ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого урока "Обработка графической информации" 8 класс

Обработка графической информации, урок 11











ПЛАН-КОНСПЕКТ

открытого урока по предмету информатика и ИКТ


Учитель информатики и ИКТ: Бурлакова Марина Тихоновна, высш. кат.

Место работы: ГБОУ средняя школа №365 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Класс: 8

Тема: Обработка графической информации.

Количество уроков по теме: 12.

№ урока по теме: 11.

Тема урока: Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка графической информации» (в соответствии со стандартами 2-ого поколения).

Учебник: Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса /Л.Л. Босова, А.Ю. Босова.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний и умений.

Дидактическая цель: Создать условия для систематизации изученного материала, выявления уровня овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности.

Структура урока: Погружение в деятельность

Актуализация опорных знаний.

Систематизация и обобщение.

Проверка уровня обученности.

Осуществление деятельности

Рефлексия (подведение итогов).

Информация о домашнем задании.

Подведение итогов урока.


Планируемые результаты:

образовательные

  • систематизированное представление учащихся об основных понятиях, связанных с обработкой графической информации на компьютере;

  • анализ графических изображений и определение используемого вида графики;

  • умение выбирать необходимые программные средства, предназначенные для работы с графической информацией данного вида и адекватных поставленной задаче;

развивающие

  • формирование познавательных интересов и стремление к развитию творческих способностей;

  • умение мотивировать выбор вида компьютерной графики для решения поставленных задач;

  • закрепление основных навыков и умений использования инструментов компьютерной графики для решения практических задач;

  • формирование у учащихся общеучебных умений анализа, сравнения, классификации изученного материала;

воспитательные

  • воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости;

  • развитие способности увязать знания об основных возможностях компьютера и программ компьютерной графики с собственным жизненным опытом;

  • формирование интереса учащихся к вопросам повышения своего образовательного уровня, связанным с практическим применением компьютера и программ компьютерной графики.


Решаемые учебные задачи:

  • обобщить и систематизировать знания о способах представления графической информации, о видах компьютерной графики;

  • научиться анализировать графические изображения и определять используемый вид графики;

  • сравнить характеристики растровых и векторных графических редакторов;

  • выполнить исследовательскую практическую работу на сравнение объемов файлов, выполненных в растровом (Paint) и векторном (OpenOffice.org Draw) графических редакторах;

  • проанализировать и оценить свою работу.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная групповая, самостоятельная индивидуальная работа.

Используемые на уроке средства ИКТ:

  • персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

  • ПК учащихся.

Методы обучения: метод демонстрации, диалогического изложения, информационно-исполнительский, репродуктивный, исследовательский метод, инструктивно-практический метод.


Методическая тема: Формирование ключевых компетенций в период перехода к профильному образованию.


Ход урока:


Этап урока

Время

(мин.)

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Погружение в деятельность:


1) Проверка выпол-нения домашнего задания.


2) Целеполагание и мотивация.

3

Визуальная проверка выполнения письменного домашнего задания (ДЗ): задания в РТ №160, №162, №165, стр. 67-69.

1) Просматривает рабочие тетради (РТ) учащихся. Фиксирует степень выполнения ДЗ.

2) Рассматривает задания вызвавшие затруднения при выполнении ДЗ.

Демонстрируют выполненное ДЗ.

5

Подготовка учащихся к активной и сознательной учебной деятельности на основном этапе урока.




  1. С помощью Презентации к уроку демонстрирует материал, настраивающий учащихся на активную и сознательную учебную деятельность:


Мы с вами заканчиваем работу по теме «Обработка графической информации». И сегодня мы еще раз «окунемся» в волшебный мир графики. В начале урока я хотела бы показать вам несколько слайдов (см. Презентация к уроку), который, я надеюсь, вызовут у вас только положительные эмоции.

Слайды 2-7.

Человек издавна рисовал и передавал свои чувства через рисунок. И когда появились компьютеры, люди уже тогда пытались использовать компьютер в качестве художественного инструмента. Но именно сейчас, компьютерная графика достигла тех высот, которые позволяют выполнять живописные произведения, писать замечательные картины при помощи компьютерной техники. Вы можете сами в этом убедиться, поискав данную информацию в Интернете. Я приведу лишь пару примеров.

Например, работы, созданные литовским художником Рихардом Донскисом (Rihards Donskis, под ником Apofiss).

Его рисунки воздушны и приятны, с милейшими созданиями. В роли милейших созданий – всеми любимые кошки и не только. Интересная техника рисования, довольно простые рисунки, которые затягивают. Приятная цветовая гамма не оставляет зрителей равнодушными.

Однажды увидев его работы, просто хочется поделиться этой красотой, настроением в оттенках.

При помощи Photoshop и планшета Wacom создает удивительные иллюстрации.

Слайды 8-11.

Однако не только художники-профессионалы очарованы этим волшебным миром графики.

Перед вами работы Марка Быховского – человека состоявшегося не как художник и человека уже не молодого.

Родился в 1938 году. Имеет более 200 научных работ и получено 45 авторских свидетельств на изобретения в области радиосвязи.

Только после 50 лет после своего первого знакомства с творчеством художников, когда появились персональные компьютеры и специальные программы для обработки изображений, самостоятельно стал создать художественные изображения. Первые свои компьютерные картины он изготовил путем обработки цифровых фотографий.

Слайды 12.

Итак, тема урока: Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка графической информации».

  1. Представляет задачи урока:

1- обобщить и систематизировать знания о способах представления графической информации, о видах компьютерной графики;

2- научиться анализировать графические изображения и определять используемый вид графики;

3- сравнить характеристики растровых и векторных графических редакторов;

4- выполнить исследовательскую практическую работу на сравнение объемов файлов, выполненных в растровом (Paint) и векторном (OpenOffice.org Draw) графических редакторах;

5- проанализировать и оценить свою работу.

Воспринимают предложенную учителем информацию, осознают мотивацию предложенного материала, сосредотачиваются на поставленных задачах.

Актуализация опорных знаний.

5

Первичная проверка понимания учащимися пройденного материала.



Задает вопросы, сопровождая их показом слайдов из Презентации к уроку, и дает комментарии, проверяя понимание учащимися рассматриваемого материала:


1) Какие способы задания графических изображений вы знаете?

Слайд 13. Итак, существуют следующие способы задания графических изображений: растровый, векторный, трехмерный, фрактальный

Причем растровый, векторный, фрактальный способы задания графических изображений относится к двумерной графике.

Слайд 14. На слайде показано растровое изображение.

2) Что характерно для формирования изображения в растровой графике?

Слайд 15. На слайде показано векторное графическое изображение.

3) Что характерно для формирования изображения в векторной графике?

Слайд 16. На данном слайде показано трехмерное изображение. Оно нарисовано, но за счет использования эффекта объёма создаётся иллюзия реально существующих объектов. Трехмерная графика нашла широкое применение в таких областях, как научные расчеты, инженерное проектирование, компьютерное моделирование физических объектов.

Слайд 17. Фрактальная графика основана на математических вычислениях. Базовым элементом фрактальной графики является фрактальный треугольник. Изображение строится по уравнению (или по системе уравнений).


1) Смотрят материал, отвечают на вопросы учителя в процессе просмотра:


– способы задания графических изображений: растровый, векторный, трехмерный, фрактальный


– растровые изображения состоят из пикселей, поэтому при увеличении масштаба изображение становится похоже на мозаику, что и продемонстрировано на слайде.

– векторные изображения строятся из графических примитивов (линий, окружностей, прямоугольников и т.д.). Построенные изображения точные и при изменении масштаба качество их не теряется. Поэтому векторная графика используется для построения чертежей, схем, создания эмблем, иллюстраций.

2) Воспринимают дополнительную информацию по формированию трехмерного изображения и фрактальной графике.

Систематизация и обобщение основных понятий. Проверка уровня обученности.

10

Включение учащихся в деятельность по воспроизведению и применению полученных знаний.

.

1) Помогает учащимся в игровой форме выделить существенное из изученного материала:

Задание 1: Необходимо определить, к какому виду графики относится изображение, представленное на слайде: векторному или растровому?

Давайте определим, к какому виду графики относится изображение: векторному или растровому? Разделимся на две группы. Каждая группа (учащиеся сами определяются с группой) на карточке отмечает вид графики, представленный на слайдах.

Сайды 19-35.

Выберите, какая группа даст ответ о слайдах (номер на слайде) с растровым видом графики, а какая с векторным видом. Возможен случай, когда обе группы решили дать ответы об одном и том же виде графики. Слушаем одного учащегося от каждой группы. Сверяем с верными ответами, считаем результат (его заносим в карточку учащегося).

Сайды 26. Верные ответы:

Растровые: слайды 20, 21, 24, 25, 28, 30, 32, 33, 36

Векторные: слайды 19, 22, 23, 26, 27, 29, 31, 34, 35



2) Включает учащихся в деятельность по воспроизведению и применению полученных знаний:

Задание 2: Для проверки уровня обученности необходимо выполнить заполнение таблицы «Сравнительная характеристика растровой и векторной графики».

Давайте объясним причины деления графической информации на перечисленные виды. В каких случаях используется растровая, а в каких векторная графика? Выберите, какая группа даст ответ о растровом виде графики, а какая о векторном виде (группа, набравшая меньшее количество баллов при выполнении предыдущего задания – выбирает первой).

Ответы на каждый вопрос даем по очереди: одна группа (растровая графика), затем другая группа (векторная графика). Кроме того, участие в работе должен принять каждый, а, следовательно, внутри группы отвечаем по цепочке (т.е. каждый следующий вопрос отвечает очередной учащийся из группы). Если учащийся не может дать ответ – вопрос переходит к очередному учащемуся той же группы.

Слайд 37-39. На слайдах представлена таблицы «Сравнительная характеристика растровой и векторной графики» с закрытыми ответами на вопрос (см. Приложение 1)


Выполняют Задание 1:


1) Делятся на две группы.

Смотрят слайды 19-35. Заполняют карточку группы (см. Приложение 2): каждая группа на карточке отмечает вид графики, представленный на слайдах.


  1. 2) Дают ответы согласно тому виду графики, который они выбрали.

  2. 3) Сверяют с верными ответами (слайд 26).

  3. 4) Подсчитывают результат, полученный группой, и вносят его в карточку учащегося (см. Приложение 3).









Выполняют Задание 2:


Демонстрируют уровень обученности, отвечая на вопросы таблицы «Сравнительная характеристика растровой и векторной графики» (см. Приложение 1).

Вносят личный результат в карточку учащегося.

Осуществление деятельности:

Примене-ние учебного материала в знакомой и новой учебных ситуациях.

15

Закрепление практических навыков и умений работы на компьютере.

1) Предлагает выполнить практическую работу (см. Приложение 4):


Слайд 40. Постановка проблемы к исследовательской практической работе (компьютерный практикум):

а) сравнить графические редакторы по трансформации изображений (созданные одинаковые рисунки в растровом и векторном редакторе – масштабировать и сравнить);

б) сравнить графические редакторы по форматам;

в) сравнить графические редакторы по объему создаваемых в них файлов.


2) Контролирует ход выполнения работы и оценивает деятельность учащихся.

Выполняют исследовательскую практическую работу (см. Приложение 4), выбирая направление своей деятельности.


По ходу выполнения компьютерного практикума, заполняют предложенные таблицы, отражающие суть поставленной проблемы.

Рефлексия деятельности на уроке.

3

Оценка вклада каждого в достижение поставленных вначале урока целей.

Предлагает учащимся устное обсуждение того, что дала им работа на уроке, как работали (оценить свой вклад), свою активность, эффективность работы класса в целом, увлекательность и полезность выбранных форм работы (см. Приложение 5).

Высказываются друг за другом одним предложением самостоятельно выражая свои мысли или начиная фразу со слов, предложенных в Приложении 5.

Информация о домашнем задании.

2

Инструктаж по выполнению домашнего задания:

повторить материал учебника §3.1-3.3.

Дает домашнее задание: подготовка к контрольной работе по теме «Обработка графической информации».

Записывают домашнее задание.

Подведение итогов урока и выставление оценок.

2

Обобщение результатов урока, характеристика работы класса, успехи и недостатки.

Анализирует урок. Дает оценку деятельности учащихся.

Слушают, делают для себя вывод о своей деятельности.

Конспект урока:

1. Организационный момент.

Учитель:

Приветствует учащихся. Позитивно настраивает на работу.

2. Проверка изученного учебного материала.

Визуальная проверка выполнения письменного домашнего задания: задание в РТ №160, №162, №165, стр. 67-69.

Учитель:

1) Просматривает рабочие тетради (РТ) учащихся. Фиксирует степень выполнения домашнего задания (ДЗ).

2) Рассматривает задания вызвавшие затруднения при выполнении ДЗ.

3. Целеполагание и мотивация.

Учитель:

Мы с вами заканчиваем работу по теме «Обработка графической информации». И сегодня мы еще раз «окунемся» в волшебный мир графики. В начале урока я хотела бы показать вам несколько слайдов (см. Презентация к уроку), который, я надеюсь, вызовут у вас только положительные эмоции.

Слайды 2-7.

Человек издавна рисовал и передавал свои чувства через рисунок. И когда появились компьютеры, люди уже тогда пытались использовать компьютер в качестве художественного инструмента. Но именно сейчас, компьютерная графика достигла тех высот, которые позволяют выполнять живописные произведения, писать замечательные картины при помощи компьютерной техники. Вы можете сами в этом убедиться, поискав данную информацию в Интернете. Я приведу лишь пару примеров.

Например, работы, созданные литовским художником Рихардом Донскисом (Rihards Donskis, под ником Apofiss).

Его рисунки воздушны и приятны, с милейшими созданиями. В роли милейших созданий – всеми любимые кошки и не только. Интересная техника рисования, довольно простые рисунки, которые затягивают. Приятная цветовая гамма не оставляет зрителей равнодушными.

Однажды увидев его работы просто хочется поделиться этой красотой, настроением в оттенках.

При помощи Photoshop и планшета Wacom создает удивительные иллюстрации.

Слайды 8-11.

Однако не только художники-профессионалы очарованы этим волшебным миром графики.

Перед вами работы Марка Быховского – человека состоявшегося не как художник и человека уже не молодого.

Родился в 1938 году. Имеет более 200 научных работ и получено 45 авторских свидетельств на изобретения в области радиосвязи.

Только после 50 лет после своего первого знакомства с творчеством художников, когда появились персональные компьютеры и специальные программы для обработки изображений, самостоятельно стал создать художественные изображения. Первые свои компьютерные картины он изготовил путем обработки цифровых фотографий.

Слайды 12.

Итак, тема урока: Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка графической информации».

Задачи урока:

1) обобщить и систематизировать знания о способах представления графической информации, о видах компьютерной графики;

2) научиться анализировать графические изображения и определять используемый вид графики;

3) сравнить характеристики растровых и векторных графических редакторов;

4) выполнить исследовательскую практическую работу на сравнение объемов файлов, выполненных в растровом (Paint) и векторном (OpenOffice.org Draw) графических редакторах;

5) проанализировать и оценить свою работу.

4. Актуализация опорных знаний.

Учитель:

Какие способы задания графических изображений вы знаете?

Обсуждение.

Слайд 13. Итак, существуют следующие способы задания графических изображений:

  • растровый

  • векторный

  • трехмерный

  • фрактальный

Причем растровый, векторный, фрактальный способы задания графических изображений относится к двумерной графике.

Слайд 14. На слайде показано растровое изображение.

Учитель:

Что характерно для формирования изображения в растровой графике?

Учащиеся:

Растровые изображения состоят из пикселей, поэтому при увеличении масштаба изображение становится похоже на мозаику, что и продемонстрировано на слайде.

Слайд 15. На слайде показано векторное графическое изображение.

Учитель:

Что характерно для формирования изображения в векторной графике?

Учащиеся:

Векторные изображения строятся из графических примитивов (линий, окружностей, прямоугольников и т.д.). Построенные изображения точные и при изменении масштаба качество их не теряется. Поэтому векторная графика используется для построения чертежей, схем, создания эмблем, иллюстраций.

Слайд 16. На данном слайде показано трехмерное изображение. Оно нарисовано, но за счет использования эффекта объёма создаётся иллюзия реально существующих объектов. Трехмерная графика нашла широкое применение в таких областях, как научные расчеты, инженерное проектирование, компьютерное моделирование физических объектов.

Слайд 17. Фрактальная графика основана на математических вычислениях. Базовым элементом фрактальной графики является фрактальный треугольник. Изображение строится по уравнению (или по системе уравнений).

5. Систематизация и обобщение основных понятий. Проверка уровня обученности.

Учитель:

Выполним следующие задания:

Задание 1: Необходимо определить, к какому виду графики относится изображение, представленное на слайде: векторному или растровому?

Учитель:

Давайте определим, к какому виду графики относится изображение: векторному или растровому? Разделимся на две группы. Каждая группа (учащиеся сами определяются с группой) на карточке отмечает вид графики, представленный на слайдах.


Сайды 19-25.

Учащиеся:

Смотрят слайды, заполняют карточку группы (см. Приложение 2)

Учитель:

Выберите, какая группа даст ответ о слайдах (номер на слайде) с растровым видом графики, а какая с векторным видом. Возможен случай, когда обе группы решили дать ответы об одном и том же виде графики. Слушаем одного учащегося от каждой группы. Сверяем с верными ответами, считаем результат (его заносим в карточку учащегося).

Учащиеся:

Дают ответы, сверяют, подсчитывают результат и вносят его в карточку учащегося (см. Приложение 3).

Сайды 26. Верные ответы:

Растровые: слайды 20, 21, 24, 25, 28, 30, 32, 33, 36

Векторные: слайды 19, 22, 23, 26, 27, 29, 31, 34, 35

Задание 2: Для проверки уровня обученности необходимо выполнить заполнение таблицы «Сравнительная характеристика растровой и векторной графики» (см. Приложение 1).

Учитель:

Давайте объясним причины деления графической информации на перечисленные виды. В каких случаях используется растровая, а в каких векторная графика? Выберите, какая группа даст ответ о растровом виде графики, а какая о векторном виде (группа, набравшая меньшее количество баллов при выполнении предыдущего задания – выбирает первой).

Ответы на каждый вопрос даем по очереди: одна группа (растровая графика), затем другая группа (векторная графика). Кроме того, участие в работе должен принять каждый, а, следовательно, внутри группы отвечаем по цепочке (т.е. каждый следующий вопрос отвечает очередной учащийся из группы). Если учащийся не может дать ответ – вопрос переходит к очередному учащемуся той же группы.

Слайд 37-39. На слайдах представлена таблицы «Сравнительная характеристика растровой и векторной графики» с закрытыми ответами на вопрос (см. Приложение 1).

Учащиеся:

Дают ответы, сверяют с предложенным ответом по таблице, набирают баллы и занося их в карточку учащегося.

Учитель:

Переходит от одного вопроса к другому, открывая верные ответы.

6. Применение учебного материала в знакомой и новой учебных ситуациях.

Практическая работа.

Слайд 40. Постановка проблемы к исследовательской практической работе (компьютерный практикум):

а) сравнить графические редакторы по трансформации изображений (созданные одинаковые рисунки в растровом и векторном редакторе – масштабировать и сравнить)

б) сравнить графические редакторы по форматам

в) сравнить графические редакторы по объему создаваемых в них файлов

Учитель: Предлагает выполнить практическую работу (см. Приложение 4).

7. Рефлексия деятельности на уроке.

Учитель:

Предлагает учащимся устное обсуждение того, что дала им работа на уроке, как работали (оценить свой вклад), свою активность, эффективность работы класса в целом, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

Учащиеся:

Высказываются друг за другом одним предложением самостоятельно выражая свои мысли или начиная фразу со слов, предложенных в Приложении 5.

8. Информация о домашнем задании.

Учитель:

Дает домашнее задание, инструктирует по его выполнению: подготовка к контрольной работе по теме «Обработка графической информации», повторить материал учебника §3.1-3.3.

Учащиеся:

Записывают домашнее задание.

9. Подведение итогов урока и выставление оценок.

Учитель:

Анализирует урок. Дает оценку деятельности учащихся.

Учащиеся:

Слушают, делают для себя вывод о своей деятельности.

3


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории информатика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ