МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ ПРИ ОБУЧЕНИИ В СТАРШИХ КЛАССАХ
модульно-рейтинговая система оценки знаний на уроках информатики и икт при обучении в старших классах
Учитель информатики и ИКТ
МОКУ «Ларбинская СОШ»,
Потёмкина Ирина Анатольевна.
2012 г.
В последние годы в российской педагогике идет процесс переосмысления системы оценки учебных достижений учащихся. Становится очевидным, что одной из задач школы должно стать создание условий, способствующих стремлению к самообразованию, самопознанию личности, а также развитию мотивации достижения успеха, т.е. формированию ключевых компетенций учащихся.
Согласно концепции модернизации Российского образования, при оценивании учебных достижений учащихся важно акцентировать внимание на процесс становления ключевых компетенций будущего специалиста. А для этого необходимо устранить следующие недостатки в традиционной системе оценивания знаний:
В процессе проверки преподаватели ориентируются преимущественно на проверку знаний и базовых алгоритмических умений, а не на способность самостоятельно действовать в новых ситуациях;
Неправильная мотивация учащихся: желание получить хорошую оценку ради оценки;
Отсутствие четкой системы контроля, которая позволяла бы отслеживать усвоение учащимися всех элементов содержания образования на каждом этапе обучения;
Недостаточность пятибалльной шкалы, которая ставит участников образовательного процесса в жесткие рамки и необъективно отражает динамику достижений учащихся.
Наша традиционная система оценивания – это система «вычитания»: 5 баллов – задание выполнено без замечаний, «4» - за 1 ошибку, 2 ошибки - «3» и т.д. Ситуация «вычитания» порождает тревожность у обучаемого. У него нет положительного стимула, его сравнивают с некоторым недостижимым эталоном, и он все время «плохой». Кроме того часто возникает неоднозначная ситуация, когда на «хорошо» ученик не знает, но прикладывает все усилия и старания, а «удовлетворительно» поставить – рука не поднимается. Поэтому нужны технологии и механизм перехода на другие системы оценивания.
Современные исследователи предлагают введение накопительной системы оценок, к которой относятся известные в отечественной системе обучения мониторинг, рейтинговое оценивание, портфолио. К накопительной оценке относятся, кроме того, используемые для оценивания интервью, деловые игры, дневники самооценивания, метод заключения соглашения и другие методы.
Накопительные оценки позволяют обучающимся формировать положительное отношение к учебе, так как дают им возможность продемонстрировать то, как много они знают и умеют. А это есть «суммирующая» система оценивания.
Остановимся более подробно на новой для российских школ модульно-рейтинговой технологии.
Модульная технология известна ещё с 70-х годов XX века и рекомендована для обучения как взрослых, так и молодёжи.
В основу методики положены основополагающие принципы:
обоснованность и гласность оценивания;
открытость и наглядность оценок;
объективность оценки и самооценки знаний;
индивидуализация обучения;
самостоятельность изучения;
изучение учебного материала модулями.
А рейтинг предполагает выставление суммарной интегральной оценки, которая бы характеризовала выполненный уровень и объём работы ученика в процессе усвоения учебного материала. Рейтинг - это объективный интегральный критерий качества знаний учащегося, равный сумме заработанных учеником баллов за различные контрольные мероприятия. Рейтинг - это модель оплаты учебного труда учащегося.
Задачи, стоящие перед учителем:
сформулировать окончательную учебную цель модуля и промежуточные цели на каждом этапе усвоения материала;
разбить изучаемый материал на модули;
разработать систему контрольных мероприятий по каждому модулю;
выполнить разбалловку материала таким образом, чтобы учтены были все виды деятельности учащихся.
Приведу пример, как я применяю модульно-рейтинговую систему при изучении информатики в 10 классе. В работе использую учебник Н. Д. Угриновича.
Весь курс разбит на 4 модуля:
Информация. Системы счисления – 27 ч.
Архитектура компьютера и защита информации – 12 ч.
Основы логики и логические основы компьютера – 19 ч.
Информационные технологии – 12 ч.
Нецелесообразно применять МР-технологию по всем темам, т.к. технология требует усиленной, напряжённой работы ученика. Важно не перегружать ребят заданиями, а формировать самостоятельность и настойчивость в изучении дисциплины. Ведь помимо информатики есть и другие учебные предметы.
Рассмотрим на примере модуля «Основы логики и логические основы компьютера»
Таблица 1
Кол-во ч-ов
Тема раздела
Цели и задачи
Знания и умения
1
1.Формы мышления
Сформировать у учащихся понятие форм мышления, сформировать понятие: логическое высказывание.
Учащиеся должны знать:
формы мышления, знание понятия логического высказывания.
Учащиеся должны уметь:
приводить примеры логических высказываний (простых и составных);
1
2.Логические операции: инверсия, конъюнкция, дизъюнкция, исключающее ИЛИ, импликация, эквивалентность.
Сформировать у учащихся понятия: логические операции
Учащиеся должны знать:
логические величины, логические операции.
Учащиеся должны уметь:
называть логические величины и строить для них таблицы истинности, логические операции.
3
3.Логические выражения и построение таблиц истинности
Сформировать у учащихся практические умения и навыки построения таблиц истинности в ручном режиме и с помощью электронных таблиц.
Учащиеся должны знать:
приоритет операций
Учащиеся должны уметь:
записывать высказывания в виде логического выражения и наоборот.
…
…
…
К каждой теме модуля учитель формирует банк данных. В него входят:
Литература, указание образовательных сайтов, методический материал, предоставляемый учителем по данной теме.
Задания домашние и классные (практические и теоретические), лабораторные работы.
Рейтинговая таблица (оценочный лист).
Шкала перевода полученных баллов в оценку.
Программа самостоятельной работы учащегося. (Таблица 2)
Таблица 2
Номера разделов и тем дисциплины
Виды самостоятельной работы ученика
Сроки выполнения
Формы контроля
Объём часов
Тема 1
Тема 2
Тема 3
Тема 4
Тема 5
…
Изучение §__, письменное задание № ___
Изучение §__, письменное задание № ___
Изучение §__, письменное задание № ___
…
Опрос, проверка дом. зад., тест, классная самост-ая работа, контр. работа
1
1
1
ИТОГО
19 ч.
Требования к уровню освоения модуля: знания и умения (см. табл. 1).
К теме 3. Логические выражения и построение таблиц истинности можно предложить следующий материал.
Литература:
Е.М.Зорина, М.В. Зорин «Информатика. Сборник заданий», Москва, Эксмо, 2011г.;
Н.Д. Угринович «Информатика и ИКТ» (базовый уровень, профильный уровень);
…
Задания типа:
1. Составьте таблицы истинности для следующих логических выражений:
а) F = (X&¬Y)VZ;
б) F = X&YVZ;
…
2. Для какого из указанных значение Х истинно высказывание ((X>4)→(X>5))/\(X<4)→(X<5)?
6
5
3
4.
3. и др.
Подобрать дифференцированные задания разнообразной тематики не представляет большой сложности. У каждого учителя уже наработана огромная база заданий. Прежде всего необходимо опираться на требования к уровню подготовки учащихся, а также подбирать задания, аналогичные заданиям ЕГЭ по информатике и ИКТ.
Лабораторные работы к указанной теме:
«Получение таблиц истинности операций логического умножения, логического сложения, логического отрицания»,
«Определение истинности составного логического высказывания с использованием NumLock Calculator»,
«Построение таблиц истинности с использованием электронных таблиц Microsoft Excel».
Лабораторные работы включают в себя:
Постановка цели;
Алгоритм выполнения работы;
Защита работы (теоретические вопросы, описание хода работы).
Далее учителем составляется оценочный лист и оценочная таблица 3:
Таблица 3
Наименование
вида работ
Тема/Дата
Начисленные баллы
Штрафные баллы
Поощрительные баллы
Итоговая оценка за модуль
Тема 1/ …
Тема 2/…
Тема 3/…
…
…
Посещаемость
Ведение тетради
Устный ответ
Выполнение домашнего задания
Классная работа
Творческое задание
Реферат, сообщение, выступление
Лабораторная работа
Самостоятельная работа
0 баллов – не пришел на урок,
1 балл – пришел на урок.
2 балл – ответ на вопрос учителя по принципу «да»- «нет», дополнение к ответу товарища;
3 балла – аккуратное и систематическое ведение тетради,
4 балла – полный (развёрнутый) ответ на вопрос учителя (проверяется знание теории), анализ ответа одноклассников;
5 баллов – за выполнение творческих заданий (например, записать пословицы, поговорки в виде логического выражения);
6 баллов – за подготовку дополнительного материала (например, подготовка реферата по теме «Многозначные логики», «Применение логики в софизмах», «История развития элементарной базы» и др.);
7 баллов – за выполнение домашнего задания (не менее 90 % правильно выполненной работы);
8 баллов – за подготовку доклада, сообщения, реферата с сопутствующим визуальным представлением материала (иллюстрации, презентация);
9 баллов – за выполнение письменных классных заданий (не менее 80%); выполнение самостоятельных работ (задания предоставляются каждому ученику).
10 баллов – за выполнение лабораторной работы (контрольной работы).
Почему выполнение лабораторной работы оценивается максимальным баллом? Во-первых, при изучении модуля, на этот вид работы отводится не много уроков, а значит, выполнив все требования к оформлению и защите, можно набрать до 30 баллов, что сразу же повышает уровень самооценки учеников. Во-вторых, всё, что оценивалось малым количеством баллов, а именно: аккуратность записей, полный ответ на вопрос, знание теоретического материала, умение объяснить свои действия, всё это и вошло в оценочные 10 баллов.
Дополнительные 1-5 баллов добавляются после изучения модуля за изготовление дидактического и/или раздаточного материала, за выполнение индивидуальных заданий учителя и т.д.
Кроме того добавляются поощрительные 1-7 баллов за прилежание (за помощь одноклассникам при освоении темы, за консультации, за своевременное выполнение и сдачу работ).
По желанию учащихся можно так же использовать систему «штрафных» баллов. Так, например, непосещение урока «снимает» 2 балла, а несвоевременное выполнение задания – 4 балла, неаккуратное ведение тетради – 3 балла и т.д. В случае болезни пропущенное занятие должно быть «отработано» без снятия баллов в течение недели, со снятием 25%, 50%, 75% за последующие 2-ю, 3-ю, 4-ю недели.
Когда тема изучена, все заработанные баллы суммируются и переводятся в обычную систему оценивания. На оценку «5», например, необходимо набрать 85 и более баллов, на «4» – 61 - 84 баллов, на «3» - 31 - 60 баллов, «2» ставится за 0 – 30 баллов. Для учащихся, желающих повысить оценку, предусмотрена зачётная система. На зачёт можно вынести теоретические вопросы, практические задания (целесообразно подбирать задания как с выбором правильного ответа, так и с кратким ответом и задания с развёрнутым ответом), творческие вопросы (например, проследить по логической схеме триггера запрещённую ситуацию и пояснить её и др.).
Усвоение учениками содержания модуля осуществляется с помощью промежуточного и итогового контроля.
Промежуточный контроль знаний осуществляется с помощью опроса и проверки домашних заданий.
Формой итогового контроля служит контрольная работа (или тест).
У модульно-рейтинговой системы, как и в любом начинании, есть как преимущества так и недостатки.
Достоинства:
во-первых, ученик в начале изучения модуля знакомится с тем, что он должен усвоить, в каком объёме, в какие сроки. Так же ему известно, что он должен уметь и знать после изучения модуля;
во-вторых, ученик самостоятельно планирует своё время при изучении модуля, самостоятельно распределяет свои силы;
в-третьих, учитель наблюдает и координирует учебный процесс со стороны, таким образом вовремя выявляя трудности у учеников и оказывая индивидуальную помощь;
в-четвёртых, повышается посещаемость и дисциплина на уроках;
в-пятых, стрессовые ситуации по поводу получения неудовлетворительных оценок сводятся к нулю;
в-шестых, возникает возможность у любого ученика «соревноваться» с более успевающими учениками.
К недостаткам я бы отнесла:
во-первых, трудности учителя, связанные с изменением привычного стиля ведения уроков. Ведущая роль учителя преобразуется в направляющую и контролирующую.
во-вторых, на плечи учителя ложится большой объем подготовительной, консультативной и проверочной работы;
в-третьих, учащиеся, недостаточно мотивированные на учёбу очень затягивают со сдачей всех задолженностей, что мешает как работе учителя так и работе других учеников.
Несмотря на то, что в моей деятельности практического опыта по применению модульно-рейтинговой системы ещё недостаточно, хочу отметить, что в данной технологии есть рациональное зерно в вопросах повышения компетентности учащихся и учителя.
Литература:
Гузеев В. В. Оценка, рейтинг, тест // Школьные технологии. – 1998. – № 3.
Устинова Л. Г. Творческий потенциал и рейтинговая технология обучения // Школьные технологии. – 2002. – № 2.
Загашев И.О. Лекционный материал «Рейтинговая накопительная система оценивания образовательных результатов учащихся».
Современные средства оценивания результатов обучения [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Л.Ю.Козырева; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им. В. М. Шукшина, 2009.
III Всероссийская научно-методическая конференция «Развитие системы тестирования в России».
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории информатика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ