностью (определяется числом индексов : ОДНОМЕРНЫЕ и ДВУМЕРНЫЕ).
Работа с массивом сводится к действию над его элементами. Элемент массива обозначается переменной с индексом. Например, A(1), B(13), K(M), C(3,8).
Описание массива.
Для хранения чисел в памяти компьютера необходимо выделить нужное количество ячеек памяти, которое определяется размером массива. Поэтому перед использованием массива его нужно описать: DIM имя массива (размер).
Например, DIM A(9) – одномерный массив с именем А состоит из 9 элементов.
DIM B(3,6) – двумерный массив с именем В состоит из 18 элементов.
Ввод массива.
1.Последовательное присваивание чисел нужным элементам массива указывая их индекс.
DIM A(5)
A(1)=3
A(2)=-2
……….
2.Оператор ввода, заключенный в цикле.
DIM A(5)
FOR I=1 TO 5
INPUT A(I)
NEXT I
3.С помощью операторов DATA и READ.
DIM A(10)
FOR I=1 TO 10
READ A(I)
NEXT I
…………….
DATA 7,-12,3,1,8,-5,6,7,-3,2
4.С помощью функции случайных чисел RND.
DIM A(7)
FOR I=1 TO 7
A(I)=INT(RND(1)*100)
NEXT I
Вывод массива.
FOR I=1 TO 5
PRINT A(I)
NEXT I
Пример.
CLS
REM массив
DIM A(5)
FOR I=1 TO 5
INPUT A(I)
NEXT I
FOR I=1 TO 5
PRINT A(I)
NEXT I
END
Приложение 4
Карточки для работы в парах.
CLS
INPUT
END
LET
CIRCLE
ОПЕРАТОР КОММЕНТАРИЕВ
ОПЕРАТОР ВЫВОДА
УСТАНАВЛИВАЕТ ПОЗИЦИИ ВЫВОДА
РИСУЕТ ТОЧКУ
РИСУЕТ ЛИНИЮ ИЛИ ПРЯМОУГОЛЬНК
ОЧИСТКА ЭКРАНА
ОПЕРАТОР ВВОДА
КОНЕЦ ПРОГРАММЫ
ОПЕРАТОР ПРИСВАИВАНИЯ
РИСУЕТ ОКРУЖНОСТЬ
REM
LOCATE
PSET
LINE
Учитель информатики МОУ Октябрьская СОШ№1 Кондрашина С.А.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории информатика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ