Конспект урока по Информатике "Робот LegoMindstorms NXT. Исполнитель алгоритмов" 6 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Бетюнская средняя общеобразовательная школа им. Н. Е. Иванова»
«Робот LegoMindstorms NXT. Исполнитель алгоритмов»
6 класс
Автор Семенова Светлана Андреевна,
учитель физики и информатики
МБОУ «Бетюнская СОШ им. Н.Е.Иванова»
Амгинского улуса
2014 г
Подробный конспект открытого урока
Ход урока (этапы)
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Планируемые УУД
Примечание
I этап. Организационный этап – 2 мин.
-Здравствуйте, ребята!
- Давайте познакомимся. Меня зовут Светлана Андреевна. Я – учитель физики и информатики Бетюнской школы нашего улуса.
- Я надеюсь, что вы сегодня на уроке узнаете много интересного, полезного и даже научитесь изобретать.
- Посмотрите перед вами лежат карточки. Здесь написаны слова: знаю – хочу узнать – узнал. В ходе урока здесь будете записывать свои действия.
- Здравствуйте!
Учащиеся знакомятся с карточкой самооценки:
знаю
хочу узнать
узнал
Коммуникативная: Культура приветствия.
Стратегия критического мышления «Знаю – хочу узнать – узнал» разработана в 1984 г. профессором из Чикаго Донной Огл. Цель – развитие рефлексивности в процессе познания.
II этап. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся – 5 мин.
- Прошу минуточку внимания! Все смотрим на экран (показываю фрагмент видеофильма о роботе). Это что или кто?
- Так, что же такое робот?
- Ещё каких роботов вы знаете?
- Каких роботов используют в жизни, в быту?
- Молодцы! Давайте вспомним их
- Для чего нужны роботы? Зачем человек их изобретает?
(можно дополнить нижеследующей информацией)
Существует несколько разновидностей роботов и для каждого из них имеется своё определение:
В аптеках Шанхая работают роботы-фармацевты. Надо просто нажать на сенсорный экран с описанием симптомов, и робот поставит диагноз и даст необходимые рекомендации. Дальше остается только предложить автомату купюру, и лекарство можно забирать.
Роботы-санитары. Работают в некоторых британских больницах. Роботы производит сухую и влажную уборку, сами выбрасывают мусор, заправляются чистящими средствами и подзаряжаются. В отличие от живых уборщиц, роботы никогда не бубнят под нос и отличаются доброжелательным отношением к окружающим. Встретив кого-то на своем пути, они извиняются и докладывают, чем они сейчас заняты.
В Южной Корее сконструировали сторожевого робопса для охраны частных усадеб. Пес весит 40 кг, в его нос встроена фотокамера, а в корпусе имеется сотовый телефон, который немедленно посылает сигнал хозяину в случае обнаружения опасности. В критических случаях робот способен сам вызвать полицию.
Робот-фотограф. Его называют «стоп-кадр» и используют для фотографирования людей на вечеринках и других мероприятиях. Робот сам выбирает оптимальный ракурс и наводит объектив на лица. Как правило, 90 процентов снимков, сделанных роботом, оказываются удачными.
Японский семейный робот. Он запоминает до 7 членов семьи и распознает их по лицам или голосу. Словарный запас – 65 тыс. фраз и 1000 отдельных слов. Он держит в памяти привычки каждого члена семьи и пытается находить к каждому подход. Он краснеет в ответ на шутку и бледнеет в замешательстве.
И еще одно изобретения японцев - Рободансер. Робот-танцор способен попеременно выдавать диско, панк, фанк, рок, хипхоп, брэйк и т.д.
- Да, роботы очень актуальны в наше время. С каждым годом жизнь становится автоматизированной. А на вопросы, способны ли роботы заменить людей, со временем ответит каждый человек сам для себя.
- Как вы думаете какие роботы еще существуют?
- Что же такое робототехника?
Как вы думаете какие роботы еще существуют?
- Как называются специалисты, создающие роботов?
- А теперь давайте познакомимся с профессией «Инженер-робототехник» (показываю слайд «О профессии инженера-робототехника»).
- А раньше из вас кто-нибудь занимался конструированием и программированием роботов?
- А вы сами хотите управлять роботами?
- С помощью чего мы их заставляем их двигаться?
- Сегодня мы с вами своими руками спроектируем роботы. Для этого нам нужно усвоить некоторые теоретические понятия, ознакомиться с констуктором LEGO Mindstorms NXT и научиться составлять простейший алгоритм.
- Берем карточки самооценки и заполняем столбец «Знаю». Пишем то, что знаем, это – робот, робототехника.
- Это робот ………………………
- Робот – это универсальный автомат, позволяющий выполнять механические действия.
(перечисляют известные им роботы)
Варианты ответов:
- Сегодня роботы используются для запуска спутников и поездки на другой планете в целом. Робот в настоящее время запущен на Марс для изучения планеты.
- Использование роботов позволяет облегчить или вовсе заменить человеческий труд на производстве, в строительстве, при рутинной работе, при работе с тяжёлыми грузами, вредными материалами, а также в других тяжёлых или небезопасных для человека условиях.
-Робототехника (сам робот) фактически управляет компьютером именно созданной программой, в которой следует конкретный набор инструкций, и робот выполняет их так, как они определены в программе.
- инженеры-робототехники
- здесь ребята соревнуются.
-да, нет.
-да!
С помощью программы, алгоритмов
Записывают:
знаю
хочу узнать
узнал (научился)
Робот
Робототехника
Познавательная: Знакомство с профессией инженера-робототехника.
Коммуникативная:
Привитие культуры общения посредством участия в учебном диалоге.
Регулятивная:
Принимать учебную задачу, ее конечную цель.
Личностная:
Формирование мировоззренческого взгляда на науку и жизнь. Расширение технического кругозора.
Воспитание спортивного духа.
Приём «Мозговой штурм» - фаза вызова: используется с целью актуализации опорных знаний и жизненного опыта обучающихся, а также для пробуждения интереса к изучению новой темы.
III этап. Актуализация системы знаний, умений и навыков учащихся, необходимых для восприятия и осмысления нового материала, в т.ч. первичная проверка понимания
– 10 мин.
- Скажите мне, ребята, а кем являются эти роботы?
- Правильно. А что они исполняют?
- А теперь давайте посмотрим, что такое алгоритм и исполнитель. (Слайд 1)
- Прошу (имя, например Ваня) выходи перед классом и выбери одну карточку действий. (В карточке записаны действия «Утренняя процедура», «Утренняя зарядка», «Обед» и.т.д.)
Ваня будет показывать действия с помощью движения тела, мимикой, а вы все будете угадывать, что он показывает.
- Что делает Ваня? (Утренняя процедура)
- Как называется пошаговое выполнение этого действия?
- Какой вид алгоритма?
- Теперь беру конфету и вызываю одного ученика перед классом. Только это учебное задание, все смотрим на (имя)
- Далее познакомимся с нашим роботом смотрим на экран (Слайд 2)
- Теперь давайте начнем самый интересный часть урока.
Открываем книжку инструкций и начинаем конструировать роботов.
Затем запрограммируем роботов при помощи специальной программы на компьютере, чтобы он мог выполнять команды.
- Попробуем в специальной программе составить алгоритм, который они будут исполнять с помощью вот таких команд:
Датчики касания, звука, освещенности, расстояния, кнопки NXT, оборотов, таймер, сообщение, температуры
Движение, писать/играть, звук, экран, ожидание, цикл, переключатель
Блок NXT
Датчик звука NXT
Датчик расстояния NXT
Датчик освещенностиNXT
Датчик касания NXT
Двигатель-тахометр NXT
- Исполнителями.
- А исполняют они алгоритмы, записанные на языках программирования.
Просыпается, одевается, чистит зубы, завтракает, идет в школу…
Алгоритм
Циклический
Берет конфету на руки, раскрывает фантик, пробует конфету…
Начинают конструирование роботов по инструкции, обучающиеся могут творчески придумать новых роботов.
Заполняют карточку:
знаю
хочу узнать
узнал (научился)
Робот
Робототехника
Алгоритм
Исполнитель
Свойства алгоритма
Конструктор LEGO Mindstorms NXT
Графический язык программирования
Познавательная:
Усвоение информации со слов учителя, с презентации, с учебника:
1)Усвоение понятий «алгоритм», «исполнитель», «свойства алгоритма».
2)Ознакомление:
- с основными деталями конструктора LEGO(шестеренки, оси, штифты, балки и втулки и др.);
- с видами подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
- с компьютерной средой, включающей в себя графический язык программирования;
- составление простейших алгоритмов в среде LEGO Mindstorms NXT.
Коммуникативная:
Устное высказывание в виде ответа на задание.
Регулятивная:
Систематизировать и обобщить знания по теме «Алгоритмы» для успешной реализации алгоритма работы собранного робота.
Личностная:
Находить нужную информацию в учебнике.
Выделять главное в тексте.
IV этап. Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации в ее творческом применении по образцу и решения проблемных задач
Практическая работа: разработка алгоритма для робота – 23 мин.
Проведем практическую работу «Разработка алгоритма для робота»
Составляют произвольно алгоритм движения собственных роботов в программе Programming Mindstorms NXT 2.0.
Познавательная:
Создание собственного робота, умение программировать с помощью LEGO Mindstorms NXT.
Коммуникативная:
Развить коммуникативные умения при работе в группе или команде.
Включаться в коллективное обсуждение проблем.
Регулятивная:
Соблюдать правила безопасной работы.
Планировать ход выполнения задания.
Научиться программировать роботов с помощью программы NXT 2.0 Programming
Корректировать программу при необходимости.
Личностная:
Развитие памяти и мышления, информационной культуры,мотивация к изучению робототехники на старших классах. Самостоятельное решение технических задач в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль).
V этап.
Подведение итогов урока (контроль усвоения, обсуждения допущенных ошибок и их коррекция).
Рефлексия – 5 мин.
- Итак, ребята, давайте подведем итоги нашей работы. Какие виды алгоритмов мы с вами сегодня рассмотрели на практике?
- Что показалось вам сегодня трудным?
Домашнее задание:
Линейные, циклические…
Познавательная:
Экспериментальное исследование.
Коммуникативная:
Излагать логически правильно действие своей модели.
Демонстрировать технические возможности робота.
Регулятивная:
Самооценка своей деятельности по методике критического мышления.
Личностная:
Умение работать со справочной и дополнительной литературой, находить и изучать нужную информацию в интернете.
Стратегия критического мышления «Знаю – хочу узнать – узнал».

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории информатика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ