Конспект урока по Информатике "Разработка программ на языке Turbo Pascal"
Урок. Разработка программ на языке Turbo Pascal.
Цель урока: 1. Повторить и обобщить знания, полученные по теме
“Алгоритм. Свойства алгоритма”. Контроль знаний.
2. И познакомить учащихся с основами написания программы на Turbo Pascal.
Задачи:
Образовательные: – повторение и контроль знаний по теме «Алгоритм и свойства алгоритмов.»,
- объяснение нового материала
- применение знаний на практике для углубления и расширения, ранее усвоенных знаний
- контроль за ходом изучения учебного материала и совершенствования знаний, умений и навыков по темам: алгоритм, свойства алгоритма, составление программ на Turbo Pascal,
Развивающие – развитие алгоритмического мышления,
Воспитательные – развитие познавательного интереса, организация деятельности.
 
Оборудование:
- Раздаточный материал (Тест для контроля знаний) 
- Компьютерная презентация «Разработка программ на языке Turbo Pascal» 
- Проектор, экран, компьютеры для учащихся. 
 
ХОД УРОКА.
- Организационный момент.(1 мин)Здравствуйте ребята. Тема сегодняшнего урока «Разработка программ на языке Turbo Pascal». Целью нашего урока является: познакомиться с основами написания программы на программе Паскаль и со структурой программы и применить полученные знания на практике. 
- Актуализация знаний.(4 мин) Тест из 5 вопросов. По окончанию теста на экран выводятся правильные ответы по которым ученики сами себя проверяют и сами себя оценивают. 
Вопросы:
- Алгоритм – это: 
- Понятное и точное предписание исполнителю выполнить последовательность команд; 
- Правила выполнения определённых действий; 
- Набор команд для компьютера; 
- Протокол вычислительной сети. 
- Что из перечисленного является алгоритмом: 
- Правила техники безопасности; 
- Инструкция по настройке каналов телевизора; 
- Список класса; 
- Стихотворение. 
- Алгоритм называется циклическим: 
- Если в нём присутствует конструкция если … то … иначе; 
- Если он представим в табличной форме; 
- Если его исполнение предполагает многократное повторение одних и тех же операций. 
- Алгоритм, в котором в зависимости от истинности условия выполняется одна или другая последовательность команд называется: 
- Линейным; 
- Циклическим; 
- Разветвляющимся; 
- Вспомогательным. 
- Как называется свойство алгоритма, соответствующее определению: «Команды алгоритма должны определять однозначное действие исполнителя»? 
- Понятность; 
- Дискретность; 
- Точность; 
- Результативность. 
- Изучение нового материала.(10 мин) 
Среди современных языков программирования одним из самых популярных является язык Паскаль. Этот язык разработан в 1971 году и назван в честь Блеза Паскаля – французского ученого, изобретателя механической вычислительной машины. Автор языка Паскаль – швейцарский профессор Никлаус Вирт. Программа на Паскале близка по своему виду и структуре к описанию алгоритма на Алгоритмическом языке.
Раздел описания переменных начинается со слова VAR (variables – переменные), за которым идет список имен однотипных переменных через запятую. Тип указывается после двоеточия. В стандарте языка Паскаль существует два числовых типа величин: вещественный (REAL) и целый (INTEGER). Идентификаторы (имена) переменных составляются из латинских букв и цифр, причем первым символом обязательно должна быть буква.
Раздел операторов – основная часть программы. Начало и конец раздела отмечаются служебными словами BEGIN (начало) и END (конец), которые являются операторными скобками. Между этими словами помещаются все команды алгоритма, записанные на языке Паскаль (операторы). Разделителем операторов является точка с запятой. Перед словом END точку с запятой можно не ставить. В самом конце программы ставится точка.
Ввод исходных данных с клавиатуры происходит по оператору READ или READLN ( читать ).Оператор READLN отличается от READ только тем, что после ввода данных курсор перемещается в начало новой строки. При выполнении команды ввода компьютер ожидает действий пользователя, который набирает на клавиатуре значения переменных в том порядке, в каком они указаны в списке, отделяя их друг от друга пробелами. Одновременно с набором данных они появляются на экране. В конце набора нажимается клавиша ВВОД (ENTER).
Арифметический оператор присваивания: слева - переменная, справа - арифметическое выражение, которое должно быть вычислено. Составной символ := читается как «присвоить». Сначала вычисляется арифметическое выражение, затем полученное значение присваивается переменной.
Вывод результатов происходит по WRITE или WRITELN ( писать ). Результаты выводятся на экран компьютера в порядке их перечисления в списке. Элементами списка вывода могут быть константы, переменные, выражения. Разница в выполнении операторов WRITE и WRITELN состоит в том, что после выполнения операции вывода по оператору WRITELN экранный курсор перемещается в начало новой строки, а по оператору WRITE этого не происходит.
Задача №1: разделить одну простую дробь на другую - получить результат.
Программа на языке Паскаль для вычисления результата деления одной простой дроби на другую является примером реализации линейного вычислительного алгоритма. Программа начинается с заголовка (служебное слово PROGRAM). За служебным словом следует произвольное имя, придуманное программистом. В конце заголовка ставится точка с запятой.
Раздел описания переменных, начинается со слова VAR, за которым следует список имен однотипных переменных через запятую. Идентификаторы переменных составляются из латинских букв и цифр (первый символ обязательно должен быть буквой. Тип указывается через двоеточие. В нашем примере все переменные имеют целый тип (INTEGER). В конце описания каждого типа необходимо ставить разделитель – точку с запятой.
По оператору READ (READLN) происходит ввод данных с клавиатуры. При выполнении команды ввода компьютер ожидает действий пользователя, который должен набрать на клавиатуре значения переменных в том порядке, в котором они указаны в списке, отделяя их друг от друга пробелами.
В данном разделе программы с помощью операторов присваивания организован процесс вычисления значений переменных m и n по исходным данным a, b, c, d, значения которых были предварительно введены в компьютер с клавиатуры.
Вывод результата на экран по оператору WRITE (WRITELN).На этом шаге производится вывод значения переменной m ( 5 ).
- Закрепление изученного материала(10 мин) 
Самостоятельная работа проверочного характера. Задача №2: По трем сторонам треугольника (a, b, c) вычислить площадь треугольника (S),используя формулу Герона. (На экран выводится задача и блок схема к ней).
- Итог.(4 мин) Целевой: Итак, ребята, сегодня мы с вами познакомились с языком программирования Turbo Pascal. Так же ознакомились со структурой программы, типами данных, операторами ввода и вывода. Рассмотрели решённую задачу и решили задачу №2 самостоятельно. 
Результативный: Вы все сегодня активно работали , решали задачу и отвечали на вопросы. Больше всех отличились (ФИО детей), им сегодня я предлагаю поставить пятёрки.
- Домашнее задание(1 мин). 
Построить блок схему для разветвляющегося алгоритма «Ввести с клавиатуры 2 числа и вывести наибольшее из них»
 
    Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории информатика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ