МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ ПРИ ОБУЧЕНИИ В СТАРШИХ КЛАССАХ













модульно-рейтинговая система оценки знаний на уроках информатики и икт при обучении в старших классах












Учитель информатики и ИКТ

МОКУ «Ларбинская СОШ»,

Потёмкина Ирина Анатольевна.












2012 г.


В последние годы в российской педагогике идет процесс переосмысления системы оценки учебных достижений учащихся. Становится очевидным, что одной из задач школы должно стать создание условий, способствующих стремлению к самообразованию, самопознанию личности, а также развитию мотивации достижения успеха, т.е. формированию ключевых компетенций учащихся.

Согласно концепции модернизации Российского образования, при оценивании учебных достижений учащихся важно акцентировать внимание на процесс становления ключевых компетенций будущего специалиста. А для этого необходимо устранить следующие недостатки в традиционной системе оценивания знаний:

  • В процессе проверки преподаватели ориентируются преимущественно на проверку знаний и базовых алгоритмических умений, а не на способность самостоятельно действовать в новых ситуациях;

  • Неправильная мотивация учащихся: желание получить хорошую оценку ради оценки;

  • Отсутствие четкой системы контроля, которая позволяла бы отслеживать усвоение учащимися всех элементов содержания образования на каждом этапе обучения;

  • Недостаточность пятибалльной шкалы, которая ставит участников образовательного процесса в жесткие рамки и необъективно отражает динамику достижений учащихся.

Наша традиционная система оценивания – это система «вычитания»: 5 баллов – задание выполнено без замечаний, «4» - за 1 ошибку, 2 ошибки - «3» и т.д. Ситуация «вычитания» порождает тревожность у обучаемого. У него нет положительного стимула, его сравнивают с некоторым недостижимым эталоном, и он все время «плохой». Кроме того часто возникает неоднозначная ситуация, когда на «хорошо» ученик не знает, но прикладывает все усилия и старания, а «удовлетворительно» поставить – рука не поднимается. Поэтому нужны технологии и механизм перехода на другие системы оценивания.

Современные исследователи предлагают введение накопительной системы оценок, к которой относятся известные в отечественной системе обучения мониторинг, рейтинговое оценивание, портфолио. К накопительной оценке относятся, кроме того, используемые для оценивания интервью, деловые игры, дневники самооценивания, метод заключения соглашения и другие методы.

Накопительные оценки позволяют обучающимся формировать положительное отношение к учебе, так как дают им возможность продемонстрировать то, как много они знают и умеют. А это есть «суммирующая» система оценивания.

Остановимся более подробно на новой для российских школ модульно-рейтинговой технологии.

Модульная технология известна ещё с 70-х годов XX века и рекомендована для обучения как взрослых, так и молодёжи.

В основу методики положены основополагающие принципы:

  • обоснованность и гласность оценивания;

  • открытость и наглядность оценок;

  • объективность оценки и самооценки знаний;

  • индивидуализация обучения;

  • самостоятельность изучения;

  • изучение учебного материала модулями.

А рейтинг предполагает выставление суммарной интегральной оценки, которая бы характеризовала выполненный уровень и объём работы ученика в процессе усвоения учебного материала. Рейтинг - это объективный интегральный критерий качества знаний учащегося, равный сумме заработанных учеником баллов за различные контрольные мероприятия. Рейтинг - это модель оплаты учебного труда учащегося.

Задачи, стоящие перед учителем:

  • сформулировать окончательную учебную цель модуля и промежуточные цели на каждом этапе усвоения материала;

  • разбить изучаемый материал на модули;

  • разработать систему контрольных мероприятий по каждому модулю;

  • выполнить разбалловку материала таким образом, чтобы учтены были все виды деятельности учащихся.

Приведу пример, как я применяю модульно-рейтинговую систему при изучении информатики в 10 классе. В работе использую учебник Н. Д. Угриновича.

Весь курс разбит на 4 модуля:

  1. Информация. Системы счисления – 27 ч.

  2. Архитектура компьютера и защита информации – 12 ч.

  3. Основы логики и логические основы компьютера – 19 ч.

  4. Информационные технологии – 12 ч.

Нецелесообразно применять МР-технологию по всем темам, т.к. технология требует усиленной, напряжённой работы ученика. Важно не перегружать ребят заданиями, а формировать самостоятельность и настойчивость в изучении дисциплины. Ведь помимо информатики есть и другие учебные предметы.

Рассмотрим на примере модуля «Основы логики и логические основы компьютера»

Таблица 1

Кол-во ч-ов

Тема раздела

Цели и задачи

Знания и умения

1

  1. 1.Формы мышления

Сформировать у учащихся понятие форм мышления, сформировать понятие: логическое высказывание.

Учащиеся должны знать:

формы мышления, знание понятия логического высказывания.

Учащиеся должны уметь:

приводить примеры логических высказываний (простых и составных);

1

2.Логические операции: инверсия, конъюнкция, дизъюнкция, исключающее ИЛИ, импликация, эквивалентность.

Сформировать у учащихся понятия: логические операции

Учащиеся должны знать:

логические величины, логические операции.

Учащиеся должны уметь:

называть логические величины и строить для них таблицы истинности, логические операции.

3

3.Логические выражения и построение таблиц истинности

Сформировать у учащихся практические умения и навыки построения таблиц истинности в ручном режиме и с помощью электронных таблиц.

Учащиеся должны знать:

приоритет операций

Учащиеся должны уметь:

записывать высказывания в виде логического выражения и наоборот.


К каждой теме модуля учитель формирует банк данных. В него входят:

  1. Литература, указание образовательных сайтов, методический материал, предоставляемый учителем по данной теме.

  2. Задания домашние и классные (практические и теоретические), лабораторные работы.

  3. Рейтинговая таблица (оценочный лист).

  4. Шкала перевода полученных баллов в оценку.

  5. Программа самостоятельной работы учащегося. (Таблица 2)





Таблица 2

Номера разделов и тем дисциплины

Виды самостоятельной работы ученика

Сроки выполнения

Формы контроля


Объём часов

Тема 1

Тема 2

Тема 3

Тема 4

Тема 5

Изучение §__, письменное задание № ___

Изучение §__, письменное задание № ___

Изучение §__, письменное задание № ___


Опрос, проверка дом. зад., тест, классная самост-ая работа, контр. работа

1

1

1

ИТОГО

19 ч.

  1. Требования к уровню освоения модуля: знания и умения (см. табл. 1).

К теме 3. Логические выражения и построение таблиц истинности можно предложить следующий материал.

Литература:

  1. Е.М.Зорина, М.В. Зорин «Информатика. Сборник заданий», Москва, Эксмо, 2011г.;

  2. Н.Д. Угринович «Информатика и ИКТ» (базовый уровень, профильный уровень);

  3. http://kpolyakov.narod.ru/school/ege.htm

Задания типа:

1. Составьте таблицы истинности для следующих логических выражений:

а) F = (XY)VZ;

б) F = X&YVZ;

2. Для какого из указанных значение Х истинно высказывание ((X>4)→(X>5))/\(X<4)→(X<5)?

  1. 6

  2. 5

  3. 3

  4. 4.

3. и др.

Подобрать дифференцированные задания разнообразной тематики не представляет большой сложности. У каждого учителя уже наработана огромная база заданий. Прежде всего необходимо опираться на требования к уровню подготовки учащихся, а также подбирать задания, аналогичные заданиям ЕГЭ по информатике и ИКТ.

Лабораторные работы к указанной теме:

  1. «Получение таблиц истинности операций логического умножения, логического сложения, логического отрицания»,

  2. «Определение истинности составного логического высказывания с использованием NumLock Calculator»,

  3. «Построение таблиц истинности с использованием электронных таблиц Microsoft Excel».

Лабораторные работы включают в себя:

  1. Постановка цели;

  2. Алгоритм выполнения работы;

  3. Защита работы (теоретические вопросы, описание хода работы).

Далее учителем составляется оценочный лист и оценочная таблица 3:

Таблица 3

Наименование

вида работ

Тема/Дата

Начисленные баллы

Штрафные баллы

Поощрительные баллы

Итоговая оценка за модуль

Тема 1/ …

Тема 2/…

Тема 3/…





Посещаемость









Ведение тетради









Устный ответ









Выполнение домашнего задания









Классная работа









Творческое задание









Реферат, сообщение, выступление









Лабораторная работа









Самостоятельная работа









0 баллов – не пришел на урок,

1 балл – пришел на урок.

2 балл – ответ на вопрос учителя по принципу «да»- «нет», дополнение к ответу товарища;

3 балла – аккуратное и систематическое ведение тетради,

4 балла – полный (развёрнутый) ответ на вопрос учителя (проверяется знание теории), анализ ответа одноклассников;

5 баллов – за выполнение творческих заданий (например, записать пословицы, поговорки в виде логического выражения);

6 баллов – за подготовку дополнительного материала (например, подготовка реферата по теме «Многозначные логики», «Применение логики в софизмах», «История развития элементарной базы» и др.);

7 баллов – за выполнение домашнего задания (не менее 90 % правильно выполненной работы);

8 баллов – за подготовку доклада, сообщения, реферата с сопутствующим визуальным представлением материала (иллюстрации, презентация);

9 баллов – за выполнение письменных классных заданий (не менее 80%); выполнение самостоятельных работ (задания предоставляются каждому ученику).

10 баллов – за выполнение лабораторной работы (контрольной работы).

Почему выполнение лабораторной работы оценивается максимальным баллом? Во-первых, при изучении модуля, на этот вид работы отводится не много уроков, а значит, выполнив все требования к оформлению и защите, можно набрать до 30 баллов, что сразу же повышает уровень самооценки учеников. Во-вторых, всё, что оценивалось малым количеством баллов, а именно: аккуратность записей, полный ответ на вопрос, знание теоретического материала, умение объяснить свои действия, всё это и вошло в оценочные 10 баллов.

Дополнительные 1-5 баллов добавляются после изучения модуля за изготовление дидактического и/или раздаточного материала, за выполнение индивидуальных заданий учителя и т.д.

Кроме того добавляются поощрительные 1-7 баллов за прилежание (за помощь одноклассникам при освоении темы, за консультации, за своевременное выполнение и сдачу работ).

По желанию учащихся можно так же использовать систему «штрафных» баллов. Так, например, непосещение урока «снимает» 2 балла, а несвоевременное выполнение задания – 4 балла, неаккуратное ведение тетради – 3 балла и т.д. В случае болезни пропущенное занятие должно быть «отработано» без снятия баллов в течение недели, со снятием 25%, 50%, 75% за последующие 2-ю, 3-ю, 4-ю недели.

Когда тема изучена, все заработанные баллы суммируются и переводятся в обычную систему оценивания. На оценку «5», например, необходимо набрать 85 и более баллов, на «4» – 61 - 84 баллов, на «3» - 31 - 60 баллов, «2» ставится за 0 – 30 баллов. Для учащихся, желающих повысить оценку, предусмотрена зачётная система. На зачёт можно вынести теоретические вопросы, практические задания (целесообразно подбирать задания как с выбором правильного ответа, так и с кратким ответом и задания с развёрнутым ответом), творческие вопросы (например, проследить по логической схеме триггера запрещённую ситуацию и пояснить её и др.).

Усвоение учениками содержания модуля осуществляется с помощью промежуточного и итогового контроля.

Промежуточный контроль знаний осуществляется с помощью опроса и проверки домашних заданий.

Формой итогового контроля служит контрольная работа (или тест).

У модульно-рейтинговой системы, как и в любом начинании, есть как преимущества так и недостатки.

Достоинства:

во-первых, ученик в начале изучения модуля знакомится с тем, что он должен усвоить, в каком объёме, в какие сроки. Так же ему известно, что он должен уметь и знать после изучения модуля;

во-вторых, ученик самостоятельно планирует своё время при изучении модуля, самостоятельно распределяет свои силы;

в-третьих, учитель наблюдает и координирует учебный процесс со стороны, таким образом вовремя выявляя трудности у учеников и оказывая индивидуальную помощь;

в-четвёртых, повышается посещаемость и дисциплина на уроках;

в-пятых, стрессовые ситуации по поводу получения неудовлетворительных оценок сводятся к нулю;

в-шестых, возникает возможность у любого ученика «соревноваться» с более успевающими учениками.

К недостаткам я бы отнесла:

во-первых, трудности учителя, связанные с изменением привычного стиля ведения уроков. Ведущая роль учителя преобразуется в направляющую и контролирующую.

во-вторых, на плечи учителя ложится большой объем подготовительной, консультативной и проверочной работы;

в-третьих, учащиеся, недостаточно мотивированные на учёбу очень затягивают со сдачей всех задолженностей, что мешает как работе учителя так и работе других учеников.

Несмотря на то, что в моей деятельности практического опыта по применению модульно-рейтинговой системы ещё недостаточно, хочу отметить, что в данной технологии есть рациональное зерно в вопросах повышения компетентности учащихся и учителя.















Литература:

  1. Гузеев В. В. Оценка, рейтинг, тест // Школьные технологии. – 1998. – № 3.

  2. Устинова Л. Г. Творческий потенциал и рейтинговая технология обучения // Школьные технологии. – 2002. – № 2.

  3. Загашев И.О. Лекционный материал «Рейтинговая накопительная система оценивания образовательных результатов учащихся».

  4. Современные средства оценивания результатов обучения [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Л.Ю.Козырева; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им. В. М. Шукшина, 2009.

  5. III Всероссийская научно-методическая конференция  «Развитие системы тестирования в России».

  6. http://asschool20.edusite.ru/DswMedia/metodrab.htm;

  7. http://festival.1september.ru/articles/500050/.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории информатика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ