Конспект урока по Информатике "Перевод чисел в позиционных системах счисления" 9 класс
Тема: «Перевод чисел в позиционных системах счисления».
Предмет: Информатика и ИКТ
Класс: 9
Тип урока: урок закрепления знаний
Учитель информатики и ИКТ: Поломарец Марина Александровна,
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
1.
Организационный момент
(2 минуты)
Приветствие учащихся. Отмечаются отсутствующие. Сообщается тема урока. Класс делится на 4 команды. Все задания команды выполняются одновременно: блиц-опрос; кроссворд «Римская система счисления»; рождение цветка; шифровка; магический квадрат; творческое задание, засчитывается балл той команде, которая быстрее всех правильно выполнит задание.
Задание 1. Блиц-опрос.
1. Что мы понимаем под системой счисления?
2. На какие группы делятся все системы счисления?
3. Приведите примеры позиционных и непозиционных систем счисления.
4. В чем принципиальная разница между позиционной и непозиционной системами счисления?
5. Какие цифры входят в алфавит десятичной системы счисления и двоичной системы счисления?
6. Может ли в качестве цифры использоваться символ буквы?
7. Какие символы входят в алфавит шестнадцатеричной системы счисления?
8. Как перевести число из двоичной системы счисления в десятичную?
Задание 2. Кроссворд «Римская система счисления» (приложение 1)
Ниже в таблицах в серых столбцах записаны порядковые номера чисел в кроссворде; в белых столбцах десятичные числа, которые следует записать в римской системе счисления, чтобы разгадать кроссворд. (см. приложение 1)
Задание 3. Рождение цветка. (Задание оценивается 5-ю баллами.)
Понаблюдаем за рождением цветка: сначала появился один листочек, затем второй … и вот распустился бутон. Постепенно подрастая, цветок показывает нам некоторое двоичное число. Если вы до конца проследите за ростом цветка, то узнаете, сколько дней ему понадобилось, чтобы вырасти.
Задание №4 Шифровка
1. Система счисления – это знаковая система, в которой числа записываются по определённым правилам с помощью символов некоторого алфавита, называемых цифрами
2. Позиционные и непозиционные
3. В алфавит десятичной системы счисления входят циры от 0 до 9, а в двоичной системе счисления только 0 и 1
4. В позиционных системах счисления вес каждой цифры изменяется в зависимости от ее положения (позиции) в последовательности цифр, изображающих число, а в непозиционных системах вес цифры не зависит от ее позиции в записи числа.
5. цифры от 0-9
6. Может, если это 16-ричная СС
7. цифры от 0-9 и буквы латинского алфавита от А до F
8. Путем расставления индексов сверху
9.
Дети работают с кроссвордом
По горизонтали: 1. LXXX; 3.DCCL; 5. DX; 7. XV; 8.XXXIX; 9.MI; 10. XL; 11. XCIV;13. XXVI; 15.CIX; 16.CCI; 18.MMI; 20.MMM; 22.MMCD; 24. CCIX; 26.CM; 27.CL; 28.DCCCLXX; 29/XC; 30. IX; 31.DCCC; 32.VIII
По вертикали: 1.LXXIX; 2.XXXIV;3/DCXXX; 4.LXXXI; 6.MXXVI; 12. CCC; 14. VII; 17.CXC; 19.MMC; 21. MDCCV; 22. MMMCD; 23.DCCXC; 24.CLXXV; 25.XCVII.
100100012=145 дней)
Что посеешь, то и пожнешь
Задание №5 «Магический квадрат»
Заполните магический квадрат цифрами в десятичной системе счисления:
1. 10002; 2. 00012; 3. 01102;
4. 00112; 5. 01012; 6. 01112;
7. 01002; 8. 10012; 9. 00102;
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Задание №6 Творческое задание
Постройте в координатной плоскости заданную фигуру по плану, предварительно осуществите перевод координат точек из двоичной системы счисления в десятичную
1) Постройте окружность с центром в точке (1010; 1010), радиусом 101;
2) Постройте точки и соедините их отрезками, закрасьте соответствующим цветом.
Синий (11; 111), (100; 1000), (101; 111), (100; 110).
Синий (111; 111), (1000; 1000), (1001; 111), (1000;110)
Красный (100; 100), (110; 11), (1000; 100)
Подведение итогов
Вы сегодня работали хорошо, справились с поставленной перед вами задачей, а также показали хорошие знания по теме «Перевод чисел в позиционных системах счисления». За работу на уроке вы получаете следующие оценки (объявляются оценки каждого ученика за работу на уроке).
Спасибо всем за хорошую работу. Молодцы!
Приложение 1
По горизонтали:
По вертикали:
Приложение 2
ЧТ
1
ТО
110
ИП
111
ОЖ
1000
ЕЕ
100
ШЬ
101
ОС
11
НЕ
1001
ШЬ
1010
ОП
10
![](/assets/6990c512/images/basic.png)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории информатика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ