Конспект урока по информатике в 3 классе «Множество, отношения на множестве. Отрицание»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №2 ст.Архонская"
Конспект урока по информатике
в 3 классе
«Множество, отношения на множестве. Отрицание»
подготовила
учитель математики
Кальянова Марина Тазретовна
Ст. Архонская 2013
Цели: закрепить знания учащихся о множествах и отношениях на множестве; способствовать глубокому усвоению знаний о высказываниях (составные, отрицание, истинность высказывания); закрепить знания о графах, способах их построения и выражаемых ими отношениях; формировать элементы формальной логики; развивать логическое мышление, внимание, образное восприятие, навыки обобщения и систематизации; воспитывать умение взаимодействовать с другими людьми, стремление помогать товарищам, ответственность.
Оборудование: письмо доброй феи, презентация.
Ход урока
Организация работы.
«Фея сказочного леса». (слайд 2)
Ребята, сегодня почтальон принес в школу письмо, на котором написано: школа № 2, 3 А. Как вы думаете, кому это письмо?
Давайте посмотрим, что в нем написано:
Дорогие ребята, я, Добрая фея, улетела по делам в тридевятое королевство. В моем сказочном лесу живет очень много обитателей: мышек, зверей, птиц, сказочных существ. Прошу вас, проследите, чтобы все в лесу было в порядке, все жили дружно. Я не могла оставить вам волшебную палочку, но уверена, что вы сможете справиться, используя свои знания.
- Итак, ребята, сегодня нам предстоит сложная задача - следить за порядком в лесу.
II. Закрепление материала.
1.Множества.
- Ребята, недолго нам пришлось ждать, а вот к нам и первые посетители - Мышата.(слайд 3)
- У каждого мышонка много родственников. Они собрались вместе, чтобы узнать, кто кому родственник. А узнать это просто: нужно разделить их на множества, те мышата, которые окажутся в пересечении и есть родственники.
Один ученик у доски рисует множества в виде фигур.
А чем у нас отличаются мышата? (Цветом футболок, на одних есть кружки, па других нет, есть чулочки или нет.)
В какое множество войдут все мышата? (Мышей.)
- Какие еще множества вы можете выделить? (Мышат в темно-серых футболках, мышат в светлых футболках.)
Пересекаются ли эти множества? (Нет.) Как мы их обозначим?
Назовите другие множества. (Мышат в футболках в горошек.)
Как мы нарисуем это множество? (Оно пересекается с множеством темно-серых и светло-серых футболок.)
Есть еще отличительные признаки? (Полосатые чулочки.) Это множество пересекается с каким-нибудь другим? (Полностью входит в множество мышат в темно-серых футболках.) Как это можно обозначить?
Рассмотрите наш рисунок. Какие же мышата не родственники?
Спасибо вам, ребятки,
Услуги не забудем.
Пускай не все мы братья,
Дружить все вместе будем.
2. О т н о ш е н и я множеств. (слайд 4)
- Посмотрите, кто еще стучится в дверь Доброй феи? Это маленькая
Русалка. Ей тоже нужна наша помощь.
Ах, ребята, очень стыдно:
Двойку в школе получила.
Наш учитель понял сразу: Множества я не учила.
Помогите разобраться
В этих знаках непонятных.
Получить хотя б 4
Было б очень мне приятно.
- А что же это за знаки?
- Ребята, я сейчас буду показывать вам знаки, а вы должны придумать множества, соответствующие рисунку и назвать выделенное отношение.
(По одному.)
- Какие отношения были показаны? (Объединение, пересечение,
дополнение, непересекающиеся множества.)
3. Высказывание. Отрицание и составное высказывание. Истинность высказывания. (слайд 5)
Я решила постараться
и совсем исправиться.
Может, доброй и простой быть
и мне понравится.
Лисичка нарисовала на конкурс 4 рисунка. Однако отправить нужно только один, самый правильный.
Как же это определить? Нужно заполнить таблицу истинности для этих рисунков и найти тот, для которого все высказывания истинны.
А вот и рисунки:
-
Высказывание
№1
№2
№3
На столе 3 яблока.
да
да
да
В кувшине НЕТ цветка.
да
да
нет
В графине налита вода ИЛИ компот.
да
да
да
На столе лежит ветка И цветок.
да
нет
да
Скатерть на столе белая ИЛИ в горошек.
да
нет
да
- Рассмотрите рисунки. Прочитайте первое высказывание. Истинно ли оно для первого высказывания? Почему?
Истинно оно для второго и третьего высказываний? Как вы определили? (Посмотрели рисунок, если это действительно так, то это высказывание истинно, есть нет - ложное.)
Прочитаем второе высказывание. Как его можно назвать? (Это - отрицание.) Как определить его истинность? (Если щетка действительно нет, то оно истинное, если есть - ложное.)
Это высказывание истинно для всех рисунков? (Нет, оно ложное для рисунка № 3, так как па нем цветок в кувшине есть.)
Прочитайте третье высказывание. В чем его особенность? (Это - составное высказывание со связкой ИЛИ.)
Как определить истинность такого высказывания? (Оно истинно, если хотя бы одно из высказываний истинно.)
Определите его истинность для всех рисунков. (Г/q одному человеку к каждому рисунку.)
В чем особенность следующего высказывания? (Составное со связкой И.) Как определить его истинность? (Если оба высказывания истинны, то истинно и составное высказывание.)
Определите самостоятельно истинность последнего высказывания относительно рисунков.
Итак, ребята, таблицу истинности для всех рисунков мы заполнили. Какой можно сделать вывод?
Правильный рисунок - № 1, так как только для него все эти высказывания истинны.
4.Построение графа.(слайд6)
- Следующее паше дело в качестве Доброй феи потребует от вас знания графов. Какие части есть у графа? (Вершины и ребра.)
Нам 1гужпо построить граф, который поможет Красной Шапочке не попасть в лапы к Волку.
Откроем шкатулку Доброй феи, здесь есть описание этого пути:
Выйти нужно от опушки, А потом идти к ручью.
Подойти к пустой избушке,
Дать ежам по калачу.
Перейти через мосточек,
Обойти старинный дуб.
Сквозь болото, через кочки
Пробеги скорее, друг.
А в лесу стоит береза,
Там под ней медведь живет.
Дай медведю ты ватрушку,
Отведет тебя к избушке
Твоей бабушки-старушки.
Учитель читает путь целиком, а затем по описанию одного пункта. Ученики по одному отмечают путь Красной Шапочки. (слайд 7)
Назовите вершины, которые являются пунктами пути Красной Шапочки.
Назовите ребра графа.
Является ли этот граф ориентированным. (Нет, так как ребра проста прямые линии, а вершины равноправны.)
5. Ориентированный граф. (слайд 8)
А это Звездочет - учитель сказочной школы. Он пришел к Доброй фее посоветоваться: Какие истории лучше всего сочинить для его учеников к данным графам, чтобы и русалки, и лесные жители смогли выполнить задания.
Поможем Звездочету?
- Ребята, рассмотрите эти графы.
Придумайте к каждому историю и расскажите нам. (Придумывают индивидуально, затем один ученик рассказывает, другой проверяет и отмечает отношения.)
- Как называются графы такого вида? (Ориентированные.)
III. Итог урока.
Ребята, вы сегодня поняли, что для того, чтобы творить чудеса, не обязательно нужна волшебная палочка. Просто нужно много знать и хотеть помочь.
Что нужно было знать, чтобы помочь всем? (Множества и отношения множеств, как определить истинность высказывания, как построить граф, определить направление стрелок графа и т. д.)
Домашнее задание. (слайд 9)
Из учебника: Задание 34. Задание 35.
Список использованной литературы Использованные материалы и Интернет-ресурсы http://images.yandex.ru/yandsearch
А.В.Горячев Учебник «Информатика в играх и задачах».
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории информатика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ