Конспект урока по Информатике "Условный оператор в Паскале" 9 класс
Бурдастых Лариса Михайловна МБОУ «СОШ №14» Приморский край г. Находка
Урок по информатике в 9 классе
по теме "Условный оператор в Паскале"
Тип урока: Урок объяснения нового материала и первичного закрепления знаний.
Форма работы: Фронтальная, индивидуальная, самостоятельная.
Методы: Объяснительно-иллюстративный, словесный (беседа), практическая работа, применение здоровье сберегающих технологий.
Оборудование: мультимедийный проектор, персональные компьютеры для учителя и учащихся, интерактивная доска.
Программное обеспечение: презентация к уроку.
Цели урока:
Научить реализовывать ветвления в Паскале с помощью оператора If…then…else.
Развивать память, внимание, мышление.
Задачи урока:
Познавательная
Формировать навыки и умения составления программ с использованием условного оператора.
Развивающая
Учить строить аналогии, связывать материал с полученными в других ситуациях знаниями, выделять главное, ставить и решать проблемы; развитие навыков аналитического и логического мышления.
Воспитательная
Воспитывать аккуратность, внимательность, дисциплинированность.
Оздоровительная
Соблюдать допустимое количество времени работы за компьютерами учениками 9 класса (не более 30 мин); следить за сменой видов учебной деятельности учащихся на уроке; следить за правильной посадкой учащихся за партами и на рабочем месте во время работы с компьютером (спина прямая, расстояние до экрана монитора 60–70 см. и т.д.)
Ход урока
Организационный момент.
– Здравствуйте ребята. Я рада видеть вас.
Актуализация знаний.
Предлагаю вам разминку для ума и для повторения. (Слайд 2). Расположите в правильном порядке строки программы. (Один ученик выходит к доске и перетаскивает строки программы в нужном порядке, остальные ребята проверяют правильность выполнения задания)
Мотивация изучения темы урока.
Решим задачу. Составить программу, которая будет запрашивать возраст Маши, возраст Саши и выводить на экран фразу «Маша старше Саши» или «Саша старше Маши» (предполагаем, что кто-нибудь из них обязательно старше).
-Что мы должны сделать для решения задачи?
Ученики - Сравнить возраст Маши и Саши .
-А как это записать в программе?
Объяснение нового материала.
Тема урока: «Условный оператор». (Слайд 4)
Условный оператор помогает нам осуществить «ветвление» программы, т.е. передать управление по условию.
Условный оператор имеет вид :
IF условие THEN <операторы1> ELSE <операторы 2>
Если условие истинно, то выполняется <операторы1>, в противном случае -<операторы 2>.
Разветвляющимся алгоритмам отвечают 2 структуры:(Слайд 5)
ПОЛНАЯ. При выполнении УСЛОВИЯ выполняется один блок действий, а при невыполнении – другой блок.
НЕПОЛНАЯ, которая начинается с вопроса-УСЛОВИЯ, имеющая вариант ответа ДА, по которому выполняется некоторый ОПЕРАТОР, а веточка НЕТ отсутствует.
Полная форма записи оператора:
IF условие THEN оператор1ELSE оператор2;
Краткая форма записи оператора:
IF условие THEN оператор;
Это мы запишем в тетради.
Полная форма соответствует полному ветвлению, а неполная форма – неполному ветвлению в алгоритмах.
Запомните! Перед служебным словом ELSE знак ; не ставится.
Построим блок-схему для нашей задачи о возрасте детей. (Слайд 6)
Рассмотрим фрагмент программы на Паскале. (Слайд 7)
Закрепление материала.
Решим задачу. Дан фрагмент программы, найдите значение переменных X и Y
X:=21;
Y:= 32;
IF X>Y THEN X:=X*Y ELSE Y:=Y+X;
Прежде хочу напомнить, что переменная величина в понимании информатики – это ячейка памяти, которая имеет свое имя и текущее значение. В результате выполнения оператора X:= 21; значение ячейки с именем X станет равным 21. Ребята, подскажите, что получится в результате выполнения команды Y := 32? Какое значение получат переменные X ,Y после выполнения условного оператора?
Ученики X=21, Y=53
(Слайд 8)А теперь займем места за компьютерами, запустим программу PascalABC и попробуем решить задачу. Вычислить значение функции
Составим алгоритм решения совместно, а затем вы наберете текст программы, отладите ее и проверите, как она работает.
(Слайд 9) Решим следующую задачу: Написать программу, проверяющую, принадлежит ли число, введенное с клавиатуры интервалу (0;5)
Рассмотрим интервал на рисунке
Запишем неравенство А теперь запишем это неравенство в виде логического выражения на математическом языке X>0 И X<5 и на языке программирования IF (X>0) AND (X<5)/
Составим блок-схему (Слайд 13)
Запишем программу на языке программирования Pascal (Слайд 14)
PROGRAM FUNCZIY;
VAR X:INTEGER;
BEGIN
WRITELN (‘Введите число’);
READLN (X);
IF (X>0) AND (X<5)
THEN WRITELN (‘Число принадлежит промежутку’)
ELSE WRITELN (‘Число не принадлежит промежутку’);
END.
Самостоятельная работа.(Слайд 15)
Запишите условный оператор, в котором значение переменной вычисляется по формуле: a+b, если а- нечетное и a*b если а- четное.
Если у вас возникли трудности при составлении программы, можете воспользоваться подсказкой на доске.
Рефлексия. (Слайд 16)
Расположите элементы условного оператора. (Один ученик выходит к доске и перетаскивает строки условного оператора в нужном порядке, остальные ребята проверяют правильность выполнения задания)
Отметим самые важные моменты сегодняшней темы:
Как реализуется алгоритм с ветвлением в Паскале?
Как записывается оператор ветвления в Паскале?
Что представляет собой полное ветвление(неполное) в Паскале?
Д/з(Слайд 17)
Объяснение Д/з
Вопросы учеников.
Ответы на вопросы учащихся.
Итог урока.
Подведение итога урока. Выставление оценок.
(Слайд 18)Спасибо за урок. До свидания, ребята!
Список литературы.
Семакин И.Г., Л.А. Залогова и др Информатика и ИКТ – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010
Чернов А.А. Конспекты уроков информатики в 9-11 классах. Практикум по программированию – Волгоград: Изд. Учитель, 2004
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории информатика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ