Методическое планирование системы уроков по информатике в 8 классе "Компьютер как универсальное устройство обработки информации"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Дрокинская средняя общеобразовательная школа
Емельяновского района Красноярского края
Методическое планирование системы уроков по информатике
в 8 классе
«Компьютер как универсальное устройство обработки информации»
подготовила
учитель информатики
Филатова Ольга Сергеевна
с. Дрокино
2012
Методическое планирование системы уроков
по теме: Компьютер как универсальное устройство обработки информации.
Цели:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений о назначении и функциях компьютера
овладение умениями соединения блоков и устройств компьютера, внешних устройств; оперирования компьютерными информационными объектами; выполнения операций с графическим интерфейсом и файловой системой;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов её распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов
Требования к результатам обучения:
Знать/понимать
внутренние устройства, обеспечивающие работу компьютера;
программный принцип работы компьютера;
функции операционной системы;
определение файла, возможности работы с файлами;
основные элементы рабочего стола.
Уметь
открывать, именовать, сохранять объекты;
архивировать и разархивировать файлы;
пользоваться меню и окнами, справочной системой.
Применять
организация работы с персональным компьютером и его периферийным оборудованием;
организация индивидуального информационного пространства, создание личных коллекций информационных объектов.
Класс: 8
Предмет: информатика
№
Тема урока
Дидактические
задачи урока (диагностируемые цели)
Краткое содержание,
основные понятия
Учебные задания, учебные действия учащихся
Организация процесса обучения
(используемые методы, организационные формы и средства)
Мотивация учащихся
(способы мотивирования учащихся)
1.
Основные компоненты компьютера и их функции (практическая работа №2).
1. Организацио-нный момент.
Подготовка учащихся к работе на занятии.
Приветствие, определение отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку. Раскрытие общей темы урока.
Метод: Иформационно-перцептивный,
Форма: фронтальное обучение,
Средства: аудиальные.
непосредственно-побуждающие, перцептивные (слушание), внутренние – мнемические (запоминание темы)
2. Актуализация знаний.
Подготовка учащихся к работе на занятии.
Приветствие, определение отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку.
Метод: Иформационно-перцептивный,
Форма: фронтальное обучение,
Средства: аудиальные.
Непосредственно-побуждающий; действия мышления (анализ)
3. Формирование представлений о основных устройствах ввода и вывода; составе системного блока; основных характеристиках основных устройств компьютера.
Архитектура компьютера,
состав его основных блоков и
функциональное назначении периферийного оборудования.
Восприятие учащимися нового материала, включение учащихся в активную деятельность.
Метод: Информационно-рецептивный,
Форма: фронтальное обучение,
Средства: визуальные (использование доски, ЦОР).
Интеллектуально-побуждающий
4. Формирование умений следовать требованиям техники безопасности и рациональной работы за компьютером; различать устройства ввода и вывода; оценивать возможность компьютера на основе его характеристик; соединять блоки и устройства компьютера.
Раздача группам учащихся печатных заданий на определение: кто или что является источником, а кто или что – приёмником информации.
Поиск решений и обсуждение заданий.
Ученики выполняют практическое задание, затем обсуждение задания.
Метод: репродуктивный;
Форма: индивидуальное обучение;
Средства:
визуальные (ЦОР).
интеллектуально-побуждающие
5. Закрепление знаний и контроль умений соединять блоки и устройства компьютера, получать информацию о характеристиках компьютера.
Отработка навыка соединять блоки и устройства компьютера, получать информацию о характеристиках компьютера
Выполнение практической работы
Метод: репродуктивный;
Форма: индивидуальное обучение;
Средства:
визуальные (ЦОР).
интеллектуально-побуждающие; действия мышления (классификация, обобщение).
6. Подведение итогов (постановка задания на дом).
Дать анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности; показать типичные недостатки в знаниях, умениях и навыках.
Учитель даёт оценку работы класса: показать успешности овладения содержанием урока; вскрыть недостатки, показать пути их преодоления.
Метод: репродуктивный, Форма:фронтальное обучение,
Средства: аудиальные.
перспективно-побуждающие; перцептивные (слушание) действия мышления (анализ); анализ результатов (самоанализ)
2.
Программные принципы работы компьютера (практическая работа №3).
1. Организацио-нный момент.
Подготовка учащихся к работе на занятии.
Приветствие, определение отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку, Раскрытие общей темы урока.
Метод: иформационно-перцептивный,
Форма: фронтальное обучение,
Средства: аудиальные.
непосредственно-побуждающие, перцептивные (слушание), внутренние – мнемические (запоминание темы)
2. Актуализация знаний по материалам предыдущего урока.
Актуализация опорных знаний о устройстве компьютера.
Актуализация знания через выполнение практического задания.
Метод: частично-поисковый
Форма: индивидуальная
Средства: компьютер.
Непосредственно -побуждающий; действия мышления (анализ)
3. Формирование представлений о видах, назначении и устройстве компьютерных сетей.
Сообщение темы, выделение главного, обобщение пройденного матермала вместе с учащимися.
Учащиеся делают конспект разбираемых презентаций.
Метод: частично-поисковый
Форма: фронтальная Средства: проектор и мультимедиа презентация
Формирование личных учебно-познавательных смыслов. Восприятие, осмысление и четкое понимание учебных и познавательных задач. Предположения способов решения задач. Фиксация верных решений в тетрадях.
4. Закрепление знаний и контроль о программном обеспечении компьютера.
Выявление, систематизация и проверка знаний, выявление недостатков и причин их появления.
Выполнение заданий
Метод: репродуктивный, Форма: индивидуальное обучение,
Средство: визуальные (ЦОР).
Рефлексия собственной деятельности на уроке, осмысление новых знаний и умений.
5. Подведение итогов (постановка задания на дом).
Дать анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности; показать типичные недостатки в знаниях, умениях и навыках.
Учитель даёт оценку работы класса: показать успешности овладения содержанием урока; вскрыть недостатки, показать пути их преодоления.
Метод: репродуктивный, Форма: фронтальное обучение,
Средства: аудиальные.
Рефлексия собственной деятельности на уроке, осмысление новых знаний и умений.
3.
Файлы и файловая система (практическая работа №4).
1. Организацио-нный момент.
Подготовка учащихся к работе на занятии.
Приветствие, определение отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку, Раскрытие общей темы урока.
Метод: иформационно-перцептивный,
Форма: фронтальное обучение,
Средства: аудиальные.
непосредственно-побуждающие, перцептивные (слушание), внутренние – мнемические (запоминание темы)
2. Актуализация знаний по материалам предыдущего урока.
Актуализация опорных знаний о программном обеспечении компьютера.
Учитель актуализирует знания через выполнение практического задания.
Метод: репродуктивный,
Форма: индивидуальная,
Средства: мультимедиа презентация.
Самоактуализация знаний, восприятие вопросов, ответы на вопросы, правильность/ неправильность ответов.
3. Формирование представлений о понятиях «файл»; имя файла, путь к файлу, расширение файлов, поиск файлов;
с организацией файлов, файловой структурой дисков, деревом каталога; интерфейс файловой системы.
Сообщение учителем нового материала: «файл»; имя файла, путь к файлу, расширение файлов, поиск файлов;
с организацией файлов, файловой структурой дисков, деревом каталога; интерфейс файловой системы.
Учащиеся воспринимают новый материал, фиксируют основные понятия в тетрадях, задают вопросы.
Метод: частично-поисковый
Форма: фронтальная
Средства: визуальные (ЦОР).
Формирование личных учебно-познавательных смыслов. Восприятие, осмысление и четкое понимание учебных и познавательных задач. Предположения способов решения задач. Фиксация верных решений в тетрадях.
4. Формирование умений выполнять основные операции с файлами.
Практическая работа №4 «Файлы и файловая система»
Учащиеся выполняют практическую работу
Метод: репродуктивный,
Форма: индивидуальная,
Средства: визуальные (ЦОР).
Воспроизведение знаний с помощью печатных заданий. Восприятие заданий, формулирование способов решения, правильность/ неправильность ответов.
5. Закрепление знаний и контроль.
Выявление, систематизация и проверка знаний, выявление недостатков и причин их появления.
Проверка полноты, осознанности, действительности и прочности знаний. Выполнение задания.
Метод: Репродуктивный, Форма: индивидуальное обучение,
Средства: визуальные (ЦОР).
непосредственно-побуждающие; внешние – предметные (письмо) и действия мышления (анализ); контроль (оценка).
6. Подведение итогов (постановка задания на дом).
Анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности; показать типичные недостатки в знаниях, умениях и навыках.
Учитель даёт оценку работы класса: показать успешности овладения содержанием урока; вскрыть недостатки, показать пути их преодоления.
Метод: информационно-рецептивный,
Форма: фронтальная,
Средства: аудиальные.
Рефлексия собственной деятельности на уроке, осмысление новых знаний и умений.
4.
Командное взаимодействие пользователя с компьютером
1. Организационный момент.
Подготовка учащихся к работе на занятии.
Приветствие, определение отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку, Раскрытие общей темы урока.
Метод: иформационно-перцептивный,
Форма: фронтальное обучение,
Средства: аудиальные.
непосредственно-побуждающие, перцептивные (слушание), внутренние – мнемические (запоминание темы)
2. Актуализация знаний по материалам предыдущего урока.
Актуализация опорных знаний о программном и файловом обеспечении компьютера.
Учитель актуализирует знания через выполнение практического задания.
Приложение 1
Метод: репродуктивный,
Форма: индивидуальное обучение,
Средства: визуальные и аудиальные.
Подготовка учащихся к тому виду учебно-познавательной деятельности, который будет доминировать на основном этапе урока.
3. Формирование представлений о понятии графического пользовательского интерфейса, операционной системой, ее видами, функциями и составом.
Понятие графического пользовательского интерфейса, операционной системы, ее видами, функциями и составом.
Объяснение материала, обсуждение с учениками.
Учащиеся делают конспект разбираемых презентаций.
Метод: информационно-рецептивный,
Форма: фронтальное обучение,
Средства: визуальные.
Перцептивные (слушание, рассматривание, наблюдение)
4. Формирование умений настраивать рабочий стол Windows.
Отработка умение настраивать рабочий стол операционной системы Windows
Выполнение настройки рабочего стола.
Метод: частично-поисковый
Форма: индивидуальная
Средства: компьютер
Интеллектуально-побуждающие; действия мышления (анализ, сравнение)
5. Закрепление знаний и контроль.
Выявление, систематизация и проверка знаний, выявление недостатков и причин их появления.
Выполнение заданий, которое покажет, насколько материал сегодняшнего урока усвоен учениками.
Метод: Репродуктивный, Форма: индивидуальное обучение,
Средства: визуальные (задания)
непосредственно-побуждающие; внешние – предметные (письмо) и действия мышления (анализ); контроль (оценка).
6. Подведение итогов (постановка задания на дом).
Анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности;
Оценка работы класса: показать успешности овладения содержанием урока..
Метод: репродуктивный, Форма: фронтальное обучение,
Средства: аудиальные.
перспективно-побуждающие; перцептивные (слушание) действия мышления (анализ); анализ результатов (самоанализ).
5.
Обобщающий урок по теме «Компьютер как универсальное устройство обработки информации»
Определение уровня усвоения знаний по теме «Компьютер как универсальное устройство обработки информации».
Проверка полноты, осознанности, действительности и прочности знаний по системе понятий темы «Компьютер как универсальное устройство обработки информации» в виде теста.
Учитель проводит инструктаж по выполнению контрольной работы, учащиеся самостоятельно отвечают на интерактивный тест состоящий из 30 вопросов
Приложение 1
Метод: репродуктивный, Форма: индивидуальное обучение,
Средства: визуальные (ЦОР).
контроль, оценка, анализ результатов (самоконтроль, самооценка, самоанализ).
Список источников:
Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям
Примерная программа среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на базовом уровне.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории информатика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ