Конспект урока по Информатике "Табличная форма представления информации" 5 класс
5 класс
Раздел «Информация вокруг нас»
Тема урока «Табличная форма представления информации»
Цели урока:
акцентировать внимание учащихся на достоинствах и недостатках текстовой формы представления информации;
Научиться представлять информацию в виде таблицы
дать представление о таблице как удобной форме структурирования текстовой информации, о структурных её элементах;
научить создавать таблицы в текстовом процессоре и заполнять их информацией.
развивающие:
развитие у учащихся умений и навыков самостоятельной работы, исследовательской деятельности;
развитие умений выделять главное, логически и абстрактно мыслить;
развитие системного и логического мышления, внимательности;
воспитательные:
развитие познавательного интереса учащихся, повышение мотивации учащихся;
достижение сознательного усвоения материала учащимися;
развитие уверенности в собственных силах;
формирование чувства коллективизма и здорового соперничества;
работа над повышением грамотности устной речи.
Обогащение словарного запаса.
Оборудование:
- кабинет информатики, оснащенный ПК;
- мультимедиа проектор;
- доска под мел.
Организационный момент:
- Здравствуйте, ребята! Правильно урок информатики и кабинет информатики. Что мы должны помнить в кабинете информатики? Правильно правила техники безопасности. Сейчас каждый называет правило и садится.
2. Повторяем клавиатуру
Ребята, давайте вспомним клавиши их название и назначение. Игра «Помоги муравьишкам».
3. Создание проблемной ситуации:
Что изучает информатика? В виде чего представлена информация
Прочитайте текст.
Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
Об оценках скольких учеников идет речь в тексте?
По каким предметам приведены оценки?
Сколько учеников имеют только отличные оценки ?
Сколько учеников имеет 4 и по математике и по информатике?
Сколько учеников имеет 5 и по математике и по информатике?
- Молодцы! Но чтобы правильно ответить на вопросы вам пришлось несколько раз перечитать текст. Какие трудности возникли у вас?
- Получается, что текстовая информация обладает и недостатками.
- В чем они проявляются?
Поиск ответов в тексте занимает достаточно много времени. Чтобы правильно ответить на вопросы, приходится не один раз перечитывать внимательно текст.
- Теперь посмотрите на ту же информацию, представленную в другом виде.
В чем разница представления информации в 1 (текст) и в этом случае?
1 – текст
2- таблица
Подумайте и скажите в каком из случаев работать с информацией удобно?
Почему удобно?
- наглядно, просто, красиво.
Итог таблица простая удобная форма представления информации – 3 слайд.
Назовите тему урока.
Таблицы.
Объяснение новой темы (использование презентации)
Откроем тетради, запишем тему урока «Таблицы».
У каждого урока есть свои цели. Давайте определим цели нашего урока.
1.Научиться представлять информацию в виде таблицы.
2.Научиться создавать таблицы с помощью компьютера и заполнять их информацией.
- давайте подумаем и приведём примеры: где и когда вы встречались с таблицами
( расписание уроков, календарь, таблица умножения, вышивание крестиком, вязание программа ТВ, игры, отчеты, квитанции).4-12слайды
В школе вы часто работаете с таблицами. Давайте познакомимся с её основными элементами. Таблица состоит из строк и столбцов. 13 слайд
Таблица, по усмотрению, может иметь заголовок, который пишется по центру с большой буквы, точка не ставится.
5.Работаем с элементами таблицы 14-17слайды
Физминутка
Ребята давайте вернемся к целям нашего урока. Мы все выполнили?
Сейчас главное
6. Создание таблиц на экране компьютера
Алгоритм
С начала показ презентации19-21слайды
Запись в тетради
1 –вставка – таблица
2- вставить таблицу
3- Столбцы, строки
Итак , Сколько этапов в алгоритме создания таблицы
Показываю сама в документе Word
Вызываю ученика
7.Домашнее задание.
8.Практическая работа (Приложение 5)
Сейчас вам предстоит выполнить практическую работу и создать таблицу, используя ПК. Помните, что при выполнении работы за ПК вы должны соблюдать правила безопасности и при появлении необычного звука, запаха сообщить об этом преподавателю. Что открываем?
Папку «мои документы» « 5 класс»
...
Каждый из вас справился с заданием.
9. Итог урока
- С какой формой представления информации вы познакомились на уроке?
- Какие преимущества имеет данная форма представления?
- Чему научились и что узнали нового вы на уроке?
Данные, представленные в табличной форме, отличаются наглядностью. Таблицы всегда были неотъемлемой частью печатной документации, а в последнее время и эффективным средством оформления Web-страниц Интернета.
Выставление оценок за работу на уроке.
Используемая литература
1. Босова, А. Уроки информатики в 5-7 классах / А. Босова, Л. Босова. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2008.
3. Босова, Л. Учебник для 5 класса / Л. Босова. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2006. - 3 с.
4. Босова Л. Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008
5. Л.Л. Босова, Ю.А. Босова, Ю.Г. Коломенская «Занимательные задачи по информатике», М.: Бином. Лаборатория знаний, 2006.
6. О.Б. Богомолова, А.В. Васильев «Обработка текстовой информации», практикум
7. М.С. Цветкова, О.Н. Масленикова «Практические задания с использованием информационных технологий», 5-6 классы, факультативный практикум
8. Горячев, А.В. Информатика в играх и задачах, пятый класс/ А.В. Горячев, Н.И. Суворова, Т.Ю. Спиридонова. -М.: Баласс, 2001. - 3 с.
9. Кушниренко, А. 12 лекций о том, для чего нужен школьный курс информатики и как его преподавать / А. Кушниренко, Г. Лебедев. - М.: Лаборатория базовых знаний, 2000. - 39 с.
10. http://festival.1september.ru/index.php?numb_artic=419684
11. Игра Л.В. Ровнягиной «Лабиринт Помогите друзьм!»
Приложение 1
Тест по теме «Текстовая информация»» 5 класс
Вариант 1
1. Текстовый редактор – программа, предназначенная для:
а) работы с изображениями; в) управления устройствами компьютера;
б) работы с текстом; г) сохранения звуковой информации.
2. Выберите действие относящееся к форматированию текста:
а) исправление ошибок; б) поиск и замена слов в тексте;
в) изменение размера шрифта; г) проверка орфографии.
3. Основное устройство ввода текстовой информации:
а) клавиатура; б) монитор;
в) принтер; г) микрофон.
4. Для фиксации режима ввода заглавных букв служит клавиша:
а) Ctrl; б) Delete; в) Num Lock; г) Caps Lock
5. Назначение клавиши BS:
а) удаляет символ слева от курсора;
б) удаляет символ справа от курсора;
в) перемещает курсор на несколько позиций влево;
г) служит для ввода прописных букв.
6. Примером текстовой информации может служить:
а) иллюстрация в книге; б) музыкальное произведение;
в) таблица умножения; г) правило правописания ЧА, ЩА.
7. Укажите лишнее:
а) символ; б) абзац;
в) меню; г) предложение.
8. Какая из кнопок, приведет к закрытию окна текстового документа?
а А _
) б) в) г)
9. Какой элемент окна текстового процессора позволяет просматривать документ, не помещающийся на экране компьютера
а) строка заголовка; б) строка меню;
в) полоса прокрутки; г) линейка.
10. К какой группе клавиш относится клавиша Enter?
а) алфавитно-цифровая; б) функциональная;
в) служебная; г) клавиша перемещения курсора.
Тест по теме «Текстовая информация»» 5 класс
Вариант 2
1. Текстовый процессор– программа предназначенная для:
а) работы с изображениями; б) сохранения звуковой информации;
в) управления устройствами компьютера; г) работы с текстом.
2. Выберите действие относящееся к редактированию текста:
а) исправление опечаток; б) изменение начертания букв;
в) изменение размера шрифта; г) выравнивание текста.
3. Основное устройство вывода текстовой информации:
а) клавиатура; б) монитор; в) колонки; г) сканер.
4. Клавиша, удаляющая символ, стоящий справа от курсора:
а) Ctrl; б) Delete; в) Num Lock; г) Caps Lock
5. Назначение клавиши Caps Lock:
а) удаляет символ слева от курсора;
б) удаляет символ справа от курсора;
в) перемещает курсор на несколько позиций влево;
г) фиксирует режим ввода заглавных букв.
6. Примером текстовой информации может служить:
а) рассказ друга по телефону;
б) рецепт блюда из кулинарной книги;
в) знак дорожного движения;
г) мультфильм.
7. Укажите лиший:
а) строка заголовка; б) полоса прокрутки;
в) строка меню; г) абзац.
8. Какая из кнопок, позволит свернуть окно текстового документа в кнопку на Панели задач?
а А _
) б) в) г)
9. Какой элемент окна текстового документа содержит его название?
а) строка заголовка; б) строка меню;
в) полоса прокрутки; г) панель инструментов.
10. К служебным клавишам относятся?
а) А, Б, В, Г… б) 1, 2, 3, 4, …
в) F1, F2, F3,... г) Ctrl, Num Lock, Delete, Caps Lock…
Ключ теста
-
1 вариант
2 вариант
1
Б
1
Г
2
В
2
А
3
А
3
Б
4
Г
4
Б
5
А
5
Г
6
Г
6
Б
7
В
7
Г
8
А
8
В
9
В
9
А
10
В
10
Г
Приложение 2
Успеваемость учащихся 5 классов МОУ «СОШ№12»
за 1 семестр 2007-2008 учебного года
В 5а классе один отличник. На «4» и «5» обучаются в 5а классе – 13 учащихся, а в 5б – 4 ученика. В 5в отличников нет. В 5а ни у одного учащегося нет двойки за семестр. Тройки за семестр имеют 13 учащихся 5 а класса. В 5в классе один отличник. В 5г классе ни у одного учащегося нет двойки за семестр. На «4» и «5» обучаются в 5в классе – 6 учащихся. В 5б классе нет отличников. В 5в и 5б классах нет двоечников. Тройки за семестр имеют 18 учащихся 5 б класса, и 20 учащихся 5в класса. На «4» и «5» обучаются в 5г классе – 19 учащихся. В 5в классе нет отличников. В 5г классе 6 учащихся имеют тройки за семестр.
_______________________________________________________
Успеваемость учащихся 5 классов МОУ «СОШ№12»
за 1 семестр 2007-2008 учебного года
В 5а классе один отличник. На «4» и «5» обучаются в 5а классе – 13 учащихся, а в 5б – 4 ученика. В 5в отличников нет. В 5а ни у одного учащегося нет двойки за семестр. Тройки за семестр имеют 13 учащихся 5 а класса. В 5в классе один отличник. В 5г классе ни у одного учащегося нет двойки за семестр. На «4» и «5» обучаются в 5в классе – 6 учащихся. В 5б классе нет отличников. В 5в и 5б классах нет двоечников. Тройки за семестр имеют 18 учащихся 5 б класса, и 20 учащихся 5в класса. На «4» и «5» обучаются в 5г классе – 19 учащихся. В 5в классе нет отличников. В 5г классе 6 учащихся имеют тройки за семестр.
_____________________________________________________
Успеваемость учащихся 5 классов МОУ «СОШ№12»
за 1 семестр 2007-2008 учебного года
В 5а классе один отличник. На «4» и «5» обучаются в 5а классе – 13 учащихся, а в 5б – 4 ученика. В 5в отличников нет. В 5а ни у одного учащегося нет двойки за семестр. Тройки за семестр имеют 13 учащихся 5 а класса. В 5в классе один отличник. В 5г классе ни у одного учащегося нет двойки за семестр. На «4» и «5» обучаются в 5в классе – 6 учащихся. В 5б классе нет отличников. В 5в и 5б классах нет двоечников. Тройки за семестр имеют 18 учащихся 5 б класса, и 20 учащихся 5в класса. На «4» и «5» обучаются в 5г классе – 19 учащихся. В 5г классе 6 учащихся имеют тройки за семестр
Приложение 3
ГОЛОВКА ТАБЛИЦЫ
БОКОВИК
СТРОКИ
СТРОКИ
ГРАФЫ
____________________________________
ГОЛОВКА ТАБЛИЦЫ
БОКОВИК
СТРОКИ
ГРАФЫ
Приложение 4
Класс
На «5»
На «4»и«5»
Имеют «3»
Имеют «2»
5 а
1
13
13
-
5 б
-
4
18
-
5 в
1
6
20
-
5 г
-
19
6
-
____________________________________
Класс
На «5»
На «4»и«5»
Имеют «3»
Имеют «2»
5 а
1
13
13
-
5 б
-
4
18
-
5 в
1
6
20
-
5 г
-
19
6
-
Приложение 5
Практическая работа «Создание таблиц»
В 2006 году в школе обучалось. Всего 926 учащихся, а в 2007 году – 972. Здоровых среди учащихся в 2006 году было 92 человека, в 2007 году – 38. Заболевания ЖКТ (желудочно-кишечного тракта) наблюдались у 92 учащихся школы в 2006году, у 101 учащегося в 2007 году. В 2006 году случаев ОРВИ (острая респираторная вирусная инфекция) среди учащихся школы - 720, в 2007 году – 780. Миомия (нарушение зрения) выявлена у 170 учащихся в 2006 году и у 370 учащихся в 2007 году.
1. На Рабочем столе найдите папку «5-6 класс».
2. Откройте текстовый файл Практическая работа Таблица.
3. Поставьте курсор в конце текста и создайте таблицу, состоящую из 6 строк и 3 столбцов.
2. Заполните таблицу, копируя фрагменты текста в ячейки таблицы.
3. Проанализируйте данные таблицы и ответьте на вопросы:
а) Какое из заболеваний наиболее распространено среди учащихся?
б) Резкое увеличение случаев какого заболевания наблюдается у учащихся школы?
![](/assets/6990c512/images/basic.png)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории информатика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ